№ 11RS0008-01-2019-001904-41
Дело № 2-1010/ 2019
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 декабря 2019 года г. Сосногорск Республика Коми
Сосногорский городской суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Пушиной М.А., при секретаре Ксендзовой О.Б., с участием истца Мартисова В.Ю., представителя ответчика Рочевой О.И., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сосногорске гражданское дело по иску Мартисова В.Ю. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Ухта Республики Коми (межрайонное) о признании незаконным решения УПФР в г. Сосногорске, включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, обязании назначить трудовую пенсию с даты обращения за её назначением,
У С Т А Н О В И Л :
Мартисов В.Ю. первоначально обратился в Сосногорский городской суд с исковым заявлением к ГУ-УПФР в г.Сосногорске РК (межрайонное) (далее по тексту ГУ-УПФР), просил признать решение ГУ-УПФР в г. Сосногорске № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении пенсии незаконным, включить период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве монтера пути в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, обязать ответчика назначить трудовую пенсию досрочно, с даты обращения за её назначением.
Требование мотивировано тем, что в связи с достижением пенсионного возраста истец ДД.ММ.ГГГГ обратился в ГУ-УПФР в г. Сосногорске с заявлением об установлении трудовой пенсии по старости. Решением ГУ-УПФР от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в установлении досрочной трудовой пенсии по старости, в связи с тем, что не выработан стаж с тяжелыми условиями труда, исключен из стажа работы в связи с тяжелыми условиями труда период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве монтера пути ПМС-192 в специальный стаж. Считает решение ГУ-УПФР не законным, поскольку характер работы подтверждается копией приказа об увольнении, где отражено, что условия труда были тяжелыми.
В судебном заседании истец на иске настаивал по основаниям, изложенным в нем. Считает позицию ответчика неверной, поскольку он как монтер пути занимался не только текущим ремонтом путей, но и капитальным ремонтом, что само по себе доказывает тяжесть условий труда. Данный факт подтверждается Приказом от ДД.ММ.ГГГГ №, в котором прямо указано, что условия труда являются тяжелыми.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ произведена замена ответчика Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Сосногорска Республики Коми (межрайонное) на его правопреемника Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Ухта Республики Коми (межрайонное).
Представитель ГУ-УПФР в г. Ухта – Рочева О.И., действующая по доверенности, с исковыми требованиями не согласилась, представила возражения на иск, из которых следует, что участок Сосногорск-Ираель за 1993-2009 годы не классифицируется как участок с интенсивным движением поездов, что является обязательным требованием для включения его в специальный стаж. В связи с тем, что специальный стаж отсутствует, право на досрочное назначение пенсии не определяется.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, а также материалы пенсионного дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 5 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 указанного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет, при наличии не менее 15 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 30 (ч.1 ст. 8 ФЗ № 400-ФЗ).
Согласно ч.2 ст. 30 вышеназванного закона, установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу указанного Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30 ФЗ № 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу данного Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст. 30 ФЗ № 400-ФЗ).
Согласно п. 2 ч. ст. 33 вышеуказанного закона, лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.
Из материалов дела следует, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец работал в Путевой машинной станции № монтером пути (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ о приеме на работу; Приказ № от ДД.ММ.ГГГГ об увольнении по собственному желанию).
Как следует из решения ГУ-УПФР в г.Сосногорске от ДД.ММ.ГГГГ №, истцу отказано в установлении досрочной страховой пенсии по старости. Основанием отказа послужило то обстоятельство, что истцом не выработан стаж с тяжелыми условиями труда. На день обращения Мартисова В.Ю. за установлением страховой пенсии по старости имеется следующий стаж: 31 год 02 месяца 22 дня – страховой стаж, 25 лет 11 месяцев 6 дней стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера. Не учтены в стаж с тяжелыми условиями труда период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в связи с тем, что участок Сосногорск-Ираель с 1993-2009 не классифицируется как участок с интенсивным движением поездов.
По настоящему иску истец просит признать период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работой с тяжелыми, вредными условиями труда.
В соответствии с пп. «г» п. 1 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 № 665, установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются: при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, - Список профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсионное обеспечение в соответствии с пунктом "д" статьи 12 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 г. N 272 "Об утверждении Списка профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда".
В вышеназванном Списке значатся монтеры пути, занятые на текущем содержании, ремонте пути и искусственных сооружений на участках магистральных железных дорог с интенсивным движением поездов.
При этом, как указано в п.21 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 11.12.2012 №30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», при подсчете специального стажа работы следует учитывать, работал ли истец по профессии (занимал ли должность), указанной (указанную) в Списке профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 года N 272, и была ли выполняемая им работа сопряжена с неблагоприятными воздействиями различного рода факторов, указанных в этом Списке (например, занятость на участках магистральных железных дорог с интенсивным движением поездов для монтеров пути).
Таким образом, для признания указанным работникам специального стажа, дающего право на досрочное назначение пенсии, необходимо документальное подтверждение занятости на участках магистральных железных дорог именно с интенсивным движением поездов.
Между тем из справки, выданной Дирекцией управления движением от ДД.ММ.ГГГГ № ДГДП/510 участок Микунь-Сосногорск за 1995-2000, участок Сосногорск-Ираель за 1993-2009 (где работал истец в спорный период) не классифицируется как участок с интенсивным движением поездов.
Довод истца о том, что его бригадой осуществлялись работы по капитальному, а не текущему ремонту железнодорожных путей, в данном случае правового значения не имеет. Указанный выше Список связывает характер работы монтера пути не с видом и характером осуществляемых ремонтных работ, а с интенсивностью движения поездов на обслуживаемых участках.
Довод истца о том, что тяжесть условий труда подтверждается работодателем, а работодатель в данном случае подтвердил характер условий труда как тяжелых, также не основан на законе. Действующее трудовое законодательство предусматривает отнесение ряда профессий и видов работ к работам с тяжелыми, вредными, опасными условиями труда. При этом отнесение конкретной работы к тем или иным условиям труда даёт работникам право на дополнительные льготы, гарантии и компенсации. Виды таких льгот достаточно разнообразны и включают в себя различные доплаты, право на дополнительный отпуск, сокращенный рабочий день, различные компенсации. Между тем не каждый вид работы, даже отнесённой к тяжелым условиям труда, предоставляет право на льготу именно в виде права на досрочное назначение пенсии. Как указано выше, для включения некоторых видов работ требует также сопряженность такой работы с неблагоприятными воздействиями иных факторов, в данном случае – занятость именно на участках магистральных железных дорог с интенсивным движением поездов.
Таким образом, поскольку истец работал в спорный период полный рабочий день на участке Сосногорск-Ираель в должности монтера пути, указанной в Списке профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда, однако в период с 1993-2009 годы вышеуказанный участок не классифицировался как участок с интенсивным движением поездов для монтеров пути, бригадиров, то суд не усматривает правовых оснований для включения спорного периода работы в специальный стаж с тяжелыми и вредными условиями труда, дающий право на досрочное назначение пенсии.
Поскольку оснований для включения спорного периода работы в специальный стаж, предоставляющий право на досрочное назначение пенсии, не имеется, следовательно, на момент обращения истца в ГУ-УПФР в г. Сосногорске РК (ДД.ММ.ГГГГ) право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п.1 ч.2 ст. 30, ч.2 ст. 33 ФЗ № 400-ФЗ не определялось. При таких обстоятельствах суд считает решение ГУ-УПФР об отказе истцу в назначении досрочной страховой пенсии по старости обоснованным.
При указанных обстоятельствах, суд не находит правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований Мартисова В.Ю. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Ухта Республики Коми (межрайонное) о признании незаконным решения УПФР в г. Сосногорске, включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, обязании назначить трудовую пенсию с даты обращения за её назначением - отказать.
Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в Верховный Суд Республики Коми через Сосногорский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 16 декабря 2019 года.
Председательствующий: М.А. Пушина
Копия верна: судья М.А. Пушина