РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 февраля 2016 года г. Салехард
Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего судьи: ФИО11
при секретаре судебного заседания: ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-54\2016 по исковому заявлению ФИО4 к Администрации муниципального образования г. Салехард о признании права собственности на индивидуальный жилой дом,
УСТАНОВИЛ:
Истец ФИО4 обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования г. Салехард о признании права собственности на объект незавершённого строения, расположенного по адресу: <адрес>. В обоснование исковых требований указала, что на основании договора № от ДД.ММ.ГГГГ о возведении индивидуального жилого дома на праве частной собственности на отведенном земельном участке и договора аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес> возведён индивидуальном жилой дом, находящийся в стадии незавершённого строительства. Акцентировала внимание на обращении в департамент строительства, архитектуры и земельных отношений администрации муниципального образования <адрес> ДД.ММ.ГГГГ с заявлением о продлении договора аренды земли, в результате рассмотрения которого ей было выдано предписание № от ДД.ММ.ГГГГ об устранении выявленных нарушений, выразившихся в необходимости получения свидетельства о государственной регистрации права на объект незавершённого строения, являющегося основанием для продления договора аренды земельного участка. Во исполнение выданного предписания обратилась в Окружной центр технической инвентаризации за изготовлением необходимого для постановки объекта недвижимого имущества на кадастровый учёт технического плана здания, в изготовлении которого уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ № было отказано по причине отсутствия договора аренды земельного участка сроком не менее пяти лет. Просила признать право собственности на объект незавершённого строения, расположенного по адресу: <адрес> мыс, <адрес>.
Определением судьи Салехардского городского суда от 30 ноября 2015 года к участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика привлечен Департамент строительства, архитектуры и земельных отношений администрации муниципального образования г. Салехард.
Истец ФИО4, в судебном заседании на уточнённых исковых требованиях настаивала по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Ссылаясь на возведение спорного объекта недвижимости на основании выданного разрешения на строительство на земельном участке, отведенном в установленном порядке для индивидуального жилищного строительства, и с соблюдением градостроительных, санитарных и противопожарных норм и правил, просила с учётом уточнений признать право собственности на индивидуальный жилой <адрес> <адрес> в <адрес>, общей площадью 175, 9 кв.м.
Представитель ответчика и третьего лица ФИО6, действующий по доверенностей, возражал против удовлетворения требований иска, ссылаясь на несоответствие спорного объекта параметрам разрешённого строительства, предусмотренных градостроительным планом земельного участка.
Заслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 130 Гражданского кодекса РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
В силу ст. 131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Согласно ст. 219 Гражданского кодекса РФ право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
Приведённые положения гражданского законодательства, устанавливают требование об обязательности государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества, как юридическом акте признания и подтверждения государством возникновения прав гражданина на недвижимое имущество. При этом государственная регистрация, в том числе является фактором определяющим момент возникновения у лица права собственности на объект недвижимого имущества.
Как усматривается из материалов дела, истцом на основании договора купли - продажи от 10 июля 1997 года был приобретен у собственников ФИО3 принадлежащий на праве собственности незаконченный строительством жилой дом находящейся по адресу: <адрес>, расположенный на земельном участке площадью 400 квадратных метра, состоящий из свайного поля общей полезной площадью 88 квадратных метра, общий объем 61,6 кубических метра, и ФИО2 1/2 долю в праве на недостроенный жилой дом, находящийся на земельном участке, общей площадью 400 квадратных метра, по адресу: <адрес>, на основании договора № от ДД.ММ.ГГГГ о возведении индивидуального жилого дома на праве частной собственности на отведенном земельном участке.
Вместе с тем, до начала строительства бывшими владельцами спорного объекта (на день совершения сделки объекта незавершенного строительства) ФИО2 и ФИО3 необходимые согласования с уполномоченными органами были осуществлены, а именно, получено разрешение на строительство, заключен договор аренды земельного участка, предназначенный под строительство части жилого дома.
В последующем на основании постановления администрации города Салехарда от 01 июня 1999 года №232, явившегося основанием за заключения с ФИО4 договора о возведении индивидуального жилого дома на праве частной собственности на отведенном земельном участке на земельном участке, общей площадью 777 квадратных метра, с кадастровым номером № по адресу: <адрес> истец возвела в соответствии с утвержденным проектом и планом размещения строений на участке, являющихся неотъемлемой частью вышеназванного договора (л.д.13-17), объект недвижимого имущества в виде индивидуального жилого дома, общей площадью 175, 9 квадратных метра, который согласно представленного из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним уведомления от ДД.ММ.ГГГГ № в установленном законом порядке не зарегистрирован.
Распоряжением администрации муниципального образования г. Салехард №464-р от 04 апреля 2012 года «О предоставлении земельных участков» в связи с окончанием срока аренды земельного участка ФИО7 с ДД.ММ.ГГГГ предоставлен земельный участок, общей площадью 777 квадратных метра, с кадастровым номером №, категории земель - земли населенных пунктов, разрешенного использования земельного участка - земельные участки, предназначенные для размещения домов индивидуальной жилой застройки, для строительства индивидуального жилого дома по адресу: <адрес> в аренду, сроком до ДД.ММ.ГГГГ, а также заключен договор аренды земельного участка для строительства здания, строения, сооружения № от ДД.ММ.ГГГГ.
По истечении срока действия договора аренды ФИО4 обратилась в департамент строительства, архитектуры и земельных отношений в администрацию МО <адрес> ДД.ММ.ГГГГ с заявлением о продлении договора аренды земли, в удовлетворении которого было отказано на основании п.2 ст. 39.17 Земельного кодекса РФ и пункта 33 утвержденного Приказом Министерства экономического развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ № Перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка и указано на необходимость предоставления свидетельства о государственной регистрации права собственности на объект незавершенного строительства.
Между тем, обращение истца в Окружной центр технической инвентаризации с заявлением об изготовлении необходимого для постановки объекта недвижимого имущества на кадастровый учёт технического плана здания и последующей его регистрации в установленном порядке в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним оставлено без удовлетворения по причине отсутствия договора аренды земельного участка сроком не менее пяти лет, о чем ФИО4 направлено соответствующее уведомление от 05 ноября 2015 года № 01-15-1370.В силу положений ч.4 ст.8 Федерального закона от 29 декабря 2004 года №191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации (с изменениями и дополнениями) до 01 марта 2015 года не требовалось получение разрешения на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию, а также предоставление данного разрешения для осуществления технического учета (инвентаризации) такого объекта, в том числе для оформления и выдачи технического паспорта такого объекта.
В соответствии со ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей, к которым относятся изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом.
В силу положений п. 1 ст. 222 ГК РФ жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил признается самовольной постройкой.
Согласно Градостроительному кодексу РФ строительство объектов должно осуществляться на основе территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории, а также с соблюдением требований технических регламентов, безопасности территорий, инженерно-технических требований
Положения ст.37 Градостроительного кодекса РФ определяют, что применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
При этом, системное толкование положений статей 7, 85 Земельного кодекса РФ, статей 35-50 Градостроительного кодекса РФ, правил землепользования и застройки муниципального образования г. Салехард позволяют сделать вывод, что постройка, возведенная с нарушением правил разрешенного целевого использования земельного участка, считается созданной на земельном участке, не отведенном для этих целей.
В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем признания права.
В силу статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ст.18 ЖК РФ право собственности и иные вещные права на жилые помещения подлежат государственной регистрации в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, федеральным законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В соответствии с ФЗ № 93 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества», ст. 25.3. п.4 документами, подтверждающими факт создания объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, или факт создания объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, расположенном в черте поселения и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), и содержащими описание такого объекта индивидуального жилищного строительства, являются технический паспорт такого объекта индивидуального жилищного строительства и разрешение органа местного самоуправления на ввод такого объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию или в случае, если такой объект индивидуального жилищного строительства является объектом незавершенного строительства, разрешение на строительство. Истребование у заявителя дополнительных документов для государственной регистрации права собственности гражданина на указанный в пункте 1 настоящей статьи объект недвижимого имущества не допускается.
Как усматривается из исследованных в судебном заседании составленного ИП Гасановым Р.И. отчета №176-15 оценки спорного объекта от 20 ноября 2015 года, составленного кадастровым инженером ФИО9 технического плана здания от 18 ноября 2015 года и декларации об объекте недвижимости, индивидуальный жилой <адрес> мыс в <адрес> в капитальном исполнении обладает признаками объекта недвижимости, окончен строительством в 2015 году, представляет собой двухэтажное здание, общей площадью 175,9 квадратных метра, построенное из мелких бетонных блоков, облицованных кирпичом, на фундаменте из железо-бетонных свай с крышей, покрытой по деревянным стропилам металлочерепицей.
Согласно градостроительному плану земельного участка от 13 января 2016 года спорный объект недвижимости возведен в границах ранее предоставленного истцу земельного участка с кадастровым номером № и без изменения вида разрешенного использования земельного участка
Указанные обстоятельства также подтверждаются актами проведенных Департаментом строительства, архитектуры и земельных отношений администрации муниципального образования <адрес> по запросу суда обследований земельного участка, на котором расположено спорное строение, и не оспорено ответчиком.
В соответствии с произведенным по определению суда расчётом по оценке пожарного риска от 24 февраля 2016 года на основании положений ст. 79 Федерального закона № 123-ФЗ от 22 июля 2008 года "технический регламент о требованиях пожарной безопасности", определяющих величину индивидуального пожарного риска в зданиях, сооружениях и на территориях производственных объектов не более одной миллионной в год, требования пожарной безопасности к противопожарным расстояниям от здания по адресу: <адрес> до смежных объектов являются обеспеченными.
Оснований не доверять содержащимся в расчёте по оценке пожарного риска и согласующимся с иными собранными по делу доказательствами выводам специалиста, предупрежденного об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, а равно как и в отсутствии у него заинтересованности в результатах заключения у суда не имеется.
Анализируя изложенное, а также принимая во внимание те обстоятельства, что спорный жилой дом возведен истцом на отведённом ей на законных основаниях земельном участке, установленный факт использования ФИО4 земельного участка в соответствии с действующим видом разрешённого использования и возведение объекта, а также невозможность оформления права собственности на жилой дом во внесудебном порядке, суд приходит к выводу о возникновении у истца в силу вышеприведённых норм действующего законодательства и установленных судом обстоятельств права собственности на спорный индивидуальный жилой дом.
Кроме того, суд полагает обоснованными и подтверждёнными письменными доказательствами доводы истца о том, что ею были предприняты надлежащие меры к оформлению прав на земельный участок, как то заключение договора аренды на новый срок и оформление технической документации.
Обстоятельств, свидетельствующих о нарушении требований пожарной безопасности, о нарушениях градостроительных и строительных норм и правил, о технологических нарушениях, об угрозе жизни и здоровью граждан, судом по делу не установлено.
Основания для признания спорного объекта недвижимого имущества самовольной постройкой по делу отсутствуют.
При таких обстоятельствах, суд находит заявленные исковые требования о признании права собственности на индивидуальный жилой дом законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 193-198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО4 к Администрации муниципального образования город Салехард о признании права собственности на индивидуальный жилой дом, удовлетворить.
Признать за ФИО4 право собственности на индивидуальный жилой <адрес>, общей площадью 175, 9 квадратных метра.
Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путём подачи апелляционной жалобы через Салехардский городской суд.
Председательствующий И.А. Рощупкина