Дело <номер>
УИД 28RS0<номер>-22
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
15 ноября 2021 года <адрес>
Благовещенский районный суд Амурской <адрес> в составе
председательствующего судьи Стасюка К.М.,
при секретаре Заяц Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Остапенко Светланы Алексеевны к администрации <адрес> Амурской <адрес>, Министерству социальной защиты населения Амурской <адрес> о признании пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации, возложении обязанности,
установил:
Остапенко С.А. обратилась в суд с исковым заявлением, в котором указывает, что она на момент возникновения чрезвычайной ситуации, она и члены ее семьи ФИО4, ФИО5, ФИО6 постоянно проживали в жилом доме, расположенном по адресу: Амурская <адрес>. В результате чрезвычайной ситуации были нарушены условия жизнедеятельности и произошла полная утрата имущества первой необходимости. При этом администрацией <адрес> Амурской <адрес> о включении в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной и финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости, было отказано ввиду отсутствия регистрации по месту жительства. Факт проживания истца в жилом помещении, которое находится в зоне чрезвычайной ситуации, подтверждается справкой администрации сельсовета. Факт нарушения условий жизнедеятельности ее и членов ее семьи в результате возникновения комплекса метеорологических и гидрологических явлений и подъема уровня реки Амур в июне 2021 года никем не опровергается и подтверждается заключением от ДД.ММ.ГГГГ. В результате чрезвычайной ситуации нарушены условия жизнедеятельности истца, в связи с чем, она нуждается в особой социальной защите и помощи как пострадавший.
Поскольку отказ в предоставлении выплат существенно нарушает права истца на защиту от чрезвычайных ситуаций, в связи с невозможностью получения единовременной материальной и финансовой помощи в результате наводнения (федеральные выплаты) из-за отсутствия регистрации в жилом помещении которое попало в зону чрезвычайной ситуации, Остапенко С.А. просит:
- признать Остапенко Светлану Алексеевну, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации, введенной распоряжением Губернатора Амурской <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ <номер>-р «О введении регионального режима чрезвычайной ситуации на территории Амурской <адрес>»;
- обязать администрацию <адрес> Амурской <адрес> включить Остапенко Светлану Алексеевну, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в размере 10 000 рублей и финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости в размере 100 000 рублей предусмотренных постановлением Правительства Амурской <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ <номер> «Об осуществлении выплат гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации»;
- обязать Министерство социальной защиты населения Амурской <адрес> произвести Остапенко Светлане Алексеевне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, выплаты единовременной материальной помощи в размере 10 000 рублей и финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости в размере 100 000 рублей, предусмотренных постановлением Правительства Амурской <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ <номер> «Об осуществлении выплат гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации»;
- обратить решение суда к немедленному исполнению.
От истца Остапенко С.А. в суд поступило ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, будучи извещёнными о дате и месте судебного разбирательства надлежащим образом. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций; на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций; на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 этой же статьи закона).
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ <номер> утверждены Правила предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, согласно которым федеральным и региональным законодательством предусмотрено оказание помощи пострадавшим гражданам в виде единовременной материальной помощь в размере 10 000 рублей на человека и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости: за частично утраченное имущество первой необходимости - 50 000 рублей на человека; за полностью утраченное имущество первой необходимости - 100 000 рублей на человека.
Распоряжением губернатора Амурской <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ <номер>-р «О введении регионального режима чрезвычайной ситуации на территории Амурской <адрес>» с ДД.ММ.ГГГГ введен региональный режим чрезвычайной ситуации, зона которой, в том числе, затрагивает территорию <адрес>. Распоряжением губернатора Амурской <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ <номер>-р установлены границах зоны чрезвычайной ситуации, в том числе <адрес> Амурской <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ Правительством Амурской <адрес> принято постановление от <номер> «Об осуществлении выплат гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации», п. 5.1 которого предусматривает, что выплата пострадавшим гражданам осуществляется при одновременном выполнении на день введения режима чрезвычайной ситуации условий, одним из которых является регистрация в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации.
Распоряжением Губернатора Амурской <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ <номер>-р «О внесении изменений в распоряжение губернатора Амурской <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ <номер>-р» установлено, что <адрес> относится к населенным пунктам Амурской <адрес>, на территориях которых в связи с чрезвычайной ситуацией были одновременно подтоплены, затоплены домовладения и установлена невозможность осуществления транспортного сообщения в соответствии с пунктом 21 Порядка подготовки и представления высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации документов в МЧС России для обоснования предельного объема запрашиваемых бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации, утвержденного приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ <номер>.
В справке администрации Усть-Ивановского сельсовета <адрес> Амурской <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ <номер> указано, что в жилом помещении по адресу: <адрес> Амурской <адрес> проживают Остапенко С.А., ФИО4, ФИО5, ФИО6
Из акта комиссионного обследования утраченного имущества первой необходимости граждан, пострадавших в результате возникновения комплекса метеорологических и гидрологических явлений и подъема уровня реки Амур в июне 2021 года следует, что имущество, расположенное по адресу: Амурская <адрес> утрачено полностью.
Заключением об установлении факта нарушения условий жизнедеятельности гражданина и членов его семьи в результате возникновения комплекса метеорологических и гидрологических явлений и подъёма уровня реки Амур в июне 2021 года подтверждается факт нарушения условий жизнедеятельности истца.
При обращении Остапенко С.А. в администрацию <адрес> Амурской <адрес> с заявлением об оказании единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости, ей был дан ответ, согласно которого администрацией было принято решение об отказе о включении истца в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости по причине отсутствия регистрации в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации.
В соответствии с положениями ст. 27 Конституции РФ каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Согласно ст. 2 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ <номер> «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (далее – Закон <номер>) место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
Положения ст. 3 Закона <номер> обязывают граждан Российской Федерации регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, указывая при этом на то, что регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ № КУВИ-002/2021-150650858 Остапенко С.А. на праве собственности принадлежит здание, расположенное по адресу: Амурская <адрес>.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Остапенко С.А. на праве собственность принадлежит земельный участок с кадастровым номером 28:10:121019:0191, расположенный по адресу: Амурская <адрес>.
Поскольку право собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: Амурская <адрес> зарегистрировано за Остапенко С.А. ДД.ММ.ГГГГ и на момент введения режима чрезвычайной ситуации на территории <адрес> истец проживала в указанном жилом помещении, что подтверждено справкой администрации сельсовета, которая согласуется с материалами дела, суд полагает, что требования о признании права на оказание финансовой помощи подлежат удовлетворению.
В силу ст. 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.
Учитывая чрезвычайный характер ситуации, вызванной наводнением, суд полагает необходимым обратить решение к немедленному исполнению.
Руководствуясь ст. ст. 194-199, 212 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Остапенко Светланы Алексеевны к администрации <адрес> Амурской <адрес>, Министерству социальной защиты населения Амурской <адрес> о признании пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации, возложении обязанности, удовлетворить.
Признать Остапенко Светлану Алексеевну, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации, введенной распоряжением Губернатора Амурской <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ <номер>-р «О введении регионального режима чрезвычайной ситуации на территории Амурской <адрес>».
Обязать администрацию <адрес> Амурской <адрес> включить Остапенко Светлану Алексеевну, ДД.ММ.ГГГГ года рождения в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в размере 10 000 рублей на человека и финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости в размере 100 000 рублей за счет средств резервного фонда Правительства Амурской <адрес> в соответствии с Правилами предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ <номер>.
Обязать Министерство социальной защиты населения Амурской <адрес> произвести Остапенко Светлане Алексеевне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, выплату единовременной материальной помощи в размере 10 000 рублей на человека, финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости в размере 100 000 рублей на человека за счет средств резервного фонда Правительства Амурской <адрес> в соответствии с Правилами предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ <номер>.
Решение суда обратить к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Благовещенский районный суд Амурской <адрес> в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение принято в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий судья К.М. Стасюк