ДЕЛО № 2-68/2013
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 марта 2013 года Починковский районный суд Нижегородской области в составе председательствующего Дружковой А.В., при секретаре Сбитневой Н.В, с участием представителя истца по доверенности Воронина С.А., рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску ЛИСИНОЙ М. П. к Администрации Наруксовского сельсовета Починковского муниципального района, Администрации Починковского муниципального района, Министерству социальной политики о признании акта обследования помещения от 15.12.2011 года, заключения межведомственной комиссии от 15.12.2011 года о признании жилого помещения пригодным для проживания, постановление администрации Наруксовского сельсовета №04-п от 22.03.2012 о снятии с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, постановление администрации Починковского района № 127 от 15.03.2012 года о признании жилого помещения по адресу: <адрес> пригодным для проживания незаконными,
о признании права на социальную поддержку в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета,
о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, как вдовы участника Великой Отечественной войны,
о понуждении администрацию Наруксовского сельсовета восстановить в очереди в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с момента первоначальной постановке на учет, т.е со 02.06.2011 года,
о понуждении министерство социальной политики Нижегородской области предоставить в единовременную денежную компенсацию на строительство или приобретение жилья,
УСТАНОВИЛ:
Лисина М.П. обратилась в суд с иском к Администрации Наруксовского сельсовета Починковского муниципального района, Администрации Починковского муниципального района, Министерству социальной политики о признании акта обследования помещения от 15.12.2011 года, заключения межведомственной комиссии от 15.12.2011 года о признании жилого помещения пригодным для проживания, постановление администрации Наруксовского сельсовета №04-п от 22.03.2012 о снятии с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, постановление администрации Починковского района № 127 от 15.03.2012 года о признании жилого помещения по адресу: <адрес> пригодным для проживания незаконными,
о признании права на социальную поддержку в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета,
о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, как вдовы участника Великой Отечественной войны,
о понуждении администрацию Наруксовского сельсовета восстановить в очереди в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с момента первоначальной постановке на учет, т.е со 02.06.2011 года,
о понуждении министерство социальной политики Нижегородской области предоставить в единовременную денежную компенсацию на строительство или приобретение жилья, указывая на то, что она является вдовой участника Великой Отечественной войны.
Ей на праве собственности принадлежит жилой дом по адресу: <адрес>, 1964 года постройки. Дом находится в плохом состоянии, зимой в доме холодно, проживать в доме невозможно.
Это подтверждено специалистами ООО «АРЗ-ПРОЕКТ», о чем 19.01.2011 года было составлено заключение.
На основании распоряжения администрации Наркусовского сельсовета № 50-р от 02.06.2011 года она поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Но на основании распоряжения главы администрации Починковского района № 127 от 15.03.2012 года, заключения межведомственной комиссии от 15.12.2011 года, распоряжения администрации Наруксовского сельсовета № 04-п от 22.03.2012 года она снята с учета.
С указанными документами она не согласна, так как они являются незаконными.
Выводы, изложенные в акте обследования и заключении межведомственной комиссии от 15.12.2011 года полностью противоречат заключению, сделанному специалистами ООО «АРЗ-ПРОЕКТ», общее состояние несущих и ограждающих конструкций жилого дома по адресу: <адрес> неудовлетворительное. Эксплуатация здания при существующем состоянии конструкций приведет к дальнейшему развитию повреждений, потере прочности и устойчивости несущих элементов и их возможному обрушению.
Капитальный ремонт здания с сохранением существующих конструктивных элементов экономически нецелесообразен и технически трудно осуществим. Указанными действиями межведомственной комиссии, администрации Починковского района и администрации Наруксовского сельсовета нарушены ее права.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Воронин С.А. исковые требования поддержал.
Представитель администрации Наруксовского сельсовета в суд не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, из заявление также следует, что иск Лсиной М.П. администрация признает.
Представитель администрации Починковского района по доверенности Бухалова О.А. в суд также не явилась. Представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, из заявление также следует, что исковые требования Лисиной М.П. она не признает.
Представитель министерства социальной политики Нижегородской области в суд не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен, в суд представил возражения на исковые требования и ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя министерства.
Заслушав явившиеся в суд стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 Указа Президента РФ № 714 от 07.05.2008 года ( в редакции Указа Президента РФ № 30 от 09.01.2010 года «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны» считать необходимым завершить до 1 мая 2010 г. обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 марта 2005 г. ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
В соответствии с подпунктом 4 п. 1 ст. 21 ФЗ РФ ОТ 12.011995 года «О ветеранах» 1.
Меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации.
Указанным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки:
обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
Из материалов дела следует, что Лисина М.П. является вдовой участника ВОВ. Это подтверждается справкой управления социальной защиты населения, от 12.10.2011 года № 97, которая выдана на основании справки ОВК НО по Починковскому району № 44/111 от 08.09.2011 года, свидетельства о браке, выданного Наруксовским сельским советом Починковского района 06.03.1979 года, свидетельства о смерти, выданного отделом ЗАГС Починковского района 31.07.2003 года.
В судебном заседании установлено также, что Лисина М.П. является собственником жилого дома по адресу: <адрес>
Право собственности подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 24.03.2011 года.
Из материалов дела следует, что жилое помещение по адресу: <адрес> обследовался межведомственной комиссией назначенной постановлением главы администрации Починковского муниципального района № 49 от 20.11.2007 года 05.05.2011 года, о чем составлен акт обследования, из которого следует, что дом бревенчатый, выявлены дефекты: сквозные трещины, выпучивание полов,, поражение гнилью, частичное разрушение цоколя и столбов фундамента, заметное искривление наружных стен, выпучивание полов, имеет место протеки кровли, местами поражение гнилью обрешетки и стропильных ног, разрыхление древесины оконных и дверных блоков, расслоение, гниение блоков, коррозия отливов, провисание дверных блоков.
На основании этого акта составлено заключение от 05.05.2011 года, согласно которого жилое помещение признано не пригодным для проживания.
Распоряжением администрации Наруксовского сельсовета № 50-р от 02.06.2011 года Лисина М.П. поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Согласно акта обследования помещения от 15.12.2011 года, назначенной постановлением главы администрации Починковского муниципального района № 49 от 20.11.2007 года и заключения этой комиссии от 15.12.2011 года жилое помещение по адресу: <адрес> признано пригодным для проживания.
Указанных в акте обследования жилого дома от 05.05.2011 года дефектов жилого дома межведомственная комиссия 15.12.2011 года не обнаружила.
Хотя из объяснений представителя истца следует, что никакого ремонта в период с 05.05.2011 года до 15.12.2011 года в доме не производилось.
В соответствии с п. 7 постановления Правительства РФ от 28.01.2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу» признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.
В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, в необходимых случаях органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций.
К работе в комиссии привлекается с правом совещательного голоса собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), а в необходимых случаях - квалифицированные эксперты проектно-изыскательских организаций с правом решающего голоса.
При рассмотрении заявления Лисиной М.П.. о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий принято во внимание акт обследования материально -бытового положения Лисиной М.П. от 26.10.2010 года жилищной комиссии администрации Наруксовского согласно которого жилое помещение, принадлежащее Лисиной М.П. признано не пригодным для проживания, так как фундамента нет, стулья и перерубы требуют замены, требуется замена полов, оконных рам.Выводы жилищной комиссии администрации Наруксовского сельсовета от 26.10.2010 года подтверждаются заключением межведомственной комиссии администрации Починковского района от 05.05.2011 года из которого следует, что дом бревенчатый, выявлены дефекты: сквозные трещины, выпучивание полов,, поражение гнилью, частичное разрушение цоколя и столбов фундамента, заметное искривление наружных стен, выпучивание полов, имеет место протеки кровли, местами поражение гнилью обрешетки и стропильных ног, разрыхление древесины оконных и дверных блоков, расслоение, гниение блоков, коррозия отливов, провисание дверных блоков, и заключением специалистов ООО «АРЗ-ПРОЕКТ» от 19.01.2011 года, из которого следует, что общее состояние несущих и ограждающих конструкций жилого дома по адресу: <адрес> общее состояние несущих и ограждающих конструкций жилого дома по адресу: <адрес> неудовлетворительное. Эксплуатация здания при существующем состоянии конструкций приведет к дальнейшему развитию повреждений, потере прочности и устойчивости несущих элементов и их возможному обрушению.
Капитальный ремонт здания с сохранением существующих конструктивных элементов экономически нецелесообразен и технически трудно осуществим.
По делу была проведена строительно- техническая экспертиза, из заключения которой следует, что техническое состояние жилого <адрес>, Починковского <адрес> соответствует физическому износу, определенному ООО «АРЗ-ПРОЕКТ», оценивается как ограниченно-работоспособное состояние, при котором имеются дефекты и повреждения, влияющие на снижение несущей способности и эксплуатационной пригодности. Но отсутствует опасность внезапного разрушения или потери устойчивости и эксплуатация здания возможна условии значительного капитального ремонта, стоимость которого составляет 90% от восстановительной стоимости строения, что экономически нецелесообразно, так как стоимость ремонта сопоставима со стоимостью нового строительства аналогичного здания.
Из объяснения представителя истца следует, что обследование жилого дома 15.12.2011 года фактически не производилось.
В акте обследования от 15.12.2011 года указано, что собственник дома привлекалась для участия в обследовании.
В соответствии с п. 33 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным (пригодным) для проживания и много квартирного дома аварийным и подлежащим сносу» утвержденного постановлением Правительства РФ № 47 от 28..01.2006 года Основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие:
ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.
При таких обстоятельствах суд считает, что акт обследования жилого дома и заключение межведомственной комиссии от 15.12.2011 года нельзя признать законными и обоснованными, так как выводы указанных документов не соответствуют фактическим обстоятельствам.
В судебном заседании установлено, что администрацией Починковского муниципального района вынесено распоряжение № 127 от 15.03.2012 года о признании жилого помещения по адресу: <адрес> пригодным для проживания.
Указанное постановление вынесено на основании заключения межведомственной комиссии от 15.12.2011 года.
На основании распоряжения администрации Починковского района 127 от 15.03.2012 года, заключения межведомственной комиссии администрации Починковского района от 15.12.2011 года о признании жилого помещения по адресу: <адрес> пригодным для проживания, администрация Наруксовского сельсовета постановлением № 04-п от 22.03.2012 года Лисина М.П. снята с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Учитывая, что судом признаются не законными акт обследования и заключение межведомственной комиссии о т 15.12.2011 года, а все решения по снятию с учета Лисиной М.П. приняты на основании указанных актов, поэтому суд считает, обоснованными исковые требования в части признании акт обследования жилого дома от 15.12.2011 года, заключения межведомственной комиссии от 15.12.2011 года о признании жилого помещения пригодным для проживания, распоряжение администрации Починковского района от 15.03.2012 о признании жилого помещения пригодным для постоянного проживания, о признании постановление администрации Наруксовского сельсовета № 04-п от 22.03.2012 года незаконными,
о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий,
о признании права на социальную поддержку в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета,
о восстановлении в очереди в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с момента первоначальной постановке на учет.
В соответствии со ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
В судебном заседании не нашло подтверждение, что жилое помещение, в котором проживает и зарегистрирована Лисина М.П. пригодно для проживание.
Учитывая изложенное, суд считает, что Лисина М.П. как вдова участника Великой Отечественной войны имеет право на социальную поддержку в виде обеспечения жилым помещением за счет средств федерального бюджета, она проживает в жилом доме, не соответствующей требованиям для жилых помещений и она является нуждающейся в улучшении жилищных условий.
В соответствии с п. 2 ст. 52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Кроме того судом учитывается, что представитель администрации Наруксовского сельсовета иск признал.
Учитывая, что дом находится на территории администрации Наруксовского сельсовета и техническое состояние жилого дома главе администрации известно и признанием иска он подтверждает техническое состояние жилого дома, установленное актом обследования жилого дома и заключением межведомственной комиссией от 05.05.2011 года, специалистами ООО «АРЗ-ПРОЕКТ» от 19.01.2011 года и заключением судебной строительно-технической экспертизы от 08.02.2013 года.
В соответствии с требованиями жилищного кодекса РФ нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане путем постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Судом установлено, что Лисина М.П. имела право состоять на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, но снята с учета не обоснованно, и суд считает, что у нее имеется право в соответствии с ст. 46 Конституции РФ на судебную защиту в связи с нарушенным правом по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета и суд полномочен рассмотреть эти требования по существу, а поскольку в судебном заседании установлено, что права Лисиной М.П. нарушены, восстановление их возможно в судебном порядке, поэтому исковые требования Лисиной М.П. о признании акта обследования жилого дома от 15.12. 2011 года и заключения межведомственной комиссии от 15.12.2011 года, распоряжение администрации Починковского района 127 от 15.03.2012 года о признании жилого помещения пригодным для проживания, постановление администрации Наруксовского сельсовета Починковского района от 22.03.2012 года № 04-п о снятии Лисину М.П. с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, незаконными,
о признании права на социальную поддержку в виде обеспечения жильем путем обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета,
о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий подлежат удовлетворению.
В соответствии с ст. 5 Закона Нижегородской области № 68-З от 29.06.2006 года «О формах и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Нижегородской области» Меры социальной поддержки по обеспечению жильем предоставляются в соответствии со сводными списками граждан, сформированными отдельно по каждой категории в хронологической последовательности исходя из даты постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, относящихся к категориям, указанным в статье 1 настоящего Закона.
Учитывая, что судом признается, что снята с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий Лисина М.П. незаконно, она подлежит восстановлению с момента первоначальной постановке на учета, т.е. с 02.06.2011года.
Исковые требования Лисиной М.П. о понуждении Министерство социальной политики выплатить единовременную денежную выплату на строительство или приобретение жилья удовлетворению не подлежат, так как не представлены доказательства, что Лисина М.П. обращалась с таким заявлением и ей было отказано, т.к. в соответствии со ст. 2 Закона Нижегородской области № 68-З от 29.06.2006 года «О формах и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Нижегородской области» для включения ее в сводный список она должна представить в орган местного самоуправления муниципального района необходимые документы, в том числе
копию решения о принятии гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
В судебное заседании не представлены доказательства о нарушении прав Лисиной М.П. министерством социальной политики Нижегородской области, предусмотренных законом Нижегородской области «О формах и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий в Нижегородской области.
Руководствуясь ст. 194,198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Лисиной М. П. удовлетворить частично.
Признать акт обследования помещения от ДД.ММ.ГГГГ, заключение межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ о признании жилого помещения по адресу <адрес> пригодным для проживания, постановление администрации Наруксовского сельсовета №04-п от 22.03.2012 о снятии с учета ЛИСИНУ М. П. в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, постановление администрации Починковского района № 127 от 15.03.2012 года о признании жилого помещения по адресу: <адрес> пригодным для проживания незаконными.
Признать право ЛИСИНОЙ М. П. на социальную поддержку в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета.
Признать ЛИСИНУ М. П. нуждающейся в улучшении жилищных условий, как вдову участника Великой Отечественной войны.
Обязать администрацию Наруксовского сельсовета Починковского муниципального района Нижегородской области восстановить ЛИСИНУ М. П. в очереди в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с момента первоначальной постановке на учет, т.е со 02.06.2011 года,
В иске ЛИСИНОЙ М. П. о понуждении министерство социальной политики Нижегородской области предоставить единовременную денежную компенсацию на строительство или приобретение жилья отказать.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течении одного месяца.
ПП ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ А.В. Дружкова
КОПИЯ ВЕРНА: СУДЬЯ А.В. Дружкова
СЕКРЕТАРЬ СУДА Л.В. Смирнова