Дело № 2-8608/17
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 декабря 2017 года г. Петропавловск-Камчатский
Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в составе
судьи Стахневой И.М.,
при секретаре ФИО5,
с участием истцов ФИО2, ФИО1, их представителя ФИО8, представителя истца ФИО3 ФИО7, представителя ответчика ФИО6, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2, ФИО1, ФИО3 к Администрации Петропавловск - Камчатского городского округа о возложении обязанности провести обследование и капитальный ремонт дома,
У С Т А Н О В И Л:
Истцы ФИО2, ФИО1, ФИО3 обратились в суд с иском к Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа (далее Администрация ПКГО), в котором просили обязать ответчика в месячный срок после вступления решения суда в законную силу, в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 года № 47, провести обследование дома № по <адрес> в г. Петропавловске-Камчатском с составлением итогового Акта об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, а также произвести капитальный ремонт дома № по <адрес> в г. Петропавловске-Камчатском в соответствии с требованиями и в объемах капитального ремонта, установленного Федеральным законом № 271-ФЗ, ст. 210 ГК РФ, п. 1 ст. 158 ЖК РФ.
В обоснование требований указали, что проживают в данном доме, актом обследования жилых помещений № 497 от 01.04.2010 года выполнение капитального ремонта признано нецелесообразным, дом до настоящего времени не отремонтирован, аварийным не признан, не расселен. Дому 65 лет, он представляет опасность для жизни и здоровья жильцов, за время эксплуатации капитальный ремонт дома не проводился. Администрация ПКГО обязанности собственника по содержанию принадлежащего ему имущества не исполняет. Ссылаясь на ст.16 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», в соответствии с которой за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в случае, если на момент приватизации занимаемых гражданами жилых помещений, дом, требовал капитального ремонта, ст. 210 ГК РФ, просили удовлетворить их требования.
Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица привлечена Межведомственная комиссия администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, Комитет по управлению жилищным фондом Администрация ПКГО.
В судебном заседании истцы ФИО2, ФИО1, представитель истца ФИО3 ФИО7, исковые требования поддержали по указанным основаниям. Пояснили, что дом ветхий, тепло не держит, одна квартира в доме сгорела в результате пожара, полагали, что указанный в региональной программе срок для капитального ремонта данного дома 2019-2023 г.г. установлен без учета состояния дома. Полагали, что проведение капитального ремонта дома не изменит ситуацию, поскольку дом ветхий, фундамент разрушился, подоконники во время дождя покрываются плесенью, считали, что дом необходимо признать аварийным и расселить его.
Представитель истцов ФИО2 и ФИО1, ФИО8, действующий на основании устных ходатайств, требования поддержал по основаниям, указанным в иске.
Представитель ответчика ФИО6 исковые требования не признал. Пояснил, что истцы, являясь собственниками жилых помещений в многоквартирном доме, вправе самостоятельно в порядке, установленном действующем законодательством, обратиться в Межведомственную жилищную техническую комиссию Администрации ПКГО с соответствующим заявлением, с предоставление обосновывающих документов. Полагал, что истцами не представлены доказательства, подтверждающие, что на момент приватизации квартир, дом нуждался в капитальном ремонте. Данный дом аварийным в установленном порядке не признан, капитальный ремонт данного дома предусмотрен региональной программой с 2019 по 2013 годы, заявление о переносе сроков проведения капитального ремонта от истцов не поступало.
Третьи лица Межведомственная жилищная техническая комиссия администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, Комитет по управлению жилищным фондом администрации Петропавловск-Камчатского городского округа о времени и месте судебного заседания извещены, для участия в судебном заседании своего представителя не направили, заявлений, ходатайств в суд не представили.
Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 года N 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее Положение), действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.
В соответствии с п. 42 Положения комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения.
Одним из оснований для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований (п.33 Положения).
Жилые помещения, расположенные в полносборных, кирпичных и каменных домах, а также в деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для проживания вследствие признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (п.34 Положения).
При этом пп. "г" п. 45 Положения предусмотрено предоставление от заявителя заключения специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, в случае постановки вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями; о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (п.47 Положения).
В соответствии с пунктом 49 Положения на основании полученного заключения орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о непризнании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Согласно пункту 52 Положения, решение органа местного самоуправления, заключение, предусмотренное пунктом 47 настоящего Положения, могут быть обжалованы заинтересованными лицами в судебном порядке.
Как установлено в судебном заседании, Межведомственной жилищно-технической комиссией (далее МЖТК) ДД.ММ.ГГГГ составлен акт обследования жилых помещений квартир № в доме № по <адрес> № 497. В результате визуального осмотра помещений жилого дома № № по <адрес>, выявлены несоответствия установленным требованиям, учитывая срок эксплуатации жилого дома 58 лет, степень повреждения деревянных конструкций, наличие деформаций, МЖТК пришла к выводу о том, что выполнение капитального ремонта жилого дома № по <адрес> с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик в соответствии с установленными требованиями технически и экономически нецелесообразно.
При этом МЖТК пришла к заключению, что квартиры № жилого дома № по <адрес> в городе Петропавловске-Камчатском не соответствуют требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания работоспособности и несущей способности конструкций, приведшего к ухудшению эксплуатационных свойств знания, и являются непригодными для проживания.
Распоряжением Администрации ПКГО № 160-р от 22.04.2010 года квартиры № в доме № по <адрес> признаны непригодными для проживания.
Истцы являются собственниками жилых помещений в доме № по <адрес> в г. Петропавловске-Камчатском, что подтверждается свидетельствами о праве собственности.
ФИО3 является собственником комнаты площадью 17,3 кв.м. в кв. №, на основании договора передачи жилого помещения в собственность граждан от 29.09.2011 года.
ФИО1 является собственником комнаты площадью 15,9 в квартире №, на основании договора купли-продажи от 18.05.2015 года.
ФИО2 на праве собственности принадлежат комнаты 5,6,8 общей площадью 41,4 кв.м. в квартире №, на основании договора купли-продажи доли в квартире от 31.07.2014 года, договора о передачи жилого помещения в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ.
ФИО2 06.04.2017 года обращалась с письменным заявлением в Комитет по управлению жилищным фондом администрации ПКГО, в котором просила провести обследование дома № по <адрес> в связи с его аварийным состоянием.
Письмом от 18.04.2017 года ФИО2 сообщено, что квартиры № в доме № по <адрес> признаны непригодными для проживания. Доме № по <адрес> включен в адресный перечень подпрограммы № 1 «Переселение граждан из непригодного и аварийного жилищного фонда» муниципальной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Петропавловск-Камчатского городского округа», утвержденной Постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 05.11.2013 N 3195. Вместе с тем, данный дом аварийным не признан, признание дома аварийным осуществляется в соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 года N 47. При этом собственники жилых помещений справе самостоятельно инициировать проведение собрания для принятия решения о выборе специализированной организации, для проведения оценки на предмет его аварийности, в целях признания дома аварийным, а также о способе оплаты услуг данной организации. Оплата производится собственниками пропорционально доли в праве собственников дома. Заключение специализированной организации необходимо направить в МЖТК для рассмотрения и принятия решения о дальнейшем использовании данного многоквартирного дома.
В Приложении 2 «Аварийные жилые дома и непригодные для проживания жилые помещения», подлежащие расселению к муниципальной программе "Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Петропавловск-Камчатского городского округа ", утвержденной Постановлением Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа Камчатского края от 05.11.2013 N 3195 (ред. от 03.10.2017), под номером 226 указан дом № по <адрес>.
В паспорте муниципальной программы, содержащемся в приложении к Постановлению администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ N 3195, указаны сроки реализации данной программы 2014-2018 годы.
Оценив исследованные в ходе рассмотрения дела доказательства, суд приходит к выводу, что требования истцов о возложении обязанности на Администрацию Петропавловск - Камчатского городского округа провести обследование дома № по <адрес> в г. Петропавловске-Камчатском с составлением итогового Акта об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, не подлежат удовлетворению, поскольку Распоряжением Администрации ПКГО № 160-р от 22.04.2010 года, изданным на основании акта МЖТК от 01.04.2010 года № 497 и составленным на его основании заключении от 01.04.2010 года № 850, квартиры № в доме № по <адрес> признаны непригодными для проживания, законность данного заключения и изданного на его основании распоряжения, истцами не оспаривались, данный дом включен в адресный перечень подпрограммы № 1 «Переселение граждан из непригодного и аварийного жилищного фонда» муниципальной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Петропавловск-Камчатского городского округа», утвержденной Постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 05.11.2013 N 3195.
С заявлением о признании дома аварийным и подлежащим сносу в порядке, установленном Положением, с предоставлением заключения специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, истцы не обращались.
Из материалов дела следует, что ФИО2 06.04.2017 года обращалась с письменным заявлением в Комитет по управлению жилищным фондом администрации ПКГО с просьбой провести обследование дома № по <адрес> в связи с его аварийным состоянием, однако, заключение специализированной организации об обследовании многоквартирного дома, к данному заявлению не прилагалось.
Вместе с тем, пп. "г" п. 45 Положения предусмотрено предоставление заявителем заключения специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, в случае постановки вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
По требованию о возложении на ответчика обязанности произвести капитальный ремонт дома № по <адрес> в г. Петропавловске-Камчатском в соответствии с требованиями и в объемах капитального ремонта, установленного Федеральным законом № 271-ФЗ, ст. 210 ГК РФ, п. 1 ст. 158 ЖК РФ, суд приходит к следующему.
В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Часть 1 ст. 158 ЖК РФ обязывает собственника помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
Статьей 16 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" предусмотрено сохранение за бывшим наймодателем обязанности производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда, если он не был произведен им до приватизации гражданином жилого помещения в доме, требующем капитального ремонта.
Согласно части первой статьи 4 указанного закона не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии.
Из статей 1, 7, 72 и 133 Конституции Российской Федерации, части 2 статьи 18 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" следует, что финансирование обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации). В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от 21.07.2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" установлены правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определена компетенция, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулируются отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Очередность проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяется в региональной программе капитального ремонта исходя из критериев, которые установлены законом субъекта Российской Федерации и могут быть дифференцированы по муниципальным образованиям. В первоочередном порядке региональной программой капитального ремонта должно предусматриваться проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в которых требовалось проведение капитального ремонта на дату приватизации первого жилого помещения при условии, что такой капитальный ремонт не проведен на дату утверждения или актуализации региональной программы капитального ремонта (п. 3 ст. 168 Жилищного кодекса РФ).
Региональная программа капитального ремонта подлежит актуализации не реже чем один раз в год (п. 5 ст. 168 Жилищного кодекса РФ).
Порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта, требования к таким программам, порядок предоставления органами местного самоуправления сведений, необходимых для подготовки таких программ, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом (п. 6 ст. 168 Жилищного кодекса РФ).
ФИО1 приобрел комнату в квартире №, дом № по <адрес>, на основании договора купли-продажи от 18.05.2015 года. Как следует из его пояснений, приобретая данное помещение, ему было известно, что дом ветхий, требовал ремонта, квартира признана непригодной для проживания. При совершении покупки комнаты, он исходил из ее стоимости, поскольку у него не было средств для приобретения другого жилого помещения. Таким образом, ФИО1 заведомо приобрел жилое помещение, признанное непригодным для проживания.
ФИО3 и ФИО2 заключили договоры о передачи жилого помещения в собственность граждан 29.09.2011 года и 21.02.2013 года соответственно.
То есть, на момент приватизации данные жилые помещение уже были признаны непригодными для проживания.
В подтверждение необходимости проведения капитального ремонта на момент приватизации жилых помещений истцами представлены фотографии дома, а также квартиры, поврежденной в результате пожара, расположенной в данном доме (дата изготовления фотографий не указана).
Также в материалах дела имеется акт обследования жилых помещений от 01.04.2010 года, составленный МЖТК, из которого следует, что в результате визуального осмотра помещений жилого дома № по <адрес>, произведенного представителями МЖТК 17.03.2010 года, выявлены следующие несоответствия установленным требованиям: отсутствие обшивки местами, отсутствие отливов на окнах, что приводит к проникновению влаги за обшивку и преждевременному гниению бруса под оконными проемами; скопление снега у наружных стен привело к расслоению древесины нижнего венца, частичному разрушению бруса, вспучивание штукатурки, следы промокания стен; следы ремонта электрооборудования, отсутствие крышки электрощитка на лестничной клетке, провисание перекрытия над лестничной клеткой. Также в акте отмечены несоответствия требованиям в квартирах № (которые не находятся в собственности истцов) в виде уклона полов к наружным стенам, трещин в штукатурке, деформация перегородок, дверных коробок, квартира № – непригодна для проживания после пожара. Отмечено, что физический износ составляет более 65 %.
Учитывая срок эксплуатации жилого дома 58 лет, степень повреждения деревянных конструкций, наличие деформаций, МЖТК пришла к заключению о том, что выполнение капитального ремонта жилого дома № по <адрес> с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик в соответствии с установленными требованиями технически и экономически нецелесообразно. Рекомендовала собственникам принять меры к проведению ремонтных работ в объеме, обеспечивающем безопасные и санитарные условия проживания на оставшийся срок.
Квартиры № жилого данного дома признаны непригодными для проживания в связи с не соответствиями требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания работоспособности и несущей способности конструкций, приведшего к ухудшению эксплуатационных свойств знания.
Из содержания статьи 16 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда Российской Федерации" следует, что обязанность по производству капитального ремонта многоквартирного дома, возникшая у бывшего наймодателя и не исполненная им на момент приватизации жилых помещений, сохраняется до исполнения им данного обязательства.
Как следует из правовой позиции, приведенной в Определении Конституционного Суда РФ от 01.03.2012 N 389-О-О, применительно к муниципальным образованиям в лице органов местного самоуправления это законоположение не предопределяет конкретные формы, способы и сроки его исполнения, а, будучи одним из общих принципов осуществления приватизации, в системе действующего законодательства предполагает возможность его конкретизации в муниципальных правовых актах с учетом специфических местных условий для установления наиболее оптимального механизма достижения заложенной в нем цели на основе баланса интересов местного сообщества в целом и группы собственников жилых помещений (часть 3 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Жилой дом № по <адрес> включен в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Камчатском крае на 2014-2043 годы, утвержденную Постановлением правительства Камчатского края от 12.02.2014 года № 74-П.
Из раздела 2 «Очередность проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Камчатском крае на 2014-2043 годы» следует, что в данном доме запланирован ремонт инженерной системы горячего водоснабжения, инженерной системы отопления, инженерной системы холодного водоснабжения, крыши, система электроснабжения, фасада, фундамента в 2019-2023 годах.
Поскольку, применительно к муниципальным образованиям в лице органов местного самоуправления положения статьи 16 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда Российской Федерации" не предопределяет конкретные формы, способы и сроки проведения капитального ремонта многоквартирного дома, данный дом включен в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Камчатском края, определены виды работ и сроки их проведения 2019-2023 годы, каких либо доказательств, подтверждающих, что несущие конструкции дома находятся в аварийном состоянии, в материалах дела не имеется, обследование многоквартирного дома специализированной организацией не проводилось, дом аварийным не признан, учитывая, что данный дом включен в адресный перечень подпрограммы № 1 «Переселение граждан из непригодного и аварийного жилищного фонда» муниципальной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Петропавловск-Камчатского городского округа», реализация мероприятий которой предусмотрена на 2014-2018 годы, суд не находит оснований для удовлетворения требований истцов о возложении обязанности произвести капитальный ремонт дома № по <адрес> в г. Петропавловске-Камчатском в соответствии с требованиями и в объемах капитального ремонта, установленного Федеральным законом № 271-ФЗ, ст. 210 ГК РФ, п. 1 ст. 158 ЖК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 194-199ГПК РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО2, ФИО1, ФИО3 к Администрации Петропавловск - Камчатского городского округа о возложении обязанности провести обследование дома № по <адрес> в г. Петропавловске-Камчатском с составлением итогового Акта об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, произвести капитальный ремонт дома № по ул. <адрес> в г. Петропавловске-Камчатском в соответствии с требованиями и в объемах капитального ремонта, установленного Федеральным законом № 271-ФЗ, ст. 210 ГК РФ, п. 1 ст. 158 ЖК РФ, отказать за необоснованностью.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Камчатский краевой суд через Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 22.12.2017 года.
Судья подпись И.М.Стахнева