№ 5-363/20
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
3 декабря 2020 года судья Центрального районного суда города Воронежа Михина Н.А., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Хохольский сахарный комбинат»,
установил:
Согласно протокола об административным правонарушении № 176 от 06.10.2020, составленного заместителем начальника отдела государственного экологического надзора по Воронежской области старшим государственным инспектором Калугиной Н.В., 11.08.2020 в период времени с 14 часов 30 минут до 15 часов 20 минут при проведении рейдового осмотра земельного участка, расположенного в районе полей фильтрации сахарного завода в р.п. Хохольский Воронежской области, было установлено, что на карты полей фильтрации, эксплуатируемые ООО «Хохольский сахарный комбинат» автомашинами КАМАЗ вывозится и складируется в точке географических координат № 51?33? 57.3??, Е 038?49?25.6?? отход – предположительно жом свекловичный свежий. По данному факту 20.08.2020 вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования. В рамках административного расследования специалистами филиала лаборатории «ЦЛАТИ по Воронежской области» ФГБУ «ЦЛАТИ по ЦФО» осуществлен отбор проб данного отхода с целью определения класса опасности отхода, определения компонентного состава отхода, классификации отхода по типам, подтипам, группам и позициям его агрегатного состояния и физической формы.
Согласно экспертному заключению от 03.09.2020 в соответствии с приложением №5 Критерия отнесения опасных отходов к 1-5 классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду установлен класс опасности отхода – 4 – малоопасные отходы, низкая степень воздействия на окружающую среду, время восстановления после ущерба не менее 3-х лет.
Нарушены: ч.1 ст. 34, ст. 39, п.1 ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды», п.2 ст. 11 Федерального закона «Об отходах производства и потребления». Действия ООО «Хохольский сахарный комбинат» квалифицированы по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ.
В судебном заседании представители ООО «Хохольский сахарный комбинат» по доверенностям Бонтарь И.Ф. и Денисов А.Н. вину в совершении административного правонарушения не признали, полагали, что в протоколе об административном правонарушении не указано какте конкретно требования нарушены; полагали, что отходы размещены в соответствии требованиями законодательства.
Центрально-Черноземное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору с сфере природопользования о месте и времени рассмотрения дела извещено, его представитель в судебное заседание не явился.
Заслушав объяснения присутствующих лиц, исследовав предоставленные доказательства, судья приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объектом рассматриваемого административного правонарушения выступают общественные отношения, связанные с обеспечением исполнения экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
Субъективная сторона административного проступка, ответственность за который установлена ст. 8.2 КоАП РФ, характеризуется виной в форме умысла или неосторожности.
Пунктом 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно положению статьи 34 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 31.07.2020, и действующей с 11.08.2020 - на момент проведения рейдового осмотра – 11.08.2020) "Об охране окружающей среды" (далее – ФЗ №7-ФЗ) хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
При осуществлении указанной деятельности проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, должна проводиться рекультивация или консервация земель.
На основании ч.1 ст. 39 ФЗ № 7-ФЗ эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды.
Частью 1 ст. 51 ФЗ №7-ФЗ установлено, что отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. К отходам не относится донный грунт, используемый в порядке, определенном законодательством Российской Федерации;
обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов;
накопление отходов - складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.
Согласно ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» запрещается ввод в эксплуатацию зданий, сооружений и иных объектов, которые связаны с обращением с отходами и не оснащены техническими средствами и технологиями обезвреживания и безопасного размещения отходов.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства; вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов; соблюдать требования при обращении с группами однородных отходов; внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений, а также внедрять наилучшие доступные технологии; проводить инвентаризацию объектов размещения отходов в соответствии с правилами инвентаризации объектов размещения отходов, определяемыми федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды; проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами; соблюдать требования по предупреждению аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации; разрабатывать планы мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного характера, связанных с обращением с отходами, планы ликвидации последствий этих чрезвычайных ситуаций; в случае возникновения или угрозы аварий, связанных с обращением с отходами, которые наносят или могут нанести ущерб окружающей среде, здоровью или имуществу физических лиц либо имуществу юридических лиц, немедленно информировать об этом соответствующие федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.
Согласно положению статьи 42 указанного федерального закона, при осуществлении деятельности в сфере сельского хозяйства должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды, проводиться мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, а также должно осуществляться нормирование в области охраны окружающей среды.
Как следует из протокола об административном правонарушении от 11.08.2020 в период времени с 14 часов 30 минут до 15 часов 20 минут при проведении рейдового осмотра земельного участка, расположенного в районе полей фильтрации сахарного завода в р.п. Хохольский Воронежской области, было установлено, что на карты полей фильтрации, эксплуатируемые ООО «Хохольский сахарный комбинат» автомашинами КАМАЗ вывозится и складируется в точке географических координат № 51?33? 57.3??, Е 038?49?25.6?? отход – предположительно жом свекловичный свежий. По данному факту 20.08.2020 вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования. В рамках административного расследования специалистами филиала лаборатории «ЦЛАТИ по Воронежской области» ФГБУ «ЦЛАТИ по ЦФО» осуществлен отбор проб данного отхода с целью определения класса опасности отхода, определения компонентного состава отхода, классификации отхода по типам, подтипам, группам и позициям его агрегатного состояния и физической формы.
Согласно экспертному заключению от 03.09.2020 в соответствии с приложением №5 Критерия отнесения опасных отходов к 1-5 классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду установлен класс опасности отхода – 4 – малоопасные отходы, низкая степень воздействия на окружающую среду, время восстановления после ущерба не менее 3-х лет.
Нарушены: ч.1 ст. 34, ст. 39, п.1 ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды», п.2 ст. 11 Федерального закона «Об отходах производства и потребления». Вместе с тем, имеется ссылка ч.3 ст. 34 ФЗ №7-ФЗ, в редакции, не действующей на момент осмотра.
Согласно ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Между тем, в протоколе об административном правонарушении не отражено какие конкретно нормы, правила по хранению, сбору отходов и какого класса опасности нарушены.
Ссылка в протоколе на нарушение ч.1 ст. 34, ст. 39, п.1 ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды», п.2 ст. 11 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», а их положение указано выше, не указывает на конкретные нарушения со стороны ООО «Хохольский сахарный комбинат». Не указано в нарушение каких конкретно норм законодательства Обществом осуществляется накопление отхода 4 класса опасности; каким нормам площадка для накопления отхода не соответствует.
При таких обстоятельствах невозможно сделать вывод относительно выявленных нарушений.
Согласно ст. 1.5 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к данной статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе прочих обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Доказательствами по делу об административном правонарушении в соответствии со статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются любые фактические данные, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и правовой позиции, выраженной в пункте 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", в том случае, когда протокол об административном правонарушении составлен неправомочным лицом либо когда протокол или другие материалы оформлены неправильно, материалы представлены неполно, на основании пункта 4 части 1 статьи 29.4 названного Кодекса необходимо вынести определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган или должностному лицу, которыми составлен протокол.
Таким образом, существенное нарушение при составлении протокола об административном правонарушении требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является основанием для возвращения протокола составившему его должностному лицу.
Возвращение протокола для устранения недостатков после начала рассмотрения дела об административном правонарушении нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено, устранение допущенного нарушения на стадии рассмотрения дела и жалоб невозможно.
Согласно части 1 статьи 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление: 1) о назначении административного наказания; 2) о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
В соответствии с пунктом 1 части 1.1 статьи 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится в случае наличия хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае отсутствия состава административного правонарушения.
Таким образом, учитывая вышеизложенное, а также положение ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ согласно которому, неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица, вынесенное по данному делу постановление подлежит отмене, а производство подлежит прекращению в связи с недоказанностью наличия состава правонарушения.
Руководствуясь ст. 29.9 КоАП РФ, судья
постановил:
Производство по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Хохольский сахарный завод» (ИНН 3631007557, ОГРН 1093668000360) по факту привлечения к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее постановление может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Михина Н.А.
№ 5-363/20
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
3 декабря 2020 года судья Центрального районного суда города Воронежа Михина Н.А., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Хохольский сахарный комбинат»,
установил:
Согласно протокола об административным правонарушении № 176 от 06.10.2020, составленного заместителем начальника отдела государственного экологического надзора по Воронежской области старшим государственным инспектором Калугиной Н.В., 11.08.2020 в период времени с 14 часов 30 минут до 15 часов 20 минут при проведении рейдового осмотра земельного участка, расположенного в районе полей фильтрации сахарного завода в р.п. Хохольский Воронежской области, было установлено, что на карты полей фильтрации, эксплуатируемые ООО «Хохольский сахарный комбинат» автомашинами КАМАЗ вывозится и складируется в точке географических координат № 51?33? 57.3??, Е 038?49?25.6?? отход – предположительно жом свекловичный свежий. По данному факту 20.08.2020 вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования. В рамках административного расследования специалистами филиала лаборатории «ЦЛАТИ по Воронежской области» ФГБУ «ЦЛАТИ по ЦФО» осуществлен отбор проб данного отхода с целью определения класса опасности отхода, определения компонентного состава отхода, классификации отхода по типам, подтипам, группам и позициям его агрегатного состояния и физической формы.
Согласно экспертному заключению от 03.09.2020 в соответствии с приложением №5 Критерия отнесения опасных отходов к 1-5 классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду установлен класс опасности отхода – 4 – малоопасные отходы, низкая степень воздействия на окружающую среду, время восстановления после ущерба не менее 3-х лет.
Нарушены: ч.1 ст. 34, ст. 39, п.1 ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды», п.2 ст. 11 Федерального закона «Об отходах производства и потребления». Действия ООО «Хохольский сахарный комбинат» квалифицированы по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ.
В судебном заседании представители ООО «Хохольский сахарный комбинат» по доверенностям Бонтарь И.Ф. и Денисов А.Н. вину в совершении административного правонарушения не признали, полагали, что в протоколе об административном правонарушении не указано какте конкретно требования нарушены; полагали, что отходы размещены в соответствии требованиями законодательства.
Центрально-Черноземное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору с сфере природопользования о месте и времени рассмотрения дела извещено, его представитель в судебное заседание не явился.
Заслушав объяснения присутствующих лиц, исследовав предоставленные доказательства, судья приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объектом рассматриваемого административного правонарушения выступают общественные отношения, связанные с обеспечением исполнения экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
Субъективная сторона административного проступка, ответственность за который установлена ст. 8.2 КоАП РФ, характеризуется виной в форме умысла или неосторожности.
Пунктом 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно положению статьи 34 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 31.07.2020, и действующей с 11.08.2020 - на момент проведения рейдового осмотра – 11.08.2020) "Об охране окружающей среды" (далее – ФЗ №7-ФЗ) хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
При осуществлении указанной деятельности проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, должна проводиться рекультивация или консервация земель.
На основании ч.1 ст. 39 ФЗ № 7-ФЗ эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды.
Частью 1 ст. 51 ФЗ №7-ФЗ установлено, что отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. К отходам не относится донный грунт, используемый в порядке, определенном законодательством Российской Федерации;
обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов;
накопление отходов - складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.
Согласно ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» запрещается ввод в эксплуатацию зданий, сооружений и иных объектов, которые связаны с обращением с отходами и не оснащены техническими средствами и технологиями обезвреживания и безопасного размещения отходов.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства; вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов; соблюдать требования при обращении с группами однородных отходов; внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений, а также внедрять наилучшие доступные технологии; проводить инвентаризацию объектов размещения отходов в соответствии с правилами инвентаризации объектов размещения отходов, определяемыми федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды; проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами; соблюдать требования по предупреждению аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации; разрабатывать планы мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного характера, связанных с обращением с отходами, планы ликвидации последствий этих чрезвычайных ситуаций; в случае возникновения или угрозы аварий, связанных с обращением с отходами, которые наносят или могут нанести ущерб окружающей среде, здоровью или имуществу физических лиц либо имуществу юридических лиц, немедленно информировать об этом соответствующие федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.
Согласно положению статьи 42 указанного федерального закона, при осуществлении деятельности в сфере сельского хозяйства должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды, проводиться мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, а также должно осуществляться нормирование в области охраны окружающей среды.
Как следует из протокола об административном правонарушении от 11.08.2020 в период времени с 14 часов 30 минут до 15 часов 20 минут при проведении рейдового осмотра земельного участка, расположенного в районе полей фильтрации сахарного завода в р.п. Хохольский Воронежской области, было установлено, что на карты полей фильтрации, эксплуатируемые ООО «Хохольский сахарный комбинат» автомашинами КАМАЗ вывозится и складируется в точке географических координат № 51?33? 57.3??, Е 038?49?25.6?? отход – предположительно жом свекловичный свежий. По данному факту 20.08.2020 вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования. В рамках административного расследования специалистами филиала лаборатории «ЦЛАТИ по Воронежской области» ФГБУ «ЦЛАТИ по ЦФО» осуществлен отбор проб данного отхода с целью определения класса опасности отхода, определения компонентного состава отхода, классификации отхода по типам, подтипам, группам и позициям его агрегатного состояния и физической формы.
Согласно экспертному заключению от 03.09.2020 в соответствии с приложением №5 Критерия отнесения опасных отходов к 1-5 классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду установлен класс опасности отхода – 4 – малоопасные отходы, низкая степень воздействия на окружающую среду, время восстановления после ущерба не менее 3-х лет.
Нарушены: ч.1 ст. 34, ст. 39, п.1 ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды», п.2 ст. 11 Федерального закона «Об отходах производства и потребления». Вместе с тем, имеется ссылка ч.3 ст. 34 ФЗ №7-ФЗ, в редакции, не действующей на момент осмотра.
Согласно ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Между тем, в протоколе об административном правонарушении не отражено какие конкретно нормы, правила по хранению, сбору отходов и какого класса опасности нарушены.
Ссылка в протоколе на нарушение ч.1 ст. 34, ст. 39, п.1 ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды», п.2 ст. 11 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», а их положение указано выше, не указывает на конкретные нарушения со стороны ООО «Хохольский сахарный комбинат». Не указано в нарушение каких конкретно норм законодательства Обществом осуществляется накопление отхода 4 класса опасности; каким нормам площадка для накопления отхода не соответствует.
При таких обстоятельствах невозможно сделать вывод относительно выявленных нарушений.
Согласно ст. 1.5 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к данной статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе прочих обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Доказательствами по делу об административном правонарушении в соответствии со статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются любые фактические данные, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и правовой позиции, выраженной в пункте 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", в том случае, когда протокол об административном правонарушении составлен неправомочным лицом либо когда протокол или другие материалы оформлены неправильно, материалы представлены неполно, на основании пункта 4 части 1 статьи 29.4 названного Кодекса необходимо вынести определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган или должностному лицу, которыми составлен протокол.
Таким образом, существенное нарушение при составлении протокола об административном правонарушении требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является основанием для возвращения протокола составившему его должностному лицу.
Возвращение протокола для устранения недостатков после начала рассмотрения дела об административном правонарушении нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено, устранение допущенного нарушения на стадии рассмотрения дела и жалоб невозможно.
Согласно части 1 статьи 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление: 1) о назначении административного наказания; 2) о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
В соответствии с пунктом 1 части 1.1 статьи 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится в случае наличия хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае отсутствия состава административного правонарушения.
Таким образом, учитывая вышеизложенное, а также положение ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ согласно которому, неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица, вынесенное по данному делу постановление подлежит отмене, а производство подлежит прекращению в связи с недоказанностью наличия состава правонарушения.
Руководствуясь ст. 29.9 КоАП РФ, судья
постановил:
Производство по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Хохольский сахарный завод» (ИНН 3631007557, ОГРН 1093668000360) по факту привлечения к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее постановление может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Михина Н.А.