Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3119/2016 ~ М-1872/2016 от 04.04.2016

Дело № 2-3119/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Псков **.** 2016 года

Псковский городской суд Псковской области в составе:

председательствующего судьи Жбановой О.В.,

при секретаре Никитиной М.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Яковлева В.Л. и Яковлевой Л.Г., действующих в своих интересах и интересах несовершеннолетних Я.А.В., Я.В.В. и Я.В.В., к Управлению по учету и распределению жилой площади Администрации г.Пскова о признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма,

УСТАНОВИЛ:

Яковлев В.Л. и Яковлева Л.Г., действуя в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей Я.А.В., Я.В.В. и Я.В.В. обратились в суд с иском, уточненным в порядке ст. 39 ГПК РФ, к Управлению по учету и распределению жилой площади Администрации г.Пскова о признании за ними права пользования жилым помещением, расположенным по адресу: г. Псков, ул. Ю., д. №**, кв. №**, на условиях договора социального найма.

В обоснование заявленных требований истцы указали, что Яковлеву В.Л. на состав семьи из четырех человек, включая супругу Яковлеву Л.Г. и двоих детей, на основании договор найма служебного жилого помещения №** от **.**.2007, заключенного с ФГУ МО РФ «Псковская КЭЧ», предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: г. Псков, ул. Ю., д. №**, кв. №**. Распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Псковской области № 7-р от 15 января 2007 года «О безвозмездной передаче имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепления на праве оперативного управления за Федеральным государственным учреждением Минобороны РФ «Псковская КЭЧ района», в собственность муниципального образования «Город Псков»», жилой дом №** по улице Ю в городе Пскове **.**2007 передан в собственность муниципального образования «Город Псков». В связи со сменой собственника имущества, Яковлев В.Л. обратился в Управление по учету и распределению жилой площади Администрации г. Пскова с заявлением о заключении договора социального найма на указанное жилое помещение, однако ему в этом было отказано в связи с тем, что жилое помещение было предоставлено Яковлеву В.Л. в качестве служебного жилья на период прохождения военной службы. По мнению истцов, данный отказ является незаконным, нарушающим их жилищные права, в связи с чем истцы просят признать за ними право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: г. Псков, ул. Ю., д. №**, кв. №** на условиях договора социального найма.

Истец Яковлев В.Л. и его представитель Махонин Е.А. в судебном заседании поддержали исковые требования в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.

Истец Яковлева Л.Г. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом о месте и времени судебного заседания.

Представитель ответчика Управления по учету и распределению жилой площади Администрации г.Пскова и третьего лица Администрации г.Пскова Семенов А.Ю., представитель третьего лица Псковского отделения ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ Кунцевич В.Ю. в судебном заседании возражали против удовлетворения заявленных требований ввиду того, что в силу п.5 ст.15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей. О постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и предоставлении его по договору социального найма истец в уполномоченные органы не обращался. Являясь действующим военнослужащим истец и члены его семьи жильем обеспечены. Кроме того Кунцевич В.Ю. пояснил, что учетное дело военнослужащего Яковлева В.Л. из ФГУ МО РФ «Псковская КЭЧ района» в ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ не передавалось.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования удовлетворению не подлежащими по следующим основаниям.

Из материалов дела судом установлено, что квартира №** дома №** по улице Ю. в городе Пскове была предоставлена Яковлеву В.Л. на основании договора найма служебного жилого помещения №** от **.**.2007, заключенного между Яковлевым В.Л. и ФГУ МО РФ «Псковская КЭЧ района» на состав семьи 4 человека, включая супругу Яковлеву Л.Г., дочь Я.А.В. и сына Я.В.В. на время прохождения военной службы (л.д.8-9).

Указанная квартира на основании Распоряжения Федерального агентства по управлению федеральным (государственным) имуществом от **.**.2007 №**, акта приема-передачи, утвержденного **.**.2007 в одностороннем порядке и ч. 11 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122 ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (л.д. 51-52, 53-55) является муниципальной собственностью г. Пскова, что подтверждается выпиской №** от №**.2016 из реестра муниципального имущества города Пскова по состоянию на **.**.2016. Запись регистрации права муниципальной собственности на здание №** от **.**.2007 (л.д. 27).

Согласно выписке из лицевого счета №** в квартире №** дома №** по улице Ю. в городе Пскове с **.**.2007 зарегистрирован Яковлев В.Л., его супруга Яковлева Л.Г., с **.**.2007 – их дочь Я,А.В., с **.**.2007 – сын Я.В.В., с **.**.2013 – дочь Я.В.В. (л.д. 7).

В 2015 году, в связи со сменой собственника жилого помещения, истец обратился в Управление по учету и распределению жилой площади Администрации г.Пскова с заявлением о заключении с ним и членами его семьи договора социального найма на указанную квартиру.

В письме №** от **.**2015 начальником Управления по учету и распределению жилой площади Администрации г.Пскова истцу разъяснено, что указанная квартира является муниципальной собственностью и была предоставлена ему в 2007 году в качестве служебного жилья в связи с прохождением военной службы и для рассмотрения вопроса о снятии статуса служебного жилья и заключении договора социального найма жилого помещения на квартиру №** дома №** по улице Ю. в городе Пскове ему необходимо представить следующие документы: решение и ходатайство отделения ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ о снятии статуса служебного жилья и заключении договора социального найма, справки об отсутствии в собственности жилых помещений на всех членов семьи и документы об увольнении с военной службы с указанием выслуги лет в календарном исчислении и статьи увольнения (л.д.10).

Истцы, заявляя требование о признании за ними права пользования спорным жилым помещением на условиях договора социального найма, основываются на положениях ст. 102 ЖК РФ и ст. 7 Федерального закона №189-ФЗ от 29.12.2004 "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", согласно которым переход права собственности на служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии, а также передача такого жилого помещения в хозяйственное ведение или оперативное управление другому юридическому лицу влечет за собой прекращение договора найма такого жилого помещения, за исключением случаев, если новый собственник такого жилого помещения или юридическое лицо, которому передано такое жилое помещение, является стороной трудового договора с работником - нанимателем такого жилого помещения. Факт принятия решения о передаче служебных жилых помещений в муниципальную собственность предполагает изменение статуса жилого помещения и к указанным отношениям применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.

Находя заявленные требования необоснованными и отказывая в их удовлетворении суд учитывает, что в рассматриваемом случае приведенные истцами нормы материального права применению не подлежат в силу следующего.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" N 76-ФЗ от 27.05.1998 г. государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета. Военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах. При этом военнослужащим - гражданам, имеющим трех и более детей, служебные жилые помещения предоставляются во внеочередном порядке.

Военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.

Пунктом 5 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" установлено, что в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.

Федеральный закон от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не изменил положения Федерального закона "О статусе военнослужащих", закрепляющего право на повторное заселение.

То обстоятельство, что реализация прав военнослужащих на жилье относится к государственным полномочиям и осуществляется за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти, не исключает возможности предоставления таким военнослужащим жилых помещений муниципального жилищного фонда по договору социального найма на основании пункта 5 статьи 15 указанного Закона.

Таким образом, законодатель установил право военных организаций на повторное заселение жилых помещений военнослужащими, независимо от того, к государственному или муниципальному жилищному фонду относятся эти помещения.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 25.12.2003 г. N 453-О, от 22.04.2004 г. N 170-О, не было установлено противоречий между положениями п. 5 ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" и конституционными правами органа местного самоуправления на самостоятельное управление муниципальной собственностью.

Конституционный Суд РФ в названных Определениях пришел к выводу, что предусмотренное в п. 5 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" фактическое ограничение права муниципалитета, как собственника соответствующего жилого фонда, по распоряжению своим имуществом, не противоречит ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации, предусматривающей возможность ограничения права собственности федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

При этом Конституционный суд РФ принял во внимание, что военная служба, по смыслу ст. 59 и 71 (пункт "т") Конституции Российской Федерации, представляет собой особый вид федеральной государственной службы, что обусловливает и особый правовой статус военнослужащих, выражающийся, в частности, в порядке их жилищного обеспечения, которое осуществляется на основе специального законодательства и по специальным правилам.

Принимая во внимание, что за военными организациями сохраняется право на повторное заселение жилых помещений военнослужащими, указанные организации пользуются всеми правами, в том числе правом решения вопроса о распределении данных помещений.

По делу не отрицалось, что спорная квартира предоставлена военнослужащему Яковлеву В.Л. и его семье, как служебная на период прохождения службы после издания Распоряжения Федерального агентства по управлению федеральным (государственным) имуществом от 15.01.2007 № 7-р и подписания акта приема-передачи жилья в муниципальную собственность.

Абзац двенадцатый пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" закрепляет, что военнослужащий имеет право на предоставление жилого помещения по договору социального найма по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более.

Материалами дела не подтверждается, что Яковлев В.Л. соответствует вышеизложенным критериям и вправе претендовать на предоставление жилья на условиях договора социального найма.

Яковлев В.Л., как военнослужащий, и члены его семьи с соблюдением требований Федерального закона "О статусе военнослужащих" обеспечены по месту военной службы служебным жилым помещением, пользуются спорной квартирой по договору найма служебного жилого помещения до настоящего времени.

Обязанность Администрации предоставить истцу и членам его семьи жилое помещение, занимаемое ими на основании договора найма служебного жилого помещения, по договору социального найма действующим законодательством не предусмотрена. По существу, требование о признании права пользования служебным помещением на условиях договора социального найма сводится к изменению заключенного договора найма служебного жилого помещения.

Основанием заключения договора социального найма является принятие с соблюдением требований Жилищного кодекса Российской Федерации решения уполномоченного органа о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (ч. 3 и 4 ст. 57 и ст. 63 ЖК РФ).

Между тем, решение о предоставлении жилого помещения, о котором возник спор, на условиях социального найма уполномоченным органом не принималось. С заявлением о постановке в качестве нуждающегося в жилом помещении и его предоставлении по договору социального найма истец в компетентные органы не обращался.

Указанная квартира предоставлена истцу как военнослужащему во временное пользование на период службы с соблюдением требований Федерального закона "О статусе военнослужащих», на основании договора найма служебного жилого помещения от **.**.2007.

Договор найма служебного жилого помещения №** от **.**2007 в установленном порядке истцами не оспорен и недействительным не признан.

Таким образом, представленными доказательствами подтверждается, что квартира предоставлялась истцу в качестве служебной и ее статус до настоящего времени не изменен. Передача жилого помещения в муниципальную собственность автоматически не влечет за собой изменение статуса служебной квартиры, а вопрос об исключении данной квартиры из числа служебной уполномоченными органами не принимался.

Оценив представленные сторонами доказательства, и руководствуясь приведенными нормами права, суд считает, что отсутствуют правовые основания для признания спорного жилого помещения утратившим статус служебного и признания за истцами права пользования спорной квартирой на условиях социального найма, в связи с чем в удовлетворении иска надлежит отказать в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении исковых требований Яковлева В.В. и Яковлевой Л.Г., действующих в своих интересах и интересах несовершеннолетних Я.А.В., Я.В.В. и Я.В.В., к Управлению по учету и распределению жилой площади Администрации г.Пскова о признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма, отказать.

Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд через Псковский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья О.В. Жбанова

Решение в окончательной форме изготовлено 08 июня 2016 года.

2-3119/2016 ~ М-1872/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Яковлева Любовь Геннадьевна
Яковлев Вячеслав Леонидович
Ответчики
Управление по учету и распределению жилой площади
Другие
ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ
Суд
Псковский городской суд Псковской области
Судья
Жбанова Ольга Владимировна
Дело на странице суда
pskovskygor--psk.sudrf.ru
04.04.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.04.2016Передача материалов судье
08.04.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.04.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.04.2016Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
04.05.2016Предварительное судебное заседание
27.05.2016Судебное заседание
03.06.2016Судебное заседание
08.06.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.06.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.07.2016Дело оформлено
13.07.2016Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее