Дело № 2а-283/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Благовещенск 05 апреля 2018 года
Благовещенский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Комогорцева И.Ю.,
при секретаре Умец О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску администрации Чигиринского сельсовета Благовещенского района Амурской области к Специализированному отделу по исполнению особо важных исполнительных документов УФССП России по Амурской области, Управлению ФССП России по Амурской области, судебному приставу-исполнителю Корниенкову Р.В. об освобождении от уплаты исполнительского сбора,
У С Т А Н О В И Л:
Администрация Чигиринского сельсовета Благовещенского района Амурской области обратилась в суд с указанным административным исковым заявлением, в котором указала, что ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Федеральной службы судебных приставов по Амурской области Корниенковым Р.В. вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства № <номер> в отношении администрации Чигиринского сельсовета Благовещенского района Амурской области, предметом исполнения которого является обязанность должника в срок до ДД.ММ.ГГГГ совершить действия, направленные на постановку на учет указанных объектов как бесхозяйных и оформлению в муниципальную собственность, а именно: изготовить техническую документацию на сети теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, повысительную насосную станцию, обеспечивающих коммунальными услугами многоквартирные жилые дома по <адрес>; обратится с заявлением в Управление Росреестра по <адрес> о постановке на учет сетей теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, повысительной насосной станции, обеспечивающих коммунальными услугами многоквартирные жилые дома по <адрес>, как бесхозяйной недвижимой вещи; передать сети водоснабжения, водоотведения, повысительную насосную станцию, обеспечивающих коммунальными услугами многоквартирные жилые дома по <адрес>, гарантирующим организациям либо организации, которая осуществляет теплоснабжение, водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам, для их содержания и обслуживания до признания права муниципальной собственности на объекты. Администрацией Чигиринского сельсовета исходя из заложенных в местном бюджете денежных средств предпринимаются меры к исполнению решения суда: заключены договоры подряда на проведение землеустроительных работ; решением Чигиринского сельского Совета народных депутатов дано согласие на принятие инженерных сетей в собственность Чигиринского сельсовета; администрацией проводится работа по передаче бесхозяйных инженерных сетей на содержание и обслуживание АО «Амурские коммунальные системы». Полагает, что в связи с указанными обстоятельствами вина должника в неисполнении требований исполнительного документа отсутствует, что позволяет освободить его от уплаты исполнительского сбора. Просит суд освободить администрацию Чигиринского сельсовета Благовещенского района Амурской области от уплаты исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.
В судебное заседание не явились: представитель административного истца Устич А.А., просила рассмотреть административное дело в ее отсутствие; представитель административного ответчика – Специализированного отдела по исполнению особо важных исполнительных документов УФССП России по Амурской области Буханцева Н.В., просила рассмотреть дело в отсутствие представителя отдела; представитель административного ответчика - Управления ФССП России по Амурской области, административный ответчик - судебный пристав-исполнитель Корниенков Р.В., будучи извещены о времени и месте рассмотрения административного дела.
В соответствии с ч. 6 ст. 226 КАС РФ, суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Решением Благовещенского районного суда Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ признано незаконным бездействие администрации Чигиринского сельсовета <адрес>, выразившееся в непринятии мер к изготовлению технической документации на сети теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, повысительную насосную станцию, обеспечивающих коммунальными услугами многоквартирные жилые дома по <адрес>, и постановке данных объектов на учет в качестве бесхозяйных; на администрацию Чигиринского сельсовета <адрес> возложена обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ совершить действия, направленные на постановку на учет указанных объектов как бесхозяйных и оформлению в муниципальную собственность, а именно: изготовить техническую документацию на сети теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, повысительную насосную станцию, обеспечивающих коммунальными услугами многоквартирные жилые дома по <адрес>; обратится с заявлением в Управление Росреестра по <адрес> о постановке на учет сетей теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, повысительной насосной станции, обеспечивающих коммунальными услугами многоквартирные жилые дома по <адрес>, как бесхозяйной недвижимой вещи; передать сети водоснабжения, водоотведения, повысительную насосную станцию, обеспечивающих коммунальными услугами многоквартирные жилые дома по <адрес>, гарантирующим организациям либо организации, которая осуществляет теплоснабжение, водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам, для их содержания и обслуживания до признания права муниципальной собственности на объекты.
Постановлением судебного пристава-исполнителя Специализированного отдела по исполнению особо важных исполнительных документов УФССП России по Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ в отношении администрации Чигиринского сельсовета Благовещенского района возбуждено исполнительное производство № <номер>, должнику указано, что требование по исполнительному документу подлежит немедленному исполнению – в течение суток с момента получения должником копии постановления о возбуждении исполнительного производства, и разъяснено, что в случае неисполнения исполнительного документа в указанный срок и непредставления доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, с него будет взыскан исполнительский сбор.
Срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, был установлен в порядке пп. 5 п. 14 ст. 30 Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве». Данное постановление не оспорено, не признано в установленном законом порядке незаконным, является действующим, администрация Чигиринского сельсовета в силу данного постановления обязана была исполнить решение суда добровольно в указанный срок.
Копия постановления о возбуждении исполнительного производства поступила в администрацию Чигиринского сельсовета Благовещенского района ДД.ММ.ГГГГ, с этой даты должнику достоверно известно об обязанности исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ.
В указанный срок должником требования исполнительного документа добровольно не исполнены и ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании с должника исполнительского сбора в сумме 50 000 рублей.
В соответствии с ч. 6 ст. 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Заявляя требование об отмене постановления о взыскании исполнительского сбора, административный истец приводит доводы о принятии мер к надлежащему исполнению требований исполнительного документа.
В соответствии со ст. 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (ч. 1).
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом (ч. 2).
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (ч. 3).
В силу ч. 7 ст. 112 Закона РФ «Об исполнительном производстве» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года N 13-П "По делу о проверке конституционности положений подпункта 7 пункта 1 статьи 7, пункта 1 статьи 77 и пункта 1 статьи 81 Федерального закона "Об исполнительном производстве", должнику должна быть обеспечена возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа может быть вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности. Бремя доказывания наличия обстоятельств, препятствующих своевременному исполнению требований исполнительного документа, возлагается на должника.
Из содержания вышеуказанных норм следует, что исполнительский сбор, по сути, относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства и представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершением им правонарушения в процессе исполнительного производства.
В соответствии с разъяснениями Пленума ВС РФ в п. 75 Постановления № 50 от 17.11.2015 г. "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" при применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 ГК РФ). Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
Таким образом, суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора в случае, если установит, что при той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от должника по характеру лежащей на нем обязанности и условиям оборота, должник принял все меры для надлежащего исполнения в установленный судебным приставом - исполнителем срок требований исполнительного документа. При этом обязанность доказывания совершения всех возможных действий, подтверждающих намерение исполнить исполнительный документ в добровольном порядке, а также наличия уважительных причин, повлекших невозможность его своевременного исполнения, возложена на должника.
В подтверждение доводов о принятии мер для надлежащего исполнения решения Благовещенского районного суда Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ административным истцом представлены: решение Чигиринского сельского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ <номер> о согласии на принятие инженерных сетей по <адрес> <адрес> в собственность муниципального образования Чигиринский сельсовет; постановление администрации Чигиринского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ <номер> о создании комиссии для осмотра бесхозяйных объектов и сетей теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения по <адрес>; постановление администрации Чигиринского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ <номер> о передаче бесхозяйных инженерных сетей и сооружений теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения по <адрес> на содержание и обслуживание АО «Амурские коммунальные системы». Кроме того, в материалы дела представлена переписка администрации Чигиринского сельсовета с АО «Амурские коммунальные системы» по вопросу подписания соглашения о передаче ресурсоснабжающей организации части полномочий органа местного самоуправления по содержанию и обслуживанию бесхозяйных сетей муниципального образования Чигиринский сельсовет.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что административным истцом в рамках возложенных на него полномочий предприняты все необходимые меры, направленные на исполнение решения Благовещенского районного суда Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, в действиях административного истца отсутствует виновное неисполнение в установленный срок требований законодательства об исполнительном производстве, решение суда не исполняется по объективным причинам, не зависящим от воли должника, в связи с чем, администрацию Чигиринского сельсовета Благовещенского района Амурской области следует освободить от уплаты исполнительского сбора по постановлению судебного пристава-исполнителя Федеральной службы судебных приставов УФССП России по Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ в сумме 50 000 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административный иск администрации Чигиринского сельсовета Благовещенского района Амурской области к Специализированному отделу по исполнению особо важных исполнительных документов УФССП России по Амурской области, Управлению ФССП России по Амурской области, судебному приставу-исполнителю Корниенкову Р.В. об освобождении от уплаты исполнительского сбора – удовлетворить.
Освободить администрацию Чигиринского сельсовета Благовещенского района Амурской области от уплаты исполнительского сбора по постановлению судебного пристава-исполнителя Федеральной службы судебных приставов УФССП России по Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ в сумме 50 000 рублей по исполнению решения Благовещенского районного суда Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Благовещенский районный суд <адрес> в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий: