№ 2-19/13 КОПИЯ
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 января 2013 года Центральный районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Панина С.А.,
при секретаре Разиньковой О.С.,
с участием:
прокурора Рыжкова Р.М.,
представителя ответчика ФКУ «Исправительная колония № 2 УФСИН по Воронежской области» по доверенности Сазонова Д.Н.,
представителя ответчика УФСИН России по Воронежской области по доверенности Алехиной О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Воронежского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, поданного в защиту неопределенного круга лиц, к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Воронежской области», Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Воронежской области, Федеральной службе исполнения наказаний России об оборудовании комнат для умывания и туалетов всех отрядов,
установил:
Воронежский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Воронежской области» (далее - ФКУ ИК-2), Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Воронежской области (далее - УФСИН по Воронежской области), Федеральной службе исполнения наказаний России (далее - ФСИН) о возложении на ответчиков обязанности оборудовать комнаты для умывания всех отрядов оборудовать умывальниками, полками для умывальных принадлежностей, вешалками для полотенец в количестве не менее 1 умывальника, полки, вешалки на 10 осужденных, не менее чем 2 зеркалами на умывальную комнату, ваннами для мытья ног; туалеты всех отрядов оборудовать унитазами и в количестве не менее 1 унитаза на 15 осужденных и лотковыми писсуарами в количестве не менее 0,4 м на 15 осужденных. В обоснование иска указал, что в ходе проверок ФКУ ИК-2 прокуратурой выявлены нарушения законов о материально-бытовом обеспечении и санитарно-эпидемиологическом благополучии осужденных, которые не устраняются в течение длительного времени; в нарушение ст. 99 УИК РФ и приказа Минюста России «Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы» от 27.07.2006 № 512 (далее - Приказ от 27.07.2006 № 512), общежития для осужденных не обеспечены необходимым набором вспомогательных помещений: при норме комплектации - 1 умывальник на 10 человек в отряде № 3-15 для 130 человек установлено лишь 3 умывальника, в отрядах № 4-5 для 141 осужденного установлено лишь 6 умывальников, аналогичная ситуация сложилась в отрядах №№ 1, 2, 6-16, 7, 9-10, 14; умывальные комнаты всех отрядов не доукомплектованы полками для умывальных принадлежностей и вешалками для полотенец, в комнатах для умывания отрядов №№ 3-15, 4-5, 6, 7, 8, 9-10, 14 укомплектованы лишь одним зеркалом; в нарушение ч. 1 ст. 6 ГК РФ, п.п. 35 таблицы № 13 Инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Минюста России, утвержденной приказом Минюста России от 02.06.2003 № 130-дсп, которая предусматривает установку 1 унитаза и 0,4 м лоткового писсуара на 15 осужденных в отряде № 1 для 81 человека установлено лишь 3 унитаза, в отряде № 1 для 87 осужденных установлено только 4 унитаза, в отряде № 3-15 на 130 осужденных 1 унитаз, аналогичная ситуация сложилась в отрядах №№ 6-16, 8, 14, а в отрядах №№ 2, 4-5, 9-10 туалеты отсутствуют, в связи с этим осужденные вынуждены пользоваться туалетом, расположенном на улице; при явном недостатке унитазов туалеты во всех отрядах, в нарушение указанной нормы, не оборудованы лотковыми писсуарами; в нарушение п.п. 34 таблицы № 13 указанной Инструкции, ни в одном отряде комната для умывания не оборудована ваннами для мытья ног; невыполнение в ФКУ ИК-2 норм, регулирующих материально-бытовое обеспечение, является причиной многочисленных жалоб с их стороны; с учетом изложенных обстоятельств прокурор просил обязать ФКУ ИК-2, главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы (ФСИН России) и распорядителя финансовых средств и лимитов бюджетных обязательств на нужды уголовно-исполнительной системы в Воронежской области (УФСИН России по Воронежской области) исполнить требования в солидарном порядке (л.д. 4-6).
Определением, занесенным в протокол судебного заседания от 19.11.2012 года, к производству суда принято уточненное исковое заявление Воронежского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, в котором последний просил суд обязать ФКУ ИК-2, УФСИН по Воронежской области оборудовать комнаты для умывания всех отрядов умывальниками, полками для умывальных принадлежностей, вешалками для полотенец в количестве не менее 1 умывальника, полки, вешалки на 10 осужденных, не менее чем 2 зеркалами на умывальную комнату, ваннами для мытья ног; оборудовать туалеты всех отрядов унитазами в количестве не менее 1 унитаза на 15 осужденных и лотковыми писсуарами в количестве не менее 0,4 м на 15 осужденных. Кроме того, прокурор просил обязать ФСИН финансировать указанные мероприятия. Одновременно прокурор уточнил, что заявленные требования основывается не на приложении № 1, а на приложении № 2 в Приказу от 27.07.2006 года № 512 (л.д. 102-104).
Определением суда от 22 января 2013 года производство по делу в части требований Воронежского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в интересах неопределенного круга лиц к ФКУ ИК-2, УФСИН по Воронежской области, ФСИН о возложении обязанности оборудовать комнаты для умывания всех отрядов общежитий №№ 1, 2, 3 всех отрядов количеством умывальников из расчета 1 умывальник на 10 человек оставлено без рассмотрения в связи с повторностью обращения в суд с теми же требованиями.
В судебном заседании прокурор Рыжков Р.М. просил заявленные требования удовлетворить по основаниям, изложенным в иске; дополнительно уточнил, что в обоснование требований прокурор ссылается на положения приложения N 2 к приказу ФСИН России от 27.07.2006 г. N 512 "Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы". В материалы дела представлено письменное обоснование заявленных правовых оснований иска (л.д. 105-109)
В судебном заседании представитель ответчика ФКУ «Исправительная колония № 2 УФСИН по Воронежской области» по доверенности Сазонов Д.Н. против удовлетворения исковых требований возражал по основаниям, изложенным в письменных возражениях (л.д. 49-52).
В судебном заседании представитель ответчика УФСИН России по Воронежской области по доверенности Алехина О.В. против удовлетворения исковых требований возражал по основаниям, изложенным в письменных возражениях (л.д. 64-67).
Ответчик ФСИН России надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание его представитель не явился, в заявлении в суд представитель ответчика просит рассмотреть дело в его отсутствие. В письменных возражениях представитель ответчика считал исковые требования не подлежащими удовлетворению (л.д. 25-28).
Выслушав объяснения лиц участвующих в деле, обозрев материалы гражданского дела № 2-3981/12, изучив материалы настоящего дела, суд находит исковые требования прокурора подлежащими частичном удовлетворению по следующим основаниям.
Частью 2 ст. 1 УИК РФ предусмотрено, что задачами уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации являются регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации.
Согласно статьям 1 и 3 Закона РФ от 21.07.1993г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» деятельность уголовно-исполнительной системы осуществляется на основе принципов законности, гуманизма, уважения прав человека, а правовую основу её деятельности составляет Конституция Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.
В соответствии со ст. 13 Закона РФ от 21.07.1993г. № 5473-1 учреждения, исполняющие наказания, обязаны обеспечить соблюдение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, охрану здоровья осужденных, осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.
В силу ч. 3 ст. 101 УИК РФ администрация исправительного учреждения несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных.
Согласно п. 3 ст. 99 УИК РФ минимальные нормы питания и материально-бытового обеспечения осужденных устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Приказом ФСИН России от 27.07.2006 г. N 512 "Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы" (приложение N 2 к приказу ФСИН России) установлены нормы для комнат для умывания: полка настенная для умывальных принадлежностей 1 шт. на умывальник; вешалка настенная для полотенец - 1 шт. на 10 чел.; зеркало настенное - 2 шт.; умывальник (рукомойник) - 1 шт. на 10 чел.; подставка для чистки обуви - 1 шт.
В соответствии с пп. 35 таблицы 13 Инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации (СП 17-02 Минюста России), утвержденной приказом Министерства юстиции РФ от 02.06.2003 г. N 130-дсп предусматривает необходимость установки 1 унитаза и 0,4 м лоткового писсуара на 15 осужденных.
Подпунктом 34 таблицы 13 указанной Инструкции комнаты для умывания подлежат оборудованию ваннами для мытья ног.
Как следует из материалов дела, Воронежской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях проведена проверка соблюдения законов в ФКУ ИК-2, по итогам которой в адрес руководителя исправительной колонии направлено представление об устранении нарушений требований закона, регламентирующего порядок и условия отбывания осужденными наказания в виде лишения свободы. В указанном представлении от 06.02.2012 года, в частности, установлено, что жилые секции, умывальные комнаты и санитарные узлы находятся в крайне неудовлетворительном состоянии, их эксплуатация производится с грубейшими требованиями санитарных норм, помещения требуют ремонта (л.д. 7-9).
Недостатки в указанной части в деятельности ФКУ ИК-2 указаны в представлении об устранении нарушений закона от 02.04.2012 года, где указано, что в умывальных комнатах отрядов № 6, 8 недостаточно вешалок для полотенец, зеркал, подставок под умывальные принадлежности. Меры по доведению числа умывальников и санитарных узлов в отрядах до установленных норм не принимаются (отряды № 6, 7, 9, 10, 14, 16). Зачастую одним умывальником или санитарным узлом вынуждены пользоваться от 30 до 40 человек. Более того, даже часть имеющихся санузлов (около 40 %) на момент проверки была неисправна (л.д. 45-48).
Из сведений, представленных ИК-2 (л.д. 11) и справке ответчика (л.д. 53) подтверждается невыполнение требований указанных выше норм укомплектованности умывальных комнат и туалетов. При этом, указывается на направление 16.08.2012 в УФСИН по Воронежской области запроса по вопросу о выделении денежных средств, в размере 968000 руб., для устранения недостатков выявленных прокуратурой в ходе проверки. 26.08.2012 года Управлением были выделены денежные средства в размере 800 000 руб., которые в части направлены на закупку материалов для устранения данных недостатков.
В письме УФСИН по Воронежской области от 28.04.2012 года по итогам рассмотрения представления об устранении нарушений законности в деятельности ФКУ ИК-2 признает факт необходимости приведения в соответствии с действующими нормами существующих умывальных комнат и санузлов, в связи с чем, для проведения ремонтных работ в зданиях общежитий планируется направить запрос на выделение необходимых денежных средств (л.д. 42-44).
Из справки УФСИН по Воронежской области (л.д. 56) следует, что на материально бытовое обеспечение осужденных в октябре 2012 года выделено 800 000 рублей, из которых в настоящее время израсходовано 420 778 руб. (л.д. 56), из которых, согласно сведениям ФКУ ИК-2 на 01.10.2012 года на приобретение банно-прачечного оборудования было затрачено 115 400 руб. (л.д. 97).
Решением Центрального районного суда г. Воронежа от 04.09.2012 года удовлетворены требования прокурора Воронежской области, в соответствии с которым на ФКУ ИК-2 возложена обязанность за счет собственных средств, а при их недостаточности, за счет средств РФ, выделяемых ФСИН в лице УФСИН по Воронежской области оборудовать, в частности, умывальные комнаты общежитий № 1, № 2, № 3 в количестве умывальников из расчета 1 умывальников на 10 человек.
В указанном решении судом установлено, что в общежитии № 1, предназначенных для размещения 494 осужденных, оборудовано 5 умывальных комнат, где установлено 40 умывальников (то есть на 400 осужденных), в общежитии № 2, предназначенном для размещения 261 осужденного оборудовано 2 умывальные комнаты, в которых установлено 20 умывальников (то есть на 200 осужденных), в общежитии № 3 на 180 осужденных оборудовано 2 умывальных комнаты, в которых установлено 17 умывальников (то есть на 170 осужденных).
С учетом изложенных выше положений нормативных актов и фактического оборудования умывальных комнат ФКУ ИК-2, данных о наполненности исправительной колонии осужденными, суд считает не состоятельным возражения представителей ответчиков в части недоказанности нарушения прав осуждённых, содержащихся в учреждении.
Из положения о ФКУ ИК-2, утвержденном приказом ФСИН от 22.03.2005 года № 141 следует, что оно является исправительным учреждением, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы, выполняет обязанности и пользуется правами, предоставленными ему законодательством РФ; учредителем его является Правительство РФ в лице ФСИН; по организационной форме является федеральным государственным учреждением, обладает правами юридического лица; на ФКУ ИК-2 возлагается обязанностью обеспечить надлежащие условия отбывания наказания в учреждении, охраны здоровья осужденных (п.п. 1.1, 1.3, 1.5, 2,6 Положения) (л.д. 12-18).
Соответственно, на ФКУ ИК-2 учредителем возложена обязанность исполнять уголовное наказание в виде лишения свободы в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также создать осужденным условия содержания, соответствующие нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Согласно положению об ФКУ ИК-2 учреждение является самостоятельным юридическим лицом. Функции и полномочия учредителя ФКУ ИК-2 осуществляет ФСИН. Полномочия собственника в отношении федерального имущества, переданного ФКУ ИК-2 на праве оперативного управления, осуществляет ФСИН в соответствии с законодательством РФ.
В соответствии со ст. 120 ГК РФ учреждение создается собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируется им полностью или частично. Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.
Таким образом, установка необходимого количества сантехнического оборудования в туалетах общежитий осужденных должно быть произведено за счет средств, выделяемых ответчику ФКУ ИК-2.
Довод представителей ответчиков об отсутствии у прокуратуры полномочий на обращение в суд с указанным иском в связи с его подачей в отношении «значительного числа граждан», но не в интересах «неопределенного круга лиц» суд не принимает во внимание по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
По мнению представителей ответчиков, на каждый день имеется сведения о количественном и персональном составе лиц, отбывающих наказание в ФКУ ИК-2, то есть круг лиц строго определен.
Вместе с тем, как следует из материалов дела количественный и, соответственно, персональный состав лиц, отбывающих наказание в ФКУ ИК-2 на дату подачи иска и в период его рассмотрения изменялся, в том числе, по количеству лиц содержащихся в каждом из общежитий, в каждом из отрядов, что подтверждается справками ФКУ ИК-2 (л.д. 11, 155-170).
Таким образом, суд приходит к выводу, что данный иск был подан прокуратурой в интересах неопределенного круга лиц, поскольку не представляется четко определить круг лиц, в отношении которых он подан (включая промежуток времени в течение дня подачи иска).
Доводы представителей ответчиков о том, что положения инструкции по проектированию исправительных учреждений и специальных учреждений УИС Минюста России, утвержденной приказом Минюста России от 02.06.2003 года № 130-дсп, не подлежат применению при эксплуатации общежитий в ФКУ ИК-2 суд не принимает во внимание, исходя из следующего.
В соответствии с п. 7 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента РФ от 13.10.2004 № 1314, ФСИН обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации условия содержания осужденных и осуществляет материально-техническое обеспечение деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы.
Соответственно, на ФСИН возложена обязанность по созданию таких условий содержания осужденных в исправительных учреждения, которые должны соответствовать требованиям закона.
Приказом Минюста России от 02.06.2003 № 130-дсп, утверждена Инструкция по проектированию исправительных учреждений и специальных учреждений уголовно-исполнительной системы Минюста России (далее - Инструкция).
Принимая указанную инструкцию, Минюст России указывает перечень требований предъявляемых к бытовым условиям осужденных, которые являются минимально необходимыми, в том числе, по установке сантехнического оборудования.
СНиП, принятые в 1962 году, устанавливающие норму по обеспечению осужденных из расчета 1 унитаз на 30 человек, на дату судебного заседания отменены. Иного правового урегулирования спорные правоотношения не имеют
В соответствии с п. 12 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными, принятыми Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями в Женеве 30.08.1955 года, санитарные установки должны быть достаточными для того, чтобы каждый заключенный мог удовлетворять свои естественные потребности, когда ему это нужно, в условиях чистоты и пристойности.
Принимая во внимание наличие единственного нормативного правового акта Минюста РФ и ФСИН России, регулирующего норму санитарных приборов в общежитиях для осужденных и учитывая требования Минимальных стандартных правил именно названные нормативы размещения сантехнического оборудования для удовлетворения потребностей осужденных.
Статья 3 УИК РФ предусматривает обязанность Российской Федерации применять при исполнении наказаний правила международных договоров.
В соответствии со ст. 3 Конвенции и требованиями, содержащимися в постановлениях Европейского Суда по правам человека, условия содержания обвиняемых под стражей должны быть совместимы с уважением к человеческому достоинству.
При этом лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны быть гарантированы с учетом практических требований режима содержания.
В постановлении Правительства РФ от 05.09.2006 № 540 «О Федеральной целевой программе «Развитие уголовно-исполнительной системы» указано, что согласно Европейским пенитенциарным правилам отсутствие достаточного количества ресурсов для достойного содержания заключенных не может являться оправданием нарушения их человеческих прав. При этом подписание Российской Федерацией ряда международных договоров, касающихся обеспечения прав и законных интересов заключенных, диктует необходимость неуклонного внедрения международных стандартов обращения с заключенными в практику исполнения наказаний.
Возражения представителей ответчиков в части того, что прокурор обосновывал заявленные требования пунктами приложении № 1 к приказу Минюста РФ от 27.07.2006 года № 512 суд считает не состоятельными с учетом уточнения оснований иска в заявлении об уточнении требований от 19.11.2012 года на приложение № 2 (л.д. 102-103).
Довод представителей ответчиков в обоснование необходимости отказа в иске в связи с отсутствием у ФКУ ИК-2 в 2013 году достаточных бюджетных средств на оплату расходов по содержанию имущества, а также по прочим расходам (в рамках которых должно производиться финансирование работ по оборудованию комнат для умывания и туалетов) не может повлечь отказ в удовлетворении требования к учреждению.
Более того, суд принимает во внимание, что в ходе рассмотрения дела ФКУ ИК-2 за счет выделенных ему денежных средств на цели материально-технического обеспечения осужденных осуществлены частично мероприятия по оборудованию комнат для умывания и туалетов необходимым оборудование, а предметом рассмотрения по настоящему делу также является требование о выделении на данные работы денежных средств из федерального бюджета, предоставленных ФСИН.
Как указывалось выше в положении о ФКУ ИК-2 предусмотрено, что имущество учреждения находится в федеральной собственности и закрепляется за ним на праве оперативного управления ФСИН; финансирование изолятора осуществляется за счет средств федерального бюджета.
Согласно справке ответчика ФКУ ИК-2 (л.д. 56) на материально-бытовое обеспечение осужденных в октябре 2012 года было выделено 800 000 руб., из которых в настоящее время израсходовано 420 778 руб.
Статья 11 Закона "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовное наказание в виде лишения свободы" указывает, что собственником имущества является Российская Федерация.
Как следует из ст. 158 Бюджетного кодекса РФ главным распорядителем средств федерального бюджета является орган государственной власти Российской Федерации, имеющий право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств определенной ведомственной классификацией расходов федерального бюджета.
В силу абзаца 6 пункта 7 Положения о ФСИН России, утвержденного Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. N 1314, функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренные на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций, осуществляет ФСИН России.
В силу п. 7 Положения о ФСИН России, на указанную службу возложены полномочия собственника в отношении федерального имущества, переданного учреждениям и органам уголовно-исполнительной системы, предприятиям учреждений, исполняющих наказания, а также иным предприятиям и учреждениям, специально созданным для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Учитывая вышеизложенное и то, что ответчик является федеральный бюджетным учреждением, финансируемым из федерального бюджета, в случае недостаточности денежных средств, необходимых для оборудования умывальных комнат и туалетов, субсидиарную ответственность по обязательствам предприятия должен нести представитель собственника - ФСИН России. При этом суд исходит из того, что поскольку законом не установлено иное, в ст. 115 ГК РФ речь идет о любых обязательствах учреждения, возникших из оснований, предусмотренных п. 1 ст. 8 ГК РФ.
В силу п. 2 ст. 120 ГК РФ учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.
В соответствии со ст. 399 ГК РФ до предъявления требований к лицу, которое в соответствии с законом, иными правовыми актами или условиями обязательства несет ответственность дополнительно к ответственности другого лица, являющегося основным должником (субсидиарную ответственность), кредитор должен предъявить требование к основному должнику.
Если основной должник отказался удовлетворить требование кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответ на предъявленное требование, это требование может быть предъявлено лицу, несущему субсидиарную ответственность.
По смыслу указанных правовых норм основанием для привлечения собственника имущества учреждения к субсидиарной ответственности является факт неисполнения основным должником обязательства.
Применительно к положениям ст. 56 ГПК РФ прокурором суду не представлено убедительных и достоверных доказательств невозможности осуществления мероприятий именно по оборудованию умывальных комнат и туалетов за счет ранее выделенных и не полностью освоенных ФКУ ИК-2 денежных средств на материально-бытовое обеспечение осужденных.
С учетом изложенного, суд не находит оснований для удовлетворения требований к ответчикам УФСИН по Воронежской области, ФСИН о возложении обязанности профинансировать указанные выше мероприятия.
Руководствуясь ст. ст. 56, 194, 198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Воронежского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, поданного в защиту неопределенного круга лиц удовлетворить частично.
Обязать Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Воронежской области» за счет собственных средств оборудовать:
- комнаты для умывания отрядов №№ 1-9, 14, расположенных в общежитиях №№ 1, 2, 3 полками для умывальных принадлежностей, вешалками для полотенец в количестве не менее 1 полки, вешалки на 10 осужденных, не менее чем 2 зеркалами на умывальную комбату, ваннами для мытья ног;
- туалеты отрядов №№ 1-9, 14, расположенных в общежитиях №№ 1, 2, 3 унитазами в количестве не менее 1 унитаза на 15 осужденных и лотковыми писсуарами в количестве не менее чем 0,4 м. на 15 осужденных.
В удовлетворении требований к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Воронежской области, Федеральной службе исполнения наказаний России отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд через Центральный районный суд г. Воронежа в течение одного месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Судья Панин С.А.
Копия верна
Судья:
Секретарь:
№ 2-19/13 КОПИЯ
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 января 2013 года Центральный районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Панина С.А.,
при секретаре Разиньковой О.С.,
с участием:
прокурора Рыжкова Р.М.,
представителя ответчика ФКУ «Исправительная колония № 2 УФСИН по Воронежской области» по доверенности Сазонова Д.Н.,
представителя ответчика УФСИН России по Воронежской области по доверенности Алехиной О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Воронежского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, поданного в защиту неопределенного круга лиц, к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Воронежской области», Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Воронежской области, Федеральной службе исполнения наказаний России об оборудовании комнат для умывания и туалетов всех отрядов,
установил:
Воронежский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Воронежской области» (далее - ФКУ ИК-2), Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Воронежской области (далее - УФСИН по Воронежской области), Федеральной службе исполнения наказаний России (далее - ФСИН) о возложении на ответчиков обязанности оборудовать комнаты для умывания всех отрядов оборудовать умывальниками, полками для умывальных принадлежностей, вешалками для полотенец в количестве не менее 1 умывальника, полки, вешалки на 10 осужденных, не менее чем 2 зеркалами на умывальную комнату, ваннами для мытья ног; туалеты всех отрядов оборудовать унитазами и в количестве не менее 1 унитаза на 15 осужденных и лотковыми писсуарами в количестве не менее 0,4 м на 15 осужденных. В обоснование иска указал, что в ходе проверок ФКУ ИК-2 прокуратурой выявлены нарушения законов о материально-бытовом обеспечении и санитарно-эпидемиологическом благополучии осужденных, которые не устраняются в течение длительного времени; в нарушение ст. 99 УИК РФ и приказа Минюста России «Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы» от 27.07.2006 № 512 (далее - Приказ от 27.07.2006 № 512), общежития для осужденных не обеспечены необходимым набором вспомогательных помещений: при норме комплектации - 1 умывальник на 10 человек в отряде № 3-15 для 130 человек установлено лишь 3 умывальника, в отрядах № 4-5 для 141 осужденного установлено лишь 6 умывальников, аналогичная ситуация сложилась в отрядах №№ 1, 2, 6-16, 7, 9-10, 14; умывальные комнаты всех отрядов не доукомплектованы полками для умывальных принадлежностей и вешалками для полотенец, в комнатах для умывания отрядов №№ 3-15, 4-5, 6, 7, 8, 9-10, 14 укомплектованы лишь одним зеркалом; в нарушение ч. 1 ст. 6 ГК РФ, п.п. 35 таблицы № 13 Инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Минюста России, утвержденной приказом Минюста России от 02.06.2003 № 130-дсп, которая предусматривает установку 1 унитаза и 0,4 м лоткового писсуара на 15 осужденных в отряде № 1 для 81 человека установлено лишь 3 унитаза, в отряде № 1 для 87 осужденных установлено только 4 унитаза, в отряде № 3-15 на 130 осужденных 1 унитаз, аналогичная ситуация сложилась в отрядах №№ 6-16, 8, 14, а в отрядах №№ 2, 4-5, 9-10 туалеты отсутствуют, в связи с этим осужденные вынуждены пользоваться туалетом, расположенном на улице; при явном недостатке унитазов туалеты во всех отрядах, в нарушение указанной нормы, не оборудованы лотковыми писсуарами; в нарушение п.п. 34 таблицы № 13 указанной Инструкции, ни в одном отряде комната для умывания не оборудована ваннами для мытья ног; невыполнение в ФКУ ИК-2 норм, регулирующих материально-бытовое обеспечение, является причиной многочисленных жалоб с их стороны; с учетом изложенных обстоятельств прокурор просил обязать ФКУ ИК-2, главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы (ФСИН России) и распорядителя финансовых средств и лимитов бюджетных обязательств на нужды уголовно-исполнительной системы в Воронежской области (УФСИН России по Воронежской области) исполнить требования в солидарном порядке (л.д. 4-6).
Определением, занесенным в протокол судебного заседания от 19.11.2012 года, к производству суда принято уточненное исковое заявление Воронежского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, в котором последний просил суд обязать ФКУ ИК-2, УФСИН по Воронежской области оборудовать комнаты для умывания всех отрядов умывальниками, полками для умывальных принадлежностей, вешалками для полотенец в количестве не менее 1 умывальника, полки, вешалки на 10 осужденных, не менее чем 2 зеркалами на умывальную комнату, ваннами для мытья ног; оборудовать туалеты всех отрядов унитазами в количестве не менее 1 унитаза на 15 осужденных и лотковыми писсуарами в количестве не менее 0,4 м на 15 осужденных. Кроме того, прокурор просил обязать ФСИН финансировать указанные мероприятия. Одновременно прокурор уточнил, что заявленные требования основывается не на приложении № 1, а на приложении № 2 в Приказу от 27.07.2006 года № 512 (л.д. 102-104).
Определением суда от 22 января 2013 года производство по делу в части требований Воронежского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в интересах неопределенного круга лиц к ФКУ ИК-2, УФСИН по Воронежской области, ФСИН о возложении обязанности оборудовать комнаты для умывания всех отрядов общежитий №№ 1, 2, 3 всех отрядов количеством умывальников из расчета 1 умывальник на 10 человек оставлено без рассмотрения в связи с повторностью обращения в суд с теми же требованиями.
В судебном заседании прокурор Рыжков Р.М. просил заявленные требования удовлетворить по основаниям, изложенным в иске; дополнительно уточнил, что в обоснование требований прокурор ссылается на положения приложения N 2 к приказу ФСИН России от 27.07.2006 г. N 512 "Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы". В материалы дела представлено письменное обоснование заявленных правовых оснований иска (л.д. 105-109)
В судебном заседании представитель ответчика ФКУ «Исправительная колония № 2 УФСИН по Воронежской области» по доверенности Сазонов Д.Н. против удовлетворения исковых требований возражал по основаниям, изложенным в письменных возражениях (л.д. 49-52).
В судебном заседании представитель ответчика УФСИН России по Воронежской области по доверенности Алехина О.В. против удовлетворения исковых требований возражал по основаниям, изложенным в письменных возражениях (л.д. 64-67).
Ответчик ФСИН России надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание его представитель не явился, в заявлении в суд представитель ответчика просит рассмотреть дело в его отсутствие. В письменных возражениях представитель ответчика считал исковые требования не подлежащими удовлетворению (л.д. 25-28).
Выслушав объяснения лиц участвующих в деле, обозрев материалы гражданского дела № 2-3981/12, изучив материалы настоящего дела, суд находит исковые требования прокурора подлежащими частичном удовлетворению по следующим основаниям.
Частью 2 ст. 1 УИК РФ предусмотрено, что задачами уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации являются регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации.
Согласно статьям 1 и 3 Закона РФ от 21.07.1993г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» деятельность уголовно-исполнительной системы осуществляется на основе принципов законности, гуманизма, уважения прав человека, а правовую основу её деятельности составляет Конституция Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.
В соответствии со ст. 13 Закона РФ от 21.07.1993г. № 5473-1 учреждения, исполняющие наказания, обязаны обеспечить соблюдение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, охрану здоровья осужденных, осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.
В силу ч. 3 ст. 101 УИК РФ администрация исправительного учреждения несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных.
Согласно п. 3 ст. 99 УИК РФ минимальные нормы питания и материально-бытового обеспечения осужденных устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Приказом ФСИН России от 27.07.2006 г. N 512 "Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы" (приложение N 2 к приказу ФСИН России) установлены нормы для комнат для умывания: полка настенная для умывальных принадлежностей 1 шт. на умывальник; вешалка настенная для полотенец - 1 шт. на 10 чел.; зеркало настенное - 2 шт.; умывальник (рукомойник) - 1 шт. на 10 чел.; подставка для чистки обуви - 1 шт.
В соответствии с пп. 35 таблицы 13 Инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации (СП 17-02 Минюста России), утвержденной приказом Министерства юстиции РФ от 02.06.2003 г. N 130-дсп предусматривает необходимость установки 1 унитаза и 0,4 м лоткового писсуара на 15 осужденных.
Подпунктом 34 таблицы 13 указанной Инструкции комнаты для умывания подлежат оборудованию ваннами для мытья ног.
Как следует из материалов дела, Воронежской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях проведена проверка соблюдения законов в ФКУ ИК-2, по итогам которой в адрес руководителя исправительной колонии направлено представление об устранении нарушений требований закона, регламентирующего порядок и условия отбывания осужденными наказания в виде лишения свободы. В указанном представлении от 06.02.2012 года, в частности, установлено, что жилые секции, умывальные комнаты и санитарные узлы находятся в крайне неудовлетворительном состоянии, их эксплуатация производится с грубейшими требованиями санитарных норм, помещения требуют ремонта (л.д. 7-9).
Недостатки в указанной части в деятельности ФКУ ИК-2 указаны в представлении об устранении нарушений закона от 02.04.2012 года, где указано, что в умывальных комнатах отрядов № 6, 8 недостаточно вешалок для полотенец, зеркал, подставок под умывальные принадлежности. Меры по доведению числа умывальников и санитарных узлов в отрядах до установленных норм не принимаются (отряды № 6, 7, 9, 10, 14, 16). Зачастую одним умывальником или санитарным узлом вынуждены пользоваться от 30 до 40 человек. Более того, даже часть имеющихся санузлов (около 40 %) на момент проверки была неисправна (л.д. 45-48).
Из сведений, представленных ИК-2 (л.д. 11) и справке ответчика (л.д. 53) подтверждается невыполнение требований указанных выше норм укомплектованности умывальных комнат и туалетов. При этом, указывается на направление 16.08.2012 в УФСИН по Воронежской области запроса по вопросу о выделении денежных средств, в размере 968000 руб., для устранения недостатков выявленных прокуратурой в ходе проверки. 26.08.2012 года Управлением были выделены денежные средства в размере 800 000 руб., которые в части направлены на закупку материалов для устранения данных недостатков.
В письме УФСИН по Воронежской области от 28.04.2012 года по итогам рассмотрения представления об устранении нарушений законности в деятельности ФКУ ИК-2 признает факт необходимости приведения в соответствии с действующими нормами существующих умывальных комнат и санузлов, в связи с чем, для проведения ремонтных работ в зданиях общежитий планируется направить запрос на выделение необходимых денежных средств (л.д. 42-44).
Из справки УФСИН по Воронежской области (л.д. 56) следует, что на материально бытовое обеспечение осужденных в октябре 2012 года выделено 800 000 рублей, из которых в настоящее время израсходовано 420 778 руб. (л.д. 56), из которых, согласно сведениям ФКУ ИК-2 на 01.10.2012 года на приобретение банно-прачечного оборудования было затрачено 115 400 руб. (л.д. 97).
Решением Центрального районного суда г. Воронежа от 04.09.2012 года удовлетворены требования прокурора Воронежской области, в соответствии с которым на ФКУ ИК-2 возложена обязанность за счет собственных средств, а при их недостаточности, за счет средств РФ, выделяемых ФСИН в лице УФСИН по Воронежской области оборудовать, в частности, умывальные комнаты общежитий № 1, № 2, № 3 в количестве умывальников из расчета 1 умывальников на 10 человек.
В указанном решении судом установлено, что в общежитии № 1, предназначенных для размещения 494 осужденных, оборудовано 5 умывальных комнат, где установлено 40 умывальников (то есть на 400 осужденных), в общежитии № 2, предназначенном для размещения 261 осужденного оборудовано 2 умывальные комнаты, в которых установлено 20 умывальников (то есть на 200 осужденных), в общежитии № 3 на 180 осужденных оборудовано 2 умывальных комнаты, в которых установлено 17 умывальников (то есть на 170 осужденных).
С учетом изложенных выше положений нормативных актов и фактического оборудования умывальных комнат ФКУ ИК-2, данных о наполненности исправительной колонии осужденными, суд считает не состоятельным возражения представителей ответчиков в части недоказанности нарушения прав осуждённых, содержащихся в учреждении.
Из положения о ФКУ ИК-2, утвержденном приказом ФСИН от 22.03.2005 года № 141 следует, что оно является исправительным учреждением, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы, выполняет обязанности и пользуется правами, предоставленными ему законодательством РФ; учредителем его является Правительство РФ в лице ФСИН; по организационной форме является федеральным государственным учреждением, обладает правами юридического лица; на ФКУ ИК-2 возлагается обязанностью обеспечить надлежащие условия отбывания наказания в учреждении, охраны здоровья осужденных (п.п. 1.1, 1.3, 1.5, 2,6 Положения) (л.д. 12-18).
Соответственно, на ФКУ ИК-2 учредителем возложена обязанность исполнять уголовное наказание в виде лишения свободы в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также создать осужденным условия содержания, соответствующие нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Согласно положению об ФКУ ИК-2 учреждение является самостоятельным юридическим лицом. Функции и полномочия учредителя ФКУ ИК-2 осуществляет ФСИН. Полномочия собственника в отношении федерального имущества, переданного ФКУ ИК-2 на праве оперативного управления, осуществляет ФСИН в соответствии с законодательством РФ.
В соответствии со ст. 120 ГК РФ учреждение создается собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируется им полностью или частично. Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.
Таким образом, установка необходимого количества сантехнического оборудования в туалетах общежитий осужденных должно быть произведено за счет средств, выделяемых ответчику ФКУ ИК-2.
Довод представителей ответчиков об отсутствии у прокуратуры полномочий на обращение в суд с указанным иском в связи с его подачей в отношении «значительного числа граждан», но не в интересах «неопределенного круга лиц» суд не принимает во внимание по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
По мнению представителей ответчиков, на каждый день имеется сведения о количественном и персональном составе лиц, отбывающих наказание в ФКУ ИК-2, то есть круг лиц строго определен.
Вместе с тем, как следует из материалов дела количественный и, соответственно, персональный состав лиц, отбывающих наказание в ФКУ ИК-2 на дату подачи иска и в период его рассмотрения изменялся, в том числе, по количеству лиц содержащихся в каждом из общежитий, в каждом из отрядов, что подтверждается справками ФКУ ИК-2 (л.д. 11, 155-170).
Таким образом, суд приходит к выводу, что данный иск был подан прокуратурой в интересах неопределенного круга лиц, поскольку не представляется четко определить круг лиц, в отношении которых он подан (включая промежуток времени в течение дня подачи иска).
Доводы представителей ответчиков о том, что положения инструкции по проектированию исправительных учреждений и специальных учреждений УИС Минюста России, утвержденной приказом Минюста России от 02.06.2003 года № 130-дсп, не подлежат применению при эксплуатации общежитий в ФКУ ИК-2 суд не принимает во внимание, исходя из следующего.
В соответствии с п. 7 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента РФ от 13.10.2004 № 1314, ФСИН обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации условия содержания осужденных и осуществляет материально-техническое обеспечение деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы.
Соответственно, на ФСИН возложена обязанность по созданию таких условий содержания осужденных в исправительных учреждения, которые должны соответствовать требованиям закона.
Приказом Минюста России от 02.06.2003 № 130-дсп, утверждена Инструкция по проектированию исправительных учреждений и специальных учреждений уголовно-исполнительной системы Минюста России (далее - Инструкция).
Принимая указанную инструкцию, Минюст России указывает перечень требований предъявляемых к бытовым условиям осужденных, которые являются минимально необходимыми, в том числе, по установке сантехнического оборудования.
СНиП, принятые в 1962 году, устанавливающие норму по обеспечению осужденных из расчета 1 унитаз на 30 человек, на дату судебного заседания отменены. Иного правового урегулирования спорные правоотношения не имеют
В соответствии с п. 12 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными, принятыми Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями в Женеве 30.08.1955 года, санитарные установки должны быть достаточными для того, чтобы каждый заключенный мог удовлетворять свои естественные потребности, когда ему это нужно, в условиях чистоты и пристойности.
Принимая во внимание наличие единственного нормативного правового акта Минюста РФ и ФСИН России, регулирующего норму санитарных приборов в общежитиях для осужденных и учитывая требования Минимальных стандартных правил именно названные нормативы размещения сантехнического оборудования для удовлетворения потребностей осужденных.
Статья 3 УИК РФ предусматривает обязанность Российской Федерации применять при исполнении наказаний правила международных договоров.
В соответствии со ст. 3 Конвенции и требованиями, содержащимися в постановлениях Европейского Суда по правам человека, условия содержания обвиняемых под стражей должны быть совместимы с уважением к человеческому достоинству.
При этом лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны быть гарантированы с учетом практических требований режима содержания.
В постановлении Правительства РФ от 05.09.2006 № 540 «О Федеральной целевой программе «Развитие уголовно-исполнительной системы» указано, что согласно Европейским пенитенциарным правилам отсутствие достаточного количества ресурсов для достойного содержания заключенных не может являться оправданием нарушения их человеческих прав. При этом подписание Российской Федерацией ряда международных договоров, касающихся обеспечения прав и законных интересов заключенных, диктует необходимость неуклонного внедрения международных стандартов обращения с заключенными в практику исполнения наказаний.
Возражения представителей ответчиков в части того, что прокурор обосновывал заявленные требования пунктами приложении № 1 к приказу Минюста РФ от 27.07.2006 года № 512 суд считает не состоятельными с учетом уточнения оснований иска в заявлении об уточнении требований от 19.11.2012 года на приложение № 2 (л.д. 102-103).
Довод представителей ответчиков в обоснование необходимости отказа в иске в связи с отсутствием у ФКУ ИК-2 в 2013 году достаточных бюджетных средств на оплату расходов по содержанию имущества, а также по прочим расходам (в рамках которых должно производиться финансирование работ по оборудованию комнат для умывания и туалетов) не может повлечь отказ в удовлетворении требования к учреждению.
Более того, суд принимает во внимание, что в ходе рассмотрения дела ФКУ ИК-2 за счет выделенных ему денежных средств на цели материально-технического обеспечения осужденных осуществлены частично мероприятия по оборудованию комнат для умывания и туалетов необходимым оборудование, а предметом рассмотрения по настоящему делу также является требование о выделении на данные работы денежных средств из федерального бюджета, предоставленных ФСИН.
Как указывалось выше в положении о ФКУ ИК-2 предусмотрено, что имущество учреждения находится в федеральной собственности и закрепляется за ним на праве оперативного управления ФСИН; финансирование изолятора осуществляется за счет средств федерального бюджета.
Согласно справке ответчика ФКУ ИК-2 (л.д. 56) на материально-бытовое обеспечение осужденных в октябре 2012 года было выделено 800 000 руб., из которых в настоящее время израсходовано 420 778 руб.
Статья 11 Закона "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовное наказание в виде лишения свободы" указывает, что собственником имущества является Российская Федерация.
Как следует из ст. 158 Бюджетного кодекса РФ главным распорядителем средств федерального бюджета является орган государственной власти Российской Федерации, имеющий право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств определенной ведомственной классификацией расходов федерального бюджета.
В силу абзаца 6 пункта 7 Положения о ФСИН России, утвержденного Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. N 1314, функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренные на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций, осуществляет ФСИН России.
В силу п. 7 Положения о ФСИН России, на указанную службу возложены полномочия собственника в отношении федерального имущества, переданного учреждениям и органам уголовно-исполнительной системы, предприятиям учреждений, исполняющих наказания, а также иным предприятиям и учреждениям, специально созданным для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Учитывая вышеизложенное и то, что ответчик является федеральный бюджетным учреждением, финансируемым из федерального бюджета, в случае недостаточности денежных средств, необходимых для оборудования умывальных комнат и туалетов, субсидиарную ответственность по обязательствам предприятия должен нести представитель собственника - ФСИН России. При этом суд исходит из того, что поскольку законом не установлено иное, в ст. 115 ГК РФ речь идет о любых обязательствах учреждения, возникших из оснований, предусмотренных п. 1 ст. 8 ГК РФ.
В силу п. 2 ст. 120 ГК РФ учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.
В соответствии со ст. 399 ГК РФ до предъявления требований к лицу, которое в соответствии с законом, иными правовыми актами или условиями обязательства несет ответственность дополнительно к ответственности другого лица, являющегося основным должником (субсидиарную ответственность), кредитор должен предъявить требование к основному должнику.
Если основной должник отказался удовлетворить требование кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответ на предъявленное требование, это требование может быть предъявлено лицу, несущему субсидиарную ответственность.
По смыслу указанных правовых норм основанием для привлечения собственника имущества учреждения к субсидиарной ответственности является факт неисполнения основным должником обязательства.
Применительно к положениям ст. 56 ГПК РФ прокурором суду не представлено убедительных и достоверных доказательств невозможности осуществления мероприятий именно по оборудованию умывальных комнат и туалетов за счет ранее выделенных и не полностью освоенных ФКУ ИК-2 денежных средств на материально-бытовое обеспечение осужденных.
С учетом изложенного, суд не находит оснований для удовлетворения требований к ответчикам УФСИН по Воронежской области, ФСИН о возложении обязанности профинансировать указанные выше мероприятия.
Руководствуясь ст. ст. 56, 194, 198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Воронежского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, поданного в защиту неопределенного круга лиц удовлетворить частично.
Обязать Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Воронежской области» за счет собственных средств оборудовать:
- комнаты для умывания отрядов №№ 1-9, 14, расположенных в общежитиях №№ 1, 2, 3 полками для умывальных принадлежностей, вешалками для полотенец в количестве не менее 1 полки, вешалки на 10 осужденных, не менее чем 2 зеркалами на умывальную комбату, ваннами для мытья ног;
- туалеты отрядов №№ 1-9, 14, расположенных в общежитиях №№ 1, 2, 3 унитазами в количестве не менее 1 унитаза на 15 осужденных и лотковыми писсуарами в количестве не менее чем 0,4 м. на 15 осужденных.
В удовлетворении требований к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Воронежской области, Федеральной службе исполнения наказаний России отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд через Центральный районный суд г. Воронежа в течение одного месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Судья Панин С.А.
Копия верна
Судья:
Секретарь: