Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-6766/2014 ~ М-5490/2014 от 10.10.2014

гр. дело № 2-6766/2014г.

строка № 22

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«17» декабря 2014года Центральный районный суд г. Воронежа в составе:

председательствующего судьи Сахаровой Е.А.

при секретаре                              Русановой Е.Д.

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сотниковой ФИО17, Сотникова ФИО18, Сотникова ФИО19, Зибровой ФИО20, в том числе в интересах несовершеннолетней Зибровой ФИО21, Зиброва ФИО22 к администрации городского округа город Воронеж об обязании предоставить отдельное жилое помещение – квартиру в г.Воронеже, из расчета норм предоставления, установленной в городском округе город Воронеж по 14 кв.м. на каждого, суд

                                                  У С Т А Н О В И Л :

      Истцы обратились в суд с настоящим иском к администрации городского округа город Воронеж, указали, что по договору социального найма проживают в квартире<адрес> общей площадью 17,30 кв. м., жилой – 17,30 кв.м. Согласно постановления администрации городского округа город Воронеж от ДД.ММ.ГГГГ. № указанный жилой дом подлежит расселению как аварийный. В связи с указанным, истцы обратились в суд и просят обязать администрацию городского округа город Воронеж предоставить отдельное жилое помещение – квартиру в г.Воронеже, из расчета норм предоставления, установленной в городском округе город Воронеж по 14 кв.м. на каждого.

Истцы Зибров А.М., Зиброва Н.Ю., в том числе в интересах несовершеннолетней Зибровой Т.А., Сотников В.Ю. исковые требования поддержали, пояснили изложенное.

Истцы Сотникова Т.В., Сотников Ю.А. в судебное заседание не явились, о дне рассмотрения дела извещены надлежащим образом, имеется заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.

Представитель истцов Зиброва А.М., Сотникова В.Ю. по доверенности Зиброва Н.Ю. исковые требования поддержала и просила их удовлетворить.

Представитель ответчика администрации городского округа город Воронеж по доверенности Сафонова А.Ю. с иском не согласилась, представила суду письменные возражения.

Суд, выслушав участвующих в деле лиц, исследовав и оценив, представленные доказательства, находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

    Конституцией Российской Федерации каждому гражданину гарантируется создание условий, обеспечивающих; достойную жизнь; каждый имеет право на жилище; органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище, которое указанным в законе гражданам, предоставляется с установленными законом нормами (статьи 7,40,41).

Истцы согласно выписки из домовой книги проживают в жилом помещении жилой площадью 17,30 кв.м., общей площадью 17,30 кв.м. в квартире<адрес>. Установлено, что указанное жилое помещение находится в муниципальной собственности, что администрацией городского округа не оспаривается и считается судом установленным обстоятельством на основании ст.68 ч.2 ГПК РФ.

               Постановлением главы городского округа город Воронеж №1524 от 12.11.2008г. «О признании непригодным для проживания жилых помещений в общежитии по адресу г.<адрес>» утверждено заключение городской межведомственной от ДД.ММ.ГГГГ. о признании непригодными для постоянного проживания жилых помещений в общежитии, На основании заключения городской межведомственной комиссии установлено, что жилой дом эксплуатируется в жароугрожающем состоянии, что может привести к массовой гибели людей. Жилые помещения в доме непригодны для проживания вследствие изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фонда и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей. Управлению жилищного фонда и жилищной политики администрации городского округа город Воронеж поручено провести переселение граждан из общежития до ДД.ММ.ГГГГ. Судом из пояснений представителя ответчика и истцов установлено, что до настоящего времени переселение жильцов из аварийного непригодного для проживания жилого помещения не произведено, в том числе в связи с нежеланием Сотникова Ю.А. как квартиросъемщика жилого помещения переселяться в квартиру№<адрес> на которую был выдан смотровой талон, в связи с чем, администрация городского округа город Воронеж обратилась в Советский районный суд г.<адрес> с иском к истцам о расторжении договора найма, выселении и вселении.

     Согласно ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения отнесено владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, …обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства…

         С 1.03.2005 года был введен в действие ЖК РФ, который прямо в ст.14 указал, что к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся…признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания;…осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда, установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства…

                   Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", установлено, что жилым помещением признается изолированное помещение, которое предназначено для проживания граждан, является недвижимым имуществом и пригодно для проживания. Квартирой является структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также из помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении…Данное Положение утверждено во исполнение ч.4 ст.15 Жилищного кодекса РФ которой установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

       В соответствии с п.7 названного Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой. Решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

Истцы занимают жилое помещение, которое признано непригодным для проживания. В соответствии со ст.ст.57,87 ЖК РФ если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется вне очереди по договору социального найма другое благоустроенное жилое помещение, которое должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире.

Как следует из пояснений представителя ответчика расселение граждан из жилых помещений, признанных непригодными для проживания не произведено ввиду отказа квартиросъемщика Сотникова Ю.А. с членами семьи от переселения. В судебном заседании истцы и их представители не отрицали того, что действительно отказались от переселения в равноценное жилое помещение по адресу квартира№<адрес>, так как полагают, что им должно быть предоставлено жилое помещение по нормам предоставления согласно ст.89 ч.1 ЖК РФ.

         Однако, в данном случае истцами и представителями истцов не правильно толкуются нормы материального права.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними.

Согласно ч.1 ст.89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.

Как указано в Определение Конституционного Суда РФ от 03.11.2009 N 1368-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалоб граждан ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26, ФИО27, ФИО28 и ФИО29 на нарушение их конституционных прав частью 3 статьи 6, частью 2 статьи 57 и частью 1 статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации" … внеочередной характер обеспечения другими жилыми помещениями граждан, переселяемых из жилых помещений, которые признаны непригодными для проживания, обусловливает, в свою очередь, исключительно компенсационный характер такого обеспечения, поскольку очевидно, что целью законодателя в данном случае было не улучшение жилищных условий по количественным показателям, а сохранение как минимум имеющейся обеспеченности граждан жильем (чтобы права граждан при выселении не были ущемлены) с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.

Таким образом, по смыслу ч. 1 ст. 85, ст. ст. 86, 89 ЖК РФ другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому что обстоятельства, учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам (ст. 58 ЖК РФ), состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в таких случаях во внимание не принимаются. Следовательно, требование истцов о предоставлении им жилого помещения по нормам предоставления не основано на законе, поскольку их переселение осуществляется не в связи с улучшением жилищных условий, а в связи с признанием дома непригодным для постоянного проживания.

             В судебном заседании судом установлено, что истцы проживают длительное время в жилом помещении, признанным непригодным для проживания, чем грубо нарушается их права на жилище в муниципальном жилищном фонде, создается угроза для безопасности жизни и здоровья и нарушаются Конституционные права, так как предложение о предоставлении жилого помещения с 2008г. было только в ДД.ММ.ГГГГ

        Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47, к компетенции органа местного самоуправления отнесено также принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 49). В силу указанных норм определение срока отселения является компетенцией органа местного самоуправления. В данном случае решение органа местного самоуправления об установлении срока для переселения не исполнено до настоящего времени. При рассмотрении данного дела судом установлено, что помещение, в котором проживают истцы, представляет опасность для жизни и здоровья человека по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством, поэтому суд считает необходимым обязать ответчика предоставить истцам на состав семьи 6 человека другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке на основании части 2 статьи 57 ЖК РФ, учитывая и то, что помещение, не соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, не может быть отнесено к категории жилых (часть 2 статьи 15 ЖК РФ).

Кроме того, Распоряжением Главы городского округа город Воронеж от 21.05.2007 N 361-р, которое действовало на момент принятия постановления до 28.06.2012г., Утвержден Порядок взаимодействия структурных подразделений администрации городского округа город Воронеж и городской межведомственной комиссии при рассмотрении вопросов признания жилых домов (помещений) пригодными (непригодными) для проживания". Согласно п.п.11,12 Порядка решение межведомственной комиссии оформляется заключением по установленной форме. Заключение составляется в трех экземплярах, которые подписываются членами комиссии. Комиссия в 10-дневный срок направляет один экземпляр заключения в администрацию городского округа и уведомляет (в письменной форме) о принятом решении орган (лицо), по чьей инициативе рассматривался вопрос. В случаях, указанных в пункте 15 настоящего Порядка, заключение направляется в администрацию городского округа не позднее дня, следующего за днем принятия решения. Копия постановления главы городского округа в пятидневный срок, а в случаях, указанных в пункте 15 настоящего Порядка, - не позднее дня, следующего за днем издания постановления, направляется собственнику жилого дома (жилого помещения), уполномоченному собственника либо находящемуся в ведении администрации городского округа соответствующему структурному подразделению (органу, организации) для реализации указанных в нем мер.

       В срок, установленный регламентом работы администрации городского округа, а в случаях, указанных в пункте 15 настоящего Порядка, не позднее дня, следующего за днем поступления заключения комиссии в администрацию городского округа, согласно принятому решению соответствующее структурное подразделение администрации городского округа, в чью компетенцию входит реализация данного решения, готовит материал для издания главой городского округа постановления…по расселению граждан из домов, признанных непригодными для проживания (аварийными), - комитет по управлению жилищным фондом департамента муниципальной собственности… Постановление должно содержать указания на дальнейшее использование жилого дома (жилого помещения) и необходимые мероприятия, о сроки отселения физических и юридических лиц из жилого дома (жилого помещения), источники финансирования названных в постановлении мероприятий, в том числе и по отселению из жилого дома (жилого помещения), условия проведения конкурса (при необходимости), ответственных за исполнение постановления. П.15 указывает на то, что в случае признания жилого дома (жилого помещения) непригодным для проживания по причине аварийного состояния либо вредного воздействия факторов среды обитания, представляющего особую опасность для жизни и здоровья людей, постановление главы городского округа должно содержать уведомления (указания) собственникам (уполномоченным собственникам, объединению собственников и т.п.) либо находящемуся в ведении администрации городского округа подразделению (организации, предприятию) о необходимости немедленного отселения. То есть, на момент выхода постановления от ДД.ММ.ГГГГ. истец с членами семьи подлежал немедленному отселению из непригодного для проживания жилого помещения ввиду вредного воздействия факторов среды обитания, представляющего особую опасность для жизни и здоровья людей, что администрацией городского округа сделано не было.

В связи с изложенным суд полагает, что истцам должно быть предоставлено иное жилое помещение равнозначное ранее занимаемому, в связи с чем, требования истцов подлежат частичному удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 67, 194 – 198, 212 ГПК РФ, суд

                                                     Р Е Ш И Л:

Обязать администрацию городского округа город Воронеж предоставить Сотникову ФИО30 на состав семьи 6 человек : он, Сотникова ФИО31, Сотников ФИО32, Зиброва ФИО33, Зиброва ФИО34, Зибров ФИО35 благоустроенное жилое помещение, пригодное для постоянного проживания граждан, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям применительно к городскому округу город Воронеж, равнозначное по общей площади 17,30 кв.м., жилой – 17,30 кв.м., находящееся в границах городского округа город Воронеж.

В остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия настоящего решения в окончательной форме.

Председательствующий:

гр. дело № 2-6766/2014г.

строка № 22

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«17» декабря 2014года Центральный районный суд г. Воронежа в составе:

председательствующего судьи Сахаровой Е.А.

при секретаре                              Русановой Е.Д.

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сотниковой ФИО17, Сотникова ФИО18, Сотникова ФИО19, Зибровой ФИО20, в том числе в интересах несовершеннолетней Зибровой ФИО21, Зиброва ФИО22 к администрации городского округа город Воронеж об обязании предоставить отдельное жилое помещение – квартиру в г.Воронеже, из расчета норм предоставления, установленной в городском округе город Воронеж по 14 кв.м. на каждого, суд

                                                  У С Т А Н О В И Л :

      Истцы обратились в суд с настоящим иском к администрации городского округа город Воронеж, указали, что по договору социального найма проживают в квартире<адрес> общей площадью 17,30 кв. м., жилой – 17,30 кв.м. Согласно постановления администрации городского округа город Воронеж от ДД.ММ.ГГГГ. № указанный жилой дом подлежит расселению как аварийный. В связи с указанным, истцы обратились в суд и просят обязать администрацию городского округа город Воронеж предоставить отдельное жилое помещение – квартиру в г.Воронеже, из расчета норм предоставления, установленной в городском округе город Воронеж по 14 кв.м. на каждого.

Истцы Зибров А.М., Зиброва Н.Ю., в том числе в интересах несовершеннолетней Зибровой Т.А., Сотников В.Ю. исковые требования поддержали, пояснили изложенное.

Истцы Сотникова Т.В., Сотников Ю.А. в судебное заседание не явились, о дне рассмотрения дела извещены надлежащим образом, имеется заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.

Представитель истцов Зиброва А.М., Сотникова В.Ю. по доверенности Зиброва Н.Ю. исковые требования поддержала и просила их удовлетворить.

Представитель ответчика администрации городского округа город Воронеж по доверенности Сафонова А.Ю. с иском не согласилась, представила суду письменные возражения.

Суд, выслушав участвующих в деле лиц, исследовав и оценив, представленные доказательства, находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

    Конституцией Российской Федерации каждому гражданину гарантируется создание условий, обеспечивающих; достойную жизнь; каждый имеет право на жилище; органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище, которое указанным в законе гражданам, предоставляется с установленными законом нормами (статьи 7,40,41).

Истцы согласно выписки из домовой книги проживают в жилом помещении жилой площадью 17,30 кв.м., общей площадью 17,30 кв.м. в квартире<адрес>. Установлено, что указанное жилое помещение находится в муниципальной собственности, что администрацией городского округа не оспаривается и считается судом установленным обстоятельством на основании ст.68 ч.2 ГПК РФ.

               Постановлением главы городского округа город Воронеж №1524 от 12.11.2008г. «О признании непригодным для проживания жилых помещений в общежитии по адресу г.<адрес>» утверждено заключение городской межведомственной от ДД.ММ.ГГГГ. о признании непригодными для постоянного проживания жилых помещений в общежитии, На основании заключения городской межведомственной комиссии установлено, что жилой дом эксплуатируется в жароугрожающем состоянии, что может привести к массовой гибели людей. Жилые помещения в доме непригодны для проживания вследствие изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фонда и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей. Управлению жилищного фонда и жилищной политики администрации городского округа город Воронеж поручено провести переселение граждан из общежития до ДД.ММ.ГГГГ. Судом из пояснений представителя ответчика и истцов установлено, что до настоящего времени переселение жильцов из аварийного непригодного для проживания жилого помещения не произведено, в том числе в связи с нежеланием Сотникова Ю.А. как квартиросъемщика жилого помещения переселяться в квартиру№<адрес> на которую был выдан смотровой талон, в связи с чем, администрация городского округа город Воронеж обратилась в Советский районный суд г.<адрес> с иском к истцам о расторжении договора найма, выселении и вселении.

     Согласно ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения отнесено владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, …обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства…

         С 1.03.2005 года был введен в действие ЖК РФ, который прямо в ст.14 указал, что к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся…признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания;…осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда, установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства…

                   Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", установлено, что жилым помещением признается изолированное помещение, которое предназначено для проживания граждан, является недвижимым имуществом и пригодно для проживания. Квартирой является структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также из помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении…Данное Положение утверждено во исполнение ч.4 ст.15 Жилищного кодекса РФ которой установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

       В соответствии с п.7 названного Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой. Решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

Истцы занимают жилое помещение, которое признано непригодным для проживания. В соответствии со ст.ст.57,87 ЖК РФ если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется вне очереди по договору социального найма другое благоустроенное жилое помещение, которое должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире.

Как следует из пояснений представителя ответчика расселение граждан из жилых помещений, признанных непригодными для проживания не произведено ввиду отказа квартиросъемщика Сотникова Ю.А. с членами семьи от переселения. В судебном заседании истцы и их представители не отрицали того, что действительно отказались от переселения в равноценное жилое помещение по адресу квартира№<адрес>, так как полагают, что им должно быть предоставлено жилое помещение по нормам предоставления согласно ст.89 ч.1 ЖК РФ.

         Однако, в данном случае истцами и представителями истцов не правильно толкуются нормы материального права.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними.

Согласно ч.1 ст.89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.

Как указано в Определение Конституционного Суда РФ от 03.11.2009 N 1368-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалоб граждан ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26, ФИО27, ФИО28 и ФИО29 на нарушение их конституционных прав частью 3 статьи 6, частью 2 статьи 57 и частью 1 статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации" … внеочередной характер обеспечения другими жилыми помещениями граждан, переселяемых из жилых помещений, которые признаны непригодными для проживания, обусловливает, в свою очередь, исключительно компенсационный характер такого обеспечения, поскольку очевидно, что целью законодателя в данном случае было не улучшение жилищных условий по количественным показателям, а сохранение как минимум имеющейся обеспеченности граждан жильем (чтобы права граждан при выселении не были ущемлены) с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.

Таким образом, по смыслу ч. 1 ст. 85, ст. ст. 86, 89 ЖК РФ другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому что обстоятельства, учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам (ст. 58 ЖК РФ), состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в таких случаях во внимание не принимаются. Следовательно, требование истцов о предоставлении им жилого помещения по нормам предоставления не основано на законе, поскольку их переселение осуществляется не в связи с улучшением жилищных условий, а в связи с признанием дома непригодным для постоянного проживания.

             В судебном заседании судом установлено, что истцы проживают длительное время в жилом помещении, признанным непригодным для проживания, чем грубо нарушается их права на жилище в муниципальном жилищном фонде, создается угроза для безопасности жизни и здоровья и нарушаются Конституционные права, так как предложение о предоставлении жилого помещения с 2008г. было только в ДД.ММ.ГГГГ

        Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47, к компетенции органа местного самоуправления отнесено также принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 49). В силу указанных норм определение срока отселения является компетенцией органа местного самоуправления. В данном случае решение органа местного самоуправления об установлении срока для переселения не исполнено до настоящего времени. При рассмотрении данного дела судом установлено, что помещение, в котором проживают истцы, представляет опасность для жизни и здоровья человека по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством, поэтому суд считает необходимым обязать ответчика предоставить истцам на состав семьи 6 человека другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке на основании части 2 статьи 57 ЖК РФ, учитывая и то, что помещение, не соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, не может быть отнесено к категории жилых (часть 2 статьи 15 ЖК РФ).

Кроме того, Распоряжением Главы городского округа город Воронеж от 21.05.2007 N 361-р, которое действовало на момент принятия постановления до 28.06.2012г., Утвержден Порядок взаимодействия структурных подразделений администрации городского округа город Воронеж и городской межведомственной комиссии при рассмотрении вопросов признания жилых домов (помещений) пригодными (непригодными) для проживания". Согласно п.п.11,12 Порядка решение межведомственной комиссии оформляется заключением по установленной форме. Заключение составляется в трех экземплярах, которые подписываются членами комиссии. Комиссия в 10-дневный срок направляет один экземпляр заключения в администрацию городского округа и уведомляет (в письменной форме) о принятом решении орган (лицо), по чьей инициативе рассматривался вопрос. В случаях, указанных в пункте 15 настоящего Порядка, заключение направляется в администрацию городского округа не позднее дня, следующего за днем принятия решения. Копия постановления главы городского округа в пятидневный срок, а в случаях, указанных в пункте 15 настоящего Порядка, - не позднее дня, следующего за днем издания постановления, направляется собственнику жилого дома (жилого помещения), уполномоченному собственника либо находящемуся в ведении администрации городского округа соответствующему структурному подразделению (органу, организации) для реализации указанных в нем мер.

       В срок, установленный регламентом работы администрации городского округа, а в случаях, указанных в пункте 15 настоящего Порядка, не позднее дня, следующего за днем поступления заключения комиссии в администрацию городского округа, согласно принятому решению соответствующее структурное подразделение администрации городского округа, в чью компетенцию входит реализация данного решения, готовит материал для издания главой городского округа постановления…по расселению граждан из домов, признанных непригодными для проживания (аварийными), - комитет по управлению жилищным фондом департамента муниципальной собственности… Постановление должно содержать указания на дальнейшее использование жилого дома (жилого помещения) и необходимые мероприятия, о сроки отселения физических и юридических лиц из жилого дома (жилого помещения), источники финансирования названных в постановлении мероприятий, в том числе и по отселению из жилого дома (жилого помещения), условия проведения конкурса (при необходимости), ответственных за исполнение постановления. П.15 указывает на то, что в случае признания жилого дома (жилого помещения) непригодным для проживания по причине аварийного состояния либо вредного воздействия факторов среды обитания, представляющего особую опасность для жизни и здоровья людей, постановление главы городского округа должно содержать уведомления (указания) собственникам (уполномоченным собственникам, объединению собственников и т.п.) либо находящемуся в ведении администрации городского округа подразделению (организации, предприятию) о необходимости немедленного отселения. То есть, на момент выхода постановления от ДД.ММ.ГГГГ. истец с членами семьи подлежал немедленному отселению из непригодного для проживания жилого помещения ввиду вредного воздействия факторов среды обитания, представляющего особую опасность для жизни и здоровья людей, что администрацией городского округа сделано не было.

В связи с изложенным суд полагает, что истцам должно быть предоставлено иное жилое помещение равнозначное ранее занимаемому, в связи с чем, требования истцов подлежат частичному удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 67, 194 – 198, 212 ГПК РФ, суд

                                                     Р Е Ш И Л:

Обязать администрацию городского округа город Воронеж предоставить Сотникову ФИО30 на состав семьи 6 человек : он, Сотникова ФИО31, Сотников ФИО32, Зиброва ФИО33, Зиброва ФИО34, Зибров ФИО35 благоустроенное жилое помещение, пригодное для постоянного проживания граждан, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям применительно к городскому округу город Воронеж, равнозначное по общей площади 17,30 кв.м., жилой – 17,30 кв.м., находящееся в границах городского округа город Воронеж.

В остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия настоящего решения в окончательной форме.

Председательствующий:

1версия для печати

2-6766/2014 ~ М-5490/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Сотников Юрий Алексеевич
Сотникова Татьяна Васильевна
Сотников Владимир Юрьевич
Зиброва Надежда Юрьевна, действующая в интересах несовершеннолетней Зибровой Татьяны Алексеевны
Зибров Алексей Михайлович
Ответчики
Администрация ГО г. Воронеж
Суд
Центральный районный суд г. Воронежа
Судья
00 Сахарова Елена Анатольевна
Дело на странице суда
centralny--vrn.sudrf.ru
10.10.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.10.2014Передача материалов судье
15.10.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.10.2014Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
31.10.2014Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
31.10.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.10.2014Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
02.12.2014Предварительное судебное заседание
17.12.2014Судебное заседание
22.12.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.01.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.01.2015Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
26.01.2015Изучение поступившего ходатайства/заявления
16.02.2015Судебное заседание
11.03.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
05.05.2015Дело оформлено
05.05.2015Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее