дело № 2-398/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Семикаракорск 7 сентября 2018 года
Семикаракорский районный суд Ростовской области в составе председательствующего судьи Прохоровой И.Г.
при секретаре Митяшовой Е.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску представителя Чехладзе Р.С. –Захарова Ф.Г. к Комарову Д.Н., Администрации Большемечетновского сельского поселения, третье лицо Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области, о признании права собственности на жилой дом площадью 34 кв.м. и хозяйственные сооружения, расположенные по <адрес>
У С Т А Н О В И Л :
Представитель Чехладзе Р.С.- Захаров Ф.Г. обратился в суд с иском к Администрации Большемечетновского сельского поселения, третье лицо Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области, о признании права собственности на жилой дом площадью 34 кв.м. и хозяйственные сооружения, расположенные по <адрес>
Обосновав заявленные требования следующим образом.
10 июля 2007 года, между Комаровым Д.Н., в лице представителя, и Чехладзе Р.С. был заключен договор купли-продажи земельного участка площадью 3443,62 кв.м., с кадастровым №, с расположенным на нем жилым набивным обложенным кирпичом домом литер А, общей площадью 34,0 кв.м., в том числе жилой 23,7 кв.м., кухни литер Б, погреба литер В, сарая литер Г, сарая литер Д., гаража литер Е, хозяйственных сооружений смешанных, находящихся по <адрес> Жилой дом со строениями и сооружениями принадлежит Комарову Д.Н. на основании дубликата договора купли-продажи от 17 октября 1988 года. Договор купли-продажи сторонами исполнен, покупатель принял и произвел оплату жилого дома и земельного участка, что отражено в тексте договора. Однако, договор купли –продажи и переход права собственности от продавца к покупателю не был зарегистрирован по причине истечения срока действия доверенности и невозможности обеспечения явки продавца в Росреестр. В связи с чем, Чехладзе Р.С. обратился в суд. 11 августа 2015 года, Семикаракорским районным судом было принято решение о регистрации договора купли-продажи земельного участка площадью 3443,62 кв.м., с кадастровым № и жилого дома общей площадью 34,0 кв.м., в том числе жилой 23,7 кв.м., заключенного между Комаровым Д.Н., в лице представителя Чехладзе С.А., действующего по доверенности от 27 августа 2004 года, передоверившего свои права на основании доверенности от 7 декабря 2006 года Я., и Чехладзе Р.С. Зарегистрирован переход права собственности на земельный участок площадью 3443,62 кв.м., с кадастровым №, расположенный по <адрес> от Комарова Д.Н. к Чехладзе Р.С.. После чего, ссылаясь на требованиям статьи 218, 223 Гражданского кодекса Российской Федерации, Чехладзе Р.С., в лице представителя Захарова Ф.Г., обратился в суд.
Определением Семикаракорского районного суда от 26 июня 2018 года, с учетом характера заявленного спора в данный процесс в качестве ответчика привлечен Комаров Д.Н.
В ходе судебного разбирательства, представитель Чехладзе Р.С.- Захаров Ф.Г. уточнил первоначально заявленные требования, заявив в качестве третьего лица Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Ростовской области, просил суд о регистрации перехода права собственности на жилой дом площадью 34 кв.м. и хозяйственные сооружения, расположенные по <адрес> от Комарова Д.Н. к нему.
В судебном заседании, состоявшемся 7 сентября 2018 года, представитель истца Чехладзе Р.С.-Захаров Ф.Г., истец Чехладзе Р.С. поддержали первоначально заявленные требования, по основаниям изложенным в исковом заявлении, просили суд о признании права собственности Чехладзе Р.С. на жилой дом площадью 34 кв.м. и хозяйственные сооружения, расположенные по <адрес>
Согласно информации Семикаракорского отдела МВД России по Ростовской области, Комаров Д.Н. зарегистрированным на территории Семикаракорского района не значится (л.д.54). Последнее известное суду местожительства ответчика Комарова Д.Н., указано в договоре купли-продажи: <адрес>. В настоящее время местожительства ответчика суду неизвестно, в связи с чем, руководствуясь требованиями статьи 119 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд на основании требований статьи 50 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации назначил в качестве представителя ответчика Комарова Д.Н.- адвоката Буланова В.Е., который просил в иске Чехладзе Р.С. отказать
Представитель Администрации Большемечетновского сельского поселения, в судебное заседание, состоявшееся 7 сентября 2018 года, будучи надлежащим образом уведомленным о месте и времени его проведения, не прибыл,. ходатайство об отложении судебного разбирательства не заявил, в связи с чем суд, в силу требований ч.3 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, рассматривает дело в отсутствие представителя администрации.
Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Ростовской области в судебное заседание, состоявшееся 7 сентября 2018 года, будучи надлежащим образом уведомленным о месте и времени его проведения, не прибыл, заявив ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя Управления, в связи с чем суд, в силу требований ч.5 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, рассматривает дело в отсутствие представителя Росреестра.
Суд, выслушав истца Чехладзе Р.С., представителя истца Чехладзе Р.С.-Захарова Ф.Г., представителя ответчика Комарова Д.Н.-Буланова В.Е., изучив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи35 Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
В силу требований части 1 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
Право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества (часть статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии со ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами
В силу требований части 1 статьи 164 Гражданского кодекса Российской Федерации сделки с землёй и другим недвижимым имуществом подлежат государственной регистрации в случаях и в порядке, предусмотренных статьёй 131 данного Кодекса и законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ N 10/22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практики при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", граждане, юридические лица являются собственниками имущества, созданного ими для себя или приобретенного от других лиц на основании сделок об отчуждении этого имущества, а также перешедшего по наследству или в порядке реорганизации (статья 218 ГК РФ).
Переход права собственности на недвижимость по договору продажи недвижимости к покупателю подлежит государственной регистрации ( часть 1 статьи 551 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Договор продажи жилого дома, квартиры, части жилого дома или квартиры подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации (часть 2 статьи 558 Гражданского кодекса Российской Федерации). Правила о государственной регистрации сделки с недвижимым имуществом, содержащиеся в статьей 558, не подлежат применению к договорам, заключенным после 1 марта 2013 года.
Как следует из материалов дела, 10 июля 2007 года, между Комаровым Д.Н., в лице представителя, и Чехладзе Р.С. был заключен договор купли-продажи земельного участка площадью 3443,62 кв.м., с кадастровым №, с расположенным на нем жилым набивным обложенным кирпичом домом литер А, общей площадью 34,0 кв.м., в том числе жилой 23,7 кв.м., кухни литер Б, погреба литер В, сарая литер Г, сарая литер Д., гаража литер Е, хозяйственных сооружений смешанных, находящихся по <адрес>
Согласно требований п.3 договора купли-продажи указанный жилой дом со строениями принадлежит продавцу на праве собственности на основании дубликата договора купли-продажи от 17 октября 1988 года, зарегистрированного в реестре №, удостоверенного секретарем исполкома Большемечетновского сельского Совета Семикаракорского района Ростовской области (л.д.7-8).
Таким образом, в судебном заседании установлено, что договор купли-продажи между Комаровым Д.Н. и Чехладзе Р.С., в лице представителей, был заключен 10 июля 2007 года, и как следствие этого подлежал регистрации в соответствии с требованиями часть 2 статьи 558 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу требований части 2 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебнымпостановлениемпо ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
11 августа 2015 года, Семикаракорским районным судом вынесено решение о регистрации договора купли-продажи земельного участка площадью 3443,62 кв.м., с кадастровым № и жилого дома общей площадью 34,0 кв.м., в том числе жилой 23,7 кв.м., заключенного между Комаровым Д.Н., в лице представителя Ч.., действующего на основании доверенности от 27 августа 2004 года, передоверившего свои полномочия на основании доверенности от 7 декабря 2006 года Я., и Чехладзе Р.С. Зарегистрирован переход права собственности на земельный участок площадью 3443,62 кв.м., с кадастровым №, расположенный по <адрес> от Комарова Д.Н. к Чехладзе Р.С., в остальной части требований о регистрации перехода права собственности на жилой дом и хозяйственные сооружения - отказано.
Удовлетворяя исковые требования, суд исходил из того, что сделка между сторонами, представителем продавца Я. и покупателем Чехладзе Р.С. состоялась и была исполнена 10 июля 2007 года; основанием для отказа в удовлетворении требований о регистрации перехода права собственности на жилой дом и хозяйственные сооружения явилось отсутствие доказательств, подтверждаю-щих принадлежность продавцу Комарову Д.Н. хозяйственных сооружений по адресу <адрес> на момент заключения сделки, а также отсутствие в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, сведений о жилом доме.
Как следует из материалов дела, а именно выписки из Единого государственного реестра недвижимости, истец Чехладзе Р.С. на основании решения Семикаракорского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрировал свое право собственности на земельный участок площадью 3444+/-41 кв.м., расположенный по <адрес>
В силу части 2 статьи223 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом. Законом предусмотрена регистрация отчуждения (сделки – купли продажи), а следовательно, возникновение права собственности у приобретателя с момента регистрации сделки для случаев продажи жилой недвижимости (часть 2 статьи 558 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Основанием для государственной регистрации наличия, возникновения прав на недвижимое имущество, а также требования к ним указаны в статьях 17,18 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" ( утратили силу с 1 января 2017 года).
В настоящее время основания для государственной регистрации прав указаны в части 2 статьи 14 Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости" от 13.07.2015 N 218-ФЗ.
Согласно требований части 1-3 статьи 69 Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости" права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федеральногозаконаот 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей. Права на объекты недвижимости, возникающие в силу закона (вследствие обстоятельств, указанных в законе, не со дня государственной регистрации прав), признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости осуществляется по заявлениям правообладателей, решению государственного регистратора прав при поступлении от органов государственной власти и нотариусов сведений, подтверждающих факт возникновения таких прав, кроме случаев, установленных федеральными законами. Государственная регистрация прав на объекты недвижимости, указанные вчастях 1и2настоящей статьи, в Едином государственном реестре недвижимости обязательна при государственной регистрации перехода таких прав, их ограничения и обременения объектов недвижимости, указанных вчастях 1и2настоящей статьи, или совершенной после дня вступления в силу Федеральногозаконаот 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" сделки с указанным объектом недвижимости, если иное не установлено ГражданскимкодексомРоссийской Федерации и настоящим Федеральным законом.
В судебном заседании установлено, что в Едином государственном реестре прав, отсутствуют сведения о государственной регистрации прав на жилой дом, расположенный по <адрес> (л.д.17).
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что право собственности на спорное недвижимое имущество за Чухладзе Р.С. не может быть зарегистрировано в связи с отсутствием зарегистрированного права собственностиу продавца Комарова Д.Н., что нашло свое отражение в решении суда от 11 августа 2015 года.
При этом, с учетом вышеизложенных обстоятельств суд приходит к выводу о том, что требования истца о признании права собственности подлежат удовлетворению.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса РФ признание права является одним из способов защиты гражданских прав.
В силу требований части 1 статьи 58 Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости" права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В случае, если решением суда предусмотрено прекращение права на недвижимое имущество у одного лица или установлено отсутствие права на недвижимое имущество у такого лица и при этом предусмотрено возникновение этого права у другого лица или установлено наличие права у такого другого лица, государственная регистрация прав на основании этого решения суда может осуществляться по заявлению лица, у которого право возникает на основании решения суда либо право которого подтверждено решением суда. При этом не требуется заявление лица, чье право прекращается или признано отсутствующим по этому решению суда, в случае, если такое лицо являлось ответчиком по соответствующему делу, в результате рассмотрения которого признано аналогичное право на данное имущество за другим лицом ( часть 3 ст.58 Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости" ).
Согласноабзацу 2 пункта 6Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.07.2009 N 132 "О некоторых вопросах применения судами статей 20 и 28 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" судебный акт является самостоятельным основанием как для государственной регистрации прав на недвижимое имущество, так и для погашения регистратором соответствующей записи.
В силу абзаца 4 пункта 1 указанного Информационного письма в связи с тем, что вступившие в законную силу судебные акты являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации, регистратор не вправе давать правовую оценку вступившему в законную силу акту, а также осуществлять переоценку обстоятельств дела и доказательств, на которых основан вступивший в законную силу судебный акт, то отказ в государственной регистрации права в этом случае является незаконным.
В судебном заседании, из вступившего в законную силу решения Семикаракорского районного суда от 11 августа 2015 года о регистрации договора купли-продажи земельного участка площадью 3443,62 кв.м., с кадастровым № и жилого дома общей площадью 34,0 кв.м., в том числе жилой 23,7 кв.м., заключенного между Комаровым Д.Н., в лице представителя Ч.., действующего на основании доверенности от 27 августа 2004 года, передоверившего свои полномочия на основании доверенности от 7 декабря 2006 года Я.., и Чехладзе Р.С., установлена необходимость и достаточность прав истца на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество –жилой дом.
При этом, как следует из выписки и Едином государственном реестре прав, жилой дома, расположенный по <адрес>, площадью 34,0 кв.м., 1980 года постройки, поставлен на государственный кадастровый учет с присвоением кадастрового № -2 июля 2011 года (л.д.17).
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что исковые требования представителя Чехладзе Р.С. –Захарова Ф.Г. о признании права собственности на жилой дом площадью 34 кв.м. и хозяйственные сооружения, расположенные по <адрес>- подлежат удовлетворению.
В соответствии с требованиями абз.5 ч.2 ст.14 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" от 13.07.2015 N 218-ФЗ основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: вступившие в законную силу судебные акты.
На основании выше изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования дело по иску представителя Чехладзе Р.С. –Захарова Ф.Г. к Комарову Д.Н., Администрации Большемечетновского сельского поселения, третье лицо Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области, о признании права собственности на жилой дом площадью 34 кв.м. и хозяйственные сооружения, расположенные по <адрес>- удовлетворить.
Признать право собственности Чехладзе Р.С. на жилой дом площадью 34 кв.м. и хозяйственные сооружения, расположенные по <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Семикаракорский районный суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательном виде.
Председательствующий
Мотивированное решение изготовлено 14 сентября 2018 года