Дело № 2-55/2020
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 мая 2020 года поселок Эвенск
Северо-Эвенский районный суд Магаданской области в составе: председательствующего судьи Леонтьевой Е.А.,
при секретаре судебного заседания Осокиной Н.Н.,
с участием: прокурора – заместителя прокурора Северо-Эвенского района Магаданской области Бекренева В.С.,
представителя ответчика – врио главного врача МОГБУЗ «Северо-Эвенская районная больница» Хонькан Т.П., действующей на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ №-л,
рассмотрев в открытом судебном заседании, в помещении Северо-Эвенского районного суда, расположенного по адресу: пос. Эвенск, ул. Победы, д. 19, гражданское дело по исковому заявлению прокурора Северо-Эвенского района Магаданской области, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к Магаданскому областному государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Северо-Эвенская районная больница» (далее – МОГБУЗ «Северо-Эвенская районная больница») о возложении обязанности оборудовать территорию учреждения периметральным ограждением,
У С Т А Н О В И Л:
Первоначально прокурор, действующий в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к МОГБУЗ «Северо-Эвенская районная больница» о возложении обязанности оборудовать территорию учреждения периметральным ограждением, организовать в учреждении пропускной и внутриобъектовый режимы.
В обоснование иска прокурор указал, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения действующего законодательства в сфере антитеррористической защищенности объектов массового пребывания людей. В ходе проверки установлено, что на территории МОГБУЗ «Северо-Эвенская районная больница» частично отсутствует периметральное ограждение, не организованы пропускной и внутриобъектовый режимы. По мнению прокурора, указанные нарушения отрицательно сказываются на комплексной безопасности пребывающих в медицинском учреждении лиц и могут способствовать совершению противоправных действий, террористических актов.
Ссылаясь на положения статей 2, 5 Федерального закона от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», Постановление Правительства Российской Федерации от 13 января 2017 года № 8 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства здравоохранения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)», прокурор просил суд возложить на МОГБУЗ «Северо-Эвенская районная больница» обязанности в срок до 31 декабря 2020 года оборудовать территорию учреждения периметральным ограждением, организовать в учреждении пропускной и внутриобъектовый режимы.
Определением судьи от 03 апреля 2020 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечено Министерство здравоохранения и демографической политики Магаданской области (далее – Минздрав Магаданской области).
Третье лицо – Минздрав Магаданской области, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, своего представителя в судебное заседание не направил. В поступившем в суд возражении на исковое заявление выразил несогласие с заявленными прокурором требованиями, просил отказать в их удовлетворении в полном объеме.
Руководствуясь частью 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), суд приходит к выводу о возможности рассмотреть настоящее дело в отсутствие указанного лица.
В ходе рассмотрения дела прокурор отказался от требований к ответчику о возложении на МОГБУЗ «Северо-Эвенская районная больница» обязанности в срок до 31 декабря 2020 года организовать на территории учреждения пропускной и внутриобъектовый режимы.
Определением Северо-Эвенского районного суда от 25 мая 2020 года производство по делу в части указанных требований к МОГБУЗ «Северо-Эвенская районная больница» прекращено.
Окончательно прокурор просил суд возложить на МОГБУЗ «Северо-Эвенская районная больница» обязанность оборудовать периметральным ограждением территорию по адресу: п. Эвенск, ул. Гоголя, д. 40 в срок до 31 августа 2021 года.
Также прокурор в судебном заседании дополнительно пояснил, что в адрес руководителя учреждения прокурором внесено представление, обязывающее устранить выявленные нарушения в сфере антитеррористической защищенности. На момент рассмотрения дела территория учреждения по-прежнему не оборудована ограждением, что способствует беспрепятственному доступу посторонних лиц на его территорию. Считал, что единых требований, предъявляемых к ограждению территорий медицинских учреждений, действующим законом не предусмотрено.
Представитель ответчика с исковыми требованиями об оборудовании территории учреждения периметральным ограждением в срок до 31 августа 2021 года согласилась, отсутствие целостного ограждения объяснила недостатком финансирования.
Заслушав объяснения прокурора, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее – Федеральный закон от 06.03.2006 № 35-ФЗ) противодействие терроризму представляет собой деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Приоритет мер по предупреждению терроризма, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности, системность и комплексное использование иных мер противодействия терроризму закреплены в статье 2 вышеуказанного нормативного правового акта в качестве основных принципов противодействия терроризму.
Юридические лица обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании (часть 3.1 статьи 5 Федерального закона от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ).
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий).
Данные требования установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 января 2017 года № 8 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства здравоохранения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» (далее – Требования).
В соответствии с требованиями подпункта «а» пункта 15 Требований антитеррористическая защищенность объекта (территории) независимо от его категории должна обеспечиваться путем осуществления комплекса мер, направленных, в том числе, на воспрепятствование неправомерному проникновению на объект (территорию).
В целях установления дифференцированных требований к обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) с учетом степени угрозы совершения террористического акта и возможных последствий его совершения осуществляется категорирование объектов (территорий) (пункт 4 Требований).
Согласно пункту 5 вышеуказанных Требований категорирование объекта (территории) осуществляется с учетом степени потенциальной угрозы совершения на нем террористического акта, значимости объекта (территории) для инфраструктуры и жизнеобеспечения, наличия на объекте (территории) критических элементов, на которых совершение террористического акта приведет к прекращению нормального функционирования объекта (территории) в целом, его повреждению или аварии на нем, а также с учетом возможных последствий совершения на объекте (территории) террористического акта.
Отнесение объекта (территории) к определенной категории осуществляется с учетом степени угрозы совершения террористического акта, а также на основании прогнозных показателей о количестве людей, которые могут погибнуть или получить вред здоровью, возможном материальном ущербе и об ущербе окружающей природной среде в результате совершения террористического акта.
В соответствии с пунктом 1.1 «Санитарно - эпидемиологических требований к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», утвержденных постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации № 58 от 18 мая 2010 года (далее - СанПиН 2.1.3.2630-10), санитарные правила устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию, противоэпидемическому режиму, профилактическим и противоэпидемическим мероприятиям, условиям труда персонала, организации питания пациентов и персонала организаций, осуществляющих медицинскую деятельность.
Пунктами 1.2, 1.5 СанПиН 2.1.3.2630-10 установлено, что указанные правила предназначены для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющих медицинскую деятельность, и обязательны для исполнения на территории Российской Федерации. Проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт, перепланировка, эксплуатация объектов здравоохранения осуществляются в соответствии с указанными правилами. Ответственность за соблюдение требований указанных санитарных правил возлагается на индивидуальных предпринимателей, юридических и должностных лиц.
Пунктом 2.13 СанПиН 2.1.3.2630-10 предусмотрено, что территория лечебно-профилактической организации должна быть благоустроена с учетом необходимости обеспечения лечебно-охранительного режима, озеленена, ограждена и освещена.
Таким образом, наличие ограждения для учреждения, осуществляющего медицинскую деятельность, является обязательным.
В соответствии пунктами 1.3, 1.5, 3.1 Устава МОГБУЗ «Северо-Эвенская районная больница» создано для оказания медицинской помощи населению муниципального образования «Северо-Эвенский район», в том числе для оказания первичной медико-санитарной (первичной врачебной) помощи в амбулаторных (стационарных) условиях по адресу: Магаданская область, Северо-Эвенский район, п. Эвенск, ул. Гоголя, д. 40. Учредителем учреждения является Минздрав Магаданской области. 27 февраля 2020 года МОГБУЗ «Северо-Эвенская районная больница» получена лицензия № ЛО-49-01-000626 на осуществление медицинской деятельности.
Из содержания пункта 1 Положения о МОГБУЗ «Северо-Эвенская районная больница», утвержденного главным врачом 01 марта 2014 года следует, что Северо-Эвенская районная больница является лечебно-профилактическим учреждением, обеспечивающим квалифицированную стационарную и поликлиническую медицинскую помощь населению Северо-Эвенского района. Основной задачей МОГБУЗ «Северо-Эвенская районная больница» является, в том числе, обеспечение в необходимом объеме высококвалифицированной стационарной и амбулаторно-поликлинической медицинской помощи населения района (пункт «а» раздела «Основные задачи»).
Постановлением главы администрации поселка Эвенск от 30 апреля 1993 года № земельный участок площадью 1,811 га, в том числе, под комплекс зданий (корпуса) в п. Эвенск по ул. Гоголя, д. 40, передан в постоянное (бессрочное) пользование Северо-Эвенской центральной районной больнице, правопреемником которой является ответчик.
В ходе рассмотрения дела установлено, что территория МОГБУЗ «Северо-Эвенская районная больница» (п. Эвенск по ул. Гоголя, д. 40) по периметру ограждением не оборудована.
05 мая 2017 года комиссией в составе представителей МОГБУЗ «Северо-Эвенская районная больница», УФСБ России по Магаданской области, Отделения МВД России по Северо-Эвенскому району, ОНД и ПР МЧС РФ по Северо-Эвенскому району проведено обследование административного и стационарного отделений МОГБУЗ «Северо-Эвенская районная больница» (п. Эвенск, ул. Гоголя, д. 40), по результатам которого данному объекту присвоена третья категория в соответствии с пунктом 12 Требований, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 января 2017 года № 8. Данные обстоятельства подтверждаются актом обследования и категорирования объекта (территории) от 05 мая 2017 года.
В ходе обследования комиссией установлено, что на территории (участке) по адресу: п. Эвенск, ул. Гоголя, д. 40, имеется неполное железное ограждение протяженностью 400 м, отсутствует ограждение протяженностью 300 м.
Рекомендация комиссии о построении ограждения протяженностью 300 м также содержится в паспорте безопасности объекта (территории), расположенного по адресу: п. Эвенск, ул. Гоголя, д. 40, который утвержден руководителем Минздрава Магаданской области 19 мая 2017 года.
Из содержания акта осмотра территории, расположенной по адресу: п. Эвенск, ул. Гоголя, д. 40, от 22 мая 2020 года, проведенного прокурором с участием и.о. главного врача МОГБУЗ «Северо-Эвенская районная больница» Хонькан Т.П., следует, что с восточной стороны данной территории ограждение полностью отсутствует, также частично отсутствует ограждение с северной и южной стороны, угловая часть ограждения с юго-западной стороны также отсутствует. Часть целостного ограждения с южной, западной, северной сторон представляет собой забор, изготовленный из металлических прутьев высотой приблизительно 1,7 метров.
Как пояснил представитель ответчика в судебном заседании, ограждение (забор), которое сохранилось на территории по адресу: п. Эвенск, ул. Гоголя, д. 40, установлено еще в 70-80 годах прошлого века и в настоящее время находится в аварийном состоянии.
По факту отсутствия ограждения вышеуказанного объекта (территории) прокурором района 06 декабря 2019 года в адрес главного врача МОГБУЗ «Северо-Эвенская районная больница» внесено представление №.
На момент рассмотрения дела нарушения, допущенные ответчиком в сфере соблюдения законодательства об антитеррористической защищенности, не устранены, объект (территория), расположенный по адресу: п. Эвенск, ул. Гоголя, д. 40, ограждением по периметру не оборудован.
Принимая во внимание установленные в судебном заседании обстоятельства, учитывая, что возведение ограждающих конструкций территории лечебного (медицинского) учреждения в силу требований действующего законодательства является обязанностью ответчика, суд приходит к выводу об обоснованности и законности исковых требований прокурора Северо-Эвенского района Магаданской области к МОГБУЗ «Северо-Эвенская районная больница».
При установлении периода времени, необходимого для осуществления мероприятий по ограждению территории медицинского учреждения, суд, учитывая необходимость обеспечения баланса прав и законных интересов сторон, соглашается с тем сроком исполнения ответчиком обязанности, который предложен прокурором, а именно – до 31 августа 2021 года, считая его разумным и достаточным.
Пунктом 9 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) предусмотрено, что от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации, освобождаются прокуроры – по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Абзац 3 подпункта 3 пункта 1 статьи 333.19 НК РФ устанавливает, что при подаче искового заявления неимущественного характера, государственная пошлина оплачивается для физических лиц в размере 300 рублей.
Если истец освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче искового заявления неимущественного характера, то государственная пошлина взыскивается с ответчика (если он не освобожден от ее уплаты) при удовлетворении судом исковых требований, исходя из той суммы, которую должен был уплатить истец, если бы он не был освобожден от уплаты государственной пошлины.
Поскольку исковые требования заявлены прокурором в интересах неопределенного круга лиц, размер подлежащей взысканию с ответчика государственной пошлины должен быть равен размеру государственной пошлины, подлежащей уплате физическим лицом, и составлять в соответствии с абзацем 3 подпункта 3 пункта 1 статьи 333.19 НК РФ 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Северо-Эвенского района Магаданской области, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к Магаданскому областному государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Северо-Эвенская районная больница» о возложении обязанности оборудовать территорию учреждения периметральным ограждением, исключающим несанкционированный доступ лиц и автотранспорта на территорию медицинской организации, – удовлетворить.
Возложить на Магаданское областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Северо-Эвенская районная больница» в срок до 31 августа 2021 года обязанность оборудовать периметральным ограждением территорию по адресу: Магаданская область, Северо-Эвенский район, поселок Эвенск, улица Гоголя, дом 40.
Взыскать с Магаданского областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Северо-Эвенская районная больница» в доход бюджета муниципального образования «Северо-Эвенский городской округ» государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей 00 копеек.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Магаданский областной суд через Северо-Эвенский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Установить срок составления мотивированного решения суда – 29 мая 2020 года.
Председательствующий Е.А. Леонтьева