Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-1389/2021 ~ М-570/2021 от 24.02.2021

УИД 36RS0006-01-2021-001201-14

№ 2а-1389/21

Строка 3.020а

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«25» февраля 2021 года Центральный районный суд г.Воронежа

в составе:

председательствующего судьи Михиной Н.А.,

при секретаре Агаповой А.Ю.,

с участием:

административного истца Супренок Б.Н.,

представителя административного истца по устному заявлению Сиволдаева И.В.

представителя административного ответчика администрации городского округа город Воронеж по доверенности Шипулиной А.В.,

представителя административного ответчика и.о. руководителя Управления по работе с административными органами и структурами гражданского общества администрации городского округа города Воронеж Чечель А.М. по доверенности Полуэктова Ю.Э.,

рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Супренок Бориса Николаевича к Администрации городского округа город Воронеж, и.о. руководителя Управления по работе с административными органами и структурами гражданского общества Администрации городского округа город Воронеж Чечель Андрею Митрофановичу о признании незаконным решения и.о. руководителя Управления по работе с административными органами и структурами гражданского общества Администрации городского округа город Воронеж Чечель А.М. от 16.02.2021 за № 6-ПМ, приведении решения суда к немедленному исполнению.

установил:

24.02.2021 Супренок Б.Н. обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением, ссылаясь на то, что он как организатор публичного мероприятия 15.02.2021 обратился к главе городского округа город Воронежа ФИО1 с уведомлением о проведении публичного мероприятия в форме шествия и митинга, место проведения (маршрут движения): Марш колонной по правой половине проезжей части проспекта Революции (четна сторона) от Управления ЮВЖД до площади Никитина И.С. с последующим митингом на площади Никитина И.С. 27 февраля 2021 года, в 12:00-12:30 сбор у управления ЮВЖД, с 12:30-13:00 марш до площади Никитина И.С., с 13:00 до 15:00 митинг на площади Никитина И.С.; будет использоваться звукоусиливающая аппаратура; предполагаемое количество участников публичного мероприятия – 100 человек.

16.02.2021 и.о. руководителя управления по работе с административными органами и структурами гражданского общества Администрации городского округа город Воронеж Чечель А.М. был направлен в адрес административного истца ответ № 6-ПМ с предложением изменить дату проведения публичного мероприятия на более поздний срок, после окончания действий ограничительных мер, в связи с тем, что из-за угрозы распространения коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Воронежской области введен режим повышенной готовности, в связи с чем, указом губернатора Воронежской области от 13.05.2020 №184-у «О продлении действия мер по обеспечению санитарноэпидемиологического благополучия населения в Воронежской области в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» приостановлено проведение всех мероприятий с очным присутствием граждан.

В судебном заседании административный истец Супренок Б.Н. заявленные требования поддержал, пояснил изложенное; просил признать незаконным решение и.о. о признании незаконным решения и.о. руководителя Управления по работе с административными органами и структурами гражданского общества Администрации городского округа город Воронеж Чечель А.М. от 16.02.2020 за № 6-ПМ в части предложения организатору публичного мероприятия Супренку Б.Н. изменить время (дату) проведения публичного мероприятия назначенного на 27.02.2021 на более поздний срок, приведении решения суда к немедленному исполнению; вынести в адрес губернатора Воронежской области частное определение.

Представитель административного истца по доверенности Сиволдаева И.В. административное исковое заявление, поддержал; пояснил изложенное.

Представитель административного ответчика Администрации городского округа город Воронеж по доверенности Шипулина А.В., считала исковые требования не подлежащими удовлетворению; представлены письменные возражения.

Административный ответчик – должностное лицо и.о. руководителя Управления по работе с административными органами и структурами гражданского общества Администрации городского округа город Воронеж Чечель А.М. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, имеется заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель административного ответчика и.о. руководителя Управления по работе с административными органами и структурами гражданского общества Администрации городского округа город Воронеж Чечель А.М. по доверенности Полуэктов Ю.Э. просил в удовлетворении иска отказать; представлены письменные возражения.

Выслушав присутствующих лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив, предоставленные по делу доказательства, приходит к следующим выводам.

Согласно ч.1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно статье 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В силу ст. 19 Федерального закона от 19.06.2004 № 54 «О собраниях, митингах, шествиях и пикетированиях» решения и действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, нарушающие право граждан на проведение публичного мероприятия, могут быть обжалованы в суд, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, 15.02.2021 в Администрацию городского округа город Воронеж Супренок Б.Н. как организатором было подано уведомление о проведении публичного мероприятия в форме шествия и митинга 27.02.2021 года с 12 час. до 15 час. (12:00-12:30 – сбор у Управления ЮВЖД, 12:30-13:00 – марш до площади Никитина И.С, с 13:00 до 15:00 – митинг на площади Никитина И.С.), с предполагаемым количеством участников 100 человек. Целью проведения публичного мероприятия является: 1) объединить здоровые силы общества недовольные действиями власти; 2) оказать давление на власть, с целью освобождения всех политзаключенных в России; 3) донести до граждан, что сменяемость власти на выборах, единственный выход из сегодняшнего тупика (л.д.7).

На указанное уведомление Супренок Б.Н. 16.02.2021 года было получено сообщение «О направлении ответа» за № 6-ПМ, за подписью и.о. руководителя Управления по работе с административными органами и структурами гражданского общества Администрации городского округа город Воронежа Чечель А.М., в котором указано на то, что из-за угрозы распространения коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Воронежской области введен режим повышенной готовности, в связи с чем указом губернатора Воронежской области от 13.05.2020 №184-у «О продлении действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Воронежской области в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» приостановлено проведение всех мероприятий в том числе публичных, с очным присутствием граждан. В данном сообщении также предложено изменить дату проведения публичного мероприятия на более поздний срок, после окончания действия ограничительных мер (л.д.8).

Согласно ст. 2 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее - Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ) дляцелей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

- публичное мероприятие - открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями;

- митинг - массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера;

- шествие - массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам.

В силу ст. 8 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия. Условия запрета или ограничения проведения публичного мероприятия в отдельных местах могут быть конкретизированы федеральными законами.

Согласно ч.1 ст.12 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан: документально подтвердить получение уведомления о проведении публичного мероприятия, указав при этом дату и время его получения; довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона.

В соответствии с п. 10.1 Регламента Администрации городского округа город Воронеж полномочие по рассмотрению таких уведомлений возложены на управление по работе с административными органами и структурами гражданского общества Администрации городского округа город Воронеж.

На основании Положения об Управлении по работе с административными органами и структурами гражданского общества Администрации городского округа город Воронеж, судом установлено, что полномочие по рассмотрению заявленного уведомления возложено на руководителя Управления по работе с административными органами и структурами гражданского общества Администрации городского округа город Воронеж.

Как следует из материалов дела, распоряжением от от 22.01.2021исполнение обязанностей руководителя управления по работе с административными органами и структурами гражданского общества администрации городского округа город Воронеж на время отпуска ФИО2 было возложено на период с 15.02.2021 по 05.03.2021 на Чечель А.М.

Следовательно, сообщение с предложением об изменении даты проведения публичного мероприятия от 16.02.2021 г. № 6-ПМ вынесено органом наделенным полномочиями на принятие указанного акта и уполномоченным должностным лицом.

Судом установлено и не оспаривалось сторонами, что орган местного самоуправления довел до сведения организатора публичного мероприятия Супренок Б.Н. о несогласовании проведения публичного мероприятия, с указанием причин.

В соответствии с ч.1.1. ст.8 Федерального закона № 54-ФЗ, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации определяют единые специально отведенные или приспособленные для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера места (далее - специально отведенные места). Порядок использования специально отведенных мест, нормы их предельной заполняемости и предельная численность лиц, участвующих в публичных мероприятиях, уведомление о проведении которых не требуется, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации, при этом указанная предельная численность не может быть менее ста человек.

При определении специально отведенных мест и установлении порядка их использования должны обеспечиваться возможность достижения целей публичных мероприятий, транспортная доступность специально отведенных мест, возможность использования организаторами и участниками публичных мероприятий объектов инфраструктуры, соблюдение санитарных норм и правил, безопасность организаторов и участников публичных мероприятий, других лиц. В случае направления организаторами нескольких публичных мероприятий уведомлений о проведении публичных мероприятий в специально отведенных местах в одно и то же время очередность использования специально отведенных мест определяется исходя из времени получения соответствующего уведомления органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления (ч.1.2 ст. 8).

Согласно ст. 3 Закона Воронежской области от 17.12.2012 №160-ОЗ (в ред. от 31.10.2017) «О некоторых вопросах проведения публичных мероприятий» (принят Воронежской областной Думой 11.12.2012), единые специально отведенные или приспособленные для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера места (далее - специально отведенные места) определяет правительство Воронежской области с учетом положений Федерального закона и настоящего Закона Воронежской области.

Указом Президента Российской Федерации от 02.04.2020 года № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) было постановлено: Высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации, обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий (п.2).

В соответствии с Федеральным Законом от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, Указом Президента Российской Федерации от 11.05.2020 № 316 «Об определении порядка продления действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в субъектах Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», указом губернатора Воронежской области от 20.03.2020 №113-у «О введении в Воронежской области режима повышенной готовности для органов управления и сил Воронежской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» постановлено: исполнительным органам государственной власти Воронежской области, подведомственным им организациям на срок действия настоящего указа обеспечить отмену (перенос): запланированных ими к проведению на территории Воронежской области театрально-зрелищных, культурно-просветительских, зрелищно-развлекательных, спортивных и других мероприятий; выезда организованных групп обучающихся и воспитанников подведомственных организаций за пределы Воронежской области; запланированных посещений территории Воронежской области организованными группами обучающихся и воспитанников организаций, осуществляющих деятельность за пределами Воронежской области.

В соответствии с частью 1 статьи 41 Конституции РФ каждый гражданин Российской Федерации имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Закон об основах охраны здоровья граждан является основным актом федерального законодательства, закрепляющим как общие принципы правового регулирования отношений в сфере охраны здоровья граждан, так и особые права отдельных категорий граждан в данной сфере.

Охрана здоровья граждан - система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического) характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи (пункт 2 статьи 2 Закона N 323-ФЗ).

Отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, регулируются Законом о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

В соответствии со статьей 1 названного Закона санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия - это организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию.

В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан (пункт 1 статьи 29 Закона N 52-ФЗ).

Согласно ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» ограничительные мероприятия (карантин) вводятся в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, на территории Российской Федерации, территории соответствующего субъекта Российской Федерации, муниципального образования, в организациях и на объектах хозяйственной и иной деятельности в случае угрозы возникновения и распространения инфекционных заболеваний.

Порядок осуществления ограничительных мероприятий (карантина) и перечень инфекционных заболеваний, при угрозе возникновения и распространения которых вводятся ограничительные мероприятия (карантин), устанавливаются санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ч. 3 ст. 31).

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся в соответствии со статьей 16 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.01.2020), относятся, в том числе: защита прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья (1); организация осуществления мероприятий по проведению дезинфекции, дезинсекции и дератизации, а также санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в соответствии с законодательством Российской Федерации (9); координация деятельности исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья, субъектов государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения на территории субъекта Российской Федерации (11); реализация мероприятий, направленных на спасение жизни и сохранение здоровья людей при чрезвычайных ситуациях, ликвидацию медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций, информирование населения о медико-санитарной обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и о принимаемых мерах (12); информирование населения субъекта Российской Федерации, в том числе через средства массовой информации, о возможности распространения социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих, на территории субъекта Российской Федерации, осуществляемое на основе ежегодных статистических данных, а также информирование об угрозе возникновения и о возникновении эпидемий (13).

Федеральным законом от 21 декабря 1994 года «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» определены общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Законодательство Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (ст. 2 Закона).

В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 51 вышеуказанного Закона главные государственные санитарные врачи и их заместители при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, наделяются полномочиями выносить мотивированные постановления.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 02.03.2020 N 5 «О дополнительных мерах по снижению рисков завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)» (зарегистрировано в Минюсте России 02.03.2020 N 57643) разработан дополнительный комплекс обязательных мероприятий по недопущению распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) перечень включает в себя в числе прочего, указание высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высшего исполнительного органа государственной власти субъектов Российской Федерации) на необходимость обеспечить организацию и проведение мероприятий, направленных на предупреждение завоза и распространения, своевременное выявление и изоляцию лиц с признаками новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) (п. 1.1).

17 марта 2020 года Губернатором Воронежской области принято распоряжение № 30-рг «О мерах по снижению рисков завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) на территории Воронежской области».

Пунктом 1 указанного распоряжения рекомендовано главе городского округа город Воронеж ФИО1 ввести режим повышенной готовности на территории городского округа город Воронеж.

В соответствии с п. 11 Распоряжения рекомендовано органам местного самоуправления Воронежской области отменить проведение запланированных массовых мероприятий (в том числе деловых, спортивных, культурных, образовательных, развлекательных) на период действия настоящего распоряжения.

На основании пп. «г» п.2 указа Губернатора Воронежской обл. от 13.05.2020 N 184-у «О продлении действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Воронежской области в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (в редакции, действующей на момент рассмотрения уведомления), на территории Воронежской области временно приостановлено проведение публичных, досуговых, развлекательных, зрелищных, культурных, выставочных, просветительских, рекламных и иных подобных мероприятий с очным присутствием граждан, а также оказание соответствующих услуг, в том числе в парках культуры и отдыха, торгово-развлекательных центрах и в иных местах массового посещения граждан, за исключением:

- проведения избирательными объединениями съездов (конференций, собраний) по выдвижению кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти Воронежской области и органах местного самоуправления муниципальных образований Воронежской области;

- проведения агитационных публичных мероприятий, осуществляемых в период избирательной кампании, вне помещений с общим количеством участников не более 20 человек;

- проведения общественных обсуждений, публичных слушаний по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства;

- деятельности зоопарков и океанариумов;

- деятельности библиотек, музеев, музеев-заповедников, дворцово-парковых музеев;

- деятельности кинотеатров (кинозалов), цирков при наполняемости залов не более 80%;

- деятельности театрально-концертных организаций, за исключением театрально-концертного обслуживания детей, при наполняемости залов не более 80%;

- проведения органами местного самоуправления муниципальных образований Воронежской области публичных слушаний для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";

- проведения общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме, общих собраний членов товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации;

- деятельности аттракционов при их заполняемости не более 50%.

С учетом указанных нормативных актов, и.о. руководителя управления по работе с административными органами и структурами гражданского общества администрации городского округа город Воронеж Чечель А.М., было обосновано предложено административному истцу Супренок Б.Н. перенести публичное мероприятие на более поздний срок – после окончания действия ограничительных мер, поскольку организуемое им публичное мероприятие не относится к указанным исключениям.

Как указано в ст.17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Как неоднократно указывал Конституционный суд РФ (Определение Конституционного Суда РФ от 01.06.2010 N 705-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина ФИО3 на нарушение его конституционных прав частью 5 статьи 5 и пунктом 2 части 1 статьи 12 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях") использование в части 5 статьи 5 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" таких понятий, как "мотивированное предложение" и "согласование", свидетельствует о том, что орган публичной власти вправе лишь предложить изменить место и (или) время проведения публичного мероприятия, причем такое предложение обязательно должно быть мотивированным и вызываться либо необходимостью сохранения нормального и бесперебойного функционирования жизненно важных объектов коммунальной или транспортной инфраструктуры, либо необходимостью поддержания общественного порядка, обеспечения безопасности граждан (как участников публичного мероприятия, так и лиц, которые могут находиться в месте его проведения в определенное для этого время), либо иными подобными причинами. Законодательное закрепление исчерпывающего перечня таких причин необоснованно ограничивало бы дискрецию органов публичной власти по реализации своих конституционных обязанностей. При обсуждении внесенного должностным лицом уполномоченного органа публичной власти предложения с организаторами мероприятия должна учитываться возможность достижения цели публичных мероприятий - свободное формирование и выражение мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и внешней политики (п. 1 ст. 2 ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»). Соответственно, отрицательное решение органа публичной власти не может быть обусловлено лишь причинами организационного или иного подобного характера, поскольку, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, цели одной рациональной организации деятельности органов власти не могут служить основанием для ограничения прав и свобод. Содержащееся в части 5 статьи 5 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» понятие «мотивированное предложение» - по его конституционно-правовому смыслу - означает, что в данном решении должны быть приведены веские доводы в обоснование того, что проведение публичного мероприятия не просто нежелательно, а невозможно в связи с необходимостью защиты публичных интересов. Кроме того, в решении должно содержаться предложение места и (или) времени проведения мероприятия, адекватное его социально-политическому значению. Приведенная правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированная применительно к положениям части 5 статьи 5 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», в полной мере применима и к положениям пункта 2 части 1 статьи 12 названного Федерального закона.

На основании ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

С учетом изложенного положения Федерального закона от 19.06.2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» устанавливают, что целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.

В данном случае административный ответчик не отказал в проведении митинга, а предложил перенести на более поздний срок в связи со сложившейся эпидемиологической обстановкой. Ответ был дан в пределах трехдневного срока.

При этом, возможность оценки возможности или невозможности проведения публичного мероприятия в связи с указанными в сообщениях причинами законодатель относит на орган местного самоуправления, а не на организатора публичного мероприятия, с целью чего законодатель и ввел понятие согласования публичного мероприятия с органами местного самоуправления, а не произвольное их проведение организатором. Кроме того, в любом случае проведение публичного мероприятия без согласования с органами местного самоуправления противоречит требованиям федерального законодательства.

При оценке довода административного истца о нарушении административным ответчиком норм международного права, суд учитывает, что согласно пункту 2 статьи 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 1950), осуществление права на свободу мирных собраний не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц.

Само по себе проведение других публичных мероприятий на территории г. Воронежа не свидетельствует о незаконности действий должностного лица администрации городского округа город Воронеж, поскольку решение о проведении того или иного публичного мероприятия принимается индивидуально в отношении каждого мероприятия, исходя из необходимости соблюдения установленных ограничений.

Довод административного истца о том, что указанный ответ (предложение) о переносе согласования проведения митинга на неопределенный срок, суд оценивает как субъективное толкование норм действующего законодательства, поскольку запрета на проведение данного публичного мероприятия не было.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое «Предложение об изменении даты проведения мероприятия» принято в соответствии с действующим законодательством, в рамках предоставленных Управлению общественных и внешних связей Администрации городского округа город Воронеж полномочий, при этом права и свободы Супренок Б.Н. принятым решением не нарушены. Доказательств нарушения прав Супренок Б.Н., и невозможности проведения публичного мероприятия, в иную дату, не представлено и в судебном заседании, в то время как согласно п.2 ч.1 ст.3 и ч.1 ст.4 КАС РФ задачами административного судопроизводства являются защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений. Каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Положения ст. 21 Международного пакта о гражданских и политических правах устанавливают, что пользование правом на мирные собрания не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые налагаются в соответствии с законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц.

Таким образом, соблюдение органами местного самоуправления законодательного запрета о недопустимости ограничения прав и свобод других лиц, при проведении митинга, свидетельствует о соблюдении норм международного права.

Учитывая изложенное, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований.

Согласно ч.8 ст. 227 КАС РФ решение по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) приводится в исполнение по правилам, указанным в статье 187 настоящего Кодекса. Решения, которыми признаны незаконными решения, действия (бездействие) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления по вопросам, связанным с согласованием места и времени проведения публичного мероприятия (собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования), а также с вынесенным этими органами предупреждением в отношении целей такого публичного мероприятия и формы его проведения, подлежат немедленному исполнению.

Поскольку судом исковые требования оставлены без удовлетворения, то оснований для применения ч.8 ст. 227 КАС РФ не имеется.

При рассмотрении настоящего дела судом не выявлено случая нарушений законности, в связи с чем, оснований для вынесения частного определения в соответствии со ст. 200 КАС РФ, не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 175,179, 227 КАС РФ, суд

решил:

Административное исковое заявление Супренок Бориса Николаевича к Администрации городского округа город Воронеж, и.о. руководителя Управления по работе с административными органами и структурами гражданского общества Администрации городского округа город Воронеж Чечель Андрею Митрофановичу о признании незаконным решения и.о. руководителя Управления по работе с административными органами и структурами гражданского общества Администрации городского округа город Воронеж Чечель А.М. от 16.02.2021 за № 6-ПМ, приведении решения суда к немедленному исполнению оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судьи Михина Н.А.

Мотивированное решение изготовлено 25.02.2021.

УИД 36RS0006-01-2021-001201-14

№ 2а-1389/21

Строка 3.020а

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«25» февраля 2021 года Центральный районный суд г.Воронежа

в составе:

председательствующего судьи Михиной Н.А.,

при секретаре Агаповой А.Ю.,

с участием:

административного истца Супренок Б.Н.,

представителя административного истца по устному заявлению Сиволдаева И.В.

представителя административного ответчика администрации городского округа город Воронеж по доверенности Шипулиной А.В.,

представителя административного ответчика и.о. руководителя Управления по работе с административными органами и структурами гражданского общества администрации городского округа города Воронеж Чечель А.М. по доверенности Полуэктова Ю.Э.,

рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Супренок Бориса Николаевича к Администрации городского округа город Воронеж, и.о. руководителя Управления по работе с административными органами и структурами гражданского общества Администрации городского округа город Воронеж Чечель Андрею Митрофановичу о признании незаконным решения и.о. руководителя Управления по работе с административными органами и структурами гражданского общества Администрации городского округа город Воронеж Чечель А.М. от 16.02.2021 за № 6-ПМ, приведении решения суда к немедленному исполнению.

установил:

24.02.2021 Супренок Б.Н. обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением, ссылаясь на то, что он как организатор публичного мероприятия 15.02.2021 обратился к главе городского округа город Воронежа ФИО1 с уведомлением о проведении публичного мероприятия в форме шествия и митинга, место проведения (маршрут движения): Марш колонной по правой половине проезжей части проспекта Революции (четна сторона) от Управления ЮВЖД до площади Никитина И.С. с последующим митингом на площади Никитина И.С. 27 февраля 2021 года, в 12:00-12:30 сбор у управления ЮВЖД, с 12:30-13:00 марш до площади Никитина И.С., с 13:00 до 15:00 митинг на площади Никитина И.С.; будет использоваться звукоусиливающая аппаратура; предполагаемое количество участников публичного мероприятия – 100 человек.

16.02.2021 и.о. руководителя управления по работе с административными органами и структурами гражданского общества Администрации городского округа город Воронеж Чечель А.М. был направлен в адрес административного истца ответ № 6-ПМ с предложением изменить дату проведения публичного мероприятия на более поздний срок, после окончания действий ограничительных мер, в связи с тем, что из-за угрозы распространения коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Воронежской области введен режим повышенной готовности, в связи с чем, указом губернатора Воронежской области от 13.05.2020 №184-у «О продлении действия мер по обеспечению санитарноэпидемиологического благополучия населения в Воронежской области в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» приостановлено проведение всех мероприятий с очным присутствием граждан.

В судебном заседании административный истец Супренок Б.Н. заявленные требования поддержал, пояснил изложенное; просил признать незаконным решение и.о. о признании незаконным решения и.о. руководителя Управления по работе с административными органами и структурами гражданского общества Администрации городского округа город Воронеж Чечель А.М. от 16.02.2020 за № 6-ПМ в части предложения организатору публичного мероприятия Супренку Б.Н. изменить время (дату) проведения публичного мероприятия назначенного на 27.02.2021 на более поздний срок, приведении решения суда к немедленному исполнению; вынести в адрес губернатора Воронежской области частное определение.

Представитель административного истца по доверенности Сиволдаева И.В. административное исковое заявление, поддержал; пояснил изложенное.

Представитель административного ответчика Администрации городского округа город Воронеж по доверенности Шипулина А.В., считала исковые требования не подлежащими удовлетворению; представлены письменные возражения.

Административный ответчик – должностное лицо и.о. руководителя Управления по работе с административными органами и структурами гражданского общества Администрации городского округа город Воронеж Чечель А.М. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, имеется заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель административного ответчика и.о. руководителя Управления по работе с административными органами и структурами гражданского общества Администрации городского округа город Воронеж Чечель А.М. по доверенности Полуэктов Ю.Э. просил в удовлетворении иска отказать; представлены письменные возражения.

Выслушав присутствующих лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив, предоставленные по делу доказательства, приходит к следующим выводам.

Согласно ч.1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно статье 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В силу ст. 19 Федерального закона от 19.06.2004 № 54 «О собраниях, митингах, шествиях и пикетированиях» решения и действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, нарушающие право граждан на проведение публичного мероприятия, могут быть обжалованы в суд, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, 15.02.2021 в Администрацию городского округа город Воронеж Супренок Б.Н. как организатором было подано уведомление о проведении публичного мероприятия в форме шествия и митинга 27.02.2021 года с 12 час. до 15 час. (12:00-12:30 – сбор у Управления ЮВЖД, 12:30-13:00 – марш до площади Никитина И.С, с 13:00 до 15:00 – митинг на площади Никитина И.С.), с предполагаемым количеством участников 100 человек. Целью проведения публичного мероприятия является: 1) объединить здоровые силы общества недовольные действиями власти; 2) оказать давление на власть, с целью освобождения всех политзаключенных в России; 3) донести до граждан, что сменяемость власти на выборах, единственный выход из сегодняшнего тупика (л.д.7).

На указанное уведомление Супренок Б.Н. 16.02.2021 года было получено сообщение «О направлении ответа» за № 6-ПМ, за подписью и.о. руководителя Управления по работе с административными органами и структурами гражданского общества Администрации городского округа город Воронежа Чечель А.М., в котором указано на то, что из-за угрозы распространения коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Воронежской области введен режим повышенной готовности, в связи с чем указом губернатора Воронежской области от 13.05.2020 №184-у «О продлении действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Воронежской области в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» приостановлено проведение всех мероприятий в том числе публичных, с очным присутствием граждан. В данном сообщении также предложено изменить дату проведения публичного мероприятия на более поздний срок, после окончания действия ограничительных мер (л.д.8).

Согласно ст. 2 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее - Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ) дляцелей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

- публичное мероприятие - открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями;

- митинг - массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера;

- шествие - массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам.

В силу ст. 8 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия. Условия запрета или ограничения проведения публичного мероприятия в отдельных местах могут быть конкретизированы федеральными законами.

Согласно ч.1 ст.12 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан: документально подтвердить получение уведомления о проведении публичного мероприятия, указав при этом дату и время его получения; довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона.

В соответствии с п. 10.1 Регламента Администрации городского округа город Воронеж полномочие по рассмотрению таких уведомлений возложены на управление по работе с административными органами и структурами гражданского общества Администрации городского округа город Воронеж.

На основании Положения об Управлении по работе с административными органами и структурами гражданского общества Администрации городского округа город Воронеж, судом установлено, что полномочие по рассмотрению заявленного уведомления возложено на руководителя Управления по работе с административными органами и структурами гражданского общества Администрации городского округа город Воронеж.

Как следует из материалов дела, распоряжением от от 22.01.2021исполнение обязанностей руководителя управления по работе с административными органами и структурами гражданского общества администрации городского округа город Воронеж на время отпуска ФИО2 было возложено на период с 15.02.2021 по 05.03.2021 на Чечель А.М.

Следовательно, сообщение с предложением об изменении даты проведения публичного мероприятия от 16.02.2021 г. № 6-ПМ вынесено органом наделенным полномочиями на принятие указанного акта и уполномоченным должностным лицом.

Судом установлено и не оспаривалось сторонами, что орган местного самоуправления довел до сведения организатора публичного мероприятия Супренок Б.Н. о несогласовании проведения публичного мероприятия, с указанием причин.

В соответствии с ч.1.1. ст.8 Федерального закона № 54-ФЗ, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации определяют единые специально отведенные или приспособленные для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера места (далее - специально отведенные места). Порядок использования специально отведенных мест, нормы их предельной заполняемости и предельная численность лиц, участвующих в публичных мероприятиях, уведомление о проведении которых не требуется, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации, при этом указанная предельная численность не может быть менее ста человек.

При определении специально отведенных мест и установлении порядка их использования должны обеспечиваться возможность достижения целей публичных мероприятий, транспортная доступность специально отведенных мест, возможность использования организаторами и участниками публичных мероприятий объектов инфраструктуры, соблюдение санитарных норм и правил, безопасность организаторов и участников публичных мероприятий, других лиц. В случае направления организаторами нескольких публичных мероприятий уведомлений о проведении публичных мероприятий в специально отведенных местах в одно и то же время очередность использования специально отведенных мест определяется исходя из времени получения соответствующего уведомления органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления (ч.1.2 ст. 8).

Согласно ст. 3 Закона Воронежской области от 17.12.2012 №160-ОЗ (в ред. от 31.10.2017) «О некоторых вопросах проведения публичных мероприятий» (принят Воронежской областной Думой 11.12.2012), единые специально отведенные или приспособленные для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера места (далее - специально отведенные места) определяет правительство Воронежской области с учетом положений Федерального закона и настоящего Закона Воронежской области.

Указом Президента Российской Федерации от 02.04.2020 года № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) было постановлено: Высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации, обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий (п.2).

В соответствии с Федеральным Законом от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, Указом Президента Российской Федерации от 11.05.2020 № 316 «Об определении порядка продления действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в субъектах Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», указом губернатора Воронежской области от 20.03.2020 №113-у «О введении в Воронежской области режима повышенной готовности для органов управления и сил Воронежской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» постановлено: исполнительным органам государственной власти Воронежской области, подведомственным им организациям на срок действия настоящего указа обеспечить отмену (перенос): запланированных ими к проведению на территории Воронежской области театрально-зрелищных, культурно-просветительских, зрелищно-развлекательных, спортивных и других мероприятий; выезда организованных групп обучающихся и воспитанников подведомственных организаций за пределы Воронежской области; запланированных посещений территории Воронежской области организованными группами обучающихся и воспитанников организаций, осуществляющих деятельность за пределами Воронежской области.

В соответствии с частью 1 статьи 41 Конституции РФ каждый гражданин Российской Федерации имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Закон об основах охраны здоровья граждан является основным актом федерального законодательства, закрепляющим как общие принципы правового регулирования отношений в сфере охраны здоровья граждан, так и особые права отдельных категорий граждан в данной сфере.

Охрана здоровья граждан - система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического) характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи (пункт 2 статьи 2 Закона N 323-ФЗ).

Отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, регулируются Законом о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

В соответствии со статьей 1 названного Закона санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия - это организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию.

В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан (пункт 1 статьи 29 Закона N 52-ФЗ).

Согласно ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» ограничительные мероприятия (карантин) вводятся в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, на территории Российской Федерации, территории соответствующего субъекта Российской Федерации, муниципального образования, в организациях и на объектах хозяйственной и иной деятельности в случае угрозы возникновения и распространения инфекционных заболеваний.

Порядок осуществления ограничительных мероприятий (карантина) и перечень инфекционных заболеваний, при угрозе возникновения и распространения которых вводятся ограничительные мероприятия (карантин), устанавливаются санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ч. 3 ст. 31).

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся в соответствии со статьей 16 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.01.2020), относятся, в том числе: защита прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья (1); организация осуществления мероприятий по проведению дезинфекции, дезинсекции и дератизации, а также санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в соответствии с законодательством Российской Федерации (9); координация деятельности исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья, субъектов государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения на территории субъекта Российской Федерации (11); реализация мероприятий, направленных на спасение жизни и сохранение здоровья людей при чрезвычайных ситуациях, ликвидацию медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций, информирование населения о медико-санитарной обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и о принимаемых мерах (12); информирование населения субъекта Российской Федерации, в том числе через средства массовой информации, о возможности распространения социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих, на территории субъекта Российской Федерации, осуществляемое на основе ежегодных статистических данных, а также информирование об угрозе возникновения и о возникновении эпидемий (13).

Федеральным законом от 21 декабря 1994 года «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» определены общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Законодательство Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (ст. 2 Закона).

В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 51 вышеуказанного Закона главные государственные санитарные врачи и их заместители при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, наделяются полномочиями выносить мотивированные постановления.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 02.03.2020 N 5 «О дополнительных мерах по снижению рисков завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)» (зарегистрировано в Минюсте России 02.03.2020 N 57643) разработан дополнительный комплекс обязательных мероприятий по недопущению распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) перечень включает в себя в числе прочего, указание высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высшего исполнительного органа государственной власти субъектов Российской Федерации) на необходимость обеспечить организацию и проведение мероприятий, направленных на предупреждение завоза и распространения, своевременное выявление и изоляцию лиц с признаками новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) (п. 1.1).

17 марта 2020 года Губернатором Воронежской области принято распоряжение № 30-рг «О мерах по снижению рисков завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) на территории Воронежской области».

Пунктом 1 указанного распоряжения рекомендовано главе городского округа город Воронеж ФИО1 ввести режим повышенной готовности на территории городского округа город Воронеж.

В соответствии с п. 11 Распоряжения рекомендовано органам местного самоуправления Воронежской области отменить проведение запланированных массовых мероприятий (в том числе деловых, спортивных, культурных, образовательных, развлекательных) на период действия настоящего распоряжения.

На основании пп. «г» п.2 указа Губернатора Воронежской обл. от 13.05.2020 N 184-у «О продлении действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Воронежской области в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (в редакции, действующей на момент рассмотрения уведомления), на территории Воронежской области временно приостановлено проведение публичных, досуговых, развлекательных, зрелищных, культурных, выставочных, просветительских, рекламных и иных подобных мероприятий с очным присутствием граждан, а также оказание соответствующих услуг, в том числе в парках культуры и отдыха, торгово-развлекательных центрах и в иных местах массового посещения граждан, за исключением:

- проведения избирательными объединениями съездов (конференций, собраний) по выдвижению кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти Воронежской области и органах местного самоуправления муниципальных образований Воронежской области;

- проведения агитационных публичных мероприятий, осуществляемых в период избирательной кампании, вне помещений с общим количеством участников не более 20 человек;

- проведения общественных обсуждений, публичных слушаний по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства;

- деятельности зоопарков и океанариумов;

- деятельности библиотек, музеев, музеев-заповедников, дворцово-парковых музеев;

- деятельности кинотеатров (кинозалов), цирков при наполняемости залов не более 80%;

- деятельности театрально-концертных организаций, за исключением театрально-концертного обслуживания детей, при наполняемости залов не более 80%;

- проведения органами местного самоуправления муниципальных образований Воронежской области публичных слушаний для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";

- проведения общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме, общих собраний членов товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации;

- деятельности аттракционов при их заполняемости не более 50%.

С учетом указанных нормативных актов, и.о. руководителя управления по работе с административными органами и структурами гражданского общества администрации городского округа город Воронеж Чечель А.М., было обосновано предложено административному истцу Супренок Б.Н. перенести публичное мероприятие на более поздний срок – после окончания действия ограничительных мер, поскольку организуемое им публичное мероприятие не относится к указанным исключениям.

Как указано в ст.17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Как неоднократно указывал Конституционный суд РФ (Определение Конституционного Суда РФ от 01.06.2010 N 705-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина ФИО3 на нарушение его конституционных прав частью 5 статьи 5 и пунктом 2 части 1 статьи 12 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях") использование в части 5 статьи 5 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" таких понятий, как "мотивированное предложение" и "согласование", свидетельствует о том, что орган публичной власти вправе лишь предложить изменить место и (или) время проведения публичного мероприятия, причем такое предложение обязательно должно быть мотивированным и вызываться либо необходимостью сохранения нормального и бесперебойного функционирования жизненно важных объектов коммунальной или транспортной инфраструктуры, либо необходимостью поддержания общественного порядка, обеспечения безопасности граждан (как участников публичного мероприятия, так и лиц, которые могут находиться в месте его проведения в определенное для этого время), либо иными подобными причинами. Законодательное закрепление исчерпывающего перечня таких причин необоснованно ограничивало бы дискрецию органов публичной власти по реализации своих конституционных обязанностей. При обсуждении внесенного должностным лицом уполномоченного органа публичной власти предложения с организаторами мероприятия должна учитываться возможность достижения цели публичных мероприятий - свободное формирование и выражение мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и внешней политики (п. 1 ст. 2 ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»). Соответственно, отрицательное решение органа публичной власти не может быть обусловлено лишь причинами организационного или иного подобного характера, поскольку, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, цели одной рациональной организации деятельности органов власти не могут служить основанием для ограничения прав и свобод. Содержащееся в части 5 статьи 5 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» понятие «мотивированное предложение» - по его конституционно-правовому смыслу - означает, что в данном решении должны быть приведены веские доводы в обоснование того, что проведение публичного мероприятия не просто нежелательно, а невозможно в связи с необходимостью защиты публичных интересов. Кроме того, в решении должно содержаться предложение места и (или) времени проведения мероприятия, адекватное его социально-политическому значению. Приведенная правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированная применительно к положениям части 5 статьи 5 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», в полной мере применима и к положениям пункта 2 части 1 статьи 12 названного Федерального закона.

На основании ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

С учетом изложенного положения Федерального закона от 19.06.2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» устанавливают, что целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.

В данном случае административный ответчик не отказал в проведении митинга, а предложил перенести на более поздний срок в связи со сложившейся эпидемиологической обстановкой. Ответ был дан в пределах трехдневного срока.

При этом, возможность оценки возможности или невозможности проведения публичного мероприятия в связи с указанными в сообщениях причинами законодатель относит на орган местного самоуправления, а не на организатора публичного мероприятия, с целью чего законодатель и ввел понятие согласования публичного мероприятия с органами местного самоуправления, а не произвольное их проведение организатором. Кроме того, в любом случае проведение публичного мероприятия без согласования с органами местного самоуправления противоречит требованиям федерального законодательства.

При оценке довода административного истца о нарушении административным ответчиком норм международного права, суд учитывает, что согласно пункту 2 статьи 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 1950), осуществление права на свободу мирных собраний не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц.

Само по себе проведение других публичных мероприятий на территории г. Воронежа не свидетельствует о незаконности действий должностного лица администрации городского округа город Воронеж, поскольку решение о проведении того или иного публичного мероприятия принимается индивидуально в отношении каждого мероприятия, исходя из необходимости соблюдения установленных ограничений.

Довод административного истца о том, что указанный ответ (предложение) о переносе согласования проведения митинга на неопределенный срок, суд оценивает как субъективное толкование норм действующего законодательства, поскольку запрета на проведение данного публичного мероприятия не было.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое «Предложение об изменении даты проведения мероприятия» принято в соответствии с действующим законодательством, в рамках предоставленных Управлению общественных и внешних связей Администрации городского округа город Воронеж полномочий, при этом права и свободы Супренок Б.Н. принятым решением не нарушены. Доказательств нарушения прав Супренок Б.Н., и невозможности проведения публичного мероприятия, в иную дату, не представлено и в судебном заседании, в то время как согласно п.2 ч.1 ст.3 и ч.1 ст.4 КАС РФ задачами административного судопроизводства являются защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений. Каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Положения ст. 21 Международного пакта о гражданских и политических правах устанавливают, что пользование правом на мирные собрания не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые налагаются в соответствии с законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц.

Таким образом, соблюдение органами местного самоуправления законодательного запрета о недопустимости ограничения прав и свобод других лиц, при проведении митинга, свидетельствует о соблюдении норм международного права.

Учитывая изложенное, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований.

Согласно ч.8 ст. 227 КАС РФ решение по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) приводится в исполнение по правилам, указанным в статье 187 настоящего Кодекса. Решения, которыми признаны незаконными решения, действия (бездействие) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления по вопросам, связанным с согласованием места и времени проведения публичного мероприятия (собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования), а также с вынесенным этими органами предупреждением в отношении целей такого публичного мероприятия и формы его проведения, подлежат немедленному исполнению.

Поскольку судом исковые требования оставлены без удовлетворения, то оснований для применения ч.8 ст. 227 КАС РФ не имеется.

При рассмотрении настоящего дела судом не выявлено случая нарушений законности, в связи с чем, оснований для вынесения частного определения в соответствии со ст. 200 КАС РФ, не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 175,179, 227 КАС РФ, суд

решил:

Административное исковое заявление Супренок Бориса Николаевича к Администрации городского округа город Воронеж, и.о. руководителя Управления по работе с административными органами и структурами гражданского общества Администрации городского округа город Воронеж Чечель Андрею Митрофановичу о признании незаконным решения и.о. руководителя Управления по работе с административными органами и структурами гражданского общества Администрации городского округа город Воронеж Чечель А.М. от 16.02.2021 за № 6-ПМ, приведении решения суда к немедленному исполнению оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судьи Михина Н.А.

Мотивированное решение изготовлено 25.02.2021.

1версия для печати

2а-1389/2021 ~ М-570/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Супренок Борис Николаевич
Ответчики
И.о. руководителя Управления по работе с административными органами и структурами гражданского общества Администрации ГО г. Воронеж Чечель А.М.
Администрация ГО г. Воронеж
Суд
Центральный районный суд г. Воронежа
Судья
Михина Наталья Александровна
Дело на сайте суда
centralny--vrn.sudrf.ru
24.02.2021Регистрация административного искового заявления
24.02.2021Передача материалов судье
24.02.2021Решение вопроса о принятии к производству
24.02.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.02.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.02.2021Судебное заседание
25.02.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.02.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.03.2021Дело оформлено
05.03.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее