Дело № 12-658/2021
24RS0048-01-2021-003631-13
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
06 октября 2021 года г. Красноярск
Судья Свердловского районного суда города Красноярска Жихарева И.С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе защитника ООО «Перспектива» Павловича Павла Викторовича на постановление № НЗВАТ-462в/3 от 25.01.2021 года, вынесенное специалистом-экспертом Красноярского отдела государственного экологического надзора и охраны окружающей среды Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора Лебедевым Н.В., которым ООО «Перспектива» привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 10 ст. 8.2 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением № НЗВАТ-462в/3 от 25.01.2021 года, вынесенным специалистом-экспертом Красноярского отдела государственного экологического надзора и охраны окружающей среды Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора Лебедевым Н.В., ООО «Перспектива» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 10 ст. 8.2 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
Защитник юридического лица ООО «Перспектива» Павлович П.В. обратился в суд с жалобой на указанное постановление, просит его отменить, поскольку доказательств для привлечения к ответственности административным органом не представлены, в чем конкретно допущено нарушение не указано, постановление вынесено государственным инспектором Лебедевым В.Н., который не принимал участие в проведении проверки, нарушены сроки проведения плановой проверки. Более того, журнал учета отходов в организации ведется в электронном виде, что разрешено действующим законодательством, однако при проведении проверки данный журнал инспектором не запрашивался. Полагает, что ООО «Перспектива» никаких правонарушений, указанных в постановлении не совершало, просит отменить постановление № НЗВАТ-462в/3 от 25.01.2021 года, производство по делу прекратить.
В судебном заседании защитник ООО «Перспектива» - Павлович П.В., действующий на основании доверенности от 02.03.2020 года, жалобу поддержал, по изложенным в ней основаниям.
Представитель Красноярского отдела государственного экологического надзора и охраны окружающей среды Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора в зал суда не явились, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили, ходатайств об отложении не заявляли.
При таких обстоятельствах, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, исследовав доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно ст.ст. 26.1, 26.2 КоАП РФ, по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения. Доказательствами по делу об административном правонарушении являются фактические данные, на основании которых устанавливается наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Частью 10 статьи 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение обязанности по ведению учета в области обращения с отходами производства и потребления на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации.
Во исполнение данной нормы приказом Минприроды России от 01.09.2011 N 721 утвержден Порядок учета в области обращения с отходами (действующий на момент проведения проверки).
Пунктами 6 и 8 Порядка установлено, что данные учета в области обращения с отходами ведутся в электронном виде. При отсутствии технической возможности ведения в электронном виде данные учета в области обращения с отходами оформляются в письменном виде. Оформление и ведение данных учета в области обращения с отходами осуществляется по прилагаемому образцу (приложения 2, 3, 4 к Порядку). Заполнение таблиц данных учета в области обращения с отходами (далее - таблицы данных учета) осуществляется лицом, ответственным за учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, по мере образования, использования, обезвреживания отходов, передачи отходов другим лицам или получения отходов от других лиц, размещения отходов.
Данные учета в области обращения с отходами должны содержать: а) титульный лист, оформляемый в свободной форме; б) данные учета отходов, оформляемые в соответствии с приложениями 2, 3, 4 к Порядку по итогам очередного квартала и очередного календарного года.
Основанием для проведения внеплановой проверки ООО «Перспектива» послужило распоряжение Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 25.08.2020 года № 43-р о проведении внеплановых выездных проверок в отношении недропользователей - юридических лиц в 2020 году согласно Приложению № 1, в котором указано, в том числе, ООО «Перспектива».
По результатам внеплановой выездной проверки ООО «Перспектива», проходившей в период с 05.10.2020 года по 30.10.2020 года выявлено, что юридическим лицом ООО «Перспектива» нарушены требования ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Порядка учета в области обращения с отходами утвержденных приказом Минприроды от 01.09.2011 года № 721, в том числе, не обеспечено ведение учета в области обращения с отходами, а именно, отсутствуют данные учета в области обращения с отходами за период 2019 – истекший период 2020 года, что зафиксировано в акте № НЗВАТ-462в от 30.10.2020 года (л.д. 53-63), и послужило основанием для привлечения ООО «Перспектива» к административный ответственности по ч. 10 ст. 8.2 КоАП РФ.
В соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ судья, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
В силу ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Так, в ходе рассмотрения дела, ООО «Перспектива» представили журналы учета обращения с отходами за 01.01.2019 года по 31.12.2019 года, и с 01.01.2020 года по 31.12.2020 года, которые ведутся в обществе в электронном виде с 2018 года и соответствуют вышеуказанным требованиям установленными к Порядку ведения таких журналов (л.д.87-104).
Данные обстоятельства также подтверждаются актом проверки Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора от 18.06.2021 года № НАТ-415в, согласно которому нарушения, установленные в ходе предыдущей внеплановой документарной проверки и указанные в предписании от 30.10.2020 года, в части необеспечения ведения учета в области обращения с отходами, а именно, отсутствие данных учета в области обращения с отходами за 2019 год и истекший период 2020 года, устранены в установленный срок. Исходя, из того, что данный журнал ведется в течение года, требует периодического заполнения, данные учета вносятся в него по мере необходимости, то становится очевидным, что устранить такие нарушения за прошедший период не возможно, следовательно, журнал учета в области обращения с отходами велся и заполнялся в 2019 году и в истекший период 2020 года (л.д.).
Административный орган указанные обстоятельства не выяснил, чем нарушил требования, предусмотренные статьями 24.1, 26.1 КоАП РФ, о всестороннем, полном и объективном выяснении обстоятельств каждого дела и разрешении его в соответствии с законом.
В силу ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
С учетом изложенного, в соответствии с имеющимися в деле доказательствами в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что ООО «Перспектива» были приняты меры по выполнению требований законодательства в сфере природоохранного законодательства, при этом в ходе производства по делу об административном правонарушении не было установлено достаточных доказательств виновности общества.
В связи с этим необходимо учитывать положения части 4 статьи 1.5 КоАП РФ о том, что неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно п. 3 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
При таких обстоятельствах, постановление № НЗВАТ-462в/3 от 25.01.2021 года, вынесенное специалистом-экспертом Красноярского отдела государственного экологического надзора и охраны окружающей среды Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора Лебедевым Н.В., которым ООО «Перспектива» привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 10 ст. 8.2 КоАП РФ, подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении следует прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием в действиях ООО «Перспектива» состава административного правонарушения
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6 - 30.8 КоАП РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Постановление № НЗВАТ-462в/3 от 25.01.2021 года, вынесенное специалистом-экспертом Красноярского отдела государственного экологического надзора и охраны окружающей среды Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора Лебедевым Н.В., которым ООО «Перспектива» привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 10 ст. 8.2 КоАП РФ, - отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Советский районный суд г. Красноярска в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья И.С. Жихарева