ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
6 марта 2018 года город Тула
Привокзальный районный суд г. Тулы в составе:
председательствующего Потаповой Н.В.,
при секретаре Нагорнове А.В.,
с участием представителя истца Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области по доверенности Николаевой А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Привокзального районного суда г.Тулы гражданское дело №2-171/18 по иску Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области к Привезенцеву Александру Вячеславовичу об освобождении земельного участка,
установил:
министерство имущественных и земельных отношений Тульской области обратилось в суд с иском к Привезенцеву А.В. об освобождении земельного участка.
В обосновании заявленных требований истец указал, что с дата по дата на земельном участке с кадастровым номером *, местоположение которого установлено относительно ориентира незавершенный строительством жилой дом, расположенного в границах участка, адрес ориентира: <адрес> на основании распоряжения заместителя министра имущественных и земельных отношений Тульской области С. от дата * проведено выездное мероприятие по контролю, при проведении которого не требуется взаимодействие, в отношении Привезенцева А.В. с целью подтверждения либо опровержения нарушения земельного законодательства.
Согласно кадастровой выписки о земельном участке от дата № *, выданной филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области земельный участок с К№ *, местоположение которого установлено относительно ориентира незавершенный строительством жилой дом, расположенного в границах участка, адрес ориентира: <адрес>, площадью 1 135 кв.м., из категории земель населенных пунктов, вид разрешенного использования: для эксплуатации индивидуального жилого дома с надворными пристройками, состоит на государственном кадастровом учете, его границы установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства.
По выписке из Единого государственного реестра недвижимости от дата № * вышеуказанный земельный участок принадлежит на праве собственности Привезенцеву А.В.
Согласно акту № * от дата г. следует, что в ходе проведения ных мероприятий по контролю установлено, что с южной и восточной сторон участка установлено кирпичное ограждение на бетонном основании с элементами из профилированного листа коричневого цвета, с северной стороны - кирпичное ограждение.
С западной стороны обследуемый земельный участок граничит с земельным участком с К№ *, расположенным по адресу: <адрес>, а также с земельным участком с К№ *, местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир незавершенный строительством жилой дом. Почтовый адрес ориентира: <адрес>. С северной стороны участка расположена улица <адрес>.
За ограждением на участке размещено строение, предположительно - кирпичный жилой дом, а также хозяйственная постройка. Доступ на обследуемый участок осуществляется с северной стороны - через металлическую дверь и ворота. Кроме того, с восточной стороны участка также имеются ворота.
Между тем, истец так же указал, что для определения соответствия фактического местоположения границ земельного участка с данными Государственного кадастра недвижимости, специалистами отдела контрольной работы министерства имущественных и земельных отношений Тульской области были выполнены измерения с использованием специальных технических средств и камеральные работы по обработке геодезических измерений.
В результате проведенных измерений установлено, что земельный участок, площадью 1 000,5 кв.м. с координатами, указанными в обмере площади земельного участка, на котором размещены кирпичное ограждение на фундаменте с элементами из профилированного листа коричневого цвета, кирпичное ограждение, хозяйственная постройка, прилегающий с южной, восточной и северной сторон к участку с К№ *, местоположение которого установлено относительно ориентира незавершенный строительством жилой дом, расположенного в границах участка, адрес ориентира: <адрес>, является земельным участком, государственная собственность на который не разграничена. Сведения о предоставлении заинтересованным лицам земельного участка площадью 1 000,5 кв.м., с южной, восточной и северной сторон к участку с К№ *, в Министерстве отсутствуют.
Земельный участок площадью 1000,5 кв.м образует с участком с К№ * единое землепользование. Доступ на участок с К№ * осуществляется через обследуемый участок.
Таким образом, в ходе проведения мероприятия по контролю установлено, что земельный участок, площадью 1 000,5 кв.м., прилегающий с южной, восточной и северной сторон к участку с К№ *, местоположение которого установлено относительно ориентира незавершенный строительством жилой дом, расположенного в границах участка, адрес ориентира: <адрес> используются Привезенцевым А.В. без предусмотренных законодательством Российской Федерации прав.
Министерство не принимало решений о предоставлении в собственность или в аренду Привезенцеву А.В. земельного участка, площадью 1 000,5 кв.м., прилегающим с южной, восточной и северной сторон к участку с К№ *, местоположение которого установлено относительно ориентира незавершенный строительством жилой дом, расположенного в границах участка, адрес ориентира: <адрес>
Таким образом, по мнению истца, Привезенцев А.В. самовольно, без законных оснований, использует земельный участок, нарушая тем самым принцип платности использования земли, а также законные интересы Министерства, которое уполномочено распоряжаться самовольно занятым земельным участком.
На основании изложенного, истец просил суд, обязать Привезенцева Александра Вячеславовича (дата года рождения), за свой счет, в течение 14 календарных дней с даты вступления решения в законную силу, освободить самовольно занятый земельный участок (землю):
- площадью 1 000,5 кв.м., с координатами:
№ точки |
Х,м |
Y,m |
Длина линии, м |
* |
* |
* |
|
* | |||
* |
* |
* |
|
* | |||
* |
* |
* |
|
* | |||
* |
* |
* |
|
* | |||
* |
* |
* |
|
* | |||
* |
* |
* |
* | |||
* |
* |
* |
|
* | |||
* |
* |
* |
|
* | |||
* |
* |
* |
|
* | |||
* |
* |
* |
|
* | |||
* |
* |
* |
|
* | |||
* |
* |
* |
|
* | |||
* |
* |
* |
|
* | |||
* |
* |
* |
|
* | |||
* |
* |
* |
|
* | |||
* |
* |
* |
прилегающий с южной, восточной и северной сторон к земельному участку с кадастровым номером *, местоположение которого установлено относительно ориентира незавершенный строительством жилой дом, расположенного в границах участка, адрес ориентира: <адрес> путем сноса кирпичного ограждения на фундаменте с элементами из профилированного листа коричневого цвета, кирпичного ограждения, хозяйственной постройки;
В случае неисполнения ответчиком обязанности по освобождению земельного участка в течение установленного срока, предоставить министерству имущественных и земельных отношений Тульской области право с соблюдением требований действующего законодательства осуществить действия по освобождению указанного земельного участка с последующим взысканием со Привезенцева А.В. необходимых расходов.
Представитель истца Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области по доверенности Николаева А.И. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить по изложенным в иске основаниям.
Ответчик Привезенцев А.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещался надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.
Представитель ответчика Привезенцева А.В. по доверенности Рыженкова Н.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте его проведения извещалась надлежащим образом.
В соответствии со ст.ст. 167,233 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть данное дело в отсутствие не явившегося ответчика, его представителя в порядке заочного производства.
Выслушав представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно положениям Конституции Российской Федерации разграничение государственной собственности, в том числе на землю, и, соответственно, земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и её субъектов (статья 72, пункты "г", "к" части 1).
Указанное положение Конституции Российской Федерации предполагает, прежде всего, законодательное регулирование порядка отнесения объектов государственной собственности к тем или иным уровням (видам) этой собственности - федеральной собственности или собственности субъектов Российской Федерации, а также порядка передачи объектов из государственной собственности в муниципальную собственность. При этом федеральный законодатель вправе предусмотреть осуществление полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, органами местного самоуправления (Определение Конституционного суда РФ от 15 января 2008 г. №219-0-0). В силу положения п.2 ст.214 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
Согласно п.2 ст.10, п.2 ст.11 ЗК РФ субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации; органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии с п.2 ст.3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется: органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом; органом местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом; органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, входящего в состав этого муниципального района, при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, а также в отношении земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района.
В силу положения ст.10.1 ЗК РФ полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области земельных отношений, установленные ЗК РФ, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
20.11. 2014 г. Тульской областной Думой принят Закон №2218-ЗТО «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципального образования город Тула и органами государственной власти Тульской области», согласно п.1 ч.1, п. 2 ст.5 Закона №2218-ЗТО с 1 января 2015 г. Правительство Тульской области осуществляет полномочия органов местного самоуправления муниципального образования город Тула по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
В соответствии с пп.130 п.4 Положения о министерстве экономического развития Тульской области Министерство является уполномоченным органом Правительства Тульской области по осуществлению указанных полномочий.
В Единый государственный реестр юридических лиц Министерства экономического развития Тульской области 9. 01. 2016 г. внесены сведения о реорганизации юридического лица в форме выделений из него другого юридического лица. При выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом в соответствии с п.4 ст.58 ГК РФ.
В соответствии с п.3 Положения о министерстве имущественных и земельных отношений Тульской области от 13.10. 2016 года, Министерство является правопреемником министерства экономического развития Тульской области в части реализации полномочий по управлению и распоряжению в пределах своей компетенции имуществом области, предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в границах муниципального образования город Тула, в пределах полномочий, установленных федеральными законами, законами Тульской области, постановлениями правительства Тульской области. В соответствии с пп.67 п.5 Положения, министерство осуществляет муниципальный земельный контроль в границах муниципального образования г.Тула.
В соответствии со ст.39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со ст.9-11 ЗК РФ
К основным принципам земельного законодательства, декларированным положениями ст.1 ЗК РФ относится, в том числе, принцип платности использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно п.1 ст.209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством. Лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником (п.1, п.2 ст.264 ГК РФ).
Основания возникновения гражданских прав и обязанностей регламентированы положениями п.1 ст.8 ГК РФ.
Согласно ч.1ст.15,25 ЗК РФ собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст.301, 304 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения; может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В соответствии с п.32, 36, 45, 48 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №10, Пленума ВАС РФ №22 от 29. 04. 2010 г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» применяя статью 301 ГК РФ, судам следует иметь в виду, что собственник вправе истребовать свое имущество от лица, у которого оно фактически находится в незаконном владении; в силу ст.301, 304 ГК РФ иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение. Иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению независимо от того, на своем или чужом земельном участке либо ином объекте недвижимости ответчик совершает действия (бездействие), нарушающие право истца.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.60 ЗК РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае самовольного занятия земельного участка.
На основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре (восстановлению плодородия почв, восстановлению земельных участков в прежних границах, возведению снесенных зданий, строений, сооружений или сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений, восстановлению межевых и информационных знаков, устранению других земельных правонарушений и исполнению возникших обязательств) (ч.2, ст.62 ЗК РФ).
Частями 2 и 3 ст.76 ЗК РФ предусмотрено, что самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками.
Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их загрязнении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.
Судом установлено, что с дата по дата на земельном участке с кадастровым номером *, местоположение которого установлено относительно ориентира незавершенный строительством жилой дом, расположенного в границах участка, адрес ориентира: <адрес> на основании распоряжения заместителя министра имущественных и земельных отношений Тульской области С. от дата * проведено выездное мероприятие по контролю, при проведении которого не требуется взаимодействие, в отношении Привезенцева А.В. с целью подтверждения либо опровержения нарушения земельного законодательства.
Согласно кадастровой выписки о земельном участке от дата № *, выданной филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области земельный участок с К№ *, местоположение которого установлено относительно ориентира незавершенный строительством жилой дом, расположенного в границах участка, адрес ориентира: <адрес>, площадью 1 135 кв.м., из категории земель населенных пунктов, вид разрешенного использования: для эксплуатации индивидуального жилого дома с надворными пристройками, состоит на государственном кадастровом учете, его границы установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства.
По выписке из Единого государственного реестра недвижимости от дата № * вышеуказанный земельный участок принадлежит на праве собственности Привезенцеву А.В.
Из исследованного судом акта № * от дата г. следует, что в ходе проведения мероприятий по земельному контролю установлено, что с южной и восточной сторон участка установлено кирпичное ограждение на бетонном основании с элементами из профилированного листа коричневого цвета, с северной стороны - кирпичное ограждение.
С западной стороны обследуемый земельный участок граничит с земельным участком с К№ *, расположенным по адресу: <адрес>, а также с земельным участком с К№ *, местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир незавершенный строительством жилой дом. Почтовый адрес ориентира: <адрес>. С северной стороны участка расположена улица <адрес>
За ограждением на участке размещено строение, предположительно - кирпичный жилой дом, а также хозяйственная постройка. Доступ на обследуемый участок осуществляется с северной стороны - через металлическую дверь и ворота. Кроме того, с восточной стороны участка также имеются ворота.
Согласно вышеуказанному акту при обследовании участка установлено, что результате проведенных измерений определена площадь земельный участок, площадью 1 000,5 кв.м. с координатами, указанными в обмере площади земельного участка, на котором размещены кирпичное ограждение на фундаменте с элементами из профилированного листа коричневого цвета, кирпичное ограждение, хозяйственная постройка, прилегающий с южной, восточной и северной сторон к участку с К№ *, местоположение которого установлено относительно ориентира незавершенный строительством жилой дом, расположенного в границах участка, адрес ориентира: <адрес>, является земельным участком, государственная собственность на который не разграничена. Земельный участок площадью 1000,5 кв.м образует с участком с К№ * единое землепользование. Доступ на участок с К№ * осуществляется через обследуемый участок.
Сведения о предоставлении заинтересованным лицам земельного участка площадью 1 000,5 кв.м., с южной, восточной и северной сторон к участку с К№ *, в Министерстве отсутствуют.
Доказательств того, что испрашиваемый земельный участок принадлежат ответчику на законных основаниях, в материалы дела не представлено, а потому суд приходит к выводу о самовольном занятии ответчиком Привезенцевым А.В. - земельного участка площадью 1 000,5 кв.м. с координатами, указанными в обмере площади земельного участка, на котором размещены кирпичное ограждение на фундаменте с элементами из профилированного листа коричневого цвета, кирпичное ограждение, хозяйственная постройка, прилегающий с южной, восточной и северной сторон к участку с К№ *, местоположение которого установлено относительно ориентира незавершенный строительством жилой дом, расположенного в границах участка, адрес ориентира: <адрес>
Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности, достаточную и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований об освобождении земельного участка, поскольку достоверно установлено, что действиями ответчика Привезенцева А.В., нарушены положения земельного законодательства, действующего на момент спорных правоотношений, доказательств освобождения самовольно занятого земельного участка, а так же доказательств оформления земельно-правовых отношений относительно использования названного земельного участка, суду не представлено.
Вместе с тем, в силу положений ч.1 ст. 206 ГПК РФ, определяющих, что при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Таким образом, с учетом вышеприведенной процессуальной нормы, суд считает возможным установить срок для исполнения возложенной на ответчика Привезенцеву А.В. обязанности об освобождении земельного участка до 01.05.2018 г., который, по мнению суда является разумным, определенным с учетом длительности и сложности проведения необходимых работ.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации истец освобожден от уплаты государственной пошлины, в связи с чем, в силу ч.1 ст.103 ГПК РФ, исходя из положений ст.333.19 НК РФ, с Привезенцева А.В. подлежит взысканию государственная пошлина в размере 2000 рублей.
В соответствии со ст.61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации указанная государственная пошлина подлежит зачислению в бюджет муниципального образования город Тула.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199, 235 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования удовлетворить частично.
Обязать Привезенцева Александра Вячеславовича за свой счет, после вступления в законную силу решения суда, в срок до 01.05.2018 г., освободить земельные участки (землю):
- площадью 1 000,5 кв.м., с координатами:
№ точки |
Х,м |
Y,m |
Длина линии, м |
* |
* |
* |
|
* | |||
* |
* |
* |
|
* | |||
* |
* |
* |
|
* | |||
* |
* |
* |
|
* | |||
* |
* |
* |
|
* | |||
* |
* |
* |
* | |||
* |
* |
* |
|
* | |||
* |
* |
* |
|
* | |||
* |
* |
* |
|
* | |||
* |
* |
* |
|
* | |||
* |
* |
* |
|
* | |||
* |
* |
* |
|
* | |||
* |
* |
* |
|
* | |||
* |
* |
* |
|
* | |||
* |
* |
* |
|
* | |||
* |
* |
* |
прилегающий с южной, восточной и северной сторон к земельному участку с кадастровым номером *, местоположение которого установлено относительно ориентира незавершенный строительством жилой дом, расположенного в границах участка, адрес ориентира: <адрес> путем сноса кирпичного ограждения на фундаменте с элементами из профилированного листа коричневого цвета, кирпичного ограждения, хозяйственной постройки;
В случае неисполнения ответчиком решения суда в течение установленного срока, предоставить министерству имущественных и земельных отношений Тульской области право с соблюдением требований действующего законодательства осуществить действия по освобождению указанного земельного участка с последующим взысканием со Привезенцева А.В. необходимых расходов.
Взыскать с Привезенцева Александра Вячеславовича государственную пошлину в сумме 2000 ( две тысячи ) рублей в доход муниципального образования город Тула.
В удовлетворении остальной части исковых требований министерству имущественных и земельных отношений Тульской области отказать.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в Тульский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в Привокзальный районный суд г.Тулы в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Мотивированный текст заочного решения изготовлен в совещательной комнате.
Председательствующий Н.В. Потапова