Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 июля 2015 года Серовский районный суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Сутягиной К.Н., при секретаре Шараповой Т.В., с участием помощника Серовского городского прокурора Беляевой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1323/2015 по иску
Серовского городского прокурора, действующего в интересах Тимониной Натальи Александровны к Министерству строительства и развития инфраструктуры <адрес>, Управлению социальной политики Министерства социальной политики <адрес> по городу Серову и <адрес> о предоставлении жилого помещения
У С Т А Н О В И Л:
Серовский городской прокурор, действуя в интересах Тимониной Н.А., обратился в суд с иском к Министерству строительства и развития инфраструктуры <адрес>, Управлению социальной политики Министерства социальной политики <адрес> и <адрес> (далее по тексту УСП МСП СО по <адрес> и <адрес>) о предоставлении жилого помещения на условиях договора найма специализированного жилого помещения. В обоснование иска указав, что Тимонина Н.А. является лицом из числа детей-сирот. Её мать – ФИО5 умерла ДД.ММ.ГГГГ года, отец – ФИО6 умер ДД.ММ.ГГГГ года. Приказом Управления социальной политики Министерства социальной политики <адрес> и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 1317-о Тимонина Н.А. признана ребенком-сиротой и поставлена на полное государственное обеспечение в ГБОУ СПО СО «Серовский техникум сферы обслуживания и питания». В соответствии в Приказом начальника УСП МСП СО по <адрес> и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 1349-о установлен факт невозможности проживания в занимаемом ею ранее жилом помещении по <адрес>, так как общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в жилом помещении, менее учетной нормы предоставления. Приказом начальника ТОИОГВ СО УСЗН МСЗН СО от ДД.ММ.ГГГГ № Тимонина Н.А. принята на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения государственного специализированного жилищного фонда <адрес>. Несмотря на то, что в настоящее время она достигла совершеннолетнего возраста, приобрела право на предоставление ей жилого помещения за счет средств областного бюджета, однако жилье ей не было предоставлено. В связи с чем, просит обязать Министерство строительства и развития инфраструктуры <адрес> предоставить ей жилое помещение на территории Серовского городского округа не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной органом местного самоуправления из государственного специализированного жилищного фонда <адрес>, зачисленное в оперативное управление Фонда жилищного строительства. Обязать УСП МСП СО по городу Серову и <адрес> в течение 5 рабочих дней после подписания договора Тимониной Н.А. направить его в Государственное казенное учреждение «Фонд жилищного строительства <адрес>».
Процессуальный истец в лице помощника Серовского городского прокурора в судебном заседании исковые требования поддержала, подтвердив изложенные обстоятельства.
Истец Тимонина Н.А. в судебное заседание не явилась, была извещена надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщила.
Ответчики Министерство строительства и развития инфраструктуры <адрес>, УСП МСП СО по <адрес> и <адрес> в судебное заседание своих представителей не направили, отзыва по существу исковых требований не представили.
Представитель третьего лица ГКУ СО «Фонд жилищного строительства» в судебное заседание не явился, представив отзыв, в котором считает нарушений прав истца нет, законодательством срок обеспечения жилым помещением данной категории лиц не установлен, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Заслушав процессуального истца, исследовав письменные доказательства, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно части 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации.
В силу п. 1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются им по достижении возраста 18 лет, по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
На основании ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие вышеприведенных положений ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (то есть до ДД.ММ.ГГГГ).
Как установлено и подтверждено материалами дела, Тимонина Н.А. является лицом из числа детей-сирот, её мать – ФИО5 умерла ДД.ММ.ГГГГ года, отец – ФИО6 умер ДД.ММ.ГГГГ года. Приказом Управления социальной политики Министерства социальной политики <адрес> и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 1349-о установлен факт невозможности проживания несовершеннолетней в занимаемом ранее жилом помещении по <адрес>1 и приказом № от ДД.ММ.ГГГГ Тимонина Н.А. поставлена на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения государственного специализированного жилищного фонда <адрес>.
Согласно сведений МКУ «УКС» от ДД.ММ.ГГГГ Тимонина Н.А. с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована в муниципальном жилом помещении, площадью 30,8 кв.м., расположенным по <адрес>1 составом семьи 5 человек.
Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 527-ПП во исполнение Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 15-ФЗ был утвержден Порядок приобретения (строительства) жилых помещений, зачисляемых в государственный специализированный жилищный фонд <адрес>, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - Порядок приобретения жилых помещений) и Порядок предоставления им жилых помещений, зачисленных в государственный специализированный жилищный фонд <адрес> (далее - Порядок предоставления жилых помещений).
Порядком приобретения жилых помещений установлено, что обеспечение жилыми помещениями детей-сирот осуществляется за счет средств областного бюджета, главным распорядителем которых является Министерство строительства и развития инфраструктуры <адрес> (п. 3).
Согласно п. 9 указанного Порядка жилые помещения для детей-сирот, приобретенные в областную собственность, зачисляются приказом Министерства по управлению государственным имуществом <адрес> в государственный специализированный жилищный фонд <адрес> после регистрации права собственности <адрес> и права оперативного управления Фонда.
Согласно Порядку предоставления жилых помещений жилые дома и квартиры государственного специализированного жилищного фонда, зачисленные в оперативное управление Фонда, предоставляются детям-сиротам по договорам найма специализированных жилых помещений однократно (п. 3). Распределение детям-сиротам построенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета жилых помещений осуществляется в соответствии с приказами Министерства строительства и развития инфраструктуры <адрес>, которые являются основанием для заключения с детьми-сиротами договоров найма специализированных жилых помещений (п.п. 7,8). При этом уполномоченной организацией по заключению договоров найма специализированных жилых помещений является Фонд жилищного строительства. Фонд в течение 10 рабочих дней от даты утверждения приказа Министерства строительства и развития инфраструктуры <адрес> о распределении детям-сиротам жилых помещений, на основании доверенности Министерства строительства и развития инфраструктуры <адрес> осуществляет подготовку договоров найма специализированных жилых помещений и направляет в управления социальной политики для подписания их детьми-сиротами, которым распределены жилые помещения. Подписанные экземпляры договоров подлежат возврату в Фонд в течение 5 рабочих дней от даты подписания их детьми-сиротами (п. 9).
Таким образом, действующим законодательством установлен порядок взаимодействия ответчиков по предоставлению жилых помещений категории лиц из числа детей-сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей. Истец Тимонина Н.А. занимает жилое помещение по договору социального найма, не соответствующим норме обеспечения жилыми помещениями в Серовском городском округе, на ином законом основании, у неё отсутствуют жилые помещения на праве собственности, что подтверждено сведениями УФСГРКК по <адрес>. Право на обеспечение жильем, с момента его возникновения, не реализовано истцом, соответственно она подлежит обеспечению жильем в соответствии с приведенными выше нормами законодательства.
Согласно положений п.7 ст.8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", а также Порядка предоставления, детям-сиротам предоставляются жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений в виде жилых домов, квартир по месту их учета для целей предоставления жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда <адрес>, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения, но не более 45 квадратных метров.
Постановлением Главы администрации Серовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № установлена учетная норма площади жилого помещения в размере 15 кв.м. общей площади на одного человека и норма предоставления площади жилого помещения в Серовском городском округе в размере однокомнатной квартиры, но не более 33 кв.м. общей площади на одного человека. Поэтому Тимониной Н.А. должно быть предоставлено жилое помещение на территории Серовского городского округа, общей площадью не менее 15 кв.м.
Доводы третьего лица Фонда жилищного строительства об отсутствии нарушений прав истца, отсутствии обязанности по внеочередному обеспечению жильем основаны на неверном толковании правовых норм изложенных выше, поэтому судом отклоняются.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Серовского городского прокурора, действующего в интересах Тимониной Натальи Александровны к Министерству строительства и развития инфраструктуры <адрес>, Управлению социальной политики Министерства социальной политики <адрес> по городу Серову и <адрес> о предоставлении жилого помещения удовлетворить.
Обязать Министерство строительства и развития инфраструктуры <адрес> предоставить Тимониной Наталье Александровне жилое помещение на территории Серовского городского округа, общей площадью не менее 15 кв.м. из государственного специализированного жилищного фонда <адрес>, зачисленное в оперативное управление Государственного казенного учреждения <адрес> «Фонд жилищного строительства».
Обязать Управление социальной политики Министерства социальной политики <адрес> по городу Серову и <адрес> в течение 5 рабочих дней после подписания Тимониной Натальей Александровной договора найма специализированного жилого помещения, направить его в Государственное казенное учреждение <адрес> «Фонд жилищного строительства».
Решение может быть обжаловано сторонами в Свердловский областной суд в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы в Серовский районный суд.
Судья Серовского
районного суда К.Н.Сутягина