Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-232/2020 ~ М-99/2020 от 13.03.2020

УИД 54RS0-15

Производство

Поступило в суд 13.03.2020 г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 августа 2020 года                                     г.Обь Новосибирской области

Суд в составе председательствующего судьи Обского городского суда Новосибирской области Тайлаковой Т.А,

при секретаре судебного заседания Васильеве А.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Яковлева Александра Евгеньевича к администрации г. Обь Новосибирской области об обязании предоставить вне очереди жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Истец Яковлев Александр Евгеньевич обратился в суд с иском к администрации г. Оби Новосибирской области, просил обязать ответчика предоставить ему вне очереди на условиях специализированного найма благоустроенное жилое помещение, соответствующее санитарным и техническим нормам, пригодное для заселения и проживания, юридически и фактически свободное, площадью не менее 30 кв.м.

В обоснование заявленного требования истец указал, что относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Его мать – ФИО3 умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец – ФИО4 на основании решения Обского городского суда ФИО5 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ лишен родительских прав.

На основании постановления администрации <адрес> ФИО5 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Яковлев А.Е. поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам специализированного найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Но до настоящего времени жилое помещение Яковлеву А.Е. не предоставлено.

По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ порядковый номер очереди Яковлева А.Е. 84.

В судебном заседании истец Яковлев А.Е. и его представитель Бальцер В.Н. заявленное требование и доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержали.

Представитель ответчика администрации г. Обь Новосибирской области Грязнов С.Д., действующий на основании доверенности, в судебном заседании в удовлетворении заявленного иска просил отказать, указав, что данное категории граждан предоставление жилых помещений осуществляется в соответствии со списком, формируемом в соответствии с Законом Новосибирской области от 05.06.2013 № 331-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Правовые основания для предоставления жилых помещений в нарушение порядка, в котором состоят в списке нуждающиеся лица, отсутствуют. Удовлетворение требования о внеочередном предоставлении жилого помещения, то есть в нарушении порядка, установленного в списке, повлечет нарушение прав иных лиц данной категории, включенных в список ранее истца и до настоящего времени не получивших жилые помещения. Обеспечение жилым помещением будет осуществляться согласно очередности при выделении субвенции из областного и федерального бюджетов. Дополнительные денежные средства на исполнение судебных решений действующим законодательством не предусмотрены.

Представитель третьего лица Министерства труда и социального развития Новосибирской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен, направил в адрес суда письменный отзыв, которым в удовлетворении иска просил отказать, указав, что право истца на обеспечение жилым помещением реализуется в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». На основании п. 3 ст. 8 указанного Федерального закона орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Прядок формирования указанного списка определен Законом Новосибирской области от 05.06.2013 № 331-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Следовательно, предоставление жилых помещений указанной категории лиц осуществляется в соответствии со списком, формируемом в каждом регионе. Правовые основания для предоставления жилых помещений в нарушение порядка, в котором состоят в списке нуждающиеся лица, отсутствуют. Обеспечение жилыми помещениями данной категории граждан в соответствии с действующим законодательством относится к расходным обязательствам Новосибирской области. Размер средств из областного бюджета определяется Законом Новосибирской области от 25 декабря 2019 года № 454-ОЗ «Об областном бюджете Новосибирской области на 2020 года и плановый период 2021 и 2020 годов. Дополнительные денежные средства на исполнение судебных решений действующим законодательством не предусмотрены. Министерство может действовать только в отношении запланированных и выделенных Законом Новосибирской области от 25 декабря 2019 года № 454-ОЗ «Об областном бюджете Новосибирской области на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов» бюджетных средств.

Представитель Правительства Новосибирской области в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, направил отзыв на исковое заявление, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.

В письменном отзыве Правительства Новосибирской области указано, что обязательства Новосибирской области по финансовому обеспечению предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, реализуются в виде предоставления субвенций муниципальным образованиям Новосибирской области из средств областного бюджета. Законом Новосибирской области от 25.12.2018 № 332-ОЗ «Об областном бюджете Новосибирской области на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов» для финансирования полномочий по предоставлению указанной категории гражданам жилых помещений муниципальным образованиям, в том числе и для г. Обь, субвенция предусмотрена.

Представитель Министерства финансов и налоговой политики Новосибирской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен.

В силу ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных в установленном законом порядке.

    Выслушав истца Яковлева А.Е., его представителя Бальцер В.Н., представителя ответчика Грязнова С.Д., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.7 Конституции РФ политика Российской Федерации направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (п. «ж» ч.1 ст.72 Конституции РФ), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

В силу ч.1 ст.109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии с абз.1 п.1 ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

В соответствии с п. 3 ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в п. 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с п. 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом п. 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет. Предоставление указанным лицам жилых помещений является основанием для исключения этих лиц из списка.

При этом право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (п.9 ст.8 указанного Федерального закона).

В соответствии с п.7 ст.8 указанного Федерального закона по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в п. 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

На территории ФИО5 <адрес> действует Закон ФИО5 <адрес> -ОЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», статья 1 которого предусматривает, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно предоставляются жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, заключаемым сроком на пять лет, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, исходя из нормы предоставления площади жилого помещения не менее 30 квадратных метров общей площади на одного человека.

Включение в список согласно ст. 8 указанного Закона ФИО5 <адрес>, детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется в порядке очередности в зависимости от даты подачи заявления о включении указанных лиц в список, а в случае их совпадения – в алфавитном порядке.

Однако, по своей сути формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категории лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

Формирование указанных списков имеет своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.

В силу положений ст. 5 Закона ФИО5 <адрес> «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» обеспечение жилыми помещениями данной категории граждан в соответствии с действующим законодательством относится к расходным обязательствам ФИО5 <адрес>.

Законом ФИО5 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 490-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований ФИО5 <адрес> отдельными государственными полномочиями по обеспечению граждан жилыми помещениями» органы местного самоуправления ФИО5 <адрес> наделены отдельными государственными полномочиями, в том числе, полномочиями по обеспечению жилыми помещениями граждан, указанных в ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Согласно ст. 6 указанного закона ФИО5 <адрес> финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий осуществляется путем предоставления местным бюджетам субвенций из областного бюджета ФИО5 <адрес>.

Расчет объема предоставляемых субвенций из областного бюджета ФИО5 <адрес> местным бюджетам осуществляется в соответствии с Методикой расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из областного бюджета ФИО5 <адрес> для осуществления отдельных государственных полномочий, согласно приложению к настоящему Закону.

Из материалов дела следует, что мать ФИО2-ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ умерла, отец – ФИО4 на основании решения Обского городского суда ФИО5 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ лишен родительских прав (л.д.6-9).

Согласно выписке из постановления администрации <адрес> ФИО5 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Яковлев А.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированный по адресу ФИО5 <адрес>, включен в список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда (л.д.11).

Из содержания справки, выданной начальником отдела по опеке и попечительству администрации г. Оби Новосибирской области, установлено, что порядковый номер очереди Яковлева А.Е. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ 84 (л.д.12).

    Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости у истца Яковлева А.Е. отсутствуют в собственности жилые помещения на территории Новосибирской области (л.д.14).

    Кроме того, в справке, выданной ОГУП «Техцентр НСО» объекты недвижимости за Яковлевым А.Е. не учтены (л.д.13).

Исходя из вышеназванных норм Федерального закона и Закона Новосибирской области, с учетом установленных сведений о личности истца, которому присвоен статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, за которым признано право на предоставление ему жилого помещения по договору специализированного найма, отсутствия сведений о том, что уполномоченными органами приняты исчерпывающие меры по реализации указанного права, суд приходит к выводу, что нарушенное право истца подлежит восстановлению.

Сведений о том, что истец улучшил свои жилищные условия, в результате чего отпали основания для предоставления жилого помещения, ответчиком не предоставлено.

Материалами дела подтверждается, что за истцом не учтены на каком-либо вещном праве жилые объекты недвижимости.

В нарушение действующего законодательства истец своевременно не обеспечен жилым помещением.

Администрация города Оби Новосибирской области является надлежащим ответчиком по настоящему иску.

Доводы представителя ответчика о том, что истец может быть обеспечен жилым помещением в соответствии со Списком при поступлении субвенций из областного бюджета, не могут быть приняты во внимание, поскольку обязанность по предоставлению жилого помещения возникает независимо от наличия или отсутствия финансирования расходов по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот. Законодательство не ставит предоставление жилья в зависимость от наличия каких-либо дополнительных условий.

Более того, денежные средства на реализацию переданных государственных полномочий ежегодно предусматриваются в областном бюджете. При этом отношения по предоставлению субвенций между уровнями бюджетной системы, возникающие между органами местного самоуправления и органами государственной власти, регулируются нормами бюджетного законодательства и не влияют на реализацию прав граждан по предоставлению жилых помещений. Реализация прав на жилое помещение лиц, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлена в зависимость от взаимодействия бюджетов органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Не предоставление указанных средств ответчику в достаточном размере не может являться препятствием к реализации права истца на получение жилья.

Также, действующее законодательство связывает право на получение специализированного жилого помещения с такими обстоятельствами как достижение возраста 18 лет, окончание срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также завершение получения профессионального образования, либо окончание прохождения военной службы по призыву, либо окончание отбывания наказания в исправительных учреждениях и не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом.

Доводы представителя ответчика и третьих лиц о том, что предоставление истцу жилого помещения впереди стоящих перед ним такой же категории граждан, повлечет безусловное нарушение их прав, являются несостоятельными, поскольку и иные дети - сироты вправе обратиться в суд, если считают свои права нарушенными, при этом федеральное законодательство не связывает право истца на получение специализированного жилья с правом иных лиц на получение такого же жилья.

Положения Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» не устанавливают очередность внутри формируемого органами государственной власти субъекта РФ списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.

Анализ федерального законодательства позволяет сделать вывод о том, что основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определяет федеральный законодатель. Вместе с тем, федеральный законодатель не установил, что предоставление указанным лицам специализированного жилья должно зависеть от какой-либо очередности, такое предоставление законодатель связал только с возрастом и окончанием срока пребывания в образовательной организации и иных учреждениях.

Содержащееся в п. 3 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.

Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. При этом срок, в течение которого должно предоставляться жилое помещение данной категории граждан, федеральный законодатель не определил, что не может толковаться иначе, как необходимость обеспечения возможности осуществления такого права непосредственно после его возникновения.

Учитывая, что на дату рассмотрения дела в суде право Яковлева А.Е. на получение жилого помещения специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения не реализовано, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения иска по заявленным основаниям.

Но поскольку в Федеральном законе отсутствует указание на предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, специализированных жилых помещений в порядке очередности, требование истца в части указания на предоставление ему специализированного жилого помещения вне очереди, удовлетворению не подлежит.

        На основании ст. 98 ГПК РФ, предусматривающей, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 96 настоящего Кодекса, суд присуждает ответчику в пользу истца расходы на оплату юридических услуг в размере 5000 рублей. Данные расходы подтверждены материалами дела.

Расходы истца на оплату государственной пошлины взысканию с ответчика не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Яковлева Александра Евгеньевича удовлетворить частично.

Возложить на администрацию г. Оби Новосибирской области обязанность предоставить Яковлеву Александру Евгеньевичу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на территории г. Обь Новосибирской области, отвечающее установленным требованиям специализированное жилое помещение, за счет средств бюджета Новосибирской области.

Взыскать с администрации г. Оби Новосибирской области в пользу Яковлева Александра Евгеньевича расходы на оплату юридических услуг в размере 5000 рублей.

В остальной части требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 24 августа 2020 года.

Судья                     Т.А. Тайлакова

2-232/2020 ~ М-99/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Яковлев Александр Евгеньевич
Ответчики
Администрация г. Оби Новосибирской области
Другие
Бальцер Валентина Николаевна
Министерство труда и социального развития Новосибирской области
Министерство финансов и налоговой политики Новосибирской области
Правительство Новосибирской области
Судья
Тайлакова Татьяна Анатольевна
13.03.2020 Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.03.2020 Передача материалов судье
18.03.2020 Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.03.2020 Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.03.2020 Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
13.04.2020 Предварительное судебное заседание
27.05.2020 Предварительное судебное заседание
20.07.2020 Предварительное судебное заседание
17.08.2020 Судебное заседание
24.08.2020 Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.09.2020 Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.11.2020 Дело оформлено
03.11.2020 Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)