Дело № 2-1626/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город БеловоКемеровской области 13 мая 2015 года
Беловский городской суд Кемеровской области
в составе председательствующего судьи Логвиненко О.А.,
при секретаре ФИО6,
с участием:
- истцов ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4,
- представителя ответчика по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО7,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 к Администрации Беловского городского округа о включении в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья и о признании членами семьи собственника,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 обратились в суд с иском к Администрации Беловского городского округа о включении в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья и о признании членами семьи собственника.
Свои требования мотивируют тем, что они, ФИО1 и ФИО3 имеют в собственности дом, расположенный по адресу: <адрес>. Свидетельства о государственной регистрации права: серии <адрес> дата выдачи ДД.ММ.ГГГГ; <адрес> дата выдачи: ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно заключению СФ ОАО «ВНИМИ» № 265 от 10.11.2010 года по оценке степени влияния горных работ шх. «Пионерка» и ш/у «Грамотеинское» на техническое состояние жилых домов и рекомендации по их сохранению или сносу, выполненному в соответствии с представленным Администрацией г. Белово списком из 61 жилых домов, расположенных на горном отводе ликвидированной шахты «Пионерка» и 2-х жилых домов на ш/у «Грамотеинское»: расчетные деформации поверхности для 25 домов превышают расчетные допустимые деформации. Основной причиной ветхости этих домов являются горные работы шахты «Пионерка», ш/у «Грамотеинское». Эти дома подлежат сносу, как ставшие непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ шахт. Перечень этих домов указан в табл. П. 1.
Указывают, что согласно п.п. 16 таблицы П.1 «Сравнение расчетных деформаций с допустимыми и рекомендации по сохранению или сносу домов» их дом подлежит сносу по причине подработки из-за превышения расчетных деформаций поверхности над допустимыми с процентом износа более 65%.
В силу ст.40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.
Согласно заключению межведомственной комиссии № 756 от 28.11.2014г. о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, комиссия приняла решение о признании жилого дома по <адрес> непригодным для проживания (высокий уровень физического износа -73%, по критериям безопасности, в результате ведения горных работ ликвидированной шахты «Пионерка». Заключение СФ ОАО «ВНИМИ» от 29.09.2014г. № 157).
Администрацией Беловского городского округа составлен Список жилых домов, пришедших в ветхое состояние в результате подработки горными работами шахты Пионерка, жители которых переселяются в благоустроенное жилье.
Жилой дом по адресу: <адрес> в данном Списке отсутствует.
Когда они обратились в Администрацию Беловского городского округа о включении их в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, им пояснили, что согласно действующему законодательству Администрация Беловского городского округа не может самостоятельно внести изменения в список, т.к. списки уже давно составлены и утверждены, поэтому необходимо обратиться в суд.
Согласно ч. 2, ч. 4 ст. 15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее - требования).
Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства РФ от 24.12.2004 года №840 (ред. от 25.04.2011) утвержден Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования. Одним из таких мероприятий являются: снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности; содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности (п. 8).
Постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 года № 428 утверждены «Правила предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков». Мероприятия по реструктуризации угольной промышленности финансируются из средств федерального бюджета в виде субвенций (социальных выплат). Субвенции предоставляются местным бюджетам шахтерских городов и поселков. Управление субвенциями осуществляется соответствующими местными органами исполнительной власти.
В частности, из выделяемых государством субвенций гражданам, проживающим в домах, подлежащих сносу, предоставляются субсидии на приобретение жилья взамен сносимого.
В соответствии со ст. 32 ЖК РФ собственники подлежащих сносу жилых домов вправе требовать возмещения выкупной цены жилого помещения.
Таким образом, согласно положениям ЖК РФ, гражданин, проживающий в доме, подлежащем сносу (в результате ведения горных работ), вправе требовать предоставления ему другого жилья по договору социального найма (а собственник - возмещения выкупной цены). В то же время в соответствии с указанными выше постановлениями Правительства РФ гражданин вправе требовать предоставления субсидии на приобретение жилья (в собственность) взамен сносимого.
В соответствии с подп. «а» п. 5 «Правил предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 года № 428 (с изменениями в редакции Постановления Правительства РФ № 778 от 14.11.2007 года) «О порядке предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков», межбюджетные трансферты направляются на финансовое обеспечение реализации следующих мероприятий: снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности (далее - ветхое жилье); п. 8, содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам - в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организаций угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Федеральным агентством по энергетике, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.
Субсидии предоставляются при условии, что гражданин, проживающий в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членом семьи на праве собственности и не имеющем обременении, принимает обязательство о безвозмездной передаче этого жилого помещения органу местного самоуправления по договору в месячный срок после приобретения жилья за счет средств предоставленной ему субсидии.
Согласно п. 2.12.2 параграфа 2.12. Эталона проекта ликвидации шахты (разреза), утвержденного Министерством энергетики РФ, Государственным учреждением «ГУРШ» при Минэнерго России от 01 ноября 2001 года № 308 (с изменениями от 27.06.2002 года) переселению подлежат жители ветхих домов (независимо от форм собственности), являющихся непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ.
Из анализа положений, закрепленных в Порядке, следует, что предоставление социальных выплат возможно при наличии следующих условий: признание жилья ветхим и непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах, наличие права на данное жилое помещение на день принятия решения о ликвидации предприятия угольной промышленности (т.е. граждане, подлежащие переселению, должны владеть домом на праве собственности либо проживать в жилом помещении, ставшем непригодным для проживания в результате ведения горных работ и подлежащем сносу, на основании договора социального найма на дату принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности), и нуждаемость граждан, проживающим в этом жилье, в переселении, то есть не обеспеченных иным жильем.
Указанием Министерства топлива и энергетики Российской Федерации от 19.02.1996 г. г. №Е-25 принято решение о ликвидации АО «Шахта Пионерка».
На момент принятия решения о ликвидации шахты «Пионерка» в 1996 году, жилой дом по указанному адресу не был признан непригодным для проживания в результате ведения горных работ на этой ликвидируемой шахте. Заключение о признании этого дома ветхим, ставшим непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированной шахте «Пионерка» дано только 10.11.2010 года, а на этот момент дом по указанному адресу являлся для них единственным постоянным местом жительства.
Считают, что названное заключение является основанием для уточнения ранее составленных списков жильцов сносимых домов, что прямо предусмотрено в п. 8 Постановления Правительства РФ № 428 от 13 июля 2005г.
В соответствии со ст. 292 ГК РФ члены семьи собственника, проживающие в принадлежащем ему жилом помещении, имеют право пользования этим помещением на условиях, предусмотренных жилищным законодательством.
Согласно ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашения между собственником и членами его семьи.
Он, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, доводится супругом ФИО1, а также членом ее семьи в силу прямого указания закона (ч. 1 ст.31 ЖК РФ).
С момента приобретения до настоящего времени, он зарегистрирован и проживает по адресу: <адрес>. Иного жилья ни в собственности, ни по праву проживания, не имеет.
ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, приходится сыном ФИО2 и ФИО1 и является членом их семьи в силу прямого указания в законе, проживает и зарегистрирован в данном доме с момента его приобретения. Иного жилья ни в собственности, ни по праву проживания, не имеет.
ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, приходится родным братом ФИО1 В 2010 г. ФИО13 вселили его в качестве члена своей семьи. С 2010г. он и ФИО13 ведут общее хозяйство, заботятся друг о друге, имеют общие интересы, несут ответственность друг перед другом.
В силу Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009г. 2014г. «О некоторых вопросах возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ» вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 ЖК РФ.
Просят: 1. Обязать Администрацию Беловского городского округа включить ФИО1 ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 в Список граждан подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ ликвидированной АО «Шахта Пионерка».
2. Признать ФИО4 членом семьи собственников жилого дома ФИО1 и ФИО3, расположенного по адресу: <адрес>.
3. Рассмотреть гражданское дело по настоящему иску в отсутствие ФИО4
В судебном заседании истцы ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 исковые требования поддержали, подтвердили обстоятельства на которых они основаны, ФИО1 дала суду объяснения аналогичные изложенным в исковом заявлении. Кроме того, пояснила, что на момент приобретения жилого дома он находился в удовлетворительном состоянии, впоследствии стал разрушаться.
Представитель ответчика Администрации Беловского городского округа – ФИО7, действующий на основании доверенности № от 23.12.2014г. (сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ г.), в судебном заседании исковые требования не признал, считает, что право собственности на жилой дом у истцов на момент принятия решения о ликвидации АООТ «Шахта «Пионерка» в 1994 году - отсутствовало, поэтому оснований для удовлетворения иска не имеется.
Суд, выслушав участников процесса, свидетелей ФИО8, ФИО9, исследовав письменные материалы дела, полагает исковые требования ФИО1, ФИО10, ФИО4 подлежащими удовлетворению и считает, что исковые требования ФИО3 удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2004 года № 840 утвержден Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования, среди которых предусмотрены мероприятия по реализации программ местного развития, в частности снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, и содействие гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого.
Согласно Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.07.2005 года № 428 «О порядке предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков» на реализацию программ местного развития местным бюджетам шахтерских городов предоставляются межбюджетные трансферты за счет средств федерального бюджета.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, право собственности на жилой дом, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес> принадлежит ФИО1, <данные изъяты> доля в праве общей долевой собственности на основании договора купли-продажи дома и земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ года, <данные изъяты> доля в праве общей долевой собственности на основании договора купли-продажи доли жилого дома и доли земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ и ФИО3 <данные изъяты> доля в праве общей долевой собственности на основании договора купли-продажи дома и земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ года. что подтверждается Свидетельствами о государственной регистрации права (л.д.8, 9, 10).
Согласно свидетельству о рождении №№ родителями ФИО3 являются ФИО2 и ФИО1 (л.д. 25).
Из домовой книги следует, что ФИО1 и ФИО2 зарегистрированы в жилом доме по адресу: <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ года. Истец ФИО3 значится зарегистрированным по данному адресу с ДД.ММ.ГГГГ года, ФИО4 с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 11-14).
Согласно заключению ВНИМИ № от ДД.ММ.ГГГГ по оценке степени влияния горных работ шх. «Пионерка» и ш/у «Грамотеинское» на техническое состояние жилых домов и рекомендации по их сохранению или сносу, выполненному в соответствии с представленным Администрацией г. Белово списком из 61 жилых домов, расположенных на горном отводе ликвидированной шахты «Пионерка» и 2-х жилых домов на ш/у «Грамотеинское» техническое состояние 58 домов оценивается как ветхое. Физический износ домов согласно данным БТИ превышает 65% для деревянных домов и 70 % для кирпичных.
Расчетные деформации поверхности для 25 домов превышают расчетные допустимые деформации. Основной причиной ветхости этих домов являются горные работы шахты «Пионерка», ш/у «Грамотеинское». Эти дома подлежат сносу, как ставшие непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ шахт. Перечень этих домов указан в табл. П. 1. Как следует из п. 16 Таблицы П.1 «Сравнение расчетных деформаций с допустимыми и рекомендации по сохранению или сносу домов» процент физического износа жилого дома № по <адрес>, 1961 года постройки, составляет 71%, дом подлежит сносу по причине подработки в период с 1937 по 1964 год из-за превышения расчетных деформаций поверхности на допустимыми с процентом износа более 65 % (л.д. 17-23).
Из заключения межведомственной комиссии при Администрации Беловского городского округа № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что жилое помещение по <адрес>, признано непригодным для проживания по критериям безопасности, по причине высокого уровня физического износа – 73%, в результате ведения горных работ ликвидационной шахты «Пионерка» (л.д.15-16).
Из выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения принадлежит <данные изъяты> доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, общей площадью 46,6 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый (или условный) номер № на основании договора купли-продажи дома и земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ года, зарегистрированного в ЕГРП за № от ДД.ММ.ГГГГ года, договора купли-продажи доли жилого дома и доли земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ года, дата регистрации ДД.ММ.ГГГГ №.
Из выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения принадлежит <данные изъяты> доля в праве общей долевой собственности на жилой дом, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый (или условный) номер № на основании договора купли-продажи дома и земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ года, зарегистрированного в ЕГРП за № от ДД.ММ.ГГГГ года.
Кроме того, согласно данной выписке, ФИО3 на праве собственности принадлежит квартира, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенная по адресу: <адрес> на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию от ДД.ММ.ГГГГ года, выданного нотариусом г. Белово ФИО15 по наследственному делу № года.
Из уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует информация о правах на объекты недвижимого имущества у ФИО2.
Согласно уведомлению об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует информация о правах на объекты недвижимого имущества у ФИО4.
Как следует из справок, выданных Филиалом №2 БТИ г.Белово домовладение, расположенное по адресу: <адрес>, значится за ФИО1 <данные изъяты> доли в праве общей долевой собственности на основании Свидетельства о государственной регистрации прав <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ г.,; Свидетельством о государственной регистрации прав <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и за ФИО3 <данные изъяты> доля в праве на основании Свидетельства о государственной регистрации прав <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ
Согласно справкам, выданным Филиалом №2 БТИ г.Белово по данным на ДД.ММ.ГГГГ ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения не числятся собственниками строений в городе Белово и Беловском районе. Это же следует и из уведомлений об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведений о правах данных лиц на объекты недвижимого имущества.
В соответствии с п. 5 Правил утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.07.2005 года №428 «О порядке предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков» межбюджетные трансферты направляются на финансирование реализации мероприятий по сносу ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодными для проживания по критериям безопасности, содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого.
Размер межбюджетных трансфертов определяется на основании утвержденных в установленном порядке проектов ликвидации угольных шахт, списков граждан, подлежащих переселению (п. 6 Правил).
Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого, осуществляется в форме предоставления социальных выплат, на основании ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Федеральным агентством по энергетике, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов (п. 8 Правил).
Орган местного самоуправления шахтерского города заключает с гражданином договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, по форме, устанавливаемой Федеральным агентством по энергетике (п. 12 Правил).
По смыслу п. 8 Правил для включения в списки граждан, переселяемых из ветхого жилья, находящего в зоне влияния горных работ, заявитель должен не только обладать жилым помещением, получившим ущерб в результате горных работ, но и проживать в данном жилом помещении. В противном случае не будет достигнута компенсационная цель указанных социальных выплат, которые являются одной из форм социальной защиты граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности, постоянно проживающих в ветхом жилом помещении и не имеющим иного жилого помещения, с целью обеспечения их жилым помещением. Таким образом, внесение граждан в списки лиц, подлежащих переселению, является основанием для предоставления такой выплаты в дальнейшем. Такие списки составляются на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности, утверждаются органами местного самоуправления и подлежат ежегодному уточнению.
Из приведенных положений в их взаимосвязи следует, что, решая вопрос о ликвидации угольной промышленности, Правительство Российской Федерации предусмотрело меры социальной поддержки лиц, постоянно проживающих в домах, на момент принятия решения о ликвидации шахты, которые стали ветхими из-за вредного влияния горных работ на ликвидируемой шахте путем содействия данным гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего непригодным по критериям безопасности.
Таким образом, предоставление социальных выплат возможно при наличии следующих условий: признание жилья ветхим и непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения гонных работ на ликвидируемых шахтах, наличие права на данное жилое помещение на день принятия решения о ликвидации предприятия угольной промышленности и нуждаемость граждан, проживающих в этом жилье, в переселении, то есть не обеспеченных иным жильем.
Социальные выплаты предоставляются при условии, что гражданин, проживающий в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности и не имеющем обременений, принимает обязательство о безвозмездной передаче этого жилого помещения органу местного самоуправления по договору в месячный срок после приобретения жилья за счет средств предоставленной ему социальной выплаты.
Как указано в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 07 февраля 2008 года № 266-О-О положения Правил направлены на обеспечение и защиту интересов граждан, переселяемых на определенных основаниях из ветхого жилищного фонда, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности.
Анализ указанных выше нормативных актов, регулирующих спорное правоотношение, позволяет сделать вывод, что предоставление социальной выплаты за счет средств федерального бюджета направлено на оказание гражданам, проживающим в ветхом жилом фонде, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированных шахтах, содействия в приобретении жилья, отвечающего требованиям, предъявляемым к жилому помещению, то есть на оказание финансовой поддержки для улучшения жилищных условий путем приобретения (строительства) жилья за счет средств федерального бюджета.
Изложенные в указанном Постановлении нормы являются специальными по отношению к гражданам, проживающим на момент ликвидации угольных предприятий и зарегистрированным в жилых помещениях, которые пришли в негодность из-за воздействия горных работ.
Данный нормативный акт регулирует вопросы переселения проживающих в непригодных для проживания помещениях граждан в другое благоустроенное жилье и является одним из направлений государственной жилищной политики.
Из технико-экономического обоснования ликвидации АООТ шахта «Пионерка» АООТ «Беловоуголь» следует, что в мае 1994 года было утверждено задание на разработку ТЭО (проекта) закрытия шахты «Пионерка» (л.д. 49-50).
Согласно выписки из Единого государственного реестра юридических лиц АООТ шахта «Пионерка» ликвидировано на основании решения суда, снято с учета ДД.ММ.ГГГГ года.
Согласно справке Администрации Беловского городского округа от 13.05.2015 года б\н по проекту ликвидации АООТ «Шахта Пионерка» в списках жилых домов, подлежащих сносу и пришедших в ветхое состояние в результате подработки горными работами, которые были переданы по акту передачи в Администрацию города, жилой дом по адресу <адрес> не значится.
Суд учитывает, что ранее, при утверждении проекта ликвидации шахты «Пионерка», спорный жилой дом не был признан непригодным для проживания по критериям безопасности, а потому включение жильцов спорного дома в список граждан подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированном АООТ «Шахта Пионерка» стало возможным только после ноября 2010 года, когда заключением ВНИМИ № от ДД.ММ.ГГГГ г. жилой <адрес> был рекомендован к сносу, как ставший непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ ликвидированной шахты «Пионерка».
Рассматривая исковые требования о признании ФИО4 членом семьи собственников жилого дома ФИО1 и ФИО3 суд приходит к следующему.
Согласно ст. 292 ГК РФ члены семьи собственника, проживающие в принадлежащем ему жилом помещении, имеют право пользования этим помещением на условиях, предусмотренных жилищным законодательством.
В соответствии со ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника, другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи. Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.
В судебном заседании установлено, что по отношению к собственнику жилого помещения ФИО1 – ФИО4 является родным братом, что подтверждается имеющимся в материалах дела свидетельствами о рождении ФИО4, ФИО13 (ФИО4) ФИО1, свидетельством о заключении брака.
Как следует из показаний свидетелей ФИО8, ФИО9, истец ФИО4 проживает совместно с ФИО1, ФИО10 и ФИО3 по адресу: <адрес>. В указанном жилом доме ФИО4 проживает с 2003 года и занимает отдельную комнату. Свидетели подтвердили наличие между истцами отношений взаимной заботы, ведение совместного хозяйства. Сведения, которыми располагают свидетели, известны им лично, не доверять показаниям свидетелей у суда оснований не имеется, поэтому суд считает, что их показания соответствуют требованиям ст.ст. 59, 60 ГПК РФ и могут быть приняты судом в качестве доказательств по делу.
Таким образом, в судебном заседании установлен факт совместного проживания и ведения общего хозяйства ФИО1, ФИО2, ФИО3 и ФИО4, что представителем ответчика не опровергнуто.
С учетом изложенного, исковые требования о признании ФИО4 членом семьи собственников ФИО1 и ФИО3 подлежат удовлетворению.
В судебном заседании установлено, что истцы ФИО1, ФИО2 и ФИО4 проживали в жилом доме в <адрес> с 2000 г., их право законного пользования данным домом с указанного времени установлено в судебном заседании, дом находится в аварийном состоянии и подлежит сносу, как ставший непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ АООТ «Шахта Пионерка». Данное жилое помещение является для истцов ФИО1, ФИО2, ФИО4 постоянным и единственным местом жительства, иного постоянного места жительства они не имеют, доказательств иного суду не представлено.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что указанные истцы нуждаются в социальной помощи государства в случае сноса ветхого жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> в целях приобретения иного жилья, и их необходимо включить в списки граждан для переселения из ветхого жилья за счет средств федерального бюджета.
Вместе с тем, суд считает необходимым отказать в удовлетворении исковых требований ФИО3 о включении в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья.
Согласно, имеющейся в материалах дела выписки из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним № от ДД.ММ.ГГГГ г., из которой видно, что кроме 1/3 доли в доме № по <адрес>, ФИО3 имеет в собственности квартиру, общей площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу <адрес>, что свидетельствует о том, что истец ФИО3 обеспечен другим жильем, факт его проживания в спорном жилом помещении в данном случае правового значения не имеет. Действующим законодательством не предусмотрена обязанность осуществления социальных выплат лицам, у которых имеется какое-либо пригодное для проживания жилое помещение на праве собственности или ином, предусмотренном законом праве.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 196-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 к Администрации Беловского городского округа о включении в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья и о признании членами семьи собственника удовлетворить частично.
Признать ФИО4 членом семьи собственников жилого дома ФИО1 и ФИО3, расположенного по адресу: <адрес>.
Обязать Администрацию Беловского городского округа включить ФИО1 ФИО1, ФИО2, ФИО4 в Список граждан подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ ликвидированного АООТ «Шахта Пионерка».
В удовлетворении исковых требований ФИО3 к Администрации Беловского городского округа о включении в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд через Беловский городской суд в течение месяца с момента составления мотивированного решения 18 мая 2015 года.
Судья О.А. Логвиненко