№2а-1423/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Боровичи Новгородской области 15 сентября 2017 года
Боровичский районный суд Новгородской области в составе
председательствующего судьи Ивановой С.А.,
при секретаре Денисовой Я.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Захаровой Ирины Валентиновны к Администрации Боровичского муниципального района Новгородской области о признании решения Администрации Боровичского муниципального района об отказе в обследовании жилого дома незаконным,
установил:
Захарова И.В. обратилась в суд с административным иском о признании отказа Администрации Боровичского муниципального района Новгородской области №1198 от 29 июня 2017 года в обследовании жилого дома незаконным, указав в его обоснование, что 04 марта 2013 года в принадлежащем ей на праве собственности жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, произошел пожар, в результате которого дом был поврежден по всей площади. Постановлением Администрации Боровичского муниципального района от 25 апреля 2017 года № 1128 Захарова И.В. с составом семьи 5 человек: дочь - ФИО5, внучка - ФИО6, дочь - ФИО7, сын - ФИО8 признаны нуждающимися в жилом помещении и приняты на учет граждан в качестве нуждающихся в жилом помещении.
08 июня 2017 года Захарова И.В. обратилась в межведомственную комиссию при Администрации Боровичского муниципального района по вопросу признания жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, непригодным для проживания граждан, на что ею был получен отказ заместителя главы Администрации Боровичского муниципального района от 29 июня 2017 года в осуществлении обследовании указанного жилого дома в связи с его отсутствием.
Считает данный отказ административного ответчика незаконным и подлежащим отмене, поскольку обязанность по признанию помещений пригодных (непригодных) для проживания, а также признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции независимо от того, к какой форме собственности они относятся, возложена исключительно на межведомственную комиссию соответствующего муниципального образования. Отказ административного ответчика в обследовании спорного жилого дома ввиду его отсутствия вследствие уничтожения пожаром 04 марта 2013 года является необоснованным и подлежит отмене. Фундамент от жилого дома остался, а действующие положения закона не освобождают межведомственную комиссию от возложенных на нее обязанностей.
Вследствие незаконного отказа административного ответчика в обследовании спорного жилого помещения на предмет его пригодности (непригодности) для проживания нарушается право административного истца, предусмотренное жилищным законодательством на получение жилого помещения взамен непригодного во внеочередном порядке.
Жалоба в порядке подчиненности Захаровой И.В. не подавалась.
На основании изложенного и руководствуясь ст.46 Конституции РФ, ч.4 ст. 15 ЖК РФ, Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года N 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», просит признать незаконным отказ административного ответчика № 1198 от 29.06.2017 года в обследовании жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, на предмет его пригодности (непригодности) для проживания граждан; возложить на Администрацию Боровичского муниципального района Новгородской области обязанность в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу организовать проведение межведомственной комиссией обследования жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, и принять решение в соответствии с «Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47.
В судебное заседание административный истец Захарова И.В. не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Представитель административного истца Захаровой И.В. по доверенности Никандров А.С. заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении, пояснил, что в апреле 2015 года Захарова И.В. обратилась в Администрацию Боровичского муниципального района с заявлением о признании нуждающейся в предоставлении жилого помещения, так как принадлежащий ей на праве собственности жилой дом, который являлся для неё и членов её семьи единственным жильем, сгорел. В 2016 году одному из сособственников дома Администрацией Боровичского муниципального района было выдано предупреждение о необходимости произвести снос строения, во исполнение которого были разобраны стены, фактически остался только фундамент. А в 2017 году Администрацией отказано в обследовании жилого дома в связи с его отсутствием. Данный факт не соответствует действительности, поскольку на земельном участке сохранился фундамент жилого дома, который является частью дома, что подтверждается актом обследования кадастрового инженера ФИО9. Право собственности Захаровой И.В. на дом зарегистрировано, никем не оспорено. Администрация должна была обследовать жилой дом на предмет возможности проживания в нем. В связи с отказом Администрации в проведении обследования жилого дома Захарова И.В. лишена возможности обратиться в орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке. До настоящего времени она и её семья лишены единственного жилья, и вынуждены снимать помещение по коммерческому найму.
Представитель Администрации Боровичского муниципального района, действующая по доверенности, Макарова И.А., в судебное заседание не явилась, в заявлении просила рассмотреть дело в её отсутствие, представила отзыв, в котором указала, что считает доводы, изложенные административным истцом не законными и не обоснованными, не подлежащими удовлетворению. В Администрации Боровичского муниципального района создана межведомственная комиссия по оценке и обследованию помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. В июне 2017 года в Администрацию Боровичского муниципального района поступило заявление Захаровой И.В. с просьбой рассмотреть вопрос о проведении обследования жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, на предмет пригодности (непригодности) жилого помещения для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Специалист отдела по учёту и распределению жилой площади Администрации Боровичского муниципального района провел обследование территории указанного жилого дома, в результате которого было выявлено, что указанный дом отсутствует. В связи с отсутствием указанного жилого дома межведомственная комиссия не может осуществить обследование жилого дома. На межведомственную комиссию возложена задача обследовать жилое помещение, а в данном случае жилое помещение отсутствует.
В марте 2017 года Захарова И.В. обращалась с заявлением в Администрацию Боровичского муниципального района о постановке на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Захаровой И.В. представлены все необходимые документы, которые рассмотрены на общественной жилищной комиссии при администрации Боровичского муниципального района и принято решение признать нуждающимися в жилом помещении. Захарова И.В. с составом семьи 5 человек признаны нуждающимися в жилом помещении и приняты на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении.
Администрацией Боровичского муниципального района издано постановление от 25 апреля 2017 года №1128 «О признании граждан нуждающимися в жилом помещении и принятии граждан на учёт в качестве нуждающихся в жилом помещении». Семья Захаровых сможет получить жилое помещение в порядке общей очереди.
На основании изложенного, просят суд в удовлетворении исковых требований Захаровой И.В. отказать.
Суд, выслушав объяснения представителя административного истца, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии со ст. 226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий.
В силу части 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления обязаны обеспечить условия для осуществления гражданами права на жилище и его безопасность.
Согласно п. 6 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе осуществляют контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда.
Как следует из п. 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации, к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся, в числе прочих осуществление муниципального жилищного контроля.
Положениями части 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
В силу Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47, изданного во исполнение полномочий, предусмотренных статьями 12, 15 Жилищного кодекса Российской Федерации, признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям. Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7(1) настоящего Положения. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления (пункт 7); основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований (пункт 33); жилые помещения, расположенные в полносборных, кирпичных и каменных домах, а также в деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для проживания вследствие признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 34); Комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения (пункт 42); процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает принятие соответствующим органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии (пункт 44); комиссия рассматривает поступившее заявление или заключение органа, уполномоченного на проведение государственного контроля и надзора, в течение 30 дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), указанное в пункте 47 настоящего Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения (пункт 46); по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями; о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу (пункт 47); на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ (пункт 49).
Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
С учетом части 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктов 2, 5, 8 Положения суд приходит к выводу, что законодателем не предусмотрено иного порядка обследования частных жилых помещений в целях признания их пригодными (непригодными) для дальнейшего проживания, кроме обследования создаваемыми на уровне муниципального образования межведомственными комиссиями.
Процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в Положении требованиям включает: прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов; определение перечня дополнительных документов (заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля), заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в Положении требованиям (пункт 44).
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что Захарова И.В. с составом семьи 5 человек, зарегистрирована по адресу: <адрес>.
04 марта 2013 года в указанном жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, произошёл пожар, в результате которого дом был поврежден по всей площади, что подтверждается актом отдела надзорной деятельности по Боровичскому району от 04 марта 2013 года.
Как следует из акта обследования кадастрового инженера Кичук М.В. от 02 марта 2017 года, в ходе натурного обследования было выявлено, что здание, жилой дом, расположенное по адресу: <адрес>, прекратил своё существование в связи с пожаром, на данный момент на земельном участке расположен фундамент, оставшийся от сгоревшего дома.
29 июня 2017 года заместителем главы Администрации Боровичского муниципального района И.А. Шуневич направлен ответ на обращение Захаровой И.В., в котором сообщается об отказе в обследовании межведомственной комиссией принадлежащего ей дома в связи с его отсутствием.
Приведенных в оспариваемом решении оснований к отказу в обследовании жилого дома для решения вопроса о пригодности (непригодности) жилого дома для постоянного проживания (ввиду его отсутствия) действующим законодательством не предусмотрено.
С учетом изложенного, отказ Администрации Боровичского муниципального района, изложенный в ответе на обращение №1198 от 29 июня 2017 года, в обследовании жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, на предмет его пригодности (непригодности) для проживания граждан следует признать незаконным.
В соответствии с ч.9 ст. 227 КАС РФ, в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
Исковые требования к Захаровой Ирины Валентиновны к Администрации Боровичского муниципального района Новгородской области удовлетворить.
Отказ Администрации Боровичского муниципального района от 29 июня 2017 года в обследовании жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, на предмет его пригодности (непригодности) для проживания граждан Признать незаконным.
Обязать Администрацию Боровичского муниципального района Новгородской области в течение тридцати дней со дня вступления решения суда в законную силу организовать проведение межведомственной комиссией обследование жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, и принять решение в соответствии с «Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новгородский областной суд через Боровичский районный суд Новгородской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме 25 сентября 2017 года.
Судья С.А. Иванова