Мотивированное решение Дело № 2-405/2020
изготовлено 23.07.2020 51RS0017-01-2020-000603-58
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Заполярный 21 июля 2020 года
Печенгский районный суд Мурманской области в составе:
председательствующего судьи Самойловой О.В.,
при секретаре Деруновой О.Н.,
с участием:
- прокурора - помощника военного прокурора гарнизона Заозерск Федюшкина Е.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Федерального государственного казенного учреждения «Северное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации к Рябчук В.В. о признании утратившим право пользования жилым помещением, выселении без предоставления другого жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Федерального государственного казенного учреждения «Северное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (далее – ФГКУ «СРУЖО» Минобороны России, Учреждение) обратилось в суд с иском к Рябчук В.В. о признании утратившим право пользования жилым помещением, выселении без предоставления другого жилого помещения.
В обоснование иска указано, что ответчику на основании договора найма от 14.03.2019 № № предоставлено служебное жилое помещение по адресу: <адрес> на время прохождения военной службы в войсковой части 38643.
Согласно пункту 19 указанного Договора наниматель жилого помещения обязан при прекращении его действия освободить жилое помещения, в ином случае он подлежит выселению в судебном порядке.
Собственником данного жилого помещения является Министерство обороны РФ.
Приказом командующего Северным флотом от 29.01.2020 Рябчук В.В. досрочно уволен с военной службы в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями и исключен из списков личного состава войсковой части.
Вместе с тем, согласно сведениям ДУ № 1 нп. Спутник, ответчик сохраняет свою регистрацию в спорном жилом помещении.
20.02.2020 ответчику направлено уведомление о необходимости предоставления документов, подтверждающих право проживания в спорном жилом помещении, которые до настоящего времени не предоставлены.
18.03.2020 в адрес ответчика направлено требование об освобождении вышеуказанного жилого помещения в специализированном жилищном фонде Министерства обороны РФ, которое до настоящего момента не исполнено.
Полагает, что отказ ответчика в добровольном порядке освободить занимаемое служебное жилое помещение по указанному адресу нарушает права третьих лиц (военнослужащих) на обеспечение служебным жилым помещением.
Учитывая изложенное, просит суд признать Рябчук В.В. утратившим право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес> выселить его из указанного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения.
Ответчик письменные возражения на иск не представил, в телефонограмме сообщил о согласии с иском.
Представитель истца ФГКУ «СРУЖО» Минобороны России в судебное заседание не явился, заблаговременно и надлежащим образом извещен о времени и месте его проведения, ходатайствовал о рассмотрении дела в своё отсутствие в связи с территориальной отдаленностью.
Ответчик Рябчук В.В. в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения извещен заблаговременно и надлежащим образом. Заявлений, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявлял.
Представитель третьего лица ФГКУ «Северрегионжильё» Министерства обороны РФ, отделение (территориальное нп. Печенга) в судебное заседание не явился, заблаговременно и надлежащим образом извещен о времени и месте его проведения, представил ходатайство о рассмотрении дела в своё отсутствие в связи с территориальной отдаленностью, в котором исковые требования поддержал в полное объёме.
В связи с тем, что отложение рассмотрения дела существенно нарушает право истца на судебную защиту в установленные законом срок, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, в порядке заочного производства, согласно статьям 167, 233, 234 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив письменные материалы настоящего гражданского дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего исковые требования о признании ответчика утратившим право пользования спорным жилым помещением и его выселении из него законными и обоснованными, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации и части 4 статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации каждый имеет право на жилище, и никто не может быть выселен либо ограничен в праве пользования жилым помещением, иначе как по основаниям и в порядке, установленном законом.
Согласно пункту 12 статьи 1 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне», имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
В соответствии со статьями 125, 214 Гражданского кодекса Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации осуществляет от имени Российской Федерации права собственника и выступает в суде в отношении имущества, передавшего ему в установленном порядке Российской Федерацией.
В соответствии с подпунктом 1 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации к одному из видов жилых помещений специализированного жилищного фонда относится служебное жилое помещение.
Согласно статье 93 Жилищного кодекса Российской Федерации, служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Частью 2 статьи 99 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
В соответствии с пунктом 1 статьи 100 Жилищного кодекса Российской Федерации, по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем.
В силу части 5 статьи 100 Жилищного кодекса Российской Федерации, к пользованию специализированными жилыми помещениями по договорам найма таких жилых помещений применяются правила, предусмотренные статьей 65, частями 3 и 4 статьи 67 и статьей 69 настоящего Кодекса, за исключением пользования служебными жилыми помещениями, к пользованию которыми по договорам найма таких помещений применяются правила, предусмотренные частями 2 - 4 статьи 31, статьей 65 и частями 3 и 4 статьи 67 настоящего Кодекса, если иное не установлено другими федеральными законами.
Согласно части 1 статьи 102 Жилищного кодекса Российской Федерации договор найма специализированного жилого помещения прекращается в связи с утратой (разрушением) такого жилого помещения или по иным предусмотренным настоящим Кодексом основаниям.
Частью 3 статьи 104 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
Согласно части 1 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 данной статьи и частью 2 статьи 102 Кодекса.
В силу части 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях:
1) члены семьи военнослужащих, должностных лиц, сотрудников органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации, органов государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших (умерших) или пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей;
2) пенсионеры по старости;
3) члены семьи работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии и который умер;
4) инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья по вине работодателя, инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие профессионального заболевания в связи с исполнением трудовых обязанностей, инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами I или II групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с исполнением обязанностей военной службы, семьи, имеющие в своем составе детей-инвалидов, инвалидов с детства.
На основании части 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 Жилищного кодекса Российской Федерации категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях; если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
По смыслу приведенных выше норм права, прекращение трудовых отношений с работодателем, предоставившим жилое помещение, служит лишь основанием для прекращения договора найма служебного жилого помещения, но не влечет за собой автоматическое прекращение договора в момент увольнения сотрудника. Договор найма служебного жилого помещения сохраняет свое действие вплоть до его добровольного освобождения нанимателем, при отказе от которого гражданин подлежит выселению в судебном порядке с прекращением прав и обязанностей в отношении занимаемого жилья.
При этом наймодатель вправе в любое время после увольнения нанимателя потребовать выселения последнего и членов его семьи из служебного жилого помещения.
На основании статьи 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В ходе судебного разбирательства установлено и не оспаривается сторонами, что ответчику на основании договора найма от 14.03.2019 № предоставлено служебное жилое помещение по адресу: <адрес> на время прохождения военной службы в войсковой части 38643 (л.д.15).
Собственником данного жилого помещения является Министерство обороны РФ.
Приказом директора департамента имущественных отношений Министерства обороны РФ № 657 жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> закреплено на праве оперативного управления за ФГКУ «СЗТУИО» (л.д.59-60).
Приказом командующего Северным флотом от 29.01.2020 № Рябчук В.В. досрочно уволен с военной службы в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями и исключен из списков личного состава войсковой части с 31.01.2020 (л.д.16).
Согласно представленной истцом справке ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ по ОСК СФ ЖКС № 5, ДУ № 1 пгт Печенга от 15.05.2020 № 133, Рябчук В.В. сохраняет регистрацию по месту пребывания в спорном жилом помещении с 23.05.2018 по 22.09.2022 (л.д.17).
Лицевой счет на спорное жилое помещение открыт на имя Рябчук В.В. и имеет задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг (л.д.18).
Представленной по запросу суда врио командира войсковой части 38643 информацией от 26.06.2020 подтверждается, что ответчик Рябчук В.В. с 31.01.2020 исключен из списков личного состава воинской части и направлен для постановки на воинский учет в военный комиссариат Кольского района (л.д.61, 62-63).
В связи с убытием ответчика из войсковой части 38643 20.02.2020 ответчику направлено уведомление о необходимости предоставления документов, подтверждающих право проживания в спорном жилом помещении, которые Рябчук В.В. предоставлены не были (л.д.70).
Кроме того, в адрес ответчика направлено требование об освобождении вышеуказанного жилого помещения в специализированном жилищном фонде Министерства обороны РФ, в срок до 01.04.2020, которое ответчиком до настоящего времени не исполнено (л.д.69).
При осуществлении по запросу суда УУП ОМВД России по Печенгскому району выезда по адресу: <адрес>, должностным лицом установлено, что в спорном жилом помещении ответчик фактически длительное время не проживает (л.д.92, 93).
Поскольку ответчиком не предоставлены документы, послужившие основанием для проживания в спорном жилом помещении, требование об освобождении служебного жилого помещения ответчиком до настоящего времени добровольно не исполнено, суд приходит к выводу о том, что Рябчук В.В. в добровольном порядке освободить занимаемое служебное жилое помещение и сняться с регистрационного учета по вышеуказанному адресу отказывается, чем нарушает права третьих лиц (военнослужащих) в осуществлении своих законных прав в рамках обеспечения служебными жилыми помещениями, в том числе и помещением, расположенным по адресу: <адрес>, поскольку жилые помещения специализированного жилого фонда Вооруженных Сил Российской Федерации предназначены для обеспечения жильем военнослужащих, проходящих военную службу в военной части по месту нахождения таких помещений.
Анализ вышеприведенных норм права позволяет сделать вывод о том, что с момента прекращения службы в войсковой части 38643 в связи с убытием к новому месту службы, ответчик обязан освободить занимаемое им служебное жилое помещение.
Оценивая в совокупности изложенные выше обстоятельства, с учетом вышеперечисленных норм закона, суд приходит к выводу о том, что у ответчика отсутствуют законные основания для пользования служебной квартирой и находит требования истца о признании Рябчук В.В. утратившим право пользования жилым помещением и его выселении без предоставления другого жилого помещения обоснованными и подлежащими удовлетворению, поскольку суду, в нарушение статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не предоставлены доказательства, свидетельствующие о наличии законных оснований для использования Рябчук В.В. спорного жилого помещения.
Разрешая заявленные требования, суд также учитывает, что Рябчук В.В. фактически в спорном жилом помещении не проживает, предоставил выделенное ему служебное жилье третьему лицу в отсутствие законных оснований, что подтверждается объяснениями, отобранными участковым при посещении спорного жилого помещения (л.д.92-93).
Иных обстоятельств, при которых, в соответствии с частью 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации, выселение ответчика из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения не допускается, при рассмотрении дела не установлено.
Кроме того, согласно пункту 8 статьи 333.20 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с настоящей главой, государственная пошлина уплачивается ответчиком.
В соответствии со статьей 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Анализ приведенных правовых норм позволяет сделать вывод, что если истец освобожден от уплаты государственной пошлины, она взыскивается с ответчика исходя из той суммы, которую должен был уплатить истец, если бы он не был освобожден от уплаты государственной пошлины.
Такой вывод согласуется и с положениями части 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, устанавливающей принцип распределения фактически понесенных судебных расходов в зависимости от результата рассмотрения дела.
Статьей 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции на день рассмотрения дела по существу) по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, государственная пошлина при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера уплачивается организациями в размере 6000 рублей.
Поскольку ФГКУ «СРУЖО» Министерства обороны Российской Федерации является юридическим лицом, то размер государственной пошлины за подачу иска неимущественного характера составит 6000 рублей.
При таких обстоятельствах, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в бюджет муниципального образования Печенгский район Мурманской области в размере 6000 рублей.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 194-199, 233-238 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Федерального государственного казенного учреждения «Северное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации к Рябчук В.В. о признании утратившим право пользования жилым помещением, выселении без предоставления другого жилого помещения - удовлетворить.
Признать Рябчук В.В., *.*.* года рождения, уроженца <адрес>, утратившим право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>.
Выселить Рябчук В.В., *.*.* года рождения, уроженца <адрес>, из жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> без предоставления другого жилого помещения.
Взыскать с Рябчук В.В., *.*.* года рождения, уроженца <адрес>, в доход бюджета муниципального образования Печенгский район государственную пошлину в размере 6 000 (шесть тысяч) рублей.
Ответчик вправе подать в Печенгский районный суд Мурманской области заявление об отмене заочного решения в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Печенгский районный суд Мурманской области в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья О.В. Самойлова