Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 января 2018 <адрес> районный суд <адрес> в составе:
председательствующего Поповой Е.В.
при секретаре ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску прокурора <адрес>, действующего в интересах Прудниковой А.В. к администрации городского округа Тольятти о предоставлении жилого помещения,
у с т а н о в и л:
<адрес>, действующий в интересах Прудниковой А.В. обратился в суд с иском к администрации городского округа Тольятти о предоставлении жилого помещения. В обоснование иска указав, что в ходе проверки исполнения жилищного законодательства в части не обеспечения жилым помещением лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проведенной прокуратурой <адрес> установлено, что Прудникова А.В. является лицом, оставшимся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте. Распоряжением заместителя мэра г.о. Тольятти №-р/5 от ДД.ММ.ГГГГ Прудникова А.В. принята на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договору социального найма, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с составом семьи 1 человек с ДД.ММ.ГГГГ Однако, до настоящего времени жилое помещение ей не предоставлено.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> ФИО4 иск поддержал, просил обязать администрацию г.о. Тольятти предоставить Прудниковой А.В. жилое помещение по договору найма по месту жительства из специализированного жилищного фонда, площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям на состав семьи один человек.
Прудникова А.В. в судебном заседании исковое заявление поддержала, просила удовлетворить.
Представитель ответчика - администрации городского округа Тольятти ФИО5, действующий на основании доверенности, в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражал по доводам, указанным в отзыве на иск. Просил в иске отказать.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами
Согласно ст. 6 ФЗ РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О введении в действие ЖК РФ» с ДД.ММ.ГГГГ принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ.
В соответствии со ст.98.1 ЖК РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ст.109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Жилые помещения, предназначенные для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений не предоставляются иностранным гражданам, лицам без гражданства, если международным договором Российской Федерации не предусмотрено иное.
К жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 92 ЖК РФ).
Согласно ст.8 Федерального закона № 159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
<адрес> «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ №-ГД регулирует отношения, связанные с однократным предоставлением детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным (далее - вместе дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей), благоустроенных жилых помещений для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.
Настоящим Законом органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов <адрес> наделяются отдельными государственными полномочиями <адрес> по обеспечению жилыми помещениями, указанными в части 1 настоящей статьи, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Действие настоящего Закона распространяется на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории <адрес> и ранее не обеспеченных жилыми помещениями за счет бюджетных средств по основаниям, предусмотренным в целях реализации прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями (ст.1 Закона).
Согласно ст.<адрес> «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ №-ГД финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета.
Предоставление субвенций местным бюджетам производится в пределах средств, предусмотренных на эти цели в областном бюджете на соответствующий финансовый год.
Органы местного самоуправления формируют муниципальный специализированный жилищный фонд путем приобретения жилых помещений в муниципальную собственность и (или) строительства жилых помещений в соответствии с Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» за счет субвенций, предоставляемых в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Органы местного самоуправления дополнительно за счет собственных средств могут включать в муниципальный специализированный жилищный фонд жилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности, с соблюдением требований и в порядке, которые установлены постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений».Жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должно быть пригодным для проживания, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства Российской Федерации, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта.
В соответствии со ст.<адрес> «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ №-ГД детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится место жительства указанных лиц, предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению в письменной форме детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В <адрес> в целях настоящего Закона учетная норма площади жилого помещения составляет 14 квадратных метров общей площади жилого помещения на человека.
Жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются лицам, указанным в части 2 статьи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ГД (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории <адрес>», в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения, которая составляет 33 квадратных метра общей площади жилого помещения на одного ребенка-сироту или ребенка, оставшегося без попечения родителей.
Жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений могут быть предоставлены общей площадью, превышающей норму предоставления на одного ребенка-сироту или ребенка, оставшегося без попечения родителей, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение представляет собой однокомнатную квартиру или жилой дом.
В соответствии со ст.10 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» за защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации.
Статьей 35 ФЗ «О прокуратуре РФ» установлено право прокурора на обращение в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и интересов общества и государства.
Из материалов дела следует, что Прудникова Алена Владимировна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения является лицом, оставшимся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте.
Согласно выписки из поквартирной карточки, копии паспорта Прудникова А.В. с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована по адресу: <адрес>А, <адрес> общей площадью 42 кв.м, всего зарегистрировано 5 человек.
Согласно выписке из ЕГРН Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, Прудниковой А.В. принадлежит на праве общей долевой собственности жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>А, <адрес>, доля в праве 1/5, что составляет 8,4 кв. м, что ниже учетной нормы площади жилого помещения, которая в соответствии с ч. 5 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ГД составляет 14 квадратных метров общей площади жилого помещения на человека.
Распоряжением заместителя мэра г.о. Тольятти №-р/5 от ДД.ММ.ГГГГ Прудникова А.В. включена в список детей сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей сирот детей, оставшихся без попечения родителей подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного фонда с ДД.ММ.ГГГГ.
До настоящего времени жилое помещение Прудниковой А.В. не предоставлено.
Представитель ответчика администрации г.о. Тольятти не оспаривает необходимость предоставления Прудниковой А.В. жилого помещения по договору найма по месту жительства из специализированного жилищного фонда, поскольку доказано, что она является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однако ссылается на то, что организация формирования и расходования средств областного бюджета осуществляется за счет совместных действий Министерства социально-демографической и семейной политики <адрес> и администрацией г.о. Тольятти и в настоящее время денежные средства из областного бюджета на предоставление жилого помещения Прудниковой А.В. не поступали, использование собственных средств является правом органа местного самоуправления, а не обязанностью.
Суд считает данные доводы не обоснованными по следующим основаниям.
Так, согласно ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ГД органы местного самоуправления ежеквартально по состоянию на 1-е число месяца, следующего за отчетным кварталом, составляют в соответствии с частью пятой настоящей статьи списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории которых находится их место жительства, согласно приложению № к настоящему Закону. Указанные списки не позднее 5-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляются органами местного самоуправления в орган, уполномоченный <адрес> в сфере социальной защиты населения и демографического развития.
Орган, уполномоченный <адрес> в сфере социальной защиты населения и демографического развития, ежеквартально в срок до 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, формирует и утверждает сводный список по форме согласно приложению № к настоящему Закону.
На основании сводного списка орган, уполномоченный <адрес> в сфере социальной защиты населения и демографического развития, готовит информацию о количестве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда в очередном квартале согласно приложению № к настоящему Закону, которая направляется в орган, уполномоченный <адрес>, осуществляющий управление и обеспечивающий реализацию государственной политики в сфере строительного комплекса и градостроительной деятельности на территории <адрес>, в срок до 25-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
Таким образом, администрация г.о. Тольятти осуществляет полномочия по учету, формированию и направлению списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в соответствующий уполномоченный орган для получения из областного бюджета субвенций и дальнейшее предоставление социальных выплат на приобретение жилья лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей за счет этих субвенций. Уполномоченные органы осуществляют расчет денежных средств на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для каждого получателя отдельно.
Соответственно, администрация г.о. Тольятти имеет возможность заложить в областной бюджет необходимые денежные средства для обеспечения жильем указанной категории граждан.
Статьей <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории <адрес>» обязанность по формированию муниципального специализированного жилищного фонда возложена на орган местного самоуправления.
При этом, органы местного самоуправления дополнительно за счет собственных средств могут включать в муниципальный специализированный жилищный фонд жилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности, с соблюдением требований и в порядке, которые установлены постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений».
Согласно ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ГД органы местного самоуправления вправе дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.
В соответствии со ст. 37 п.8 Устава городского округа Тольятти управление и распоряжение муниципальной собственностью и землями города в соответствии с действующим законодательством и порядком, утвержденным городской Думой относится к компетенции администрации городского округа Тольятти.
При указанных обстоятельствах суд считает, что обязанность по обеспечению Прудниковой А.В. жильем должна быть возложена именно на администрацию городского округа Тольятти и данная обязанность должна быть исполнена.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12,194-198 ГПК РФ, суд,
р е ш и л:
Обязать администрацию городского округа Тольятти предоставить Прудниковой Алене Владимировне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилое помещение по договору найма по месту жительства из специализированного жилищного фонда площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям на состав семьи один человек с учетом имеющейся у Прудниковой Алены Владимировны 1/5 доли в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>А, <адрес>.
Решение может быть обжаловано сторонами и опротестовано прокурором в Самарский областной суд через Центральный районный суд <адрес> в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий: