№
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04 августа 2016 года <адрес> РБ
Белебеевский городской суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Савиной О.В.,
при секретаре Митряшкиной А.В.,
с участием представителя истца Кабановой И.М., действующей по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
ответчика Никифоровой М.А., действующей за себя и как законный представитель несовершеннолетних Никифоровой А.С., и Никифорова И.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Неклеенова Ф.П. к Никифорову С.В., Никифоровой М.А., Никифоровой А.С., Никифорову И.С. о сносе самовольно возведённого строения,
третье лицо: администрация муниципального района <адрес> Республики Башкортостан,
УСТАНОВИЛ:
Неклеенов Ф.П. обратился в суд с вышеуказанным иском.
Уточнив исковые требования, просит снести объект незавершённого строительства, возведённый в виде пристроя к жилому дому, расположенному по адресу: РБ, <адрес> на земельном участке под кадастровым номером №
В обоснование заявленных требований указывает о том, что ему на праве собственности принадлежит жилой дом общей площадью <данные изъяты> кв.м с кадастровым номером № и земельный участок общей площадью <данные изъяты> с кадастровым номером № расположенные по адресу: РБ, <адрес>.
Ответчикам на праве общей долевой собственности по 1/4 каждому принадлежит жилой дом общей площадью <данные изъяты> кв.м с кадастровым номером № и земельный участок общей площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером №, расположенные по адресу: РБ, <адрес>.
В ДД.ММ.ГГГГ году ответчиками возведён пристрой к жилому дому с отступом от смежной границы 1 метр и с отступом от жилого дома истца 2 метра, то есть с нарушением норм СП 30-102-99 «Планировка и застройка малоэтажного жилищного строительства», ФЗ №-ФЭ от ДД.ММ.ГГГГ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». При этом его жилой дом возведён до ДД.ММ.ГГГГ года, а пристрой к дому возведён в ДД.ММ.ГГГГ году. Пристрой ответчиков расположен в непосредственной близости от его бани. Считает пристрой ответчиков самовольной постройкой, а её сохранении нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Истец Неклеенов Ф.П., извещённый в установленном законом порядке о месте и времени судебного заседания, не явился, заявив ходатайство о рассмотрении гражданского дела в свое отсутствие.
Представитель истца Кабанова И.М. в судебном заседании исковые требования поддержала по изложенным в иске основаниям. Дополнительно пояснила о том, что ответчиками при возведении объекта нарушены не только республиканские нормативы, предусматривающие, что расстояние между строением и жилым домом, расположенным на соседнем земельном участке должно составлять не менее 6 метров, но и противопожарные нормы, которые предусматривают, что расстояние между строениями должно быть не менее 10 метров. На удовлетворении требований настаивала.
Ответчик Никифоров С.В., извещённый в установленном законом порядке о месте и времени судебного заседания, не явился, заявив ходатайство о рассмотрении гражданского дела в свое отсутствие.
Ответчик Никифорова М.А., действующая за себя и как законный представитель несовершеннолетних Никифоровой А.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения и Никифорова И.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в судебном заседании просила отказать в удовлетворении требований. Суду пояснила о том, что жилой дом по адресу: <адрес>, РБ, <адрес> ими был приобретён в ДД.ММ.ГГГГ. В ДД.ММ.ГГГГ начали возводить пристрой к дому в виде гаража. Окончили в ДД.ММ.ГГГГ году. Расстояние от стены гаража до границы земельного участка Неклеенова Ф.П. составляло менее одного метра, в связи с чем, решением суда ее обязали снести стену. Решение суда было ими исполнено. При этом фундамент и стена вдоль границы земельного участка были демонтированы и возведены новые с учётом требований нормативов, а также требований, изложенным в исковом заявлении по ранее состоявшемуся и исполненному решению суда. Часть фундамента, которая не являлась предметом судебного разбирательства осталась на прежнем месте. В настоящее время расстояние между гаражом до границы с земельным участком истца составляет более одного метра. Добавила, что в случае демонтажа полностью гаража, расстояние между её жилым домом и жилым домом истца в любом случае будет составлять менее 6 метров.
Третье лицо Администрация муниципального района <адрес> РБ, извещённые в установленном законом порядке о месте и времени судебного заседания, не явились, заявив ходатайство о рассмотрении гражданского дела в отсутствие своего представителя. В ранее представленном ходатайстве указали о том, что отделом строительства и архитектуры Администрации муниципального района <адрес> РБ с выездом на место произведено обследование земельного участка по <адрес>, в ходе которого установлено, что собственником земельного участка по <адрес> РБ возведён навес к жилому дому с капитальной стеной из блоков на расстоянии одного метра от границ смежного земельного участка и два метра от жилого дома, расположенного на земельном участке № по <адрес> РБ с нарушением требований п. 2.2.6.6 Республиканских нормативов градостроительного проектирования Республики Башкортостан «Градостроительство. Планировка и застройка городских округов, городских и сельских поселений Республики Башкортостан», утверждённых Постановлением Правительства РБ № от ДД.ММ.ГГГГ, п. 7 СП 12.13330,2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП ДД.ММ.ГГГГ-89*», согласно которых расстояние от окон жилых помещений до стен дома и хозяйственных построек, расположенных на соседних земельных участках должно быть не менее 6 метров.
Выслушав присутствующих в судебном заседании лиц, исследовав материалы дела, изучив и оценив представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
Каждый имеет право на уважение его жилища (статья 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод).
По смыслу указанных норм право на жилище включает в себя возможность стабильного пользования занимаемым жилым помещением, а также обеспечения жителей жилых домов (жилых помещений) здоровой средой обитания, жилой среды, достойной цивилизованного человека. Жилищные права граждан охраняются законом. Действия, препятствующие осуществлению этих прав, запрещаются.
Согласно пункту 2 статьи 35 Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им.
Статьей 304 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 45 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от ДД.ММ.ГГГГ "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" на основании статей 304, 305 Гражданского кодекса Российской Федерации иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что нарушается его право собственности или законное владение, или что имеется реальная угроза нарушения его права собственности или законного владения со стороны ответчика.
При рассмотрении исков об устранении нарушений прав, не связанных с лишением владения, путем возведения ответчиком здания, сооружения суд устанавливает факт соблюдения градостроительных и строительных норм и правил при строительстве соответствующего объекта. Несоблюдение, в том числе незначительное, градостроительных и строительных норм и правил при строительстве может являться основанием для удовлетворения заявленного иска, если при этом нарушается право собственности или законное владение истца.
Согласно ч.2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.В судебном заседании установлено, что Неклеенову Ф.П. принадлежит на праве собственности жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: РБ, <адрес>, что подтверждается имеющимися в материалах дела свидетельствами о государственной регистрации права собственности на вышеуказанные жилой дом и земельный участок с кадастровым номером № (<данные изъяты>).
В материалах дела имеется технический паспорт от ДД.ММ.ГГГГ на индивидуальный жилой, расположенный по адресу: РБ, <адрес>, согласно которому жилой дом под литером «А» был построен до 1971 года по левой меже земельного участка (л.д.<данные изъяты>
Собственниками смежного земельного участка, расположенного по адресу: РБ, <адрес> являются Никифоровы, каждому из ответчиков принадлежит по ? доли в праве собственности на земельный участок с кадастровым номером №, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права и выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (л.д<данные изъяты>).
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РБ от ДД.ММ.ГГГГ, которым решение Белебеевского городского суда РБ от ДД.ММ.ГГГГ отменено, установлено местоположение смежных границ между земельным участком истца и ответчиков в соответствии с координатами поворотных точек.
На указанном земельном участке расположен жилой дом, принадлежащий ответчикам, согласно свидетельств о государственной регистрации права и выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (л.д.<данные изъяты>) на праве общей долевой собственности по ? доле каждому.
Как следует из материалов дела, а именно: технического паспорта на объект индивидуального жилищного строительства по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, информации Администрации муниципального района <адрес> РБ от ДД.ММ.ГГГГ №, ответа отдела архитектуры и градостроительства Администрации от ДД.ММ.ГГГГ № и не оспаривается ответчиками, на участке Никифоровых возведён навес к жилому дому с капитальной стеной из блоков размером <данные изъяты>. Высота сооружения составляет 3 метра. Согласно техническому паспорту на объект индивидуального жилищного строительства ответчиков по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ указанный объект является гаражом и обозначен под литером Г7 (л.2 технического паспорта). Расстояние от возведенного ответчиками объекта до границы смежных земельных участков, принадлежащим истцу и ответчику составило 1,1 метра. Указанное расстояние истец не оспаривает, указывая о том, что пристрой расположен на расстоянии одного метра от смежной границы. На строительство гаража на данном земельном участке разрешительная документация не оформлялась.
Пунктом ДД.ММ.ГГГГ Республиканских нормативов градостроительного проектирования, утвержденные постановлением Правительства РБ от ДД.ММ.ГГГГ. № «Об утверждении республиканских нормативов градостроительного проектирования….» предусмотрено, что до границы соседнего приквартирного участка расстояние по санитарно – бытовым условиям от степени огнестойкости должны быть не менее: от других построек (бани, автостоянки и др.) 1 метр. На территориях с застройкой усадебными, одно-, двухквартирными домами расстояние от окон жилых комнат до стен соседнего дома и хозяйственных построек (сарая, автостоянки, бани), расположенных на соседних земельных участках, должно быть не менее 6 метров.
Согласно пункту 2.6.6.6 Республиканских нормативов градостроительного проектирования Республики Башкортостан, утверждённых Постановлением Правительства РБ № от ДД.ММ.ГГГГ в районах усадебной и садово-дачной застройки до границы соседнего приквартирного участка расстояния по санитарно-бытовым условиям и в зависимости от степени огнестойкости должно быть не менее от других построек (бани, автостоянки и др.) 1 метр.
На территориях с застройкой усадебными, одно-двухквартиными домами противопожарное расстояние от окон жилых комнат до стен соседнего дома и хозяйственных построек (марая, автостоянки, бани), расположенных на соседних земельных участках, допускается уменьшать до 6 метров при условии, что стены зданий, обращённые друг к другу, не имеют одинаковых проемов, выполнены из негорючих материалов или подвергнуты огнезащите, а кровля и карнизы выполнены из негорючих материалов.
Пристрой к жилому дому ответчиков в виде гаража, как пояснила судебном заседании Никифорова М.А., начали возводить в ДД.ММ.ГГГГ году, окончили в ДД.ММ.ГГГГ году, исполнив одновременно решение суда путём демонтажа стены и возведения новой, с учётом установленных судебным актом, обстоятельств. То есть строительство осуществлялось до ДД.ММ.ГГГГ года. Следовательно, в данном случае следует применять положения Республиканских нормативов градостроительного проектирования, утвержденные постановлением Правительства РБ от 13.05.2008г. №.
Исходя из данных нормативов на территории Республики Башкортостан следует, что при возведении хозяйственных построек должно соблюдаться расстояние между хозяйственной постройкой и границей соседнего земельного участка – не менее 1 метра.
Указанное расстояние ответчиками при возведении гаража соблюдено, поэтому оснований для сноса указанной постройки не имеется.
Более того, как следует из апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РБ от ДД.ММ.ГГГГ, истец Неклеенов Ф.П. ранее обращался с требованием о сносе стены незавершённого строительством объекта, расположенного на расстоянии от границы смежных земельных участков менее одного метра. Апелляционным определением требования Неклеенова Ф.П. в этой части были удовлетворены. Стена объекта незавершённого строительства ответчиками была демонтирована. Судебное решение исполнено. Данное обстоятельство подтверждается постановлением об окончании исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ, а также самими сторонами.
Как было установлено в настоящем судебном заседании, вновь возведённый объект - гараж в настоящее время расположен на расстоянии <данные изъяты> метров от границы смежных земельных участочков <адрес> в <адрес> РБ, то есть, вопреки доводам представителя истца, с учётом установленных апелляционным определением Верховного суда РБ от ДД.ММ.ГГГГ обстоятельств и в соответствии с требованиями 2.6.6.6 Республиканских нормативов градостроительного проектирования Республики Башкортостан, утверждённых Постановлением Правительства РБ № от ДД.ММ.ГГГГ.
Доводы представителя истца о том, что расстояние между жилым домом и расположенной на соседнем земельном участке постройкой должно составлять не менее 6 метров, судом не могут быть приняты во внимание, поскольку ДД.ММ.ГГГГ Республиканских нормативов градостроительного проектирования, утвержденные постановлением Правительства РБ от 13.05.2008г. № предусматривает, что на территориях с застройкой усадебными, одно-, двухквартирными домами расстояние от окон жилых комнат до стен соседнего дома и хозяйственных построек (сарая, автостоянки, бани), расположенных на соседних земельных участках, должно быть не менее 6 метров.
Между тем, оконные проёмы в жилом доме истца на стене, расположенной напротив возведённого ответчиками строения - отсутствуют.
С учётом изложенного, оснований для назначения строительно-технической экспертизы судом не усматривается, а предлагаемые представителем истца для постановки перед экспертом вопросы носят правовой характер и не входят в компетенцию эксперта.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Неклеенову Ф.П. в удовлетворении исковых требований к Никифорову С.В., Никифоровой М.А., Никифоровой А.С., Никифорову И.С. о сносе объекта незавершённого строительства – отказать.
Разъяснить о том, что мотивированное решение суда будет изготовлено в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан через Белебеевский городской суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: Савина О.В.