25 июля 2013 года г. Сенгилей
Сенгилеевский районный суд Ульяновской области в составе судьи Горбуновой И.Г.
при секретаре Нечепуренко И.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ведняева И.А. о признании незаконным решений об отказе в государственной регистрации права собственности на объекты недвижимого имущества и осуществлении государственной регистрации, и об обязании предоставить документы
УСТАНОВИЛ:
Ведяев И.А. обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества и земельный участок и осуществлении государственной регистрации. Требования мотивировал тем, что 05.07.2013 г. ему было отказано в государственной регистрации права собственности на жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес>, с. <адрес>, <адрес>. Считает действия ответчика по отказу в государственной регистрации права собственности незаконными. Им на основании акта купли-продажи от 18.09.2007 г., заключенного с администрацией МО Елаурское сельское поселение в лице Главы поселения Кельмекеева А.М., был куплен дом по вышеуказанному адресу. Стоимость данного дома была полностью оплачена в момент подписания договора купли-продажи по приходному кассовому ордеру № от 18.09.2007 г. на сумму <данные изъяты> рублей. Была произведена учетная запись в похозяйственную книгу № 3 за 2007 год, порядковый номер записи - лицевой счет №, выдана справка (выписка из похозяйственной книги № ) № от 19.10.2007 г., согласно которой за спорным домовладением имеется земельный участок площадью 600 кв.м., а также справка № от 24.04.2008 г., из которой усматривается. что ему прнадлежит жилой дом по адресу: <адрес>, с. <адрес>, <адрес>. Таким образом, он с 18.09.2007 г. и по настоящее время владеет спорным жилым домом и земельным участком. Он осуществил ремонт жилого дома как внутри так и снаружи, вложив немалые средства, произвел очистку земельного участка от сорных растений и бытового мусора, оплачивает коммунальные платежи. Из ответа УФРС усматривается, что отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на данный объект. Считает, что он является единственным законным и добросовестным владельцем данного жилого дома и земельного участка. Кроме того, считает, что он имеет право на приватизацию жилого домовладения. Просит признать отказы в государственной регистрации от 05.07.2013 г. №, № Сенгилеевского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> права собственности на жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес>, незаконными и обязать Сенгилеевский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области осуществить государственную регистрацию его права собственности жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес>, кадастровый номер № в установленный законом срок. Обязать администрацию МО «Елаурское сельское поселение» Сенгилеевского района представить документы, затребованные Сенгилеевским отделом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, необходимые для регистрации его права собственности на проданный ему объект недвижимого имущества и земельный участок, выполнить все действия, направленные на устранение причин, препятствующих регистрации права собственности по проданному объекту.
В судебном заседании истец Ведяев И.А. поддержал доводы искового заявления.
В судебном заседании представитель истца Буренков Н.П., действующий на основании нотариально удостоверенной доверенности от 9 февраля 2013 года, заявленные требования поддержал и пояснил, что они просят обязать Елаурское сельское поселение оформить документы, которые касаются оформления дома. Елаурская администрация продала дом, значит должным образом должны оформить документы и передать им. Это их упущение. Деньги получили, сделка совершена. Администрация МО Елаурское сельское поселение после продажи дома претензий не предъявляло до 25.07.2013. Они выполняли все требования администрации.
В судебном заседании представитель Сенгилеевского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области Батанова Г.Г., действующая на основании доверенности № от 20 декабря 2012 года, требования не признала и пояснила, поддерживает доводы отзыва, считает, что регистратор принял законное и обоснованное решение, поскольку правоустанавливающий документ не соответствовал требованиям законодательства. Были предоставлены кадастровый паспорт земельного участка, акт купли-продажи от 18.09.2007 года, кадастровый паспорт здания, документ, удостоверяющий полномочия представителя.
В судебном заседании и.о. Главы МУ администрация МО Елаурское сельское поселение Сенгилеевского района Ульяновской области Разубаев Н.Н. требования не признал и пояснил, что договор купли-продажи был составлен не законно, в кассу администрации деньги не поступали. Согласно Устава единолично Кельмекеев А.М. как глава администрации не имел права осуществлять данную сделку. Процедура при купли-продажи не соблюдена. Сначала приглашается эксперт, затем назначаются торги, после того, кто выигрывает торги, составляется договор купли-продажи, заносится в реестр собственности.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о необходимости отказа в удовлетворении требований Ведяева И.А..
В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Согласно выписке № из реестра муниципальной собственности МО Елаурское сельское поселение Сенгилеевского района Ульяновской области по состоянию на 24.07.2013 г. жилой дом с принадлежностями, расположенный по адресу: <адрес>, является собственностью МО Елаурское сельское поселение на основании Распоряжения от 26.02.2006 г. №-р Главы администрации МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области о передаче имущества и Распоряжения Главы администрации МО Елаурское сельское поселение № от 01.03.2006 г. о приеме имущества в казну МО Елаурское сельское поселение Сенгилеевского района Ульяновской области ( л.д. 43 ).
В суде установлено, что согласно акту купли-продажи от 18 сентября 2007 года администрация МО Елаурское сельское поселение Сенгилеевского района Ульяновской области, в лице Главы поселения Кельмекеева А.М., продала Ведяеву И.А. деревянный дом, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес> за <данные изъяты> рублей.
Ведяеву И.А. была выдана квитанция к приходному кассовому ордеру № от 18.09.2007 г. о внесении <данные изъяты> рублей ( л.д. 15 ).
Согласно сообщению МО администрация МО Елаурское сельское поселение в 2007 году в кассу администрации денежных средств за продажу спорного дома не поступало ( л.д. 42 ).
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты. Наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) прав на него, в том числе сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда.
Ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество, возникающие на основании договора либо акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, подлежат государственной регистрации в случаях, предусмотренных законом.
Обязательной государственной регистрации подлежат права на недвижимое имущество, правоустанавливающие документы на которое оформлены после введения в действие настоящего Федерального закона.
04.06.2013 г. заявителю Сенгилеевским отделом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области были направлены уведомления о приостановлении государственной регистрации в связи с тем, что документ, подтверждающий право собственности Ведяева И.А. на земельный участок не предоставлен, кадастровый паспорт земельного участка, выданный филиалом ФГБ «ФКП Росреестра» по Ульяновской области от 19.03.2013 г., предоставленный на государственную регистрацию в качестве технической документации, содержит сведения об ином собственнике указанного земельного участка ( л.д. 52 ), а также в связи с тем, что МО Елаурское сельское поселение Сенгилеевского района Ульяновской области за государственной регистрацией права собственности и перехода права собственности на указанный жилой дом не обращалось и документы, подтверждающие право собственности на данный объект не представляло (л.д. 59).
05.07.2013 г. заявителю было отказано в государственной регистрации права на недвижимое имущество ( л.д. 26, 27 ).
Необходимость обращения продавца в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации и предоставления им правоустанавливающих документов на отчуждаемый объект недвижимости обусловлена обязательностью проведения государственной регистрации права на такой объект недвижимости. Данное требование прямо установлено п.2 ст.6, абз.З п.2 ст. 13 Закона о регистрации, согласно которым государственная регистрация перехода права на объект недвижимого имущества, его ограничения (обременения) или сделки с объектом недвижимого имущества возможна при условии наличия государственной регистрации ранее возникших прав на данный объект в едином государственном реестре прав.
Согласно абзацу 9 пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации в государственной регистрации должно быть отказано в случае, не представления правообладателем заявления и иных необходимых документов на государственную регистрацию ранее возникшего права на объект недвижимого имущества, наличие которых необходимо для государственной регистрации возникших после введения в действие настоящего Федерального закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действия настоящего Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Обязательность представления на государственную регистрацию запрошенных документов обусловлена необходимостью проведения установленной п.1 ст. 13 Закона о регистрации правовой экспертизы документов и проверки законности сделки.
Проверка законности сделки независимо от формы ее совершения (нотариальная или простая письменная) как в случае регистрации самой сделки, так и в случае регистрации на ее основании перехода, ограничения (обременения) права установлена п.40 Методических рекомендаций по порядку проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», утвержденных Приказом Минюста РФ от 01.07.2002 №.
В частности, с учетом требований, предъявляемых законодательством Российской Федерации к договорам, при проведении правовой экспертизы (проверке законности сделки) рекомендовано проверять, в том числе следующее:
право- и дееспособность сторон (статьи 17, 21, 48, 49 ГК РФ);
наличие полномочий у представителей (статья 182 ГК РФ), если сделка совершена представителями;
наличие установленных законом или соглашением сторон существенных условий договора (статья 432 ГК РФ);
соблюдение формы договора, установленной законом или соглашением сторон (статьи 164, 434 ГК РФ);
принадлежность имущества лицу, распоряжающемуся недвижимостью, или полномочия по распоряжению недвижимостью лицами, не являющимися собственниками имущества в случаях, когда закон допускает распоряжение объектом недвижимого имущества не его собственником (статья 9, пункт 1 статьи 20 Закона о регистрации).
Необходимость проверки при государственной регистрации перехода права полномочий лица на распоряжение имуществом вытекает также из ст.209 ГК РФ, согласно которой права владения, пользования и распоряжения своим имуществом принадлежат собственнику.
В данном случае в представленном заявителем акте купли-продажи от 18.09.2007г. отсутствуют сведения о принадлежности отчуждаемого имущества продавцу и об основаниях возникновения права собственности названного муниципального образования на него.
В Едином государственном реестре прав записи о государственной регистрации права собственности МО «Елаурское сельское поселение» на жилой дом, земельный участок также отсутствуют.
Данные обстоятельства исключили возможность проверки факта принадлежности имущества МО «Елаурское сельское поселение».
Доводы заявителя о выдаче ему администрацией поселения справки о внесении записи в похозяйственную книгу о принадлежности жилого дома и справки наличия за жилым домом земельного участка не имеют отношения к рассматриваемому спору, поскольку данные документы не рассматривались и на государственную регистрацию не представлялись, что подтверждается расписками от 21.05.2013г. о приеме документов на государственную регистрацию прав.
В кадастровом паспорте земельного участка от 19.03.2013 г. № указаны сведения о праве собственности Сенновского А.М. на земельный участок по адресу: <адрес>; дата внесения номера в ГКН: 24.05.2003 г..
Таким образом, заявителем не представлены доказательства незаконности отказов в государственной регистрации прав на жилой дом и земельный участок.
В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 21.12.2001 г. № 178-ФЗ « О приватизации государствнного и муниципального имущества » продажа государственного и муниципального имущества на аукционе проводится только в тех случаях, если покупатели не должны выполнить какие-либо условия в отношении такого имущества. Требования к претендентам здесь минимальны. Право приобретения государственного и муниципального имущества принадлежит тому, кто в ходе торгов предложит наиболее высокую цену за такое имущество.
Проведение аукциона необходимо для заключения договора. ГК РФ рассматривает заключение договора на аукционе как один из способов заключения любого гражданско-правового договора.
В соответствии со ст. 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
В соответствии со ст. 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
При недействительности сделки, каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах - если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
Правила ст. 168 ГК РФ устанавливают, что сделка не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
Согласно ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Из представленного суду акта ( л.д. 14 ) не усматривается, что все необходимые условия договора, на момент его составления, были отражены. При таких обстоятельствах суд считает возможным в удовлетворении исковых требований отказать.
Поскольку не соблюдена процедура продажи спорного домовладения, т.е. сделка не соотетствует требованиям закона, сделка является ничтожной. Кроме того, земельный участок не принадлежит МУ администрация Елаурское сельское поселения Сенгилеевского района Ульяновской области, в связи с чем невозможно обязать их выполнить все законные действия, направленные на устранение причин препяствующих регистрации права собственности Ведяева И.А..
Факт владения спорным домовладением и наличие у заявителя права на приватизацию данного объекта не влечет обязанность регистрации сделки и устранению препятствий к ее проведению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░░