№ 2-292/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 апреля 2020 года г. Белебей
Республика Башкортостан
Белебеевский городской суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Гареевой Л.Р.,
при секретаре судебного заседания Ушамовой Р.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Романова В.А. к Администрации муниципального района Белебеевский район РБ о признании права собственности на индивидуальный жилой дом,
УСТАНОВИЛ:
Романов В.А. обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением, в котором просит признать за ним право собственности на объект индивидуального жилищного строительства - жилой дом, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>, по адресу: <адрес>, мотивируя свои требования тем, что он является собственником земельного участка, с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под жилую застройку индивидуальную, находящегося по адресу: <адрес>.
В связи с тем, что расположенный на вышеуказанном земельном участке жилой дом пришел в ветхое состояние, истец обратился в Администрацию МР БР РБ с целью получения разрешения на строительство нового индивидуального жилого дома. Был утвержден градостроительный план земельного участка и 30.08.2009 истцу выдано разрешение на строительство индивидуального жилого дома.
По окончании строительства в 2019 году истец обратился в Белебеевский филиал ГБУ РБ «ГКО и ТИ» и изготовил технический план на возведенный жилой дом. При обращении в Администрацию МР БР РБ с уведомлением об окончании строительства жилого дома с целью его ввода в эксплуатацию выяснилось о несоответствии возведенного истцом объекта индивидуального жилищного строительства установленным Градостроительным кодексом РФ параметрам, а именно: параметры строящегося жилого дома не соответствуют п.19.1 главы 19 Правил землепользования и застройки городского поселения город Белебей МР Белебеевский район РБ, утвержденных решением Совета муниципального района Белебеевский район РБ от 27.10.2010 года № 426 (минимальный отступ жилого дома от границы земельного участка - 3 метра).
Формально нарушение указанного нормативного акта имеется, жилой дом построен без установленного вышеуказанными правилами отступа от красной линии участка в 3 метра (фактически 2,30 метра), на расстоянии 1,50 метра от границы смежного правого земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, однако это не нарушает права и охраняемые законом интересы собственников смежных земельных участков и не создает угрозу жизни или здоровью граждан.
Собственник смежного земельного участка Садыкова Т.М. претензий к истцу не имеет и не возражает относительно признания права собственности истца на жилой дом. Также не имеется споров относительно жилого дома с другими лицами.
Истец Романов В.А. и его представитель Макушев К.Г. надлежаще извещены о времени и месте рассмотрения дела, просили рассмотреть дело без их участия, исковые требования поддержали в полном объеме.
Ответчик – представитель Администрации муниципального района Белебеевский район РБ Никитин А.А. своевременно и надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, просил принять решение на усмотрение суда.
Третьи лица: Садыкова Т.М. и Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ, надлежаще извещены о времени и месте рассмотрения дела, ходатайствовали о рассмотрении дела без их участия. Садыкова Т.М., зарегистрированная по адресу: <адрес>, указала, что претензий к истцу не имеет.
С учетом положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, заявление третьего лица Садыковой Т.М. суд приходит к следующему.
Частью 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса РФ установлено, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания права собственности.
В соответствии с частью 1 статьей 218 Гражданского кодекса РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
В силу части 2 статьи 269 Гражданского кодекса РФ лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, вправе, если иное не предусмотрено законом, самостоятельно использовать участок в целях, для которых он предоставлен, включая возведение для этих целей на участке зданий, сооружений и другого недвижимого имущества. Здания, сооружения, иное недвижимое имущество, созданные этим лицом для себя, являются его собственностью.
В силу статьи 209 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В силу части 3 статьи 17 Конституции РФ осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Согласно части 3 статьи 222 Гражданского кодекса РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий:
если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта;
если на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям;
если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Частью 2 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Как разъяснено в пунктах 26, 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 10/22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан. Отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию. Если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан.
Положения статьи 222 Гражданского кодекса РФ распространяются на самовольную реконструкцию недвижимого имущества, в результате которой возник новый объект.
В соответствии со статьей 55 Гражданского процессуального кодекса РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
Судом установлено, что истцу на праве собственности принадлежит земельный участок, площадью <данные изъяты> кв. м. и жилой дом, общей площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <адрес>.
Постановлением Администрации муниципального района Белебеевский район РБ №1509 от 23.07.2009 утвержден градостроительный план указанного земельного участка с целью размещения жилого дома, бани и гаража.
03.08.2009 выдано разрешение на строительство.
14.01.2020 истцу Администрацией муниципального района Белебеевский район РБ выдано уведомление №2 о несоответствии построенного объекта индивидуального жилищного строительства указанного в уведомлении и расположенного на земельном участке, требованиям законодательства о градостроительной деятельности по следующим основаниям: параметры строящегося жилого дома не соответствуют п.19.1 главы 19 Правил землепользования и застройки городского поселения город Белебей МР Белебеевский район РБ, утвержденных решением Совета муниципального района Белебеевский район РБ от 27.10.2010 года № 426 (минимальный отступ жилого дома от границы земельного участка - 3 метра).
Согласно выводов заключения строительно – технической судебной экспертизы МУП «Архитектура и градостроительство» муниципального района Белебеевский район РБ №11 от 04.03.2020:
Жилой дом, общей площадью всех частей здания <адрес> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, соответствует строительно-техническим, санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Жилой дом по <адрес> не соответствует градостроительным и противопожарным требованиям, при этом нарушает права и охраняемые законом интересы собственников смежных земельных участков. Возможна вероятностная угроза жизни и здоровью людей в случае возникновения пожара.
Соблюдение норм противопожарного разрыва (расстояния) между домами возможно путем устройства противопожарных преград в соответствии с положениями ст.37 Федерального закона №123-Ф3 Технический регламент о требованиях пожарной безопасности, согласно которым противопожарные преграды в зависимости от способа предотвращения распространения опасных факторов пожара подразделяются на следующие типы:
1) противопожарные стены;
2) противопожарные перегородки;
3) противопожарные перекрытия;
4) противопожарные разрывы;
5) противопожарные занавесы, шторы и экраны (экранные стены);
6) противопожарные водяные завесы;
7) противопожарные минерализованные полосы.
Согласно раздела 2 заключения: жилой <адрес> построен на расстоянии 18,00 (м) от смежного домовладения № по <адрес> в <адрес>, с соблюдением градостроительных требований; на расстоянии 1,7 (м) от границы земельного участка, и на расстоянии 3,10 (м) от смежного домовладения № по <адрес> в <адрес>, нарушая градостроительные требования п.7.1 СП 42.13330.2016 Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*, п.19.1 главы 19 Правил землепользования и застройки городского поселения город Белебей муниципального района Белебеевский район РБ, утвержденных решением Совета муниципального района Белебеевский район РБ от 27.10.2010 № 426, согласно которым минимальный отступ жилых домов со стороны окон жилых помещений комнат, кухонь, и веранд от соседних жилых домов, капитальных хозяйственных построек (сараев, гаражей и т.п.), расположенных на соседних земельных участках должно быть не менее 6,0 (м); минимальное расстояние от жилого дома до границы участка по санитарно-бытовым условиям должно быть не менее чем 3,0 (м).
Из раздела 3 заключения следует, что по результатам измерений, жилой <адрес> по <адрес> располагается на расстоянии 18,0 (м) от жилого дома смежного земельного участка № по <адрес> в <адрес>, на расстоянии 3,10 (м) от жилого дома смежного земельного участка № по <адрес>, на расстоянии 8,85 (м) от нежилого строения (гараж) смежного земельного участка № по <адрес>.
Кирпичный жилой <адрес>, соответствует III степени огнестойкости. Противопожарное расстояние между жилыми домами и постройками смежных земельных участков в зависимости от материала несущих и ограждающих конструкций составляет: минимальное - 12 метров.
Требования к ограждающим конструкциям и типам противопожарных преград устанавливаются с учетом классов функциональной пожарной опасности помещений, величины пожарной нагрузки, степени огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности здания определяются специализированной организацией.
Представленное МУП «Архитектура и градостроительство» муниципального района Белебеевский район РБ заключение соответствует критериям относимости, допустимости и достоверности, отвечает требованиям, установленным статьей 86 Гражданского процессуального кодекса РФ, выводы экспертов не вызывают сомнений в их правильности или обоснованности. Заключение экспертов содержит подробное описание исследования и сделанные выводы, эксперты имеют необходимую квалификацию, предупреждены об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса РФ за дачу заведомо ложного заключения и не заинтересованы в исходе дела. Заключение эксперта соответствует требованиям, установленным Федеральным законом от 31.05.2001 № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации».
Собственником жилого дома и земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, является Садыкова Т.М. Как установлено судом, собственник домовладения № по <адрес> РБ не имеет претензий к истцу. Указанные выше обстоятельства подтверждаются исследованным в судебном заседании заявлением.
Учитывая то, что самовольно построенный жилой <адрес> РБ соответствует строительно-техническим и санитарно-эпидемиологическим требованиям, не соответствует градостроительным и противопожарным требованиям, при этом собственник смежного домовладения № по <адрес> не имеет претензий к построенному дому, что подтверждается ее письменным заявлением, представленным суду, а соблюдение норм противопожарного разрыва (расстояния) между домами возможно путем применения мер компенсационного характера, а именно, посредством выполнения противопожарных мероприятий - устройства противопожарных преград, суд оснований для отказа в удовлетворении требований истца не усматривает.
Суд разъясняет истцу Романову В.А. о необходимости согласования со специализированной организацией и устройства противопожарных преград между домами № и № по <адрес>.
Дело рассмотрено в пределах заявленных исковых требований, на основании представленных сторонами доказательств.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ - ░░░░░ ░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░.░., ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ № ░ № ░░ <░░░░░>, ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░