Мотивированное решение изготовлено 31.07.2015
Дело № 2-1366/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ЗАТО г. Североморск 27 июля 2015 года
Североморский районный суд Мурманской области в составе:
Председательствующего судьи Ревенко А.А.
При секретаре Яковлевой Г.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению администрации ЗАТО г. Североморск на действия судебного пристава-исполнителя ОСП ЗАТО г. Североморск УФССП по Мурманской области ***, связанные с назначением нового срока исполнения,
Установил:
Администрация ЗАТО г. Североморск (далее по тексту – заявитель) обратилась в суд с заявлением об оспаривании постановления должностного лица службы судебных приставов, их действий (бездействий), указав, что *** судебным приставом – исполнителем ОСП ЗАТО г. Североморск Управления федеральной службы судебных приставов по Мурманской области ***, по результатам рассмотрения материалов исполнительного производства от *** № ***, возбужденного на основании исполнительного документа ФС № ***, выданного Североморским районным судом Мурманской области по делу № ***, вынесено постановление о назначении нового срока исполнения.
Администрация ЗАТО г. Североморск считает постановление от *** о назначении нового срока исполнения незаконным и необоснованным по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.
Решением Североморского районного суда Мурманской области от *** администрация ЗАТО г. Североморск обязана обеспечить предоставление общедоступного бесплатного дошкольного образования путем подачи в муниципальные дошкольные образовательные учреждения № *** и № *** теплоснабжения. Решение в части подачи в муниципальные дошкольные образовательные учреждения № *** и № *** теплоснабжения подлежит немедленному исполнению.
В соответствии с нормой п.п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Анализ норм материального права, регулирующих правоотношения в сфере организации местного самоуправления, теплоснабжения свидетельствует о том, что полномочия органа местного самоуправления ограничиваются решением вопросов, связанных с организацией и налаживанием устойчивого и скоординированного функционирования субъектов, осуществляющих производство тепловой энергии и ее реализацию потребителям.
Во исполнение решения Североморского районного суда Мурманской области от ***, в целях реализации полномочий, предусмотренных п.п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ, отнесенных к вопросам местного значения муниципального образования ЗАТО г. Североморск, администрацией ЗАТО г. Североморск издано распоряжение от *** № ***, в соответствии с которым ОАО «Мурманэнергосбыт», МУП «Североморские теплосети», ООО «Североморскжилкомхоз», ОАО «Ремонтно-эксплуатационное управление «Мурманский», ООО «Северный форпост» рекомендовано не отключать теплоснабжение в муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждениях и обеспечить бесперебойную циркуляцию и заполнение теплоносителем теплосистем отопления муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждений, то есть в пределах полномочий организовано скоординированное функционирование субъектов, осуществляющих производство тепловой энергии и ее реализацию потребителям.
Кроме того, ранее *** в адрес ОАО «Мурманэнергосбыт» направлены ходатайства о подключении муниципальных дошкольных образовательных учреждений № *** и № *** к системам центрального отопления в целях подачи теплоснабжения.
Ранее распоряжением администрации ЗАТО г. Североморск от *** № *** ОАО «Мурманэнергосбыт» и ООО «Североморскжилкомхоз» предписывалось обеспечить бесперебойную подачу теплоснабжения в муниципальные дошкольные образовательные учреждения.
При этом, у администрации ЗАТО г. Североморск отсутствует возможность самостоятельно осуществлять производство тепловой энергии и ее подачу на объекты социальной инфраструктуры муниципального образования ЗАТО г. Североморск. Единственной ресурсоснабжающей организацией осуществляющей производство тепловой энергии и ее реализацию потребителям является ОАО «Мурманэнергосбыт».
Таким образом, законные основания для вынесения *** постановления о взыскании исполнительского сбора и назначение нового срока исполнения у судебного пристава – исполнителя ОСП ЗАТО г. Североморск Управления федеральной службы судебных приставов по Мурманской области ***, отсутствовали, в связи с исполнением администрацией ЗАТО г. Североморск решения Североморского районного суда Мурманской области от *** в пределах предоставленных законом полномочий.
На основании изложенного, просит признать постановление судебного пристава – исполнителя ОСП ЗАТО г. Североморск от *** *** о назначении нового срока исполнения, недействительным полностью со дня его вынесения. Обязать ОСП ЗАТО г. Североморск устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и законных интересов администрации ЗАТО г. Североморск, связанное с изданием постановления от *** о назначении нового срока исполнения.
Представитель администрации ЗАТО г. Североморск Бальон В.Д. в судебном заседании, доводы, изложенные в заявлении поддержал и просил его удовлетворить.
Представители ОСП ЗАТО г. Североморск Шпортко Н.П. и Джулаева О.А., в судебном заседании просили отказать в удовлетворении заявления, указав в обоснование доводов, что обжалуемое постановление судебного пристава-исполнителя от *** является законным, обоснованным и соответствующим требованиям, установленным Федеральным законом «Об исполнительном производстве». После вынесения решения суда от ***, теплоснабжение в детские сады не подано, доказательств исполнения решения суда, обращенного к немедленному исполнению, заявителем не представлено, как и доказательств невозможности его исполнения вследствие непреодолимой силы.
Иных оснований для признания постановления судебного пристава-исполнителя от *** незаконным, заявителем не приведено.
Заслушав представителя заявителя и представителей заинтересованного лица, исследовав материалы дела, обозрев исполнительное производство № ***, суд находит заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 441 ГПК РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены взыскателем, должником или лицами, чьи права и интересы нарушены такими постановлением, действиями (бездействием).
Как установлено судом, решением Североморского районного суда от *** удовлетворены исковые требования прокурора г. Североморска к администрации ЗАТО г. Североморск о признании незаконным бездействия в части ненадлежащей организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования несовершеннолетним воспитанникам МБДОУ № *** и № *** в связи с отключением указанных образовательных учреждений от отопления и не подключением их к отоплению, возложении обязанности обеспечить предоставление общедоступного бесплатного дошкольного образования путем подачи в муниципальные дошкольные образовательные учреждения № *** и № *** теплоснабжения.
В части подачи в муниципальные дошкольные образовательные учреждения № *** и № *** теплоснабжения, решение суда обращено к немедленному исполнению.
*** на исполнение судебному приставу-исполнителю ОСП ЗАТО г. Североморск поступил исполнительный лист № ФС № ***, подлежащий немедленному исполнению в части обязания администрации ЗАТО г. Североморск обеспечить предоставление общедоступного бесплатного дошкольного образования путем подачи в муниципальные дошкольные образовательные учреждения № *** и № *** теплоснабжения.
На основании вышеуказанного исполнительного документа *** возбуждено исполнительное производство № ***, копия постановления была получена заявителем ***.
Согласно ст. 6 Федерального закона «Об исполнительном производстве» законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 11 ст. 30 Федерального закона "Об исполнительном производстве" если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных ст. ст. 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 12 вышеуказанной статьи срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 105 Федерального закона "Об исполнительном производстве" в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
В силу ч. 1 ст. 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.
Частью второй названной правовой нормы предусмотрено, что исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Согласно положений ч. 3 ст. 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" в случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника-индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
Как следует из п. 7 названной статьи при отсутствии установленных ГК РФ оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года № 13-П, должнику должна быть обеспечена возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа может быть вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности.
Исходя из приведенных выше правовых норм, положения ст. 401 ГК РФ и правовой позиции Конституционного Суда РФ, должник может быть освобожден от уплаты исполнительского сбора, если докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, не зависящих от воли, заботы и контроля должника.
Как предусмотрено п.п. 1, 3, 7 ст. 112 Федерального закона № 229-ФЗ, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникшей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. В связи с чем, судебным приставом-исполнителем необходимо выносить постановления о взыскании исполнительского сбора в отношении бюджетного учреждения или органа местного самоуправления, так как законодательство об исполнительном производстве не дифференцирует порядок и условия исполнения требований в зависимости от субъективного состава участников исполнительного производства.
Ответственность должника за неисполнение, ненадлежащее исполнение обязательства или за причинение вреда исключается при наличии действия непреодолимой силы (форс-мажорных обстоятельств).
Непреодолимая сила определяется в законодательстве как чрезвычайное и непредотвратимое при данных условиях обстоятельство, к которым относятся явления стихийного характера: землетрясение, сильные снегопады, цунами и т.д. К форс-мажорным обстоятельствам могут относиться определенные явления общественной жизни: военные действия, эпидемии, забастовки, а также различные запретительные меры государственных органов: объявление карантина, запрещение перевозок, запрет торговли в порядке международных санкций и т.д.
Для освобождения должника от ответственности он должен доказать наличие как самой непреодолимой силы, так и причинной связи между нарушением обязательства и непреодолимой силой.
*** судебным приставом-исполнителем ОСП ЗАТО г. Североморск было установлено неисполнение заявителем - администрацией ЗАТО г. Североморск решения Североморского районного суда от ***, обращенного к немедленному исполнению, о чем составлен соответствующий акт.
В связи с чем, в соответствии с ч. 1 ст. 105 ФЗ «Об исполнительном производстве», руководствуясь ст. ст. 6, 12, 14 и 112 ФЗ «Об исполнительном производстве», *** вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере *** руб., а также постановление о назначении нового срока исполнения, которым заявителю установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа, а именно до ***.
Обстоятельства, на которые ссылается заявитель, как на основания, препятствовавшие вынесению постановлений о назначении нового срока исполнения и взыскания исполнительского сбора, в частности ограничением полномочий органа местного самоуправления только решением вопросов, связанных с организацией и налаживанием устойчивого и скоординированного функционирования субъектов, осуществляющих производство тепловой энергии и ее реализацию потребителям, к числу обстоятельств непреодолимой силы, предусмотренных ч. 2 ст. 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве", не относятся.
При этом, доводы заявителя о том, что администрацией ЗАТО г. Североморск, в пределах предоставленных им полномочий, исполнено решение суда от ***, суд находит несостоятельными.
Так, в материалах дела, имеются распоряжение администрации ЗАТО г. Североморск от *** № ***, которым предписывалось обеспечить бесперебойную подачу теплоснабжения в муниципальные дошкольные образовательные учреждения, а также ходатайства учреждений от ***, направленные в адрес ОАО «Мурманэнергосбыт» о подключении муниципальных дошкольных образовательных учреждений № *** и № *** к системам центрального отопления в целях подачи теплоснабжения.
Указанные документы (направлены до вынесения решения суда от ***), по мнению заявителя - администрации ЗАТО г. Североморск, свидетельствуют о исполнении решения суда.
Вместе с тем, из ответа ОАО «Мурманэнергосбыт» от *** следует, что в целях соблюдения норм и правил СанПин 2.4.3049-13 в детском учреждении предложено временно решить вопрос о подключении системы отопления детского сада № *** «на пролив» к системе горячего водоснабжения, не нарушая Правил технической эксплуатации систем отопления. Оплату тепловой энергии, израсходованной на отопление, подключенного от системы горячего водоснабжения «на пролив», необходимо предусмотреть и гарантировать. О принятом решении проинформировать письменно.
Однако, представителем заявителя в рамках ст. 56 ГПК РФ в судебное заседание, не представлено никаких доказательств, свидетельствующих о проведении работ с целью подачи теплоснабжения в дошкольное учреждение, в том числе и копии ответа ОАО «Мурманэнергосбыт» с гарантией оплаты израсходованной тепловой энергии.
Из ответа ОАО «Мурманэнергосбыт» от *** следует, что техническая возможность подключения системы отопления детского сада № ***, который расположен в жилом доме, в межотопительный сезон к центральному отоплению по схеме теплоснабжения, действующей в отопительном сезоне – отсутствует. Отопительный сезон для многоквартирых домов заканчивается и начинается на основании распоряжения администрации ЗАТО г. Североморск.
Исходя из ответа ОАО «Мурманскэнергосбыт» усматривается, что теплоснабжение в детском учреждении № *** закончено на основании распоряжения администрации ЗАТО г. Североморск, а следовательно могло и быть начато, в том числе и в рамках исполнения решения суда, соответствующим распоряжением администрации ЗАТО г. Североморск.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что именно в полномочиях органа местного самоуправления находилось решение вопросов, связанных с организацией и налаживанием устойчивого и скоординированного функционирования субъектов, осуществляющих производство тепловой энергии, что никак не связано с отсутствием возможность самостоятельно осуществлять производство тепловой энергии.
Доказательств наличия иных уважительных причин, препятствующих исполнению решения суда, должником не представлено.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд исходит из того, что должником (заявителем по делу) не представлено доказательств того, что неисполнение требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, было вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля администрации ЗАТО г. Североморск.
Оспариваемое постановление от *** о назначении нового срока исполнения и взыскания исполнительского сбора вынесено судебным приставом-исполнителем в пределах его должностных полномочий, соответствует требованиям ст. 14 Федерального закона «об исполнительном производстве» и не нарушает права и свободы заявителя.
В соответствии с ч. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
При таких обстоятельства, оснований для отмены оспариваемого постановления судебного пристава-исполнителя от ***, не имеется.
Кроме того, из материалов дела не усматривается, что заявитель с заявлением об отсрочке или рассрочке взыскания исполнительского сбора, уменьшении его размера или освобождении от взыскания (в порядке ст. 434 ГПК РФ, ч. 6 ст. 112 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве») в суд не обращался, как и с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения самого судебного решения, которое до настоящего момента должником не исполнено.
Суд рассматривает спор на основании представленных сторонами доказательств, с учетом требований ст. 56 ГПК РФ,
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 – 199, 258 ГПК РФ, суд
Решил:
В удовлетворении заявления администрации ЗАТО г. Североморск на действия судебного пристава-исполнителя ОСП ЗАТО г. Североморск УФССП по Мурманской области ***, связанные с назначением нового срока исполнения, - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Североморский районный суд Мурманской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий А.А. Ревенко