Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-239/2022 (2-3629/2021;) ~ М-3365/2021 от 27.10.2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 января 2022 года город Орел

Советский районный суд города Орла в составе:

председательствующего судьи Щербиной И.С.,

при секретаре Трусовой К.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по исковому заявлению Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям, в интересах неопределенного круга лиц, к Ягельскому М.Ю. об обязании совершить действия по устранению нарушений земельного законодательства,

установил:

Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям, в интересах неопределенного круга лиц, обратилось в суд с иском к Ягельскому М.Ю. об обязании совершить действия по устранению нарушений земельного законодательства. В обоснование заявленных требований указало, что Ягельским М.Ю. проводятся на земельных участках работы, в результате которых нарушен плодородный слой почвы, при этом проект рекультивации в адрес Управления не представлен. Полагает, что нарушаются права неопределенного круга лиц. По указанным основаниям, просит суд обязать Ягельского М.Ю. разработать проект рекультивации нарушенных частей земельных участков сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами №***, №***, №***, №***, №***, местоположением: <...>, <...>, в месячный срок с момента вступления судебного решения по данному делу в законную силу; провести работы по рекультивации нарушенных частей земельных участков сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами №***, местоположением: <...>, <...>, в соответствии с проектом рекультивации, в срок, соответствующий проектным материалам.

Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Меркулова О.В., ООО «Авангард-Агро-Орел».

В судебном заседании представитель истца Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям по доверенности Шевлякова М.В. требования поддержала по основаниям, изложенным в иске. Пояснила, что Ягельским М.Ю. не представлен проект рекультивации по восстановлению нарушенных частей земельных участков, что является нарушением норм действующего законодательства.

Представитель ответчика Ягельского М.Ю. по доверенности Бабушкина С.Н. исковые требования не признала. Указала на то обстоятельство, что в настоящее время разработан проект рекультивации по восстановлению нарушенных частей земельных участков. Кроме того, не отрицала того факта, что на момент подачи иска в суд и его рассмотрения судом, в адрес Управления не направлен проект рекультивации.

Ответчик Ягельский М.Ю., третьи лица Меркулова О.В., ООО «Авангард-Агро-Орел», надлежаще извещенные о рассмотрении дела в суд не явились, о причинах неявки суду не сообщили.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Право каждого гражданина на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной или иной деятельностью, также законодательно закреплено ст. 11 Федерального закона 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» окружающая среда - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов. Под компонентами природной среды понимаются земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой «атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле. Негативное воздействие на окружающую среду представляет собой воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы, в том числе земли, недра, почвы, водные объекты.

На основании ст. 3 названного закона хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших доступных технологий с учетом экономических и социальных факторов; соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды и другие.

В качестве гарантии указанных прав корреспондирует обязанность хозяйствующих субъектов по соблюдению требований законодательства в области охраны окружающей среды.

В соответствии с ч.1 ст.55 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», юридические и физические лица при осуществлении хозяйственной и иной деятельности обязаны принимать необходимые меры по предупреждению и устранению негативного воздействия шума, вибрации, электрических, электромагнитных, магнитных полей и иного негативного воздействия на окружающую среду в населенных пунктах, зонах отдыха, местах обитания диких зверей и птиц, в том числе их размножения, на естественные экологические системы и природные ландшафты.

В силу ч.1 ст. 13 Земельного кодекса РФ охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.

Согласно ст.12 Земельного кодекса РФ целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

В соответствии с ч.2 ст. 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по производству плодородия земель сельскохозяйственного назначения, по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

Согласно ч.5 ст.13 Земельного кодекса РФ лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.

Порядок проведения рекультивации и консервации земель регламентирован Правилами проведения рекультивации и консервации земель, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 № 800 (далее - Правила).

Согласно п.2 Правил, рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почвы, восстановления плодородного слоя почвы и создания защитных лесных насаждений.

Деградация земель - ухудшение качества земель в результате негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности, природных и (или) антропогенных факторов.

Согласно п.п.3, 4 Правил разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель, в том числе правообладателями земельных участков, лицами, использующими земельные участки на условиях сервитута, публичного сервитута, а также лицами, использующими земли или земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности без предоставления земельных участков и установления сервитутов.

В случае если лица, деятельность которых привела к деградации земель, не являются правообладателями земельных участков и у правообладателей земельных участков, исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, отсутствует информация о таких лицах, разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются;

а) гражданами и юридическими лицами - собственниками земельных участков;

б) арендаторами земельных участков, землепользователями, землевладельцами - в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев ухудшения качества земель в результате воздействия природных явлений при условии, что арендаторами, землепользователями, землевладельцами принимались меры по охране земель в соответствии с земельным законодательством);

в) исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления, уполномоченными на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, - в отношении земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам или юридическим лицам, а также в отношении земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности в предоставленных гражданам или юридическим лицам, в случае ухудшения качества земель в результате воздействия природных явлений при условии, что арендаторами, землепользователями, землевладельцами принимались меры по охране земель в соответствии с земельным законодательством.

В силу п.6 Правил, в случаях, предусмотренных Земельным кодексом РФ, нарушенные земли подлежат рекультивации в обязательном порядке.

Согласно п.8 Правил рекультивация земель осуществляется в соответствии с утвержденными проектом рекультивации земель путем проведения технических и (или) биологических мероприятий.

В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.

В судебном заседании установлено, что согласно данным Управления Росреестра по Орловской области, земельные участки с кадастровыми номерами: №*** принадлежат Ягельскому М.Ю. на праве собственности, участок №*** принадлежит Меркуловой О.В. на праве общей долевой собственности, участки №***, №*** принадлежат ООО «Авангард-Агро- Орел» на праве собственности.

ДД.ММ.ГГ Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской получено письмо от ДД.ММ.ГГ №*** Орловской природоохранной межрайонной прокуратуры содержащее обращение жителей <...> по вопросу размещения отходов иловых отложений вблизи водного объекта <...>, загрязнения атмосферного воздуха.

На основании приказа от 30.03.2021 № 197 «Об утверждении планового рейдового задания», в целях выявления признаков нарушения земельного законодательства РФ, Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям проведено обследование земельных участков сельскохозяйственного назначения, с кадастровыми номерами №*** расположенных по адресу: <...>, <...>

В ходе проведения проверки установлено, что согласно акту осмотра, обследования территории от ДД.ММ.ГГ №*** с ДД.ММ.ГГ на земельном участке с кадастровым номером: №*** справой стороны по всей его длине разрыта траншея шириной около <данные изъяты> с левой стороны от траншеи складирован земляной отвал шириной около <данные изъяты> состоящий из перемешанного минерального (глина) и плодородного слоя почвы. С левой стороны от траншеи по краю земельного участка, расположенного вдоль ручья, складированы минеральный слой почвы (глина) и иловые отложения.

Согласно заключению эксперта ФИО11 от ДД.ММ.ГГ №***, в связи с утратой основного показателя почвенного плодородия - органического вещества и снижением количественных значений анализируемых показателей состава свойств серых лесных почв, отражающих уровень их плодородия и производительной способности, следует вывод о значительном ухудшении качественного состояния почв земельной территории за части участка с кадастровым номером №*** и уничтожении плодородного слоя почвы, нарушенной проведением земельных работ со снятием, перекрытием и уничтожением плодородного слоя серой лесной почвы 3 нанесенного вреда почве как объекту охраны окружающей среды.

Согласно акту осмотра, обследования территории от ДД.ММ.ГГ №*** с ДД.ММ.ГГ. установлено справой стороны по всей длине земельного участка с кадастровым номером №*** разрыта траншея шириной около <данные изъяты>, с левой стороны от траншеи складирован земляной отвал шириной около <данные изъяты> состоящий из перемешанного минерального (глина) и плодородного слоя почвы. С левой стороны от траншеи по краю земельного участка, расположенного вдоль ручья складированы минеральный слой почвы и иловые отложения.

Согласно заключению эксперта ФИО11 от ДД.ММ.ГГ №***, в связи с утратой основного показателя почвенного плодородия - органического вещества и снижением количественных значений анализируемых показателей состава свойств серых лесных почв, отражающих уровень их плодородия и производительной способности, следует вывод о значительном ухудшении качественного состояния почв земельной территории, и уничтожении плодородного слоя почвы, нарушенной проведением земельных работ со снятием, перекрытием и уничтожением плодородного слоя серой лесной почвы и нанесенного вреда почве как объекту охраны окружающей среды.

Согласно результатам проведенных измерений <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГ, площадь нарушенного земельного участка составила <данные изъяты>

Согласно акту осмотра, обследования территории от ДД.ММ.ГГ №***, с ДД.ММ.ГГ. на земельном участке с кадастровым номером №*** местоположением: <...>, <...> с правой стороны по всей его длине разрыты параллельно две траншеи шириной около <данные изъяты> каждая. С левой стороны возле каждой траншеи, также наблюдается, складирование земляного отвала состоящего из плодородного слоя почвы шириной около <данные изъяты>

Согласно результатам проведенных измерений <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГ, площадь нарушенного земельного участка составила <данные изъяты>

Согласно акту осмотра, обследования территории от ДД.ММ.ГГ №***, с ДД.ММ.ГГ установлено, что на земельном участке с кадастровым номером: №*** с правой стороны по всей его длине разрыта траншея шириной около <данные изъяты>, с левой стороны от траншеи складирован земляной отвал шириной около <данные изъяты> состоящий из перемешанного минерального (глина) и плодородного слоя почвы.

Согласно результатам проведенных измерений <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГ, площадь нарушенного земельного участка составила <данные изъяты>

Согласно акту осмотра, обследования территории от ДД.ММ.ГГ №***, ДД.ММ.ГГ установлено, что на земельном участке с кадастровым номером №*** местоположением: <...>, <...> с правой стороны по всей его длине разрыты параллельно две траншеи шириной около 1,2 м каждая. С левой стороны возле каждой траншеи, также наблюдается складирование земляного отвала, состоящего из плодородного слоя почвы шириной около <данные изъяты>

Согласно результатам проведенных измерений <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГ, площадь нарушенного земельного участка составила <данные изъяты>

Согласно пояснительной записке гражданина Ягельского М.Ю. от ДД.ММ.ГГ земляные работы по замене осушающего трубопровода на указанных участках проводились им в период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, проект рекультивации на нарушенные земельные участки отсутствует.

В связи с выявленными нарушениями земельного законодательства, Ягельский М.Ю. привлечен Управлением к административной ответственности, предусмотренной <данные изъяты> КоАП РФ. Постановления о привлечении к административной ответственности указанным лицом не обжаловались и вступили в законную силу, таким образом, ответчиком признавалась вина в совершении административных правонарушений.

Принимая во внимание указанные обстоятельства, судом установлено, что ответчиком нарушены нормы действующего законодательства, в связи с чем, исковые требования подлежат удовлетворению.

Довод ответчика о том, что им разработан проект рекультивации, и поскольку работы выполнялись подрядной организацией, то именно на ней лежит обязанность по восстановлению плодородного слоя почвы земли, суд полагает ошибочными.

В силу вышеприведенных норм права, на Ягельского М.Ю., как на собственника земельного участка и лица, проводившего в период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ работы на земельном участке, возложена обязанность восстановления земель до состояния, пригодного для их использования в соответствии с целевым назначением, в соответствии со специально разработанным проектом рекультивации, проведения мероприятий по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия, в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, а также восстановлению плодородного слоя почвы.

На бездействие ответчика по выполнению своей обязанности по восстановлению нарушенного слоя почвы также указывает и то обстоятельство, что в судебное заседание представителем ответчика представлен лишь проект рекультивации, его предварительный вариант №***, который уполномоченными органами не согласован, между тем, работы, как указывалось ответчиком, выполнялись на земельном участке в период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, вместе с тем, по прошествии одного года, работы по восстановлению плодородного слоя почвы ответчиком не проведены, обязанность по предоставлению проекта рекультивации в Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям не исполнена, что не отрицалось представителем ответчика в судебном заседании. Доказательств обратного материалы гражданского дела не содержат.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

решил:

исковые требования Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям, в интересах неопределенного круга лиц, к Ягельскому М.Ю. об обязании совершить действия по устранению нарушений земельного законодательства - удовлетворить.

Обязать Ягельского М.Ю. разработать проект рекультивации нарушенных частей земельных участков сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами №***, местоположением: <...>, в месячный срок с момента вступления судебного решения по данному делу в законную силу.

Обязать Ягельского М.Ю. провести работы по рекультивации нарушенных частей земельных участков сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами №***, местоположением: <...>, в соответствии с проектом рекультивации, в срок, соответствующий проектным материалам.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Орловский областной суд через Советский районный суд г.Орла в течение месяца с момента изготовления мотивированного текста решения, с которым стороны могут ознакомиться 14 января 2022 года.

Председательствующий: И.С. Щербина

2-239/2022 (2-3629/2021;) ~ М-3365/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Управление Россельхознадзора по Орловской и Курской областям
Ответчики
Ягельский Михаил Юрьевич
Другие
Меркулова Ольга Васильевна
ООО "Авангард-Агро-Орёл"
Суд
Советский районный суд г. Орла
Судья
Щербина Ирина Сергеевна
Дело на сайте суда
sovetsky--orl.sudrf.ru
27.10.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.10.2021Передача материалов судье
01.11.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.11.2021Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
16.11.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.12.2021Подготовка дела (собеседование)
06.12.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.01.2022Судебное заседание
14.01.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.01.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.01.2022Дело оформлено
12.05.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее