Дело 2-84/2012 г.
РЕШЕНИЕ.
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
г. Шарыпово от 06 февраля 2012 года
Шарыповский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего - судьи Бритковой М.Ю.,
при секретаре судебного заседания Литвиновой Н.Н.,
с участием старшего помощника Шарыповского межрайонного прокурора Краснощековой А.В.,
представителя ответчика – Администрации города Шарыпово Красноярского края,- Теплякова В.А. (по доверенности № 9 от ДД.ММ.ГГГГ),
представителя Управления образованием Администрации города Шарыпово Красноярского края, Изместьевой Л.М. (по доверенности № 3/12 от ДД.ММ.ГГГГ),
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Шарыповского межрайонного прокурора в интересах Шехматова Сергея Викторовича к Администрации города Шарыпово Красноярского края, Министерству образования и науки Красноярского края о предоставлении жилого помещения по договору социального найма за счет средств краевого бюджета,
УСТАНОВИЛ:
Шарыповский межрайонный прокурор обратился в суд в защиту интересов Шехматова С.В. с исковым заявлением о предоставлении жилого помещения по договору социального найма за счет средств краевого бюджета к Администрации города Шарыпово Красноярского края, Министерству образования и науки Красноярского края, ссылаясь в обоснование заявленных требований на то, что в ходе проведения Шарыповской межрайонной прокуратурой проверки соблюдения жилищных прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, установлено нарушение права Шехматова С.В., относящегося к числу детей-сирот, на предоставление ему жилого помещения по договору социального найма. Указал, Шехматов С.В. рожден <данные изъяты>, его мать ФИО5 <данные изъяты>. После освобождения из мест лишения свободы ДД.ММ.ГГГГ Шехматов С.В. приобрел право на предоставление ему жилого помещения вне очереди в г. Шарыпово, поставлен на учет по обеспечению жильем в Министерстве образования и науки Красноярского края. Вместе с тем, жилое помещение по договору социального найма Шехматову С.В. не предоставлено до настоящего времени. Прокурор просит суд обязать администрацию г. Шарыпово предоставить Шехматову С.В. за счет средств краевого бюджета по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным требованиям на территории города Шарыпово.
В судебном заседании старший помощник Шарыповского межрайонного прокурора Краснощекова А.В. исковые требования поддержала по тем же основаниям.
Шехматов С.В. в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте разбирательства дела, просил рассмотреть дело в его отсутствие, поддержал заявленные требования по тем же основаниям.
Представитель ответчика - Администрации города Шарыпово Красноярского края, Тепляков В.А. (по доверенности) в судебном заседании исковые требования не признал и пояснил, что на 2012 года денежные средства на приобретение жилого помещения Шехматову С.В. не выделены.
Представитель Министерства образования и науки Красноярского края Попова Е.С. (по доверенности № 287/11 от ДД.ММ.ГГГГ) в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в своё отсутствие, возражений по иску не представила.
Представитель Управления образованием Администрации города Шарыпово Красноярского края Изместьева Л.М. (по доверенности) в судебном заседании полагала, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению, поскольку Шехматов С.В. относится к категории детей-сирот, не имеет закрепленного жилого помещения, зарегистрирован в г. Шарыпово.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему:
В силу ст. 10 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» за защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, основанием для которого, является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.
Согласно заявлению от ДД.ММ.ГГГГ, Шехматов С.В. обратился к Шарыповскому межрайонному прокурору с просьбой подать в суд иск в его интересах с требованиями о предоставлении жилого помещения по договору социального найма (л.д.34).
С учетом изложенного, суд полагает, что Шарыповским межрайонным прокурором в порядке ч. 1 ст. 45 ГПК РФ правомочно подан иск в защиту нарушенных прав на жилище Шехматова С.В.
Согласно ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека гражданина - обязанность государства.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона РФ от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Семейным кодексом Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ст. 27 Конвенции о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 г., вступила в силу для ССР 15.09.1990 г.) каждый ребенок имеет право на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.
В соответствии с преамбулой Конвенции «О правах ребенка» (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 г., вступила в силу для ССР 15.09.1990 г.) Государства - участники настоящей Конвенции, считая, что в соответствии с принципами, провозглашенными в Уставе ООН, признание присущего достоинства, равных и неотъемлемых прав всех членов общества является основой обеспечения свободы, справедливости и мира на земле, принимая во внимание, что необходимость в такой особой защите ребенка была предусмотрена в Женевской декларации прав ребенка 1924 года и Декларации прав ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей 20 ноября 1959 года, и признана во Всеобщей декларации прав человека, в Международном пакте о гражданских и политических правах (в частности, в статьях 23 и 24), в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (в частности, в статье 10), а также в уставах и соответствующих документах специализированных учреждений и международных организаций, занимающихся вопросами благополучия детей, в статье 18 Конвенции обязались обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры.
Следовательно, забота государства в сфере обеспечения благополучия ребенка в данном документе первична, государство как основной гарант прав и свобод человека обязано предпринять все меры к обеспечению соблюдения прав несовершеннолетних граждан.
Часть 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации закрепила, что в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства.
Кроме того, статья 38 Конституции Российской Федерации, размещенная в главе, посвященной правам и свободам человека и гражданина, провозглашает, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
Понятие «дети, оставшиеся без попечения родителей» раскрывается также в п. 1 ст. 121 СК РФ. К их числу относятся дети, чьи родители умерли, лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны недееспособными, родители которых болеют или длительное время отсутствуют, уклоняются от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе взять своих детей из воспитательных учреждений, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений, а также в других случаях отсутствия родительского попечения.
Выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляются в порядке, установленном ст. 122 СК РФ. В соответствии с пунктом 3 данной статьи орган опеки и попечительства должен направлять сведения о ребенке для учета в банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей.
Выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей, регулируются также Федеральным законом от 16 апреля 2001 года № 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» и Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2002 года № 217.
Согласно п. 3 Правил ведения государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществления контроля за его формированием (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2002 года № 217) орган опеки и попечительства в трехдневный срок со дня получения сведений о ребенке, оставшемся без попечения родителей, обязан провести обследование условий жизни ребенка и, установив факт отсутствия попечения родителей, зарегистрировать данные о нем в журнале первичного учета детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии со ст. 148 СК РФ, дети, находящиеся под опекой (попечительством) имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения имеют право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.
Конституция Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации, а также дополняющие их иные нормативные акты подробно регламентируют жилищные отношения с участием несовершеннолетних лиц, предусматривая не только соответствующие жилищные права указанных лиц, но и меры их непосредственной защиты, а также порядок восстановления прав этих лиц по владению, пользованию, распоряжению жилыми помещениями.
Статья 40 Конституции РФ гласит, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Исходя из данной конституционной нормы ч. 1 ст. 11 ЖК РФ устанавливает приоритет судебной защиты нарушенных жилищных прав.
Статья 1 ЖК РФ предусматривает, что жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, а также на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты.
В силу ст. 2 ЖК РФ органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда; обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, пользующихся жилыми помещениями на законных основаниях; обеспечивают контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Статья 10 ЖК РФ устанавливает, что жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают в том числе: из актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей; вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются лицам из числа детей-сирот по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства) а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ).
Статьей 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. п
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
В силу ч. 2 ст. 17 Закона Красноярского края «О защите прав ребенка» от 02.11.2000 № 12-961 (в ред. от 09.06.2005 № 14-3524) дети, находящиеся под опекой (попечительством), дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания общеобразовательных и профессиональных учебных заведений, обеспечиваются вне очереди по месту жительства жилым помещением размером не ниже установленных социальных норм органами исполнительной власти края.
Порядок учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения, порядок приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, устанавливаются Губернатором Красноярского края.
Указом Губернатора Красноярского края от 04.04.2005 № 25-уг (в ред. от 05.03.2010) утвержден Порядок приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, в соответствии с пунктами 2,3,4,5 которого органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Красноярского края за счет средств краевого бюджета приобретают жилые помещения в собственность муниципальных образований Красноярского края в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», для последующего предоставления детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, по договорам социального найма.
Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилых помещений, состоящим на учете в Министерстве образования и науки Красноярского края, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, установленном жилищным законодательством Российской Федерации, по месту жительства, которое ребенок имел на момент утраты родительского попечения.
Как установлено в судебном заседании и следует из свидетельства о рождении, Шехматов Сергей Викторович родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> ФИО3 края, матерью является ФИО5, сведения об отце согласно справке о рождении № внесены в запись акта о рождении № от ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления матери ребенка (л.д.9,10).
Решением Шарыповского городского суда Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 <данные изъяты> в отношении Шехматова С.В. (л.д.1-12).
Несовершеннолетний Шехматов С.В. по заявлению бабушки ФИО12 (л.д.18) приказом Управления социальной защиты населения администрации <адрес> № 43 «Д» от ДД.ММ.ГГГГ был определен в Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Дом милосердия» (л.д.19), где, согласно справке КГ КУ СО «СРЦН «Шарыповский» находился с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на полном государственном обеспечении (л.д.28). Распоряжением Администрации города Шарыпово № 556 от ДД.ММ.ГГГГ Шехматов С.В. определен в краевое государственное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на полное государственное обеспечение - КГБОУ «Шарыповский детский дом», где находился с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.13,24).
Согласно справкам учебных заведений, Шехматов С.В. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучался в КГБОУ НПО «<данные изъяты>» <адрес> и с ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>, из которого был отчислен ДД.ММ.ГГГГ (л.д.27,26).
Из справки об освобождении 039845 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Шехматов С.В. по приговору Ачинского городского суда Красноярского края отбывал наказание в местах лишения свободы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и освобожден по отбытии срока наказания (л.д.14-15).
В настоящее время Шехматов С.В. обучается в КГБОУ НПО «<данные изъяты>» <адрес> на очном отделении 1 курса по профессии «Сварщик». Приказ зачисления № 54-к от ДД.ММ.ГГГГ на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается справкой данного учебного заведения от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 42).
На регистрационном учете Шехматов С.В. с ДД.ММ.ГГГГ состоит по адресу: <адрес>, что следует из данных паспорта серии <данные изъяты>, выданного ОВД г. Шарыпово ДД.ММ.ГГГГ (л.д.8-9), фактически проживает по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес> (л.д.35).
Согласно сообщениям Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельными отношениями администрации <адрес> ФИО5 было представлено жилое помещение по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес> по ордеру № от ДД.ММ.ГГГГ, которое в 1997 г. было ею продано (л.д.22), жилое помещение по договору социального найма на территории муниципального образования город Шарыпово Шехматову С.В. не предоставлялось (л.д.16).
В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, согласно сообщений Шарыповского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, отсутствуют сведения о правах ФИО5, Шехматова С.В. на объекты недвижимого имущества (л.д.20,21).
Из сообщения Шарыповского отделения филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» по ФИО3 краю следует, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ за Шехматовым С.В право собственности на недвижимое имущество не зарегистрировано (л.д.25).
Согласно решению краевой комиссии по предоставлению жилья детям-сиротам Министерства образования и науки Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ Шехматов С.В. поставлен на учет как нуждающийся в жилье (л.д.7).
Статья 1 Закона Красноярского края № 9-4225 от 24 декабря 2009 года «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения», предусматривает наделение на неограниченный срок органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет, не имеющих жилого помещения, в соответствии со ст. 17 Закона края от 2 ноября 2000 года № 12-961 «О защите прав ребенка» (в ред. Законов Красноярского края от 21.12.2010 № 11-5496, от 10.11.2011 № 13-6367).
В силу п. 2 ст. 1 приведенного Закона государственные полномочия, передаваемые в соответствие с пунктом 1 настоящей статьи, включают в себя: а) приобретение жилых помещений в целях их предоставления по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения; б) предоставление жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, в порядке, установленном Указом Губернатора. Красноярского края от 4 апреля 2005 года № 25-уг «Об обеспечении жилым помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения»; в) приобретение и предоставление на основании решений судебных органов жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, а также лицам в возрасте старше 23 лет, ранее относившимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (п. «в» введен Законом Красноярского края от 11.11.2010 № 11-5201).
На основании ст. 2 Закона Красноярского края от 24 декабря 2009 года № 9-4225 (в ред. от 11.11.2010 года) уполномоченные органы исполнительной власти края при осуществлении органами местного самоуправления переданных государственных полномочий в пределах своей компетенции наряду с иными обязанностями, должны своевременно предоставлять бюджетам муниципальных районов и городских округов края финансовые средства, необходимые для осуществления переданных государственных полномочий. Указанным органом исполнительной власти края является Министерство образовании и науки Красноярского края согласно Положению о Министерстве образования и науки Красноярского края (в ред. Постановлений правительства Красноярского края от 04.08.2009 № 410-п, от 20.04.2010 № 20б-п, от 03.08.2010 № 428-п).
Согласно ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре.
Оценив представленные суду доказательства, суд находит исковые требования к ответчику – - Администрации города Шарыпово законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Вместе с тем, Министерство образования и науки Красноярского края является ненадлежащим ответчиком, в связи с чем, иск Шарыповского межрайонного прокурора к данному ответчику удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Шарыповского межрайонного прокурора в интересах Шехматова Сергея Викторовича удовлетворить частично:
Обязать Администрацию города Шарыпово Красноярского края предоставить Шехматову Сергею Викторовичу на территории муниципального образования «город Шарыпово Красноярского края» по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В удовлетворении иска Шарыповского межрайонного прокурора к Министерству образования и науки Красноярского края, - отказать.
Решение может быть обжаловано, опротестовано в апелляционную инстанцию Красноярского краевого суда через Шарыповский городской суд Красноярского края в течение месяца со дня изготовления его в окончательной форме.
Председательствующий: