Производство № 2а-4845/2020
УИД 28RS0004-01-2020-005200-44
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 декабря 2020 года г. Благовещенск
Благовещенский городской суд Амурской области, в составе: председательствующего судьи Воронина И.К.,
при секретаре Мосикян А.А.,
с участием представителя административного истца Рябовой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО «Эдда» к государственному инспектору Амурской области в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов Амурской области Пальчиковой Э. М., Министерству природных ресурсов Амурской области о признании незаконным представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения,
УСТАНОВИЛ:
ООО «Эдда» обратилось в суд с настоящим административным исковым заявлением, указав, что государственным инспектором Амурской области в области охраны окружающей среды министерства природных ресурсов Амурской области Пальчиковой Э.М. (далее - должностное лицо) вынесено представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 14.05.2020 года. Должностное лицо ссылается на протокол об административном правонарушении от 18.02.2020 года № 10-23/11 как доказательство подтверждения совершения ООО «ЭДДА» административного правонарушения. В представлении и протоколе изложены спорные обстоятельства, которые не подтверждают наличие события и состава вменяемого административного правонарушения, поскольку ООО «ЭДДА» не является специализированной организацией, осуществляющей хранение и захоронение отходов (полигон, очистные сооружения, организация, оказывающая услуги по вывозу жидких бытовых отходов и т.п.). ООО «ЭДДА» осуществляет розничную продажу продуктов питания. В рамках хозяйственной деятельности розничного магазина не могут образовываться жидкие бытовые отходы. Таким образом, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется специализированными организациями в специально оборудованных местах. Событием правонарушения, по мнению должностного лица, явился слив жидких бытовых отходов. Федеральный закон № 89-ФЗ определяет отходы производства и потребления как вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. Представление и материалы административного дела не содержат доказательств того, что ООО «ЭДДА» осуществляло слив именно жидких бытовых отходов и что такие отходы были образованы в результате деятельности ООО «ЭДДА». Начиная с июля 2019 года на территории Амурской области и в том числе на территории города Благовещенска возник комплекс опасных метеорологических явлений (сильный дождь, очень сильный ливень, крупный град), который привел к опасному агрометеорологическому явлению — переувлажнение почвы, подъемы уровня рек, а также распространение на территории Амурской области очагов африканской чумы свиней. На сайте Главного управления по Амурской области МЧС России ежедневно в течении июля-августа 2019 года размещались сводки с информацией о сильных ливнях, сильных дождях с грозами. В результате приведенных выше обстоятельств, органами власти установлен режим чрезвычайной ситуации с 17.07.2019 года на территории города Благовещенска - Постановлением администрации города Благовещенска от 17.07.2019 № 2269; с 25.07.2019 года на территории Амурской области - Постановлением Губернатора Амурской области от 25.07.2019 года № 136-р. Уровень паводка (уровень воды в реке Амур по гидропосту в г. Благовещенск) поднялся до уровня опасного явления (подтопление жилых помещений) - 821 см. Ситуация с сильными дождями и ливнями освещалась в региональных и федеральных СМИ в течение июля и августа 2019 года. Как до, так и после окончания режима ЧС на территории ряда районов области, а также города Благовещенска проводились аварийно-восстановительные работы, связанные с последствиями стихии. С последствиями чрезвычайной ситуации столкнулись физические лица и организации независимо от их организационно-правовых форм (бюджетные и частные) на всей территории Амурской области, в т.ч. и г. Благовещенска.
В указанные в Представлении даты 22.07.2019 г., 23.08.2019 г., 27.08.2019 г. уровень ливневых (дождевых) и грунтовых вод в помещениях, занимаемых ООО «ЭДДА» по адресу ул. Островского, д. 14, поднимался до критичного уровня. В условиях крайней необходимости ООО «ЭДДА» вынуждено было поставить дренажные насосы для откачки дождевых и грунтовых вод. Количество прибывающих ливневых (дождевых вод) могло привести к подмытию грунта под фундаментом многоквартирного дома, подтоплению электрооборудования, питающего подвальную часть здания и 1-й этаж, утрате дорогостоящего многомилионного режимного оборудования, попаданию вод в шахту лифта, нарушению качества продуктов питания, которые реализуются в супермаркете.
В рамках проводимых рейдов должностным лицом не устанавливался источник поступления воды, что подтверждается отсутствием информации в актах осмотра должностного лица. Между собственником помещения (ООО «ВИЗА») и специализированной организацией (ООО «АКС» Водоканал) заключен договор на водоотведение, услуги оказываются регулярно. Услуги по отведению канализационных вод оказываются бесперебойно и круглосуточно. Помещение находится в многоквартирном доме и исправная система канализации подведена к зданию. Управляющая компания ООО «Евросервис» проводила осмотр 19.07.2019 по результатам которого установлено, что внутридомовая система водоотведения на момент проверки в исправном состоянии. В связи с чем должностное лицо сделало вывод о составе откачиваемых вод на основании визуального осмотра и предположения, что противоречит допустимости доказательств. По каким признакам должностное лицо определило, что откачиваемая вода являлась отходами производства остается неизвестным. Таким образом, в деле отсутствует доказательства наличия объективной стороны вменяемого деяния по ч.4 ст. 8.2 КоАП РФ.
Таким образом, административный ответчик незаконно возложил на ООО «ЭДДА» обязанности по принятию в течение 30 суток мер по устранению причин административного правонарушения и условий его совершения. На основании изложенного, просит суд незаконным представление административного ответчика об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 14.05.2020 г.
Определением суда от 03 июля 2020 года к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено Министерство природных ресурсов Амурской области.
В судебном заседании представитель административного истца ООО «ЭДДА» Рябова Н.А. на административных исковых требований настаивала, в обоснование изложила те же доводы, что указаны в административном исковом заявление, в дополнение указав, что решением судьи Благовещенского городского суда Амурской области от 11 августа 2020 года постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Амурской области № 10-23/29 от 14 мая 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении ООО «Эдда» – отменено, производство по делу прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в действиях ООО «Эдда» состава правонарушения. Полагала, что представление является не законным и не правомерным.
В судебное заседание не явились административный ответчик государственный инспектор Амурской области в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов Амурской области Пальчикова Э.М. и представители административного соответчика Министерства природных ресурсов Амурской области, о времени и месте рассмотрения настоящего административного дела извещались надлежащим образом, причин уважительности неявки суду не представлено. Ходатайств об отложении рассмотрения дела суду не поступало. В порядке статьи 150, 226 КАС РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В силу части 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно ч. 2 ст. 3 КАС РФ задачами административного судопроизводства являются в том числе, защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
В силу ч. 1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Положениями ст. 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями если полагает, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Из содержания п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых подано соответствующее административное исковое заявление.
Судом установлено, что постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Амурской области № 10-23/29 от 14 мая 2020 года ООО «Эдда» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.2 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 300000 рублей.
Административным органом установлено, что 22.07.2019 г., 23.08.2019 г., 27.08.2019 г. в ходе проведения предварительных проверок информации, поступающей в адрес министерства и проведенных плановых (рейдовых) осмотров, обследований территории г. Благовещенска установлены факты неоднократного нарушения требований законодательства в области обращения с отходами производства и потребления, несанкционированный слив жидких бытовых отходов (далее - ЖБО) магазином супермаркет «Амурский», расположенным по адресу: г. Благовещенск, ул. Островского, д.14 (1 этаж многоквартирного жилого дома). Слив ЖБО осуществлялся из трубопровода, проложенного под тротуаром от магазина супермаркет «Амурский» и выходящим под бордюром на ул. Зейская. ЖБО самотеком стекали по рельефу (заливая большую площадь и попадая на проезжую часть дороги по ул. Зейская) и попадали в ливневую канализацию, расположенную в 3 м. от выходящей трубы.
На основании информации, представленной администрацией г. Благовещенска, а также на основании выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости собственником нежилого помещения с кадастровым номером ***, расположенного по вышеуказанному адресу является ООО «ВИЗА» (ИНН 2801067811), а организацией, осуществляющей управление многоквартирным домом является ООО «Евросервис» (ИНН 2801147513).
Из информации, представленной в адрес министерства ООО «ВИЗА» (исх. номер от 20.09.2019 № 152) следует, что ООО «ВИЗА» предоставило в аренду нежилое помещение с кадастровым номером *** ООО «Меридиан», которое в свою очередь заключило договор субаренды нежилого помещения для магазина розничной и мелкооптовой торговли от 12.12.2018 № 4/12 с ООО «ЭДДА» (супермаркет «Амурский» магазин «Фирменный») со сроком действия аренды до 12.11.2019.
Согласно п.3.3.11 договора субаренды от 12.12.2018 № 4/12 на ООО «ЭДДА» возложена обязанность соблюдать все требования законодательства и нормативных актов в отношении градостроительной деятельности, охраны окружающей среды, санитарно-эпидемиологических норм и правил пожарной безопасности, требования органов Госпожнадзора, Роспотребнадзора, Ростехнадзора, Росприроднадзора и других норм и правил. Согласно п. 6.5 договора субаренды субарендатор несет самостоятельную ответственность за несоблюдение всех требований законодательства и нормативных актов в отношении градостроительной деятельности, охраны окружающей среды, санитарно-эпидемиологических норм и правил пожарной безопасности, требования органов Госпожнадзора, Роспотребнадзора, Ростехнадзора, Росприроднадзора и других норм и правил».
Отношения в области обращения с отходами производства и потребления урегулированы Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
На основании ст. 1 указанного закона под отходами производства и потребления понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно этой же статье под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
Размещение отходов - хранение и захоронение отходов.
Сбор отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов.
Транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах.
Объекты размещения отходов - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.
В силу ч. 7 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
Согласно ст. 2 этого же закона правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.
Согласно ст. ст. 3, 4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ ”Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека. Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.
В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 51 указанного Закона отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Согласно ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Из постановления о привлечении ООО «ЭДДА» к административной ответственности по ч. 4 ст. 8. КоАП РФ следовало, что административным органом были установлены обстоятельства несанкционированного слива жидких бытовых отходов (далее - ЖБО) магазином супермаркет «Амурский», расположенным по адресу: г. Благовещенск, ул. Островского, д.14 (1 этаж многоквартирного жилого дома), принадлежащем ООО «ЭДДА» на основании договора от 12.12.2018 № 4/12 субаренды нежилого помещения для магазина розничной и мелкооптовой торговли. Указано, что слив ЖБО осуществлялся из трубопровода, проложенного под тротуаром от магазина супермаркет «Амурский» и выходящим под бордюром на ул. Зейская. ЖБО самотеком стекали по рельефу (заливая большую площадь и проезжую часть дороги по ул. Зейская) и попадали в ливневую канализацию, расположенную в 3 м. от выходящей трубы.
Согласно части 1 статьи 29.13 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.
В соответствии со статьей 29.13 КоАП РФ 14 мая 2020 года этим же должностным лицом в отношении ООО «Эдда» внесено представление об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения, выразившегося в нарушении требований природоохранного законодательства РФ.
В силу внесенного представления Общество с ограниченной ответственностью «ЭДДА», (ООО «ЭДДА», ОГРН 1152801002595, ИНН/КПП 2801206487/280101001, 675000, Амурская область, г. Благовещенск, ул. Горького, д.130, дата регистрации юридического лица 01.04.2015 г.) обязано принять меры по устранению причин административного правонарушения и условий, способствующих его совершению.
Между тем, решением судьи Благовещенского городского суда Амурской области от 11 августа 2020 года по делу об административном правонарушении № 12-732/2020, вступившим в законную силу 19 ноября 2020 года, постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Амурской области № 10-23/29 от 14 мая 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении ООО «Эдда» – отменено, производство по делу прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в действиях ООО «Эдда» состава правонарушения.
Обстоятельства, установленные вступившим в законную силу постановлением суда по делу об административном правонарушении, в силу части 3 статьи 64 КАС РФ являются обязательными для суда, рассматривающего административное дело об административно-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесено постановление суда, по вопросам о том, имели ли место определенные действия и совершены ли они этим лицом.
Из вышеуказанного решения следует, что материалы дела не содержат доказательств, которые бы позволяли сделать вывод о производстве ООО «Эдда» в отношении отходов (в данном случае – слив ЖБО на рельеф, как вменяется в протоколе) действий, отвечающих признакам размещения отходов, которым в силу статьи 1 Федерального закона N 89-ФЗ признается хранение и захоронение отходов, то есть складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения; изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду. Имеющиеся по делу доказательства не позволяют сделать вывод о том, что ООО «Эдда» осуществляет хранение (захоронение) отходов и относится к числу субъектов правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 8.2 КоАП РФ.
Также судом был сделан вывод об отсутствии по делу доказательств осуществления ООО «ЭДДА» слива отходов, которые были образованы в процессе выполнения / оказания ООО «Эдда» услуг по продаже пищевых продуктов или в процессе потребления, поскольку ООО «Эдда» осуществляло откачку из подвального помещения излишней воды, образовавшейся в результате сильных дождей и ливней.
При указанных обстоятельствах, суд пришел к выводу, что в действиях ООО «Эдда» отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренный частью 4 статьи 8.2 КоАП РФ.
Поскольку постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Амурской области № 10-23/29 от 14 мая 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении ООО «Эдда», на основании которого вынесено представление от 14 мая 2020, отменено решением судьи Благовещенского городского суда Амурской области от 11 августа 2020 года по делу об административном правонарушении № 12-732/2020, вступившим в законную силу, за отсутствием состава административного правонарушения, то оспариваемое представление государственного инспектора Амурской области в области охраны окружающей среды министерства природных ресурсов Амурской области Пальчиковой Э.М. от 14 мая 2020 года об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, признается судом незаконным.
При таких обстоятельствах, административные исковые требования ООО «Эдда» о признании незаконным представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ООО «Эдда» удовлетворить.
Признать незаконным представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, вынесенное государственным инспектором Амурской области в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов Амурской области Пальчиковой Э.М. 14 мая 2020 года, в отношении ООО «ЭДДА».
Настоящее решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья И.К. Воронин
Решение в окончательной форме принято 19 января 2021 года.