Дело № 2-309/2014 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
« 8 » мая 2014 года г. Сердобск
Сердобский городской суд Пензенской области в составе:
председательствующего судьи Рыбалко В.А.,
с участим помощника прокурора Касьянова П.В.,
при секретаре Моткиной С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сердобске Сердобского района Пензенской области гражданское дело по заявлению прокурора Сердобского района Пензенской области к администрации Пригородного сельсовета Сердобского района Пензенской области о признании незаконным бездействия и понуждении к совершению определенных действий,
у с т а н о в и л:
В Сердобский городской суд Пензенской области с заявлением, в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Пригородного сельсовета Сердобского района Пензенской области о признании незаконным бездействия и понуждении к совершению определенных действий обратился прокурор Сердобского района. В своем заявлении прокурор Сердобского района указал на то, что прокуратурой Сердобского района была проведена проверка исполнения бюджетного законодательства, законодательства о местном самоуправлении, законодательства об обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления, законодательства о противодействии коррупции администрацией Пригородного сельсовета Сердобского района Пензенской области. В ходе данной проверки официального сайта администрации Пригородного сельсовета в сети Интернет - http://www.prigorodnoe/serdobsk.pnzreg.ru, что администрацией Пригородного сельсовета реестр расходных обязательств сельского поселения на официальном сайте не размещен.
В соответствии с действующим законодательством пользователь информацией (гражданин), организация (юридическое лицо), общественное объединение, осуществляющие поиск информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, имеет право получать достоверную информацию о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
В целях обеспечения данного права органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть Интернет, в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация. В том числе информация о деятельности органов местного самоуправления, размещаемая указанными органами в сети «Интернет» должна содержать, сведения об использовании органом местного самоуправления, подведомственными организациями выделяемых бюджетных средств и перечни информационных систем, банков данных, реестров, регистров, находящихся в ведении органа местного самоуправления, подведомственных организаций. Информация о деятельности органов местного самоуправления поселений, входящих в муниципальный район, может размещаться на официальном сайте этого муниципального района (ст. 10 Федерального закона от 9 февраля 2009 года № 8-ФЗ).
В соответствии с ч. 7 ст. 14 Федерального закона от 9 февраля 2009 года №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» перечни информации о деятельности органов местного самоуправления утверждаются в порядке, определяемом органами местного самоуправления.
08.02.2012 года администрацией Пригородного сельсовета принято постановление № 5 «О создании Интернет-сайта администрации Пригородного сельсовета Сердорбского района, согласно Положения которого информационное наполнение и обновление сайта осуществляет комиссия по информационному и техническому обеспечению Интернет-сайта администрации, который располагается по электронному адресу в сети Интернет - http://www. prigorodnoe. serdobsk.pnzreg.ru.
По результатам проверки было установлено, что администрация Пригородного сельсовета Сердобского района не выполняет вышеуказанные обязанности, не размещает реестр расходных обязательств сельского поселения на официальном сайте.
На основании изложенного, прокурор Сердобского района просит суд признать незаконным бездействие администрации Пригородного сельсовета Сердобского района Пензенской области, выразившееся в несоблюдении требований Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федерального закона от 9 февраля 2009 года №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», Бюджетного Кодекса Российской Федерации от 31 июля 1998 года №145-ФЗ в части не размещения реестра расходных обязательств муниципального образования на официальном сайте администрации Пригородного сельсовета.
Обязать администрацию Пригородного сельсовета Сердобского района Пензенской области разместить реестр расходных обязательств муниципального образования на официальном сайте администрации Пригородного сельсовета в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании помощник прокурора Сердобского района Касьянов П.В. поддержал заявленные требования в полном объеме по основаниям указанным в заявлении.
Представитель администрации Пригородного сельского совета Сердобского района Пензенской области Кузнецова М.Р. требования прокурора Сердобского района признала в полном объеме. Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, изучив материалы гражданского дела, суд считает, что требования прокурора Сердобского района законны и обоснованы, а потому подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с положениями ст.254 ГПК РФ, решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица оспариваются в суде.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Кроме того, компетенция прокурора определена Федеральным законом «О прокуратуре РФ». В силу ч.3 ст.35 указанного закона прокурор в соответствии с процессуальным законодательством РФ вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
В силу ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина-обязанность государства.
По данному делу прокурором Сердобского района заявление подано в защиту гарантированных Конституцией РФ прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в рамках полномочий, представленных ему Федеральным Законом, для восстановления их нарушенных прав и законных интересов.
В соответствии с абз. 10 ст. 2 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным законом «О местном самоуправлении» осуществляется населением и органами местного самоуправления самостоятельно. К вопросам местного значения поселения, в том числе, относится формирование, утверждение, исполнение бюджета поселения и контроль за его исполнением (п. 1 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «О местном самоуправлении»).
Согласно ч. 2 ст. 18 Федерального закона «О местном самоуправлении» финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов.
Экономическую основу местного самоуправления составляют средства местных бюджетов (ч. 1 ст. 49 Федерального закона «О местном самоуправлении»).
Статьей 52 Федерального закона «О местном самоуправлении» установлено, что каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет). Проект местного бюджета, решение об утверждении местного бюджета, годовой отчет о его исполнении, ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета и о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание подлежат официальному опубликованию. Органы местного самоуправления поселения обеспечивают жителям поселения возможность ознакомиться с указанными документами и сведениями в случае невозможности их опубликования.
В соответствии со ст. ст. 11, 15 Бюджетного Кодекса Российской Федерации от 31 июля 1998 года № 145-ФЗ, местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований. Бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования. Использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается. В местных бюджетах в соответствии с бюджетной классификацией РФ реально предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из других бюджетов бюджетной системы РФ для осуществления отдельных государственных полномочий.
Согласно ст. 9 БК РФ, к бюджетным полномочиям муниципальных образований, в том числе, относится установление и исполнение расходных обязательств муниципального образования.
В соответствии с ч. 1 ст. 87 БК РФ, органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны вести реестры расходных обязательств.
Согласно абз. 20 ст. 2, ч. 2 ст. 87 БК РФ, под реестром расходных обязательств понимается используемый при составлении проекта бюджета свод (перечень) законов, иных нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и (или) правовые основания для иных расходных обязательств с указанием соответствующих положений (статей, частей, пунктов, подпунктов, абзацев) законов и иных нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов с оценкой объемов бюджетных ассигнований, необходимых для исполнения включенных в реестр обязательств.
В соответствии с ч. 5 ст. 87 БК РФ, реестр расходных обязательств муниципального образования ведется в порядке, установленном местной администрацией муниципального образования.
В соответствии с пп. «е» п. 1 ч. 1 ст. 13, пп. «б» п. 7 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 9 февраля 2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» информация о деятельности органов местного самоуправления, размещаемая указанными органами в сети «Интернет» должна содержать, в том числе, сведения об использовании органом местного самоуправления, подведомственными организациями выделяемых бюджетных средств и перечни информационных систем, банков данных, реестров, регистров, находящихся в ведении органа местного самоуправления, подведомственных организаций.
Согласно ст. 28 БК РФ бюджетная система РФ основана, в том числе, на принципе прозрачности (открытости) бюджета, который предусматривает обязательное опубликование в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений о бюджетах по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований.
Кроме того, в соответствии с п. 3 ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 27 июля 2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» не может быть ограничен доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну).
01.01.2010 года вступил в силу Федеральный закон от 9 февраля 2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».
Согласно ст. 8 указанного закона пользователь информацией (гражданин (физическое лицо), организация (юридическое лицо), общественное объединение, осуществляющие поиск информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, имеет право получать достоверную информацию о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления
В целях обеспечения данного права органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть Интернет, в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация. В случае, если орган местного самоуправления не имеет возможности размещать информацию о своей деятельности в сети Интернет, указанная информация может размещаться на официальном сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого находится соответствующее муниципальное образование. Информация о деятельности органов местного самоуправления поселений, входящих в муниципальный район, может размещаться на официальном сайте этого муниципального района (ст. 10 Федерального закона от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ).
В соответствии со ст. 13 данного Федерального закона информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещаемая указанными органами в сети Интернет, в зависимости от сферы деятельности государственного органа, органа местного самоуправления содержит:
1) общую информацию о государственном органе, об органе местного самоуправления, в том числе:
а) наименование и структуру государственного органа, органа местного самоуправления, почтовый адрес, адрес электронной почты (при наличии), номера телефонов справочных служб государственного органа, органа местного самоуправления;
б) сведения о полномочиях государственного органа, органа местного самоуправления, задачах и функциях структурных подразделений указанных органов, а также перечень законов и иных нормативных правовых актов, определяющих эти полномочия, задачи и функции;
в) перечень территориальных органов и представительств
государственного органа за рубежом (при наличии), сведения об их задачах и
функциях, а также почтовые адреса, адреса электронной почты (при
наличии), номера телефонов справочных служб указанных органов и представительств;
г) перечень подведомственных организаций (при наличии), сведения об их задачах и функциях, а также почтовые адреса, адреса электронной почты (при наличии), номера телефонов справочных служб подведомственных организаций;
д) сведения о руководителях государственного органа, его структурных подразделений, территориальных органов и представительств за рубежом (при наличии), руководителях органа местного самоуправления, его структурных подразделений, руководителях подведомственных организаций (фамилии, имена, отчества, а также при согласии указанных лиц иные сведения о них);
е) перечни информационных систем, банков данных, реестров, регистров, находящихся в ведении государственного органа, органа местного самоуправления, подведомственных организаций;
ж) сведения о средствах массовой информации, учрежденных государственным органом, органом местного самоуправления (при наличии);
2) информацию о нормотворческой деятельности государственного органа, органа местного самоуправления, в том числе:
а) нормативные правовые акты, изданные государственным органом, муниципальные правовые акты, изданные органом местного самоуправления, включая сведения о внесении в них изменений, признании их утратившими силу, признании их судом недействующими, а также сведения о государственной регистрации нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов в случаях, установленных законодательством Российской Федерации;
б) тексты проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, внесенных в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, тексты проектов муниципальных правовых актов, внесенных в представительные органы муниципальных образований;
в) информацию о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;
г) административные регламенты, стандарты государственных и муниципальных услуг;
д) установленные формы обращений, заявлений и иных документов, принимаемых государственным органом, его территориальными органами, органом местного самоуправления к рассмотрению в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами;
е) порядок обжалования нормативных правовых актов и иных решений, принятых государственным органом, его территориальными органами, муниципальных правовых актов;
3) информацию об участии государственного органа, органа местного
самоуправления в целевых и иных программах, международном сотрудничестве, включая официальные тексты соответствующих международных договоров Российской Федерации, а также о мероприятиях, проводимых государственным органом, органом местного самоуправления, в
том числе сведения об официальных визитах и о рабочих поездках
руководителей и официальных делегаций государственного органа, органа местного самоуправления;
4) информацию о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения от них, а также иную информацию, подлежащую доведению государственным органом, органом местного самоуправления до сведения граждан и организаций в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации;
5) информацию о результатах проверок, проведенных государственным органом, его территориальными органами, органом местного самоуправления, подведомственными организациями в пределах их полномочий, а также о результатах проверок, проведенных в государственном органе, его территориальных органах, органе местного самоуправления, подведомственных организациях;
6) тексты официальных выступлений и заявлений руководителей и заместителей руководителей государственного органа, его территориальных
органов, органа местного самоуправления;
7) статистическую информацию о деятельности государственного
органа, органа местного самоуправления, в том числе:
а) статистические данные и показатели, характеризующие состояние и динамику развития экономической, социальной и иных сфер жизнедеятельности, регулирование которых отнесено к полномочиям государственного органа, органа местного самоуправления;
б) сведения об использовании государственным органом, его территориальными органами, органом местного самоуправления, подведомственными организациями выделяемых бюджетных средств;
в) сведения о предоставленных организациям и индивидуальным предпринимателям льготах, отсрочках, рассрочках, о списании задолженности по платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;
8) информацию о кадровом обеспечении государственного органа,органа местного самоуправления, в том числе:
а) порядок поступления граждан на государственную службу, муниципальную службу;
б) сведения о вакантных должностях государственной службы, имеющихся в государственном органе, его территориальных органах, о вакантных должностях муниципальной службы, имеющихся в органе местного самоуправления;
в) квалификационные требования к кандидатам на замещение вакантных должностей государственной службы, вакантных должностей муниципальной службы;
г) условия и результаты конкурсов на замещение вакантных должностей государственной службы, вакантных должностей муниципальной службы;
д) номера телефонов, по которым можно получить информацию по вопросу замещения вакантных должностей в государственном органе, его территориальных органах, органе местного самоуправления;
е) перечень образовательных учреждений, подведомственных государственному органу, органу местного самоуправления (при наличии), с указанием почтовых адресов образовательных учреждений, а также номеров телефонов, по которым можно получить информацию справочного характера об этих образовательных учреждениях;
9) информацию о работе государственного органа, органа местного самоуправления с обращениями граждан (физических лиц), организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления, в том числе:
а) порядок и время приема граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления, порядок рассмотрения их обращений с указанием актов, регулирующих эту деятельность;
б) фамилию, имя и отчество руководителя подразделения или иного; должностного лица, к полномочиям которых отнесены организация приема лиц, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, обеспечение рассмотрения их обращений, а также номер телефона, по которому можно получить информацию справочного характера;
в) обзоры обращений лиц, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, а также обобщенную информацию о результатах рассмотрения этих обращений и принятых мерах.
Государственные органы, органы местного самоуправления наряду с
информацией, указанной в части 1 настоящей статьи и относящейся к их деятельности, могут размещать в сети Интернет иную информацию о своей деятельности с учетом требований настоящего Федерального закона.
Состав информации, размещаемой государственными органами, органами местного самоуправления в сети Интернет, определяется соответствующими перечнями информации о деятельности указанных органов, предусмотренными статьей 14 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 7 ст. 14 Федерального закона от 9 февраля 2009 года №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» перечни информации о деятельности органов местного самоуправления утверждаются в порядке, определяемом органами местного самоуправления.
08.02.2012 года администрацией Пригородного сельсовета было принято постановление № 5 «О создании Интернет-сайта администрации Пригородного сельсовета Сердобского района».
Официальный адрес сайта администрации Пригородного сельсовета в сети Интернет - http://www. prigorodnoe. serdobsk.pnzreg.ru.
В соответствии с п. 1.7 Положения об официальном интернет-сайте Пригородного сельсовета, утвержденного постановлением администрации № 5 от 08.02.2012 года информационное наполнение и обновление сайта осуществляет комиссия по информационному и техническому обеспечению интернет-сайта администрации.
Однако, в судебном заседании было установлено, что в ходе проверки, проведённой прокуратурой Сердобского района 24.04.2014 года Интернет-сайта Сердобского района, располагающегося по электронному адресу в сети Интернет - http://www. prigorodnoe. serdobsk.pnzreg.ru, реестр расходных обязательств сельского поселения на официальном сайте не размещен.
На основании изложенного, дальнейшее бездействие со стороны администрации Пригородного сельсовета Сердобского района, выражающееся в невыполнение требований законодательства о размещении в сети Интернет реестра расходных обязательств сельского поселения в случаях, если обязанность по размещению такой информации установлена федеральным законом, нарушает права граждан и юридических лиц на получение доступа к данной информации о деятельности органов местного самоуправления, что нарушается принцип публичности и открытости деятельности органов местного самоуправления.
Таким образом, суд приходит к выводу, что требования прокурора Сердобского района основаны на законе и подтверждены, представленными в материалах дела доказательствами, в связи с чем, суд считает возможным удовлетворить заявленные требования прокурора в полном объеме.
В соответствии с ч.1 ст. 258 ГПК РФ, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа местного самоуправления устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
На основании изложенного и руководствуясь требованиями ст. ст. 45, 194-198, 254-258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление прокурора Сердобского района Пензенской области удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Пригородного сельсовета Сердобского района выразившееся в несоблюдении требований Федерального закона от 6 октября 2003года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федерального закона от 9 февраля 2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», Бюджетного Кодекса Российской Федерации от 31 июля 1998 года №145-ФЗ в части неразмещения реестра расходных обязательств муниципального образования на официальном сайте администрации Пригородного сельсовета.
Обязать администрацию Пригородного сельсовета разместить реестр расходных обязательств муниципального образования на официальном сайте администрации Пригородного сельсовета в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу, принятых мерах известить суд.
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Сердобский городской суд в течение одного месяца со дня вынесения.
Судья Рыбалко В.А.