Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3030/2018 ~ М-2843/2018 от 03.12.2018

Решение

Именем Российской Федерации

г.Оренбург 24 декабря 2018 года

Промышленный районный суд г. Оренбурга в составе:

председательствующего судьи Бахтияровой Т.С.,

при секретаре Шултуковой Ю.М.,

с участием представителя административного ответчика Иванова К.В., действующего на основании доверенности и предъявившего диплом, подтверждающий наличие высшего юридического образования,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО6 к ГАУЗ «ООКНД» о признании действий по постановке на профилактический учет незаконными,

установил:

ФИО6 обратился в суд с вышеназванным административным иском, указав, что в ДД.ММ.ГГГГ года для получения водительского удостоверения при прохождении медицинской комиссии он обратился к ответчику за получением заключения от врача-нарколога. В диспансере ему было сообщено, что он состоит на учете с ДД.ММ.ГГГГ года в связи с привлечением к уголовной ответственности. Однако он в ДД.ММ.ГГГГ году после окончания автошколы получал водительское удостоверение, а также при его замене в ДД.ММ.ГГГГ году. Своего согласия на постановку на учет он не давал. Полагает, что такая постановка является незаконной, ответчик обязан снять его с учета и выдать медицинское заключение.

Административный истец просит признать незаконными действия по постановке на профилактический учет и обязать административного ответчика снять с профилактического учета.

В судебное заседание не явился административный истец, представитель заинтересованного лица, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

Учитывая требования ст. 150 КАС РФ, положения ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Представитель административного ответчика Иванов К.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения требований ФИО6 ссылаясь на то, что действующим законодательством не предусмотрено понятие профилактического учета, используется термин диспансерное наблюдение. При этом административный истец на профилактическом учете и диспансерном наблюдении не состоит.

Выслушав представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу положений ч.1 ст.46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

В соответствии с п.1 ст.4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Согласно ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Для удовлетворения заявленных требований необходима совокупность двух условий несоответствие оспариваемого решения (действия) закону или иному нормативному правовому акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушение этим решением (действием) прав либо свобод административного истца (ч.2 ст.227 КАС РФ).

По данным медицинской карты установлено, чтопо приговору <данные изъяты> народного суда г.Оренбурга от ДД.ММ.ГГГГ года ФИО6 будучи в несовершеннолетнем возрасте был осужден по <данные изъяты> УК РСФСР к трем годам лишения свободы условно. Определением судебной коллегии по уголовным делам Оренбургского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ года действия ФИО6 были переквалифицированы на <данные изъяты> УК РСФСР, назначено наказание в виде шести месяцев исправительных работ по месту работы с удержанием 15 % заработной платы в доход государства.

В связи с совершением преступления был постановлен на профилактический учет в ГАУЗ «ООКНД».

По ходатайству начальника ИДН Промышленного РОВД г.Оренбурга от ДД.ММ.ГГГГ года ФИО6 снят с профилактического учета.

В ДД.ММ.ГГГГ году проходил медицинское освидетельствованиев ГАУЗ «ООКНД» в связи с обучением в автошколе в целях получения водительского удостоверения категории «В».А также в ДД.ММ.ГГГГ году, после которого было ему выдано ДД.ММ.ГГГГ года водительское удостоверение категории «В» со сроком действия 10 лет.

Статья41 КонституцииРФ гарантирует право на охрану здоровья и медицинскую помощь, что предполагает не только обязанность лечебных учреждений оказывать медицинскую помощь при обращении за ней, но и право граждан свободно принимать решения об обращении за медицинской помощью и о прохождении курса лечения.

В соответствии с требованиями п.п.5,7 ст.2 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» 5) медицинское вмешательство - выполняемые медицинским работником ииным работником, имеющим право на осуществление медицинской деятельности, по отношению к пациенту, затрагивающие физическое или психическое состояние человека и имеющие профилактическую, исследовательскую, диагностическую, лечебную, реабилитационную направленность виды медицинских обследований и (или) медицинских манипуляций.Диагностика - комплекс медицинских вмешательств, направленных на распознавание состояний или установление факта наличия либо отсутствия заболеваний, осуществляемых посредством сбора и анализа жалоб пациента, данных его анамнеза и осмотра, проведения лабораторных, инструментальных, патолого-анатомических и иных исследований в целях определения диагноза, выбора мероприятий по лечению пациента и (или) контроля за осуществлением этих мероприятий.

В силу ст.1 вышеназванного Федерального Закона медицинский осмотр представляет собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на выявление патологических состояний, заболеваний и факторов риска их развития.

Диспансерное наблюдение представляет собой проводимое с определенной периодичностью необходимое обследование лиц, страдающих хроническими заболеваниями, функциональными расстройствами, иными состояниями, в целях своевременного выявления, предупреждения осложнений, обострений заболеваний, иных состояний, их профилактики и осуществления медицинской реабилитации указанных лиц, проводимое впорядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ч.5).

В случаях, установленных законодательством Российской Федерации, прохождение и проведение медицинских осмотров, диспансеризации и диспансерного наблюдения являются обязательными (ч.6).

Порядоки периодичность проведения медицинских осмотров, диспансеризации, диспансерного наблюдения и перечень включаемых в них исследований утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, если иное не предусмотренозаконодательством Российской Федерации. При проведении медицинских осмотров, диспансеризации могут учитываться результаты ранее проведенных (не позднее одного года) медицинских осмотров, диспансеризации, подтвержденные медицинскими документами пациента (ч.7).

На основании норм вышеназванного Федерального Закона приказом Министерства здравоохранения РФ от 30.12.2015 гола № 1034н утвержден порядок оказания медицинской помощи по профилю «психиатрия – наркология» и порядок наблюдения за лицами с психиатрическими расстройствами поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ», в котором утвержден порядок диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ.

В силу п.6 Приложения № 1 к приказу профилактика наркологических расстройств обеспечивается путем: осуществления мероприятий по предупреждению и раннему выявлению наркологических расстройств, диспансерному наблюдению за лицами с наркологическими расстройствами.

Исходя из анализа вышеприведенных положений закона, следует, что в настоящее время понятие «учет» отсутствует, при этом используется медицинский термин «диспансерное наблюдение».

Кроме того, в настоящее время действует Приказ Минздрава СССР от 12.09.1988 года № 704, которым разработаны инструкции о сроках диспансерного наблюдения больных алкоголизмом, наркоманиями и токсикоманиями и порядке диспансерного учета больных хроническим алкоголизмом наркоманиями и токсикоманиями и профилактического наблюдения лиц, злоупотребляющих алкоголем, замеченных в немедицинском потреблении наркотических и других одурманивающих средств без клинических проявлений заболевания.

Согласно вышеназванному приказу, за лицами, обратившимися за наркологической помощью самостоятельно или по направлению различных общественных организаций, лечебно-профилактических учреждений, предприятий и организаций, органов внутренних дел, у которых злоупотребление алкоголем, наркотическими и другими одурманивающими средствами не сопровождается клиническими проявлениями заболевания (в дальнейшем по тексту группа риска), организуется профилактическое наблюдение. Снятие с диспансерного учета производится по ряду причин, в том числе стойкая ремиссия (выздоровление).

На всех наркологических больных и лиц группы риска в установленном порядке заполняется медицинская карта амбулаторного наркологического больного и при необходимости контрольная карта диспансерного наблюдения за психически больным.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 02.07.1992 г. N 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантии прав граждан» психиатрическая помощь оказывается при добровольном обращении лица.

ФИО6 при обращениях в ГАУЗ «ООКНД» не давал своего письменного согласия на диспансерное наблюдение. При обследовании в целях получения разрешения к управлению транспортным средством,медицинских противопоказаний не было установлено.

Поскольку ФИО6 не давал добровольного согласия на диспансерное наблюдение не давал, в отношении него наблюдение не организовано.

В ч. 1 ст. 26 указанного Федерального закона определены условия получения права на управление транспортными средствами, к которым относятся наличие определенного возраста и отсутствие противопоказаний к управлению транспортными средствами.

Согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 23 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств, проведении предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств. Целью обязательного медицинского освидетельствования и переосвидетельствования является определение у водителей транспортных средств и кандидатов в водители медицинских противопоказаний или ограничений к водительской деятельности.

Реализация участниками дорожного движения своих прав не должна ограничивать или нарушать права других участников дорожного движения. (п.2 ст.24 Федерального Закона «О безопасности дорожного движения").

Статьей 8 Конвенции о дорожном движении, заключенной в г.Вене 08 ноября 1968 года и ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 апреля 1974 года, установлено, что водитель должен обладать необходимыми физическими и психическими качествами и его физическое и умственное состояние должно позволять ему управлять транспортным средством.

Таким образом, федеральным законодательством Российской Федерации в области безопасности дорожного движения возникновение права на управление транспортным средством напрямую поставлено в зависимость от состояния здоровья водителя.

Управление транспортными средствами лицами, имеющими медицинские противопоказания к управлению транспортным средством, ставит под угрозу жизнь и здоровье других участников дорожного движения и не отвечает основным принципам дорожного движения.

Наблюдение, которое было предложено административному истцу в профилак­тических целях, не препятствует прохождению им комиссии для допуска к управлению транс­портным средством и получению водительского удостоверения после срока истечения действия последнего, также, как и не является медицинским противопоказанием к управлению транспортным средством до подтверждения медицинского диагноза.

Для получения заключения об отсутствии (наличии) наркологических противопоказаний к управлению транспортным средством административному истцу необходимопройти обследование в соответствии с действующим законодательством.

Согласно статье 62 Кодекса об административном судопроизводстве Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.

Действия ГАУЗ «ООКНД» в отношении истца соответствуют действующему законодатель­ству, не нарушают прав и свобод заявителя не создают препятствия к осуществлению граждани­ном его прав и свобод, так как достоверно установлено, что ФИО6 на профилактическом учете не состоит и в отношении него диспансерное наблюдение не организовано. Препятствий для прохождения медицинского освидетельствования в ГАУЗ «ООКНД» с целью получения медицинского заключения о наличии или отсутствии медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством не создано.

Разрешая заявленные требования ФИО6, суд пришел к выводу, что оформление медицинской карты не противоречит требованиям Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Федерального закона «О безопасности дорожного движения»и Федерального закона «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», не породило для ФИО6 каких-либо правовых, в том числе, негативных последствий.

Исходя из положений п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ основанием для удовлетворения судом заявленных требований является признание оспариваемых решений, действий (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Нарушений действующего законодательства в отношении ФИО6 со стороны административного ответчика судом не установлено. Административным истцом не указано какие права и каким образом нарушены административным ответчиком.

Поскольку необходимая совокупность условий, при которых могут быть удовлетворены требования административного истца, отсутствует, административным истцом пропущен срок давности, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административных исковых требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении административных исковых требований ФИО6 к ГАУЗ «ООКНД» о признании действий по постановке на профилактический учет незаконными отказать.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Промышленный районный суд г.Оренбурга в течение одного месяца со дня его составления в окончательной форме.

Мотивированный текст решения суда составлен 29 декабря 2018 года, последний день подачи апелляционной жалобы 29 января 2019 года.

Судья Т.С. Бахтиярова

2-3030/2018 ~ М-2843/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Коростелев Алексей Владимирович
Ответчики
ГАУЗ "Оренбургский областной клинический наркологический диспансер"
Другие
Министерство здравоохранения и социального развития Оренбургской области
Суд
Промышленный районный суд г. Оренбурга
Судья
Бахтиярова Татьяна Сергеевна
Дело на странице суда
promyshleny--orb.sudrf.ru
03.12.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.12.2018Передача материалов судье
05.12.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.12.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.12.2018Подготовка дела (собеседование)
18.12.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.12.2018Судебное заседание
29.12.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.01.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.02.2019Дело оформлено
15.02.2019Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее