Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-344/2012 ~ М-276/2012 от 15.05.2012

Дело № 2-344/2012 14 июня 2012 года

Р Е Ш Е Н И Е

И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и

Сланцевский городской суд Ленинградской области в составе:

председательствующего судьи Дорошенко Н.А.

при секретаре Буланчиковой Е.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Андреевой Натальи Владимировны к Управлению Пенсионного фонда РФ в Сланцевском районе Ленинградской области об обязании включить в льготный трудовой стаж для назначения досрочной трудовой пенсии период работы с 1.01.1994 года по 30.09.1996 года в муниципальном предприятии Сланцевское РТМО,

у с т а н о в и л:

Истица Андреева Н.В. обратилась в суд с иском к ответчику Управлению Пенсионного фонда РФ в Сланцевском районе и просила признать, что она в период с 01.01.1994 г. по 30.09.1996 г. работала врачом кардиологического отделения лечебного учреждения органов здравоохранения, каковым являлось муниципальное предприятие Сланцевское районное территориальное объединение и обязать ответчика включить вышеуказанный период в ее льготный стаж работы для назначения досрочной трудовой пенсии.

25 мая 2012 года Андреева Н.В. представила дополнение к иску и просила обязать УПФР в Сланцевском районе назначить ей досрочную трудовую пенсию по возрасту с момента ее обращения в УПФР в Сланцевском районе с заявлением о назначении пенсии – с 29 марта 2012 года.

В обоснование требований истица пояснила, что с 1981 года работала врачом в Сланцевской центральной районной больнице, которая 1 января 1990 года была переименована в Сланцевское районное территориальное объединение, с 1 января 1994 года – в муниципальное предприятие Сланцевское районное территориальное медицинское объединение, с 1 октября 1996 года - в муниципальное учреждение Сланцевское РТМО. В период между двумя последними переименованиями больницы она работала там врачом кардиологом палаты интенсивной терапии кардиологического отделения. 29 марта 2012 года она обратилась в УПФР в Сланцевском районе с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии в связи с тем, что ее специальный трудовой стаж, связанный с лечебной деятельностью, составил 30 лет. Комиссией по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФР в Сланцевском районе от 28 апреля 2012 года ей было отказано в назначении пенсии со ссылкой на то, что в ее специальный стаж период работы с 01.01.1994 г. по 30.09.1996 г. в муниципальном предприятииСланцевское РТМО не может быть засчитан. Ей было предложено обратиться в суд с заявлением, чтобы в судебном порядке доказать, что в спорный период она работала в медицинском учреждении, и он должен быть включен в льготный стаж для назначения досрочной пенсии. С данным решением она не согласна, так как после переименования учреждения в предприятие ее функциональные обязанности, должность, условия труда оставались прежними в течение всего периода работы в СРТМО, в том числе и в спорный период.

Андреева Н.В. просит удовлетворить ее требования.

Ответчик УПФР в Сланцевском районе в судебное заседание не явился, письменно просил рассмотреть дело без участия своего представителя, указав что, возражает против удовлетворения иска Андреевой Н.В. в связи с отсутствием правовых оснований <данные изъяты>

В своем отзыве <данные изъяты> ответчик указал, что согласно записи в трудовой книжке истца она работала в период с 01.01.1994 г. по 01.10.1996 г. в муниципальном предприятииСланцевское РТМО. В соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» право на досрочную трудовую пенсию по возрасту имеют лица, осуществляющие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. Поскольку Андреева Н.В. в спорный период осуществляла лечебную деятельность в муниципальном предприятии, а не в учреждении, ответчик полагает, что требования истца не основаны на законе. В спорный период действовал Закон «О государственных пенсиях в РФ», который не ставил в зависимость назначение досрочной трудовой пенсии от организационно-правовой формы юридического лица. Однако в статье 83 названного Закона определено, что характер работы для подтверждения специального трудового стажа определяется Списками соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций)…, утвержденными Правительством РФ. Пунктом 1 Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых дает право на пенсию по выслуге лет, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 464 установлено, что право на пенсию по выслуге лет имеют врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования и должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности. Конституционный суд в своем Постановлении № 11-П от 03.06.2004 г. установил, что для определения права на назначение пенсии форма собственности учреждения значения не имеет. Однако, понятие формы собственности учреждения отлично от понятия организационно-правовой формы юридического лица. Учреждение относится к некоммерческой организации, муниципальное предприятие согласно статье 113 ГК РФ является коммерческой организацией. Таким образом, законом установлена единственная организационно-правовая форма юридического лица «учреждение», работа в котором включается в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии.

Третье лицо – МУЗ Сланцевская центральная районная больница было надлежащим образом извещено о времени и месте судебного заседания <данные изъяты> от него поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие его представителя с указанием на поддержание иска в полном объеме <данные изъяты>

Суд, заслушав объяснения истца, изучив материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», вступившего в законную силу с 1 января 2002 г., лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона.

В силу ст. 81 Закона «О государственных пенсиях в РФ», действовавшего в период работы истицы Андреевой Н.В. в муниципальном предприятии Сланцевское РТМО с 01.01.1994 г. по 30.09.1996 г., пенсия в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения устанавливалась при выслуге не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах.

Таким образом, закон, который ставит в зависимость назначение досрочной трудовой пенсии от осуществления лечебной деятельности в учреждениях здравоохранения, действует с 01 января 2002 г.

В период приобретения истцом пенсионных прав в результате длительной профессиональной деятельности, в том числе и в спорный период, действовал иной закон, который не ставил в зависимость назначение досрочной трудовой пенсии от вида организации: предприятие либо учреждение (предприятие – коммерческая организация в соответствии со ст. 113 ГК РФ, учреждение – некоммерческая организация в соответствии со ст. 120 ГК РФ).

В пункте 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 464, действовавшего в спорный период, указано, что в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, засчитываются все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных прилагаемым Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).

Пунктом 1 прилагаемого Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию по выслуге лет установлено, что право на пенсию по выслуге лет имеют врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.

Таким образом, действовавшее на спорный период законодательство не содержало требований о том, чтобы лечебная деятельность осуществлялась только в учреждениях, назначение такой пенсии гарантировалось на равных основаниях работникам, занятым в учреждениях (организациях) здравоохранения. Причем, вид (тип) организации, учреждения действующим законодательством не был определен, и оно не ставило в зависимость назначение досрочной трудовой пенсии от вида (типа) учреждения (организации), организационно-правовой формы юридического лица.

В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 г. № 25, изложенными в п. 9, вопрос о виде (типе) учреждения (организации) должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании.

Из трудовой книжки истицы <данные изъяты> следует, что 01.01.1994 г. Сланцевское РТМО переименовано в муниципальное предприятие Сланцевское районное территориальное медицинское объединение, 01.10.1996 г. муниципальное предприятие Сланцевское районное территориальное медицинское объединение переименовано в муниципальное учреждение здравоохранения Сланцевская центральная районная больница, истица в указанный период работала в должности врача кардиолога палаты интенсивной терапии кардиологического отделения.

Следует отметить, что переименование Сланцевского РТМО в муниципальное предприятие СРТМО не повлекло изменения предмета деятельности юридического лица – оказание квалифицированной медицинской помощи населению. Данное обстоятельство не оспаривается ответчиком.

Не оспаривается ответчиком в письменном отзыве на исковые требования, и то обстоятельство, что занимаемая истицей Андреевой Н.В. должность и выполняемые в соответствии с нею должностные обязанности в соответствии с действующим законодательством предоставляют ей право на назначение досрочной трудовой пенсии.

Сама по себе организационно-правовая форма юридического лица (коммерческая или некоммерческая организация) не может предопределять различий в условиях и характере профессиональной деятельности медицинских работников и не свидетельствует о существовании таких различий.

Кроме того, довод ответчика о том, что Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию по выслуге лет, утвержденным Постановлением Совмина РСФСР от 06.09.1991 г. № 464, предоставляется право на назначение досрочной трудовой пенсии только тем лицам, которые осуществляли трудовую деятельность в учреждениях всех форм собственности, а не в иных организациях, предприятиях, не может быть принят судом во внимание по следующим основаниям.

Статьей 83 Закона «О государственных пенсиях в РФ», действовавшего в спорный период, прямо определены полномочия Правительства РФ по согласованию с Пенсионным фондом РФ утверждать списки лишь соответствующих работ (профессий, должностей), с учетом которых назначается пенсия за выслугу лет, а не учреждений, организаций. Именно по этому основанию постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 26.06.2002 года № 173 п ВО1 раздел «Наименование учреждений» Списка профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного постановлением Совмина РСФСР от 06.09.1991 г. № 463, отменен.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 03.06.2004 г. № 11-П по делу о проверке конституционности положений подпунктов 10,11,и 12 п.1 ст. 28, пунктов 1 и 2 ст. 31 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» в связи с запросами Государственной Думы Астраханской области…» взаимосвязанные нормативные положения подпунктов 10,11,12 п.1 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» признаны не соответствующими Конституции РФ, ее статьям 19 (ч.1 и 2), 39 (ч.1 и 2), и 55 (ч.2 и 3) в той мере, в какой системе действующего правового регулирования пенсионного обеспечения данные положения не позволяют засчитывать в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, занимающимся лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, не являющихся государственными или муниципальными, которые включались в соответствующий стаж ранее действовавшим законодательством, при том, что законодательное регулирование порядка сохранения и реализации пенсионных прав, уже приобретенных указанными лицами в результате длительной профессиональной деятельности, до настоящего времени отсутствует.

Учитывая требования статьи 4 ГК РФ о том, что акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие, а также решение Конституционного суда РФ, разъяснения Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 г. № 25, постановление Президиума Верховного Суда РФ от 26.06.2002 года № 173 п ВО1, суд полагает возможным применить в соответствии со ст. 6 ГК РФ аналогию права, поскольку право истицы Андреевой Н.В. на досрочную трудовую пенсию было приобретено в период ее трудовой деятельности, до вступления в законную силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», а законодательное регулирование порядка сохранения и реализации пенсионных прав, как указано в Постановлении Конституционного Суда РФ, до настоящего времени отсутствует.

При таких обстоятельствах суд находит, что решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при УПФР в Сланцевском районе от 28 апреля 2012 года № 140 об отказе в назначении досрочной пенсии Андреевой Н.В. по причине не включения в специальный стаж спорного периода работы в должности врача-кардиолога палаты интенсивной терапии кардиологического отделения в муниципальном предприятии Сланцевское районное территориальное медицинское объединение с 1 января 1994 года по 30 сентября 1996 года является незаконным. Поэтому требование Андреевой Н.В. об обязании УПФР в Сланцевском районе включить указанный период работы в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии является обоснованным и подлежит удовлетворению.

Истицей заявлено требование об обязании УПФР в Сланцевском районе назначить ей досрочную трудовую пенсию.

Как следует из объяснений истицы, материалов дела <данные изъяты> она обратилась за назначением пенсии 29 марта 2012 года.

В письменном отзыве УПФР в Сланцевском районе по иску говорится, что в случае удовлетворения судом требований истицы о включении в специальный стаж спорного периода, этот стаж будет засчитан в специальный медицинский стаж работы Андреевой Н.В., необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии, в результате чего специальный медицинский стаж истицы на момент обращения составит 30 лет, и в этом случае у Андреевой Н.В. возникает право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.

В соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа, либо только в городах трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Закона.

В пункте 1 статьи 19 данного Закона указано, что трудовая пенсия назначается со дня обращения за нею.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание выше приведенные нормы Закона, а также то, что решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при УПФР в Сланцевском районе по отказу в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с не включением в специальный медицинский стаж истицы периода работы в муниципальном предприятии СРТМО с 1 января 1994 года по 30.09 1996 г. признано незаконным и суд обязал УПФР в Сланцевском районе включить указанный период в специальный стаж, суд полагает, что требования истицы Андреевой Н.В. об обязании УПФР в Сланцевском районе назначить ей досрочную трудовую пенсию с 29 марта 2012 года также подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 –199 ГПК РФ,

Р е ш и л:

Иск Андреевой Натальи Владимировны удовлетворить.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в Сланцевском районе Ленинградской области зачесть в специальный стаж Андреевой Натальи Владимировны время работы с 01 января 1994 года по 30 сентября 1996 года в должности врача кардиолога палаты интенсивной терапии кардиологического отделения муниципального предприятия Сланцевское районное территориальное медицинское объединение и назначить Андреевой Наталье Владимировне досрочную трудовую пенсию по старости с 29 марта 2012 года.

Решение может быть обжаловано в течение месяца после принятия судом решения в окончательной форме в Ленинградский областной суд с подачей жалобы через Сланцевский городской суд.

Председательствующий судья Н.А. Дорошенко

2-344/2012 ~ М-276/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Андреева Наталья Владимировна
Ответчики
Управление пенсионного фонда России в Сланцевском районе Ленинградской области
Другие
Сланцевская центральная районная больница
Суд
Сланцевский городской суд Ленинградской области
Судья
Дорошенко Наталья Александровна
Дело на странице суда
slancevsky--lo.sudrf.ru
15.05.2012Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.05.2012Передача материалов судье
15.05.2012Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.05.2012Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.05.2012Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.06.2012Судебное заседание
19.06.2012Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.07.2012Дело оформлено
10.09.2014Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее