УИД 63RS0031-01-2023-007681-43
номер производства 2а-6980/2023
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
город Тольятти, Самарская область, 04 декабря 2023 года
ул.Белорусская, 16
Центральный районный суд г.Тольятти Самарской области в составе: председательствующего судьи Ахтемировой Ю.С.,
при секретаре Анашкиной Л.А.,
с участием помощника прокурора Центрального района г. Тольятти, Аладинского В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-6980/2023 по административному исковому заявлению Капитонова Александра Викторовича к ФКУ ИК-3 УФСИН России по Республике Татарстан, отделу полиции по Центральному району У МВД России по г.Тольятти о досрочном прекращении административного надзора,
установил:
Административный истец обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, указав, что решением Пестречинского районного суда Республики Татарстан от 22.10.2021 в отношении него установлен административный надзор с возложением административных ограничений. В сентябре 2022 он поставлен на учет в связи с имеющимся заболеванием <данные изъяты> и начал прием <данные изъяты>. 12.07.2023 в связи с отсутствием положительной динамики был признан инвалидом <данные изъяты> бессрочно. Прогрессирование заболевания на фоне установленных ограничений административного надзора отрицательно сказывается на состоянии здоровья административного истца, в связи с чем, просит досрочно прекратить административный надзор, установленный решением Пестречинского районного суда Республики Татарстан от 22.10.2021, а также снять установленные ограничения административного надзора.
Административный истец Капитонов А.В. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Настоящее дело о досрочном прекращении административного надзора рассматривается в порядке Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а не в порядке Уголовного процессуального кодекса Российской Федерации и в силу части 1 статьи 54 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации граждане, обладающие административной процессуальной дееспособностью, могут вести свои административные дела в суде лично и (или) через представителей, если Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации не предусмотрено обязательное участие представителя в судебном процессе.
По делам о досрочном прекращении административного надзора не предусмотрено обязательное участие представителя в судебном процессе.
Правом, предусмотренным ст.54 КАС РФ на участие представителя, Капитонов А.В. не воспользовался.
Представитель административного ответчика - ФКУ ИК-3 УФСИН России по Республике Татарстан, будучи надлежащим образом и своевременно уведомленным о дате, времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель административного ответчика - отдела полиции по Центральному району У МВД России по г. Тольятти, будучи надлежащим образом и своевременно уведомленным о дате, времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, представил отзыв на иск, в котором возражал против удовлетворения исковых требований, поскольку отсутствуют основания для досрочного прекращения административного надзора в отношении Капитонова А.В., поставленного на учет в ОП по Центральному району 22.04.2022 после освобождения из мест лишения свободы по отбытии срока наказания по приговору <данные изъяты> районного суда г. Тольятти от 30.11.2015, которым был осужден к 7 годам лишения свободы за совершение преступлений, предусмотренных а. «а» ч. 2 ст. 131, п. «а» ч. 2 ст. 132, п «г» ч. 2 ст. 161 УК РФ, отнесенных к категории тяжких. Бесспорных доказательств, свидетельствующих о возможности досрочного прекращения административного надзора, установленного с учетом характера и степени общественной опасности совершенных преступлений, административным истцом не представлено.
Заинтересованное лицо Гартвич Н.В. (потерпевшая по делу) в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Принимая во внимание положения ст.ст. 150, 272 КАС РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон. Кроме того, информация о времени и месте судебного заседания суда в соответствии с частью 7 статьи 96 КАС РФ размещена на официальном сайте Центрального районного суда гор.Тольятти в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Изучив материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что административное исковое заявление удовлетворению не подлежит, суд считает административное исковое заявление не обоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела об установлении, о продлении, досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене или дополнении ранее установленных поднадзорному лицу административных ограничений (административные дела об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы).
Правоотношения, связанные с установлением, продлением, досрочным прекращением административного надзора, о частичной отмене или дополнении ранее установленных административных ограничений, урегулированы Федеральным законом от 6 апреля 2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» и главой 29 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Согласно статье 2 ФЗ от 06.04.2011 N 64-ФЗ административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 данного Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
На основании части 1 статьи 3 ФЗ от 06.04.2011 N 64-ФЗ административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 поименнованной статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение: 1) тяжкого или особо тяжкого преступления; 2) преступления при рецидиве преступлений; 3) умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего.
В силу пункта 1 статьи 10 ФЗ от 06.04.2011 N 64-ФЗ, поднадзорное лицо имеет право обратиться в суд с заявлением о досрочном прекращении административного надзора, а также частичной отмене установленных судом административных ограничений.
Перечень оснований прекращения административного надзора установлен частью 1 статьи 9 ФЗ от 06.04.2011 N 64-ФЗ.
Административный надзор может быть прекращен судом в соответствии с пунктом 2 статьи 9 ФЗ от 06.04.2011 N 64-ФЗ по истечении не менее половины установленного судом срока административного надзора при условии, что поднадзорное лицо добросовестно соблюдает административные ограничения, выполняет обязанности, предусмотренные данным Федеральным законом и положительно характеризуется по месту работы и (или) месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 9 указанного Федерального закона, досрочное прекращение установленного в отношении поднадзорного лица административного надзора является правом, но не обязанностью суда, возникающей при соблюдении перечисленных в соответствующей норме условий, при этом, удовлетворение соответствующих требований должно отвечать целям и задачам установления административного надзора, перечисленным в статье 2 Федерального Закона N 64-ФЗ.
В пункте 39 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 N 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» определено, что согласно части 8 статьи 272 КАС РФ при установлении срока административного надзора за лицами, указанными в пунктах 1, 2 и 4 части 1 статьи 3 Закона об административном надзоре, суд не связан основаниями и доводами, изложенными в заявлении исправительного учреждения или органа внутренних дел, и вправе определить срок в пределах, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 Закона. В случае, если при рассмотрении дела установлены основания для назначения административного надзора, не указанные в административном исковом заявлении, суд определяет срок административного надзора с учетом всех оснований в пределах, предусмотренных Законом. При обсуждении вопроса о продолжительности срока административного надзора за названными выше лицами суду надлежит учитывать сведения, характеризующие поведение административного ответчика в период и после отбывания наказания, его отношение к учебе и труду, характер совершенных им деяний и иные значимые для дела обстоятельства, что должно быть отражено в мотивировочной части решения.
Согласно разъяснений пункта 43 вышеуказанного Постановления Пленума Верховного Суда РФ административный надзор может быть досрочно прекращен судом на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя по истечении не менее половины установленного судом срока административного надзора при условии, что поднадзорное лицо добросовестно соблюдает административные ограничения, выполняет обязанности, предусмотренные Законом, и положительно характеризуется по месту работы и (или) месту жительства, месту пребывания или фактического нахождения (часть 2 статьи 9 Закона об административном надзоре). При рассмотрении данной категории дел суд прекращает административный надзор полностью и выносит решение об удовлетворении требований либо отказывает в их удовлетворении. Отказывая в досрочном прекращении административного надзора, суд не вправе дополнить ранее установленные административные ограничения либо продлить срок административного надзора.
Частью 1 ст.62 КАС РФ предусмотрено, что лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В части 2 статьи 272 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации указано, что обязанность доказывания обстоятельств, приведенных в административном исковом заявлении, связанном с административным надзором, лежит на лице, обратившемся с таким заявлением.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Капитонов А.В. 30 ноября 2015 осужден <данные изъяты> районным судом г. Тольятти Самарской области за совершение преступлений, предусмотренных п. «а» ч. 2 ст. 131, п. «а» ч. 2 ст. 132, п. «г» ч. 2 ст. 161, ч. 3 ст. 69 УК РФ к 7 годам лишения свободы без штрафа и без ограничения свободы, с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.
22 октября 2021 решением Пестречинского районного суда Республики Татарстан по заявлению ФКУ ИК-3 УФСИН России по Республике Татарстан в отношении Капитонова А.В. установлен административный надзор сроком на 3 года, но не свыше срока, установленного законодательством РФ для погашения судимости, срок исчислять со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения, а также установлены административные ограничения в виде: обязательной явки 4 раза в месяц в ОВД по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица с 22:00 до 06:00 часов местного времени, за исключением времени осуществления трудовой деятельности; запрета посещения мест проведения массовых мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запрета выезда за пределы муниципального образования г. Тольятти без письменного разрешения органа внутренних дел.
22.04.2022 Капитонов А.В. поставлен на учет в отделе полиции по Центральному району У МВД России по г. Тольятти, как лицо, в отношении которого установлен административный надзор.
Настоящие требования Капитонов А.В. обосновывает наличием заболевания <данные изъяты> и установлением в связи с этим инвалидности, предоставив в подтверждение доводов справку МСЭ-2021 от 12.07.2023 об установлении инвалидности <данные изъяты> по общему заболеванию бессрочно, аннотации к лекарственным препаратам.
Из представленной административным ответчиком информации следует, что за время нахождения на учете (с 22.04.2022) поднадзорное лицо Капитонов А.В. к уголовной и административной ответственности не привлекался, по месту жительства характеризуется удовлетворительно, проживает один, является инвалидом второй группы по общему заболеванию.
Согласно характеристики по месту жительства, собственноручно написанной административным истцом и подписанной лицами, указанными в качестве жильцов дома, Капитонов А.В. характеризуется положительно, с соседями ведет себя учтиво и уважительно.
В силу ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 24 сентября 2012 года N 1741-О, административный надзор, как осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с Федеральным законом «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных этим Федеральным законом (п. 1 ст. 1), относится к мерам предупреждения преступлений и других правонарушений, оказания на лицо индивидуального профилактического воздействия (ст. 2), а не к мерам ответственности за совершенное правонарушение.
Изучив представленные сведения, в том числе, характеризующие личность административного истца, суд считает, что таковые не могут быть признаны безусловными и достаточными для досрочного прекращения административного надзора, установленного в отношении Капитонова А.В., учитывая характер совершенных последним преступлений, отнесенных к категории тяжких.
Установление в отношении Капитонова А.В. административного надзора и административных ограничений обусловлено достижением целей и задач административного надзора, то есть недопущением совершения новых преступлений и правонарушений, оказанием на Капитонова А.В. индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Административный истец в обоснование своих требований не предоставил доказательств о несоразмерном ограничении его прав и законных интересов вследствие продолжения административного надзора и дальнейшего исполнения административных ограничений, судом также не установлено каких-либо объективных данных о том, что административный надзор и установленные ограничения произвольно и несоразмерно ограничивают реализацию гражданских прав и интересов административного истца, в том числе на получение квалифицированной медицинской помощи.
Доводы административного истца о том, что установленные в отношении него ограничения отрицательно сказываются на состоянии его здоровья, суд оценивает критически, поскольку право Капитонова А.А. на свободное передвижение на территории данного субъекта РФ, как и право на получение медицинской помощи в соответствии со ст.41 Конституции РФ не ограничено, обязанности по регистрации в ОВД, нахождению по месту жительства в ночное время суток и запрет на посещение мест проведения массовых мероприятий и участие в них также не лишают административного истца права на получение квалифицированной медицинской помощи.
Кроме того, пункт 3 статьи 10 ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» предоставляет право поднадзорному лицу обращаться в орган внутренних дел с заявлением о получении разрешения на пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания, и (или) на краткосрочный выезд за установленные судом пределы территории в связи с исключительными личными обстоятельствами, предусмотренными частью 3 статьи 12 того же Федерального закона, в числе которых входит необходимость получения поднадзорным лицом медицинской помощи, а также прохождения лечения в учреждениях органов здравоохранения.
При указанных обстоятельствах правовых оснований, позволяющих принять решение об удовлетворении заявленных требований о досрочном прекращении административного надзора, судом не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-177, 180, 273 КАС РФ, суд
решил:
отказать в удовлетворении административного искового заявления.
Решение может быть обжаловано или опротестовано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Центральный районный суд гор.Тольятти в течение десяти дней со дня принятия судом решения.
Мотивированное решение изготовлено 04 декабря 2023 года.
Председательствующий Ю.С. Ахтемирова