Дело № 2-1013/2019
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 марта 2019 года г. Пятигорск
Пятигорский городской суд Ставропольского края в составе:
председательствующего Шевляковой И.Б.
при секретаре Авакян А.А.,
с участием
представителя истца Дегавцовой Е.М.,
представителя ответчика Горячкиной В.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале Пятигорского городского суда гражданское дело по исковому заявлению ФИО4 Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> (ФИО4 по <адрес>) к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения <адрес> «Городская клиническая больница» <адрес> (ГБУЗ СК «ГКБ» <адрес>) о признании действий, выразившихся в непринятии мер по приведению помещений больницы в соответствие с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства, противоправными, обязании привести помещения больницы в соответствие с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства и довести решение суда до сведения потребителей через средства массовой информации,
У С Т А Н О В И Л :
ФИО4 Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> (ФИО4 по <адрес>) обратилось в суд с исковыми требованиями к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения <адрес> «Городская клиническая больница» <адрес> (ГБУЗ СК «ГКБ» <адрес>) о признании действий ГБУЗ СК «ГКБ» <адрес>, выразившихся в непринятии мер по приведению помещений больницы в соответствие с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства, противоправными, обязании ГБУЗ СК «ГКБ» <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ привести помещения больницы в соответствие с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства и довести решение суда до сведения потребителей через средства массовой информации или иным способом в течение 10 дней после вступления решения суда в законную силу.
Полномочный представитель ФИО4 по <адрес> – ФИО6 в судебном заседании заявленные ФИО4 по <адрес> исковые требования к ГБУЗ СК «ГКБ» <адрес> поддержала в полном объеме, пояснив в их обоснование, что на основании распоряжения ФИО4 по <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица ГБУЗ СК «ГКБ» <адрес>, расположенного по адресу: <адрес>, руководителем которого является главный врач ФИО2, была проведена проверка в рамках государственного санитарно-эпидемиологического надзора. Целью проверки являлось выполнение предписания № от ДД.ММ.ГГГГ об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований.
Деятельность ГБУЗ СК «ГКБ» <адрес> осуществляется на основании лицензии на осуществление медицинской деятельности № № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Министерством здравоохранения <адрес>.
Согласно п. 4.5 Устава ГБУЗ СК «ГКБ» <адрес> учреждение обязано: - обеспечивать своевременно и в полном объеме выплату работникам Учреждения заработной платы и проводить ее индексацию в соответствии с федеральным законодательством <адрес>, создавать безопасные условия труда работникам Учреждения и нести ответственность в установленном порядке за ущерб, причиненный их здоровью и трудоспособности (подп. 7); - возмещать ущерб, причиненный нерациональным использованием земли и других природных ресурсов, загрязнением окружающей среды, нарушением правил безопасности производства, санитарно-гигиенических норм и требований по защите здоровья работников и населения (подп. 14); - обеспечивать своих работников безопасными условиями труда и нести ответственность в установленном порядке за ущерб, причиненный их здоровью и трудоспособности (подп. 15);
Согласно п. 4.14 Устава учреждение проводит мероприятия по улучшению условий труда, обеспечивает обязательное социальное и медицинское страхование работников в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством <адрес>;
Согласно п. 4.15 Устава учреждение обязано принимать меры по обеспечению безопасных условий труда и несет материальную ответственность в установленном законодательством Российской Федерации и законодательством <адрес> порядке за вред, причиненный их здоровью и потерю трудоспособности.
Согласно п. 2 ст. 50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право давать гражданам и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки.
По итогам проверки ГБУЗ СК «ГКБ» <адрес> был составлен Акт № от ДД.ММ.ГГГГ, в котором отражены нарушения обязательных требований, установленных (нормативными) правовыми актами, согласно п. 4.2, п. 11.14, п. 7.8 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» - Требования к внутренней отделке помещений - Поверхность стен, полов и потолков помещений должна быть гладкой, без дефектов, легкодоступной для влажной уборки и устойчивой к обработке моющими и дезинфицирующими средствами. При использовании панелей их конструкция также должна обеспечивать гладкую поверхность. Санитарное содержание помещений, оборудования, инвентаря - Устранение текущих дефектов отделки (ликвидация протечек на потолках и стенах, следов сырости, плесени, заделка трещин, щелей, выбоин, восстановление отслоившейся облицовочной плитки, дефектов напольных покрытий и других) должно проводиться незамедлительно.
В нарушение вышеуказанных пунктов СанПиН № «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» ГБУЗ СК «ГКБ» <адрес> допустило следующее: 7-й этажный хирургический корпус:
- на лестничных площадках нарушена целостность покрытия стен - отслоение покраски, напольная плитка с трещинами и выбоинами, деревянные конструкции (окна, двери) имеют высокий процент износа, требуют замены;
- 6 этаж - ЛОР отделение: в процедурном кабинете плитка под раковиной частично отслоилась, порван линолеум, яма в стяжке на полу;
- 4-этаж - Отделение общей хирургии: в сан.узле для пациентов следы отслоившейся покраски на потолке и стенах, порван линолеум, частично плитка на стенах отсутствует. Процедурный кабинет - в левом углу при входе на потолке и частично на стене следы отслоившейся покраски, подтеки на потолке. Палата №- оборваны обои, палаты №№ под раковиной на стенах следы отслоившейся покраски, ржавые трубы. Палата № - на потолке над окном следы отслоившейся покраски, подтеки. Палата № - на потолке во многих местах следы отслоившейся покраски. В коридоре при входе в отделение, у лифта, около перевязочной нарушена целостность напольного покрытия;
- 3 этаж - Отделение травматологии: в коридоре отделения линолеум частично порван. В сан.узле для пациентов - нарушена целостность покрытия пола (плитка на полу отсутствует частично), дыра в стене рядом с унитазом. Палата №- нарушена целостность стен, на стенах частично содрана краска, множество небольших дыр. Палата №- нарушена целостность стен (множество небольших дыр), под раковиной на стене следы отслоившейся покраски, ржавые трубы. Палата №- под раковиной на стене следы отслоившейся покраски;
- 2 этаж - Отделение экстренной хирургии: в коридоре под линолеумом пол имеет значительные неровности, целостность линолеума не нарушена. В процедурных кабинетах, в клизменной - нарушена целостность покрытия потолка, следы отслоившейся покраски. В комнате для грязного белья - нарушена целостность покрытия стен (плитка на стенах частями отсутствует), на потолке подтеки, трещины. В санитарной комнате - нарушена целостность покрытия стен, плитка на стенах частями отсутствует. В палатах №№ - под раковиной на стене следы отслоившейся покраски, ржавые трубы. Палата № - нарушена целостность покрытия стен, следы отслоившейся покраски. Палата № - на потолке следы подтеков. Палата № - нарушена целостность стен (на стенах частично содрана краска, множество небольших дыр);
- 1 этаж - Реанимация: Палаты интенсивной терапии - нарушена целостность покрытия стен, потолка.
В связи с невыполнением в полном объеме предписания № от ДД.ММ.ГГГГ об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований, что является нарушением п. 2 ст. 50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ГБУЗ СК «ГКБ» <адрес> привлечено к административной ответственности по ст. 6.4. КоАП РФ (протокол № от ДД.ММ.ГГГГ, постановление № от ДД.ММ.ГГГГ, представление № от ДД.ММ.ГГГГ, предписание № от ДД.ММ.ГГГГ.). С нарушениями законный представитель ГБУЗ СК «ГКБ» <адрес> ФИО3, действующий на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, был согласен, что отражено в протоколе.
Таким образом, санитарные правила и иные нормативно-правовые акты РФ направленные на безопасность выполнения услуг (работ) являются обязательными для исполнителей в целях выполнения таких действий в качестве гаранта безопасности для жизни и здоровья граждан (потребителей).
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», граждане имеют право на благоприятную среду обитания.
В силу ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», юридические лица обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
В соответствии с ч. 1 ст. 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ч. 3 ст. 39 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Основанием для предъявления иска ФИО4 по <адрес> в порядке ст. 46 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц (потребителей) явилось бездействие ГБУЗ СК «ГКБ» <адрес>, выраженное в нарушении санитарно-эпидемиологических требований - обязательных требований к обеспечению безопасности и безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний.
Нарушение вышеуказанных требований может привести к существенному нарушению прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, к распространению инфекционных заболеваний, возникновение и распространение которых обусловлено воздействием на человека биологических факторов среды обитания (возбудителей инфекционных заболеваний) и возможностью передачи болезни от заболевшего человека к здоровому человеку. Инфекционные заболевания, представляют опасность для окружающих, характеризуются тяжелым течением, высоким уровнем смертности и инвалидности, быстрым распространением среди населения (эпидемия).
На основании изложенного просила удовлетворить заявленные ФИО4 по <адрес> исковые требования к ГБУЗ СК «ГКБ» <адрес> в полном объеме, признать действия ГБУЗ СК «ГКБ» <адрес>, выразившиеся в непринятии мер по приведению помещений больницы в соответствие с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства, противоправными, обязать ГБУЗ СК «ГКБ» <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ привести помещения больницы в соответствие с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства и довести решение суда до сведения потребителей через средства массовой информации или иным способом в течение 10 дней после вступления решения суда в законную силу.
Полномочный представитель ответчика ГБУЗ СК «ГКБ» <адрес> – ФИО7 в судебном заседании заявленные ФИО4 по <адрес> исковые требования к ГБУЗ СК «ГКБ» <адрес> не признала, пояснив в обоснование возражений, что 7-й этажное здание, в котором расположен хирургический корпус ГБУЗ СК «ГКБ» <адрес> введен в эксплуатацию в сентябре 1992 года. Устранение выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований установленных в предписании № от ДД.ММ.ГГГГ возможно в рамках капитального ремонта (согласно имеющейся проектно-сметной документации).
Поскольку ГБУЗ СК «ГКБ» <адрес> является бюджетным учреждением все финансовые затраты должны быть согласованы и утверждены в соответствии с требованиями федерального и краевого законодательства. Несоблюдение указанных требований влечет за собой нарушение государственным учреждением финансового исполнения по статьям затрат и как следствие применение к учреждению штрафных санкций.
ГБУЗ СК «ГКБ» <адрес> осуществляет свою деятельность в рамках обязательного медицинского страхования на основании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории <адрес>, утверждаемой ежегодно Постановлением <адрес>. В структуру тарифа на оказание медицинской помощи в ОМС не включены расходы на капитальный ремонт. Так в письме от ДД.ММ.ГГГГ №-и федеральный фонд обязательного медицинского страхования разъясняет: «Расходы на капитальный ремонт относятся на подстатью 225 «Расходы, услуги по содержанию имущества» статьи 220 «Оплата работ, услуг» КОСГУ и согласно письму Министерства здравоохранения Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на ДД.ММ.ГГГГ» не включаются в состав тарифа на оплату медицинской помощи в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования. В тарифных соглашениях принятых на ДД.ММ.ГГГГ данные расходы также не предусмотрены. В частности ч. 2 ст. 56 Прочие расходы, включенные в структуру тарифов Тарифного соглашения в сфере обязательного медицинского страхования на территории <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (принятое на ДД.ММ.ГГГГ) (заключено в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», Территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ годов, утвержденной Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п). В состав компенсируемых за счет средств ОМС затрат на оказание медицинской помощи, кроме того включаются необходимые для обеспечения деятельности медицинской организации хозяйственные расходы, в том числе расходы по оплате работ, услуг, связанных с содержанием имущества за исключением капитального ремонта объектов капитального строительства и реставрации нефинансовых активов. Такое же условие содержится и в Тарифном соглашении в сфере обязательного медицинского страхования на территории <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ (заключено в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», Территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ годов, утвержденной Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п).
Следовательно, из средств, полученных за лечение пациентов, застрахованных по обязательному медицинскому страхованию, оплатить капитальный ремонт помещения хирургического корпуса № не представляется возможным, поскольку это ведет к нецелевому расходованию бюджетных денежных средств.
ГБУЗ СК «ГКБ» <адрес> является учреждением, подведомственным Министерству здравоохранения <адрес>, в отношении которого министерство выполняет функции учредителя и главного распорядителя бюджетных средств.
ГБУЗ СК «ГКБ» <адрес> ежегодно, в соответствии с Порядком определения объема и условий предоставления субсидий из бюджета <адрес> на цели, не связанные с оказанием в соответствии с государственным заданием государственных услуг (выполнением работ), утвержденным Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п и Приказом Министерства здравоохранения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, подаются заявки на выделение субсидий на проведение капитального ремонта зданий и сооружений, закрепленных за учреждением в установленном порядке на праве оперативного ФИО4. В том числе на проведение капитального ремонта на основании сметной документации на капитальный ремонт хирургического корпуса № по адресу <адрес>.
В результате рассмотрения Министерством здравоохранения <адрес> поданных заявок при формировании бюджета <адрес> на 2017 год ГБУЗ СК «ГКБ» <адрес> были выделены средства в размере 1300,0 тыс. руб. на замену лифта в терапевтическом корпусе.
Средства на проведение капитального ремонта хирургического корпуса № предусмотрены только в ДД.ММ.ГГГГ в размере 183783,25 тыс. руб. (Письмо Министерства здравоохранения <адрес> исх. № от ДД.ММ.ГГГГ).
Ранее средства на проведение капитального ремонта хирургического корпуса № ГБУЗ СК «ГКБ» <адрес> в бюджет <адрес> не включались, других источников финансирования капитального ремонта учреждение не имеет.
При рассмотрении исковых требований просила суд принять во внимание следующие обстоятельства: - согласно письму Министерства здравоохранения <адрес> исх. № от ДД.ММ.ГГГГ ГБУЗ СК «ГКБ» <адрес> выделена сумма на проведение капитального ремонта в размере - 183 783,25 тыс. руб., ГБУЗ СК «ГКБ» <адрес> ведется работа по устранению выявленных нарушений санитарно- эпидемиологических требований установленных в предписании № от ДД.ММ.ГГГГ; - денежные средства, из которых ГБУЗ СК «ГКБ» <адрес> вынуждено оплатить финансовые санкции в связи с отсутствием возможности финансирования капитального ремонта помещения хирургического корпуса №, могли быть потрачены на приобретение необходимых лекарственных средств, изделий медицинского назначения, медицинского оборудования, в которых нуждается лечебное учреждение (с декабря 2017 года на оплату административных штрафов связанных с несоответствием требованиям СанПин помещения хирургического корпуса № за счет средств бюджетного учреждения ГБУЗ СК «ГКБ» <адрес> было оплачено 55 000 рублей); - поскольку учреждение финансируется из бюджета <адрес>, оплата штрафа будет производится за счет средств бюджетного учреждения; - деятельность ГБУЗ СК «ГКБ» <адрес> носит социально-значимый характер, целями деятельности учреждения являются снижение заболеваемости населения, улучшение качества оказания первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи, снижение смертности и улучшение состояния здоровья населения.
На основании изложенного, просила в удовлетворении исковых требований ФИО4 по <адрес> к ГБУЗ СК «ГКБ» <адрес> о признании действий ГБУЗ СК «ГКБ» <адрес>, выразившихся в непринятии мер по приведению помещений больницы в соответствие с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства, противоправными, обязании ГБУЗ СК «ГКБ» <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ привести помещения больницы в соответствие с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства и довести решение суда до сведения потребителей через средства массовой информации или иным способом в течение 10 дней после вступления решения суда в законную силу отказать.
Выслушав участников процесса, исследовав представленные письменные доказательства и оценив эти доказательства с учетом требований закона об их допустимости, относимости и достоверности как в отдельности, так и их взаимной связи в совокупности, а установленные судом обстоятельства с учетом характера правоотношений сторон и их значимости для правильного разрешения спора, суд считает, что истец доказал законность и обоснованность своих требований в силу следующих причин.
В соответствии с ч. 1 ст. 46 ГПК РФ органы государственной власти вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе, либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» главные государственные санитарные врачи и их заместители наряду с правами, предусмотренными статьей 50 настоящего Федерального закона, наделены полномочиями предъявлять иски в суд в случае нарушения санитарного законодательства.
Отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
В соответствии со ст. 8 данного Федерального закона граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению (ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
Согласно ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе посредством федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
Федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор согласно части 1 статьи 46 названного Федерального закона осуществляют органы и учреждения, представляющие собой единую государственную централизованную систему.Организацию федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора осуществляет руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, - главный государственный санитарный врач Российской Федерации, а также руководители его территориальных органов - главные государственные санитарные врачи по субъектам Российской Федерации, городам, районам и на транспорте, главные государственные санитарные врачи федеральных органов исполнительной власти, указанных в п. 2 ст. 46 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Структура, полномочия, функции федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, и порядок осуществления указанного надзора устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О Положении об осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации» утверждено Положение об осуществлении государственного санитарно- эпидемиологического надзора в Российской Федерации, согласно п. 3 которого федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Российской Федерации, является Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальные органы, созданные в установленном законодательством Российской Федерации порядке для осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора на подведомственной территории.
Понятие неопределенного круга лиц (потребителей) отражено в Постановлении Федерального арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, Постановлении Президиума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, под которым понимается такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве ФИО4, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела.
Принимая во внимание вышеуказанные нормы действующего законодательства, на основании Положения об ФИО4 Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес>, утвержденного Приказом ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ №, суд приходит к выводу о том, что ФИО4 Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> является лицом правомочным подавать иски в защиту интересов неопределенного круга лиц.
Судом достоверно установлено, следует из представленных суду достаточных и достоверных доказательств, что на основании распоряжения ФИО4 по <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ Территориальным отделом ФИО4 по <адрес> в городе Пятигорске в период с ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ проведена внеплановая выездная проверка юридического лица ГБУЗ СК «ГКБ» <адрес>, расположенного по адресу: <адрес>, руководителем которого является главный врач ФИО2. Проверка проводилась с целью проверки выполнения предписания об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований № от ДД.ММ.ГГГГ, срок исполнения которого истек ДД.ММ.ГГГГ. О проведении проверки ответчик был извещен заблаговременно уведомлением № от ДД.ММ.ГГГГ.
По итогам проверки ГБУЗ СК «ГКБ» <адрес> составлен Акт № от ДД.ММ.ГГГГ, в котором отражены нарушения обязательных требований, установленных (нормативными) правовыми актами, согласно п. 4.2, п. 11.14, п. 7.8 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» - Требования к внутренней отделке помещений - Поверхность стен, полов и потолков помещений должна быть гладкой, без дефектов, легкодоступной для влажной уборки и устойчивой к обработке моющими и дезинфицирующими средствами. При использовании панелей их конструкция также должна обеспечивать гладкую поверхность. Санитарное содержание помещений, оборудования, инвентаря - Устранение текущих дефектов отделки (ликвидация протечек на потолках и стенах, следов сырости, плесени, заделка трещин, щелей, выбоин, восстановление отслоившейся облицовочной плитки, дефектов напольных покрытий и других) должно проводиться незамедлительно.
В нарушение вышеуказанных пунктов СанПиН № «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» ГБУЗ СК «ГКБ» <адрес> допустило следующее: 7-й этажный хирургический корпус:
- на лестничных площадках нарушена целостность покрытия стен - отслоение покраски, напольная плитка с трещинами и выбоинами, деревянные конструкции (окна, двери) имеют высокий процент износа, требуют замены;
- 6 этаж - ЛОР отделение: в процедурном кабинете плитка под раковиной частично отслоилась, порван линолеум, яма в стяжке на полу;
- 4-этаж - Отделение общей хирургии: в сан.узле для пациентов следы отслоившейся покраски на потолке и стенах, порван линолеум, частично плитка на стенах отсутствует. Процедурный кабинет - в левом углу при входе на потолке и частично на стене следы отслоившейся покраски, подтеки на потолке. Палата №- оборваны обои, палаты №№ под раковиной на стенах следы отслоившейся покраски, ржавые трубы. Палата № - на потолке над окном следы отслоившейся покраски, подтеки. Палата № - на потолке во многих местах следы отслоившейся покраски. В коридоре при входе в отделение, у лифта, около перевязочной нарушена целостность напольного покрытия;
- 3 этаж - Отделение травматологии: в коридоре отделения линолеум частично порван. В сан.узле для пациентов - нарушена целостность покрытия пола (плитка на полу отсутствует частично), дыра в стене рядом с унитазом. Палата №- нарушена целостность стен, на стенах частично содрана краска, множество небольших дыр. Палата №- нарушена целостность стен (множество небольших дыр), под раковиной на стене следы отслоившейся покраски, ржавые трубы. Палата №- под раковиной на стене следы отслоившейся покраски;
- 2 этаж - Отделение экстренной хирургии: в коридоре под линолеумом пол имеет значительные неровности, целостность линолеума не нарушена. В процедурных кабинетах, в клизменной - нарушена целостность покрытия потолка, следы отслоившейся покраски. В комнате для грязного белья - нарушена целостность покрытия стен (плитка на стенах частями отсутствует), на потолке подтеки, трещины. В санитарной комнате - нарушена целостность покрытия стен, плитка на стенах частями отсутствует. В палатах №№ под раковиной на стене следы отслоившейся покраски, ржавые трубы. Палата № - нарушена целостность покрытия стен, следы отслоившейся покраски. Палата № - на потолке следы подтеков. Палата № - нарушена целостность стен (на стенах частично содрана краска, множество небольших дыр);
- 1 этаж - Реанимация: Палаты интенсивной терапии - нарушена целостность покрытия стен, потолка.
В связи с невыполнением в полном объеме предписания № об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований от ДД.ММ.ГГГГ в отношении юридического лица – ГБУЗ СК «ГКБ» <адрес> составлен протокол об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ и вынесено постановление № по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому юридическое лицо – ГБУЗ СК «ГКБ» <адрес> признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.4 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 руб. Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ ГБУЗ СК «ГКБ» <адрес> выдано предписание №, в соответствии которым предписано обеспечить выполнение требований п. 4.2, п. 11.14, 7.8 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
ФИО4 по <адрес> заявлены исковые требования к ГБУЗ СК «ГКБ» <адрес> о признании действий ответчика противоправными в части непринятия мер по приведению помещений больницы в соответствие санитарно-эпидемиологическому законодательству.
Согласно ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» принципами охраны здоровья в Российской Федерации являются: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий, ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья, а также доступность и качество медицинской помощи.
Согласно ст. 29 вышеназванного закона организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В силу ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Статья 11 указанного закона содержит перечень обязанностей юридических лиц, в соответствии с которыми юридические лица обязаны в том числе: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (ч. 3 ст. 39 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
Как следует из Устава ГБУЗ СК «ГКБ» <адрес> учреждение является государственным бюджетным учреждением здравоохранения <адрес> и финансируется за счет бюджетных средств поступающих из Министерства здравоохранения <адрес>. Учреждение является юридическим лицом, единственным учредителем которого является <адрес>.
В соответствии со ст. 158 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств, в том числе, распределяет бюджетные ассигнования по подведомственным распорядителям учреждениям и получателям бюджетных средств, формирует и утверждает государственные (муниципальные) задания.
В силу ч.ч. 2, 3 ст. 9.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, уставом и государственным заданием, утверждаемым учредителем.
Финансовое обеспечение выполнения государственного задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации. Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества (ч. 6 ст. 9.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»).
Согласно Устава ГБУЗ СК «ГКБ» <адрес> (п.п. 5.25 - 5.27) учреждение осуществляет операции по расходованию бюджетных средств в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности учреждения, утверждаемым в установленном порядке.
Финансовое обеспечение выполнения государственного задания учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджета <адрес>.
Финансовое обеспечение выполнения государственного задания учреждением осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за учреждением или приобретенных учреждением за счет денежных средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.
В соответствии с действующими правовыми нормами противоправные действия – это юридические факты, которые противоречат требованиям, установленным нормами права. В зависимости от степени общественной опасности противоправные действия делятся на преступления и проступки (административные, гражданско-правовые, дисциплинарные). Совершение противоправных действий влечет определенные правовые последствия - юридическую ответственность. Преступления влекут уголовно-правовую ответственность, а проступки - соответственно административно-правовую, гражданско-правовую или дисциплинарную ответственность.
Принимая во внимание установленные судом обстоятельства, вышеперечисленные нормы действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, а также учитывая то обстоятельство, что ответчиком были приняты соответствующие меры по устранению нарушений действующего санитарно-эпидемиологического законодательства, осуществлении частичного, из расчета представленных Министерством здравоохранения <адрес> субсидий, ремонта помещений хирургического корпуса № ГБУЗ СК «ГКБ» <адрес>, находя изложенные в судебном заседании доводы представителя ответчика об отсутствии финансирования несостоятельными, суд считает заявленные ФИО4 по <адрес> исковые требования к ГБУЗ СК «ГКБ» <адрес> о признании действий ответчика, выразившихся в непринятии мер по приведению помещений больницы в соответствие с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства, противоправными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» граждане имеют право на благоприятную среду обитания.
В силу ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» юридические лица обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
В соответствии с ч. 1 ст. 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ч. 3 ст. 39 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на обоснования своих требований и возражений.
Содержание указанной нормы закона следует рассматривать в контексте п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон в отстаивании и защите своих прав.
Суд, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы (ст. 67 ГПК РФ).
Неисполнение требований указанного выше Федерального закона ответчиком, нашло свое подтверждение в ходе судебного разбирательства дела, в том числе доказательствами, представленными ФИО4 в условиях состязательности процесса, которые ответчиком не опровергнуты достаточными и допустимыми средствами доказывания.
Те обстоятельства, что ответчиком ГБУЗ СК «ГКБ» <адрес> предписание № об устранении нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства от ДД.ММ.ГГГГ не было исполнено в срок до ДД.ММ.ГГГГ и отраженные в акте проверки № от ДД.ММ.ГГГГ нарушения на момент рассмотрения спора в полном объеме не устранены, нашли свое подтверждение в ходе судебного разбирательства, не оспаривались в ходе судебного разбирательства представителем ответчика и подтверждаются представленным суду предписанием № от ДД.ММ.ГГГГ, в котором ответчику предписано в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить выявленные нарушения санитарно-эпидемиологических требований, в связи с чем суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению исковые требования ФИО4 по <адрес> об обязании ГБУЗ СК «ГКБ» <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ привести помещения больницы в соответствие с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства.
Обоснованными и подлежащими удовлетворению суд считает также требования ФИО4 об обязании ответчика довести решение суда до сведения потребителей через средства массовой информации или иным способом в течение 10 дней после вступления решения суда в законную силу, при этом учитывая, что право выбора способа доведения решения суда до неопределенного круга потребителей, в силу положений ч. 2 ст. 46 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О защите прав потребителей», принадлежит суду, полагает возможным обязать ГБУЗ СК «ГКБ» <адрес> довести решение суда до сведения потребителей путем размещения резолютивной части решения на Доске информации в ГБУЗ СК «ГКБ» <адрес> в течение 10 дней после вступления решения суда в законную силу, поскольку размещение информации непосредственно в учреждении на Доске информации будет более доступной для потребителей - пациентов.
Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина – в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
В силу подп. 8 п. 1 ст. 333.20 НК РФ, в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина уплачивается ответчиком пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, исходя из той суммы, которую должен был уплатить истец, если бы он не был освобожден от уплаты государственной пошлины.
В соответствии с подп. 4 п. 2 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, с учетом положений п. 13 ст. 333.36 НК РФ освобождаются ФИО4 по искам, связанным с нарушением прав потребителей.
С учетом того, что истец – ФИО4 по <адрес> освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с п. 13 ст. 333.36 НК РФ, а заявленные исковые требования к ответчику Государственному бюджетному учреждению здравоохранения <адрес> «Городская клиническая больница» <адрес> подлежат удовлетворению, с ответчика в пользу муниципального образования город-курорт Пятигорск подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6 000 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования ФИО4 Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> (ФИО4 по <адрес>) к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения <адрес> «Городская клиническая больница» <адрес> (ГБУЗ СК «ГКБ» <адрес>) о признании действий, выразившихся в непринятии мер по приведению помещений больницы в соответствие с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства, противоправными, обязании привести помещения больницы в соответствие с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства и довести решение суда до сведения потребителей через средства массовой информации удовлетворить.
Признать действия Государственного бюджетного учреждения здравоохранения <адрес> «Городская клиническая больница» <адрес>, выразившихся в непринятии мер по приведению помещений больницы в соответствие с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства, противоправными.
Обязать Государственное бюджетное учреждение здравоохранения <адрес> «Городская клиническая больница» <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ привести помещения больницы в соответствие с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства и довести решение суда до сведения потребителей путем размещения его резолютивной части на Доске информации в ГБУЗ СК «ГКБ» <адрес> в течение 10 дней после вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с Государственного бюджетного учреждения здравоохранения <адрес> «Городская клиническая больница» <адрес> в доход муниципального образования город-курорт Пятигорск государственную пошлину в сумме 6 000 (шесть тысяч) рублей.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам <адрес>вого суда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Пятигорский городской суд.
Судья И.Б. Шевлякова