Дело № 3-214/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Кемеровский областной суд
в составе председательствующего судьи Евтифеевой О.Э.,
при секретаре Плотниковой С.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кемерово
«30» апреля 2015 года
дело по заявлению Баева Вадима Валерьевича об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере равном его рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
11 марта 2015 года Баев В.В. обратился в Кемеровский областной суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости.
Требования мотивированы тем, что он является собственником земельного участка с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>
Являясь собственником земельного участка, он платит земельный налог, налоговая база которого определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.
Кадастровая стоимость данного земельного участка, внесенная в государственный кадастр недвижимости, составляет <данные изъяты> руб., определена по состоянию на 29 ноября 2012 года.
Между тем рыночная стоимость данного земельного участка ниже его кадастровой стоимости, что подтверждается отчетом независимого оценщика ООО Юридическое Агентство «Октопус» № №, в соответствии с которым рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 29 ноября 2012 года составляет <данные изъяты> руб.
Полагает, что, поскольку кадастровая стоимость указанного земельного участка выше его рыночной стоимости, уплата повышенного земельного налога нарушает ее права и интересы как собственника земельного участка.
В связи с этим, ссылаясь на нормы статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», просит установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес> в размере его рыночной стоимости –<данные изъяты> руб. по состоянию на 29 ноября 2012 года.
Заявитель Баев В.В. в судебное заседание не явился. Извещен. В судебное заседание представлено заявление о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д. 151).
Представитель Коллегии Администрации Кемеровской области в судебное заседание не явился. Извещены (л.д. 144). К материалам дела приобщены письменные возражения (л.д. 135-139).
Представитель ФГБУ «ФКП Росреестра» в судебное заседание не явился. Извещены (л.д. 150). К материалам дела приобщены письменные возражения (л.д. 152-157), согласно которым, просят в удовлетворении требований отказать, поскольку Учреждение не является надлежащим заинтересованным лицом по делу.
Представитель Администрации г. Новокузнецка, привлеченной к участию в деле на основании определения суда (л.д. 2) в судебное заседание не явился. Извещены (л.д. 148).
Представитель Управления Федеральной службы государственного регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области в судебное заседание не явился. Извещены (л.д. 147). Согласно письменным возражениям, полагают, что рассмотрение дела не затрагивает права и интересы Управления Росреестра (л.д. 132-134, 159-160).
Представитель Комитета градостроительства и земельных ресурсов Администрации г. Новокузнецка в судебное заседание не явился. Извещены (л.д. 149).
С учетом мнения лиц, участвующих в деле, в соответствии с требованиями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, принимая во внимание заявления о рассмотрении дела в отсутствие заявителя и представителей, суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, суд полагает требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 26 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение настоящего дела отнесено к подсудности Кемеровского областного суда в качестве суда первой инстанции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости, что установлено в пункте 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, Земельным кодексом Российской Федерации предусмотрено установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
В соответствии с положениями статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости могут быть оспорены в суде физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно статье 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 указанного Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания, т.е. с учетом даты обращения 11 марта 2015 года, с 01 января 2015 года.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
В соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» установлено, что при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.
Из представленных доказательств следует, что Баев В.В. на основании договора купли-продажи имущества от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 118-122), является собственником земельного участка с кадастровым номером № (предыдущий кадастровый номер №), площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес> категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – под промышленное предприятие. Право собственности зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о чем представлено свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9).
Согласно кадастровому паспорту земельного участка (л.д. 140-142) и кадастровой справке о кадастровой стоимости объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 13) кадастровая стоимость указанного земельного участка, поставленного на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, установлена на основании акта определения кадастровой стоимости от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 158) и составляет <данные изъяты> руб. Сведения о кадастровой стоимости внесены в государственный кадастр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ Кадастровая стоимость определена по состоянию на 29 ноября 2012 года, что следует из кадастровой справки.
Из представленного заявителем отчета ООО Юридическое Агентство «Октопус» № № определении рыночной стоимости земельного участка (л.д. 14-93) следует, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., по состоянию на 29 ноября 2012 года составляет <данные изъяты> руб.
Согласно положительному экспертному заключению № от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленному экспертом Некоммерческого партнерства «Межрегиональный союз оценщиков», членом которой является оценщик ФИО4, составившаая отчет (л.д. 94-113), отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка № № соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности.
Оценивая относимость отчета оценщика, определившего рыночную стоимость спорного земельного участка по состоянию на 29 ноября 2012 года, к разрешаемым спорным правоотношениям, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, кадастровая стоимость принадлежащего заявителю земельного участка, определена по состоянию на 29 ноября 2012 года. Следовательно, рыночная стоимость в размере <данные изъяты> руб. определена по состоянию на дату определения кадастровой стоимости. Отчет соответствует требованиям относимости.
Оценивая допустимость представленного отчета, суд принимает во внимание, что отчет прошел экспертизу саморегулируемой организации оценщиков, получил положительное заключение, следовательно, в соответствии с требованиями статей 24.16 и 17.1 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ» отчет следует признать допустимым доказательством.
Представленный заявителем отчет оценщика об определении рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 29 ноября 2012 года, является надлежащим доказательством, подтверждающим размер рыночной стоимости земельного участка на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Заинтересованными лицами, в том числе ФГБУ «ФКП Росреестра» по Кемеровской области, определившим кадастровую стоимость земельного участка, по данному делу не представлено каких-либо возражений относительно величины установленной оценщиком в отчете о рыночной стоимости земельного участка, доводов о недостоверности отчета не приведено.
Суд приходит к выводу, что в представленном отчете объект оценки в полной мере идентифицирован, отчет содержит результат оценки при применении сравнительного подхода оценки (методом сравнения продаж) и обоснование отказа от применения затратного и доходного подходов. Использованные аналоги объекта соответствуют объекту оценки по основным экономическим, материальным и техническим характеристикам, примененные оценщиком корректировки обоснованы и содержат объяснения, отчет содержит сведения об источниках полученной информации об аналогах объектов оценки. Отчет также содержит выводы оценщика при согласовании результатов расчета рыночной стоимости объекта оценки. Представленные отчет и экспертное заключение содержат сведения о соответствии уровня знаний оценщика и эксперта требованиям законодательства об оценочной деятельности.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что предоставленный заявителем отчет об оценке и положительное экспертное заключение соответствуют требованиями законодательства об оценочной деятельности, Федеральным стандартам оценки: ФСО № 1, утвержденным приказом Минэкономразвития РФ от 20 июля 2007 года № 256; ФСО № 2, утвержденным приказом Минэкономразвития РФ от 20 июля 2007 года № 255; ФСО № 3 утвержденным приказом Минэкономразвития РФ от 20 июля 2007 года № 254; ФСО № 5, утвержденным приказом Минэкономразвития РФ от 04 июля 2011 года № 328; ФСО № 6, утвержденным приказом Минэкономразвития РФ от 07 ноября 2011 года № 628; ФОС № 7, утвержденным приказом Минэкономразвития РФ от 25 сентября 2014 года № 611. Отчет и положительное экспертное заключение следует признать допустимыми доказательствами.
В обоснование заявленных требований заявителем указано на несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости принадлежащего заявителю земельного участка его рыночной стоимости, указанные доводы нашли подтверждение в ходе рассмотрения дела. Рыночная стоимость земельного участка ниже его кадастровой стоимости, что свидетельствует о нарушении прав заявителя, который несет обязанность оплачивать земельный налог, исчисленный из кадастровой стоимости земельного участка, т.е. в экономически не обоснованном размере, в связи с чем заявитель вправе требовать установления кадастровой стоимости указанного земельного участка в размере его рыночной стоимости.
Доводы ФГБУ «ФКП Росреестра», Управления Росреестра по Кемеровской области, Коллегии Администрации Кемеровской области о том, что данные учреждения не является надлежащими заинтересованными лицами по делу, не могут служить основанием для отказа в удовлетворении требований заявителя, которые основаны на законе, принимая во внимание также, что рассмотрение дела проводится в процессуальном порядке, применительно к положениям главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах требования Баева В.В. подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № ░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░.░., ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> ░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░., ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 29 ░░░░░░ 2012░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ 05 ░░░ 2015 ░░░░.
░░░░░: ░░░░░░░░░ ░.░.