Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-528/2021 ~ М-504/2021 от 28.04.2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 мая 2021 года г. Братск

Братский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Куклина Ф.С.,

при секретаре Кудреватых А.С.,

с участием заместителя прокурора Братского района Иркутской области Альхименко Е.И., представителя ответчика администрации Харанжинского сельского поселения - Кияницы О.О., действующего на основании доверенности,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело *** по исковому заявлению прокурора Братского района Иркутской области в интересах Харанжинского муниципального образования к администрации Харанжинского сельского поселения, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Шепенда С.П., о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства о муниципальной службе,

УСТАНОВИЛ:

В обоснование исковых требований прокурор Братского района Иркутской области, действующий в интересах Харанжинского муниципального образования, указал, что прокуратурой района в деятельности администрации Харанжинского сельского поселения выявлены нарушения исполнения законодательства о муниципальной службе. Установлено, что в администрации Харанжинского сельского поселения в должности ведущего специалиста администрации Харанжинского муниципального образования на основании трудового договора *** от **.**.**** проходит службу Шепенда С.П., у которой отсутствует необходимый уровень профессионального образования. В рамках проверки в прокуратуру района предоставлена копия свидетельства ОГБУ дополнительного профессионального образования «Учебно-методический центр развития социального обслуживания» о профессии рабочего, должностного служащего, которое не относится к учреждениям среднего образования. Прокуратурой района **.**.**** в адрес главы администрации Харанжинского сельского поселения внесено представление об устранении нарушений законодательства о муниципальной службе, по результатам рассмотрения которого нарушения законодательства не устранены. Таким образом, требование прокурора до настоящего времени не исполнено. Принимая во внимание, что жители Харанжинского сельского поселения имеют право на осуществление в их интересах функций местного самоуправления компетентными и профессиональными муниципальными служащими, игнорирование требований законодательства о муниципальной службе влечет существенное нарушение интересов общества и государства в целом, а также Харанжинского муниципального образования.

Просит суд обязать администрацию Харанжинского сельского поселения устранить нарушения законодательства о муниципальной службе путем досрочного расторжения трудового договора *** от **.**.**** с муниципальным служащим Шепендой С.П. с момента вступления решения суда в законную силу по п. 11 ст. 77 ТК РФ вследствие нарушения установленных ТК РФ или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения работы (ст. 84 ТК РФ).

В судебном заседании заместитель прокурора Братского района Иркутской области Альхименко Е.И. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила суд исковые требования удовлетворить.

В судебном заседании представитель ответчика администрации Харанжинского сельского поселения - Кияница О.О., действующий на основании доверенности, не возражал против удовлетворения исковых требований прокурора Братского района Иркутской области

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - Шепенда С.П. в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, представила ходатайство о рассмотрении данного гражданского дела в ее отсутствие.

Суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, надлежащим образом извещенного о дате, времени и месте судебного разбирательства, в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав заместителя прокурора Братского района Иркутской области Альхименко Е.И., представителя ответчика администрации Харанжинского сельского поселения - Кияницу О.О., действующего на основании доверенности, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему выводу.

В силу п. 3 ст. 6 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» профилактика коррупции осуществляется путем применения следующей основной меры - предъявление в установленном законом порядке квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение государственных или муниципальных должностей и должностей государственной или муниципальной службы, а также проверка в установленном порядке сведений, представляемых указанными гражданами.

Муниципальная служба в соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» - это профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).

В п. 3 ст. 4 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» закреплен принцип профессионализма и компетентности муниципальных служащих.

Для замещения должности муниципальной службы требуется соответствие квалификационным требованиям к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы или работы по специальности, направлению подготовки, знаниям и умениям, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей, а также при наличии соответствующего решения представителя нанимателя (работодателя) - к специальности, направлению подготовки. Квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки, необходимым для замещения должностей муниципальной службы, устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы. Квалификационные требования к знаниям и умениям, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются в зависимости от области и вида профессиональной служебной деятельности муниципального служащего его должностной инструкцией. Должностной инструкцией муниципального служащего могут также предусматриваться квалификационные требования к специальности, направлению подготовки (ч. 1, ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»).

Согласно ст. 6 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации.

Так в соответствии с Федеральным законом от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» на территории Иркутской области действуют Закон Иркутской области от 15.10.2007 № 88-оз «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Иркутской области» (принят Постановлением Законодательного Собрания Иркутской области от 19.09.2007 № 34/2/3-СЗ) (вместе с «Положением о порядке сдачи квалификационного экзамена муниципальными служащими и оценки их знаний, навыков и умений (профессионального уровня)», «Типовым положением о проведении аттестации муниципальных служащих») и Закон Иркутской области от 15.10.2007 № 89-оз «О Реестре должностей муниципальной службы в Иркутской области и соотношении должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы Иркутской области» (принят Постановлением Законодательного Собрания Иркутской области от 19.09.2007 № 34/3/3-СЗ).

В соответствии со ст. 5 Закона Иркутской области от 15.10.2007 № 88-оз «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Иркутской области» квалификационные требования для замещения должностей муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе следующих типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы: требования к уровню профессионального образования:

- в органах местного самоуправления, аппаратах избирательных комиссий городских округов, муниципальных районов и городских поселений с численностью населения свыше 10000 человек: а) по высшим, главным, ведущим, старшим должностям муниципальной службы - наличие высшего образования; б) по младшим должностям муниципальной службы - наличие среднего профессионального образования;

- в органах местного самоуправления, аппаратах избирательных комиссий городских поселений с численностью населения менее 10000 человек, сельских поселений: по высшим, главным, ведущим и старшим должностям муниципальной службы - наличие высшего образования; по младшим должностям муниципальной службы - наличие среднего профессионального образования.

В соответствии с Законом Иркутской области от 15.10.2007 № 89-оз «О Реестре должностей муниципальной службы в Иркутской области и соотношении должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы Иркутской области» должности специалиста и ведущего специалиста относятся к младшим должностям муниципальной службы.

Таким образом, в соответствии с Законом Иркутской области от 15.10.2007 № 88-оз «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Иркутской области» и Законом Иркутской области от 15.10.2007 № 89-оз «О Реестре должностей муниципальной службы в Иркутской области и соотношении должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы Иркутской области» в органах местного самоуправления с численностью населения менее 10000 человек, сельских поселений к младшим должностям муниципальной службы предъявляются требования к уровню профессионального образования - наличие среднего профессионального образования, соответствующего направлению деятельности, без предъявления требований к стажу.

В судебном заседании установлено, что в администрации Харанжинского сельского поселения в должности ведущего специалиста администрации Харанжинского муниципального образования на основании трудового договора *** от **.**.**** проходит службу Шепенда С.П.

Вместе с тем в судебном заседании установлено, что на основании решения о проведении проверки *** от **.**.****, прокуратурой Братского района Иркутской области в период с **.**.**** по **.**.**** проведена проверка по факту несоответствия кадрового состава администрации Харанжинского сельского поселения квалификационным требованиям.

Согласно акту проверки исполнения требований законодательства о муниципальной службе от **.**.****, в ходе проверки установлены нарушения требований законодательства о муниципальной службе, а именно у ведущего специалиста администрации Харанжинского муниципального образования Шепенды С.П. отсутствует необходимый уровень профессионального образования.

В судебном заседании установлено, что в рамках проверки в прокуратуру Братского района Иркутской области администрацией Харанжинского муниципального образования предоставлена копия свидетельства ОГБУ дополнительного профессионального образования «Учебно-методический центр развития социального обслуживания» о профессии рабочего, должностного служащего, которым присвоена квалификация - социальный работник, которое в соответствии с действующим законодательством, не относится к учреждениям среднего образования.

**.**.**** прокуратурой Братского района Иркутской области в адрес главы Харанжинского муниципального образования Богачева А.В. было внесено представление *** об устранении нарушений законодательства о муниципальной службе.

Вместе с тем, в судебном заседании установлено и доказательств обратного суду не представлено, что до настоящего времени администрацией Харанжинского сельского поселения не устранены нарушения законодательства о муниципальной службе.

При этом в судебное заседание **.**.**** Шепенда С.П. представила диплом о среднем профессиональном образовании, выданный Государственным автономным профессиональным образовательным учреждением Иркутской области «Братский профессиональный техникум» г. Иркутск **.**.****, регистрационный номер ***, согласно которому Шепенде С.П. присуждена квалификация бухгалтер 113804 0001083. При этом на другом листе указанного диплома указан номер ***

Вместе с тем, в судебном заседании установлено, что согласно информации Государственного автономного профессионального образовательного учреждения Иркутской области «Братский профессиональный техникум» *** от **.**.****, документ о среднем профессиональном образовании серии ***, регистрационный номер *** от **.**.**** на имя Шепенды С.П. не выдавался. Шепенда С.П. не обучалась в данном образовательном учреждении. Серия документов о среднем профессиональном образовании в данном учреждении ***, а последний регистрационный номер в настоящее время ***.

Таким образом, суд приходит к выводу, что у Шепенды С.П. отсутствует необходимый уровень профессионального образования для замещения должности муниципальной службы - ведущего специалиста администрации Харанжинского муниципального образования.

При этом суд учитывает, что принятие на муниципальную службу лица, не соответствующего квалификационным требованиям, нарушает права муниципального образования, неопределенного круга лиц, поскольку на указанную должность органа местного самоуправления назначено лицо без учета требований закона, регулирующего отношения муниципальной службы и устанавливающего специальные требования к муниципальным служащим, что противоречит принципу профессионализма и компетентности исполнения своих обязанностей муниципальными служащими, установленных ст. 4 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что принятие Шепенду С.П. на муниципальную службу и заключение с ней трудового договора осуществлены с нарушением законодательства, поскольку последняя не соответствует квалификационным требованиям, предъявляемым к уровню профессионального образования, необходимому для замещения указанной должности.

На муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными Федеральным законом от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».

Согласно п. 11 ст. 77 ТК РФ, одним из оснований для прекращения трудового договора является нарушение установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения работы (ст. 84 ТК РФ).

В соответствии с абз. 4 ст. 84 ТК РФ трудовой договор прекращается в случае отсутствия соответствующего документа об образовании, если выполнение работы требует специальных знаний в соответствии с федеральным законом или иным нормативным правовым актом.

Исходя из положений приведенных правовых норм, прекращение трудового договора по указанному основанию возможно, если выполнение конкретной трудовой функции требует обязательного наличия документа об образовании, подтверждающего получение лицом квалификации, которая позволяет ему выполнять данную работу.

Оценивая в совокупности установленные по делу обстоятельства и перечисленные нормы закона, суд приходит к выводу, что, поскольку уровень профессионального образования Шепенды С.П. не отвечает установленным законодательством о муниципальной службе квалификационным требованиям, а единственным способом устранения нарушения законодательства является расторжение трудового договора и освобождение Шепенды С.П. от занимаемой должности, то на администрацию Харанжинского сельского поселения следует возложить обязанность прекратить с ней трудовой договор.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора Братского района Иркутской области, действующего в интересах Харанжинского муниципального образования об обязании администрацию Харанжинского сельского поселения устранить нарушения законодательства о муниципальной службе путем досрочного расторжения трудового договора с муниципальным служащим *** от **.**.****, заключенного между администрацией Харанжинского сельского поселения в лице главы Богачева А.В. и Шепендой С.П., с момента вступления решения суда в законную силу, на основании п. 11 ст. 77 и ст. 84 ТК РФ, законны, обоснованы и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Братского района Иркутской области, действующего в интересах Харанжинского муниципального образования, удовлетворить.

Обязать администрацию Харанжинского сельского поселения устранить нарушения законодательства о муниципальной службе путем досрочного расторжения трудового договора с муниципальным служащим от **.**.**** ***, заключенным между администрацией Харанжинского сельского поселения в лице главы Богачева А.В. и Шепендой С.П., **.**.**** года рождения, с момента вступления решения суда в законную силу, на основании п. 11 ст. 77 и ст. 84 Трудового Кодекса Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Братский районный суд Иркутской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Ф.С. Куклин

2-528/2021 ~ М-504/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Братского района Иркутской области
Ответчики
Администрация Харанжинского сельского поселения
Другие
Шепенда Светлана Павловна
Суд
Братский районный суд Иркутской области
Судья
Куклин Федор Сергеевич
Дело на сайте суда
bratski--irk.sudrf.ru
28.04.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.04.2021Передача материалов судье
30.04.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.04.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.04.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.05.2021Судебное заседание
24.05.2021Судебное заседание
24.05.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.06.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.07.2021Дело оформлено
06.10.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее