Дело № 2-393/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 октября 2019 года п. Новобурейский
Бурейский районный суд Амурской области
в составе:
председательствующего судьи Шевчик Л.В.,
при секретаре Ивачевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Администрации Бурейского района Амурской области к ОСП по Бурейскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Амурской области, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Амурской области, судебному приставу–исполнителю ОСП по Бурейскому району ФИО8 об освобождении от исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Бурейского района Амурской области ( далее- истец, должник) обратилась в суд с исковым заявлением к ОСП по Бурейскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Амурской области (далее ОСП по Бурейскому району УФССП по Амурской области), судебному приставу-исполнителю ОСП по Бурейскому району ФИО8 об освобождении от исполнительского сбора.
Определением судьи Бурейского районного суда Амурской области от 23 сентября 2019 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено Управление Федеральной службы судебных приставов по Амурской области (далее УФССП по Амурской области).
В обоснование заявленных требований в исковом заявлении указано, что заявитель является должником по исполнительному производству, возбужденному постановлением от 16 октября 2018 года, на основании исполнительного листа № ВС 025053557 от 10.05.2018 года, выданного Бурейским районным судом по делу № 2-118/2018. Предмет исполнения: обязать администрацию Бурейского <адрес> предоставить ФИО2 благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, общей площадью не менее 33 кв.м., отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям.
Копия постановления о возбуждении исполнительного производства от 16.10.2018 года, возбужденного судебным приставом – исполнителем ОСП по Бурейскому району ФИО8, была вручена администрации Бурейского района.
15 ноября 2018 года судебным приставом-исполнителем ФИО6 администрации района было предъявлено требование об исполнении вышеуказанного исполнительного производства в срок до 30.11.2018 года. Поскольку у администрации Бурейского района имелись обстоятельства, затрудняющие исполнение решение суда, а именно, не поступление в бюджет района из бюджета Амурской области субвенции на исполнение государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам, 26 октября 2018 года администрация Бурейского района обратилась в Министерство социальной защиты населения Амурской области с ходатайством о выделении дополнительных денежных средств на приобретение квартир детям-сиротам. 14.11.2018 года администрацией получен ответ с Министерства социальной защиты населения Амурской области о том, что средства, предусмотренные Бурейскому району в 2018 году на обеспечение государственных полномочий, связанных с приобретением жилья для детей – сирот, использованы в полном объеме. Дополнительные средства на указанные цели в 2019 году могут быть перераспределены только за счет экономии, сложившейся по результатам конкурсных процедур.
13 сентября 2019 года главе администрации Бурейского района было вручено, вынесенное судебным приставом-исполнителем ОСП по Бурейскому району ФИО8, постановление о взыскании исполнительского сбора в сумме 50 000 рублей. Причиной взыскания указано то, что исполнительный документ не исполнен Администрацией Бурейского района Амурской области в срок для добровольного исполнения. Вместе с тем, администрация Бурейского района до настоящего времени не смогла исполнить вышеуказанный исполнительный документ по причинам от нее не зависящим, вследствие непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Органом, осуществляющим от имени муниципального образования Бурейский муниципальный район приобретение специализированных жилых помещений для детей-сирот, является муниципальное казенное учреждение Комитет по управлению муниципальным имуществом Бурейского района. Объем денежных средств, предназначенных для обеспечения детей-сирот, а также лиц, относящихся к данной категории определяется Правительством Амурской области в ходе формирования и принятия бюджета области, и на изменение данного объема денежных средств администрация Бурейского района повлиять не может. В соответствии с Соглашением от 09 февраля 2017 года о предоставлении в 2017 году субвенции из федерального и областного бюджета, бюджету Бурейского района на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, заключенным между министерством социальной защиты населения Амурской области и администрацией Бурейского района, предоставлена субвенция бюджету муниципального образования Бурейского района в сумме 1085700 рублей 00 копеек. Данная субвенция была израсходована на приобретение одного специализированного жилого помещения в целях исполнения решения Бурейского районного суда. В соответствии с Соглашением от 13 марта 2019 года в 2019 году предоставлена субвенция бюджету муниципального образования Бурейского района из бюджета Амурской области в сумме 2 171 400 рублей 00 копеек. Данная субвенция была израсходована на приобретение трех специализированных жилых помещений в целях исполнения решения Бурейского районного суда. Распределение жилых помещений осуществляется согласно Списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, формируемого Министерством социальной защиты населения амурской области. По состоянию на 01.09.2019 года очередь ФИО2 в указанном списке под № 9. Следующая субвенция в адрес муниципального образования Бурейского муниципального района поступит в 2020 году. Данная субвенция будет израсходована на приобретение специализированных жилых помещений для лиц из числа детей-сирот, включенных в указанный список ранее ФИО2, в целях исполнения решения Бурейского районного суда.
Администрацией Бурейского района были исполнены все, предусмотренные законодательством действия по сбору документов с целью включения ФИО2 в списки очередников на получение жилого помещения. Все необходимые данные были направлены в Правительство Амурской области. Единственной причиной не предоставления администрацией района взыскателю жилого помещения является отсутствие финансирования из средств областного бюджета Амурской области, переданных Бурейскому муниципальному району государственных полномочий по приобретению жилых помещений для детей-сирот. В условиях отсутствия финансовых средств, переданных ей в установленном порядке для исполнения государственных полномочий, администрация Бурейского района не может исполнять государственные полномочия. Администрация Бурейского района считает, что со стороны администрации отсутствует вина в не предоставлении жилого помещения ФИО2, в связи с изложенными выше обстоятельствами.
Представитель администрации Бурейского района, действующая на основании доверенности ФИО7 просила суд освободить администрацию Бурейского района Амурской области от взыскания исполнительского сбора в сумме 50 000 рублей, по постановлению от 10.09.2019 года судебного пристава-исполнителя ОСП по Бурейскому району УФССП по Амурской области ФИО8 о взыскании исполнительского сбора.
Суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, рассмотрел дело в отсутствие представителя истца ФИО7, извещенной надлежащим образом, предоставившей заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя Администрации Бурейского района, настаивающей на заявленных требованиях.
Суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, рассмотрел дело в отсутствие ответчика: ОСП по Бурейскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Амурской области, соответчика Управления Федеральной службы судебных приставов по Амурской области, взыскателя ФИО2, извещенных надлежащим образом, ходатайств и возражений по делу, не предоставивших.
Суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, рассмотрел дело в отсутствие ответчика заместителя начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава ОСП по Бурейскому району УФССП по Амурской области ФИО8 извещенной надлежащим образом, в письменных возражениях на исковое заявление указавшей, что 16.10.2018 года в ОСП по Бурейскому району возбуждено исполнительное производство № 20966/18/28006-ИП в отношении должника администрации Бурейского района Амурской области на основании исполнительного листа Бурейского районного суда от 10.05.2018 года № ФС 025053557 о возложении обязанности на администрацию Бурейского района Амурской области предоставить ФИО2 отдельное благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, общей площадью не менее 33 квадратных метров, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, в границах поселка Новобурейский Бурейского района Амурской области. Копия постановления о возбуждении исполнительного производства вручена главе администрации Бурейского района Амурской области 19.11. 2018 года. Одновременно, 19.11.2018 года должнику вручено требование об исполнении решения суда по данному делу в срок до 30.11.2018 года. 27.11.2018 года в адрес ОСП по Бурейскому району должником направлена информация о том, что приобрести жилье ФИО2 в 2018 году не возможно в связи с недостаточным финансированием. 10.09.2019 года в рамках данного исполнительного производства вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора. В соответствии с п.1 ст.105 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Считает, что действия судебного пристава-исполнителя в рамках данного исполнительного производства законны, правомерны и полностью соответствуют полномочиям, определенным законодательством. Просили суд отказать истцу в удовлетворении заявленных требований.
Исследовав материалы гражданского дела, материалы исполнительного производства, суд приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что на основании исполнительного документа – исполнительного листа ФС № 025053557, выданного 10 мая 2018 года на основании решения Бурейского районного суда Амурской области от 02.04.2018 года № 2-118/2018 о возложении на Администрацию Бурейского района Амурской области обязанности предоставить ФИО2 благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, общей площадью не менее 33 кв.м., отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, в границах п. Новобурейский, Бурейского района, Амурской области, судебный пристав-исполнитель Федеральной службы судебных приставов ФИО8 16.10.2018 года вынес постановление о возбуждении в отношении администрации Бурейского района исполнительного производства № 11355/18/28006-ИП, которым установил срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.
Требованием судебного пристава-исполнителя ОСП по Бурейскому району ФИО6, должнику Администрации Бурейского района Амурской области, установлен срок до 30.11.2018 года исполнить решение суда, о предоставлении ФИО2 благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Ввиду неисполнения должником исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, заместителем старшего судебного пристава ОСП по Бурейскому району УФССП России по Амурской области, ФИО8 вынесено постановление от 10.09.2019 о взыскании с должника исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.
Ссылаясь на наличие оснований для освобождения организации от исполнительского сбора по вышеуказанному исполнительному производству, Администрация Бурейского района Амурской области, обратилось в суд с настоящим исковым заявлением.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» настоящий Федеральный закон определяет условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на физических лиц, юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий.
Статьей 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» определено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (часть 1).
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 названной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2).
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника – индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации – пятидесяти тысяч рублей (часть 3).
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
Таким образом, согласно приведенным положениям, в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, установленный для добровольного исполнения указанного документа, судебный пристав-исполнитель выносит постановление, которым с должника взыскивается исполнительский сбор.
В силу ч. 6 ст. 112 Закона об исполнительном производстве, должник вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 поименованной статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (часть 7).
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30.07.2001 № 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52-54, 55 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с п. 1 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (п. 2 ст. 401 ГК РФ).
По смыслу приведенных норм, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
Следовательно, вопросы о степени вины должника в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства подлежат выяснению при рассмотрении судом требований должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.
В соответствии со ст.12 ГПК РФ, правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство процессом, разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или несовершения процессуальных действий, оказывает лицам, участвующим в деле, содействие в реализации их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законодательства при рассмотрении и разрешении гражданских дел.
Согласно ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
Каждое лицо, участвующее в деле, должно раскрыть доказательства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, перед другими лицами, участвующими в деле, в пределах срока, установленного судом, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Определением от 23 сентября 2019 года судом распределено бремя доказывания между сторонами.
Обращаясь в суд, Администрация Бурейского района Амурской области указала на отсутствие ее вины по неисполнению решения суда, ввиду не поступления необходимого объема денежных средств из бюджета Амурской области.
В соответствии с ч.8 ст. 30 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства или об отказе в возбуждении исполнительного производства.
Если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 Закона (ч.11 ст. 30).
Копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный лист (ч.17 ст. 30).
Как следует из материалов исполнительного производства, постановление судебного пристава-исполнителя от 16.10.2018 года о возбуждении исполнительного производства № 20966/18/28006-ИП на основании решения Бурейского районного суда от 02.04.2018 года № 2-118/2018, вступившего в законную силу 08.05.2018 года по исполнительному документу № ФС 025053557, выданному Бурейским районным судом 10.05.2018 года, получено Главой администрации Бурейского района 19.11.2018 года.
В пункте 78 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» разъяснено, что по смыслу части 1 статьи 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры публично правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
В установленный срок требования исполнительных документов должником в добровольном порядке исполнены не были, что является достаточным основанием для наличия состава правонарушения и применения ответственности в виде взыскания исполнительского сбора.
При таких обстоятельствах вынесенное судебным приставом-исполнителем ОСП по Бурейскому району ФИО8 постановление о взыскании исполнительского сбора в сумме 50 000 рублей законное и обоснованное, действия судебного пристава-исполнителя ФИО8 правомерны, совершены в пределах полномочий должностного лица и при наличии достаточных оснований.
Вместе с тем, согласно п. 74 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств освободить должника от его взыскания.
Согласно, п.75 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
Таким образом, законодатель установил открытый перечень оснований освобождения от исполнительского сбора и отнес установление этих оснований к полномочиям суда. Данным правом суд пользуется применительно к обстоятельствам конкретного дела, основываясь на позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001 года № 13-П, согласно которой исполнительский сбор является мерой публично-правовой ответственности должника, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в рамках исполнительного производства.
В силу положений статей 5 и 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относится к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Согласно разъяснениям Конституционного суда РФ, изложенным в Определении от 05.02.2009 года № 250-О-П, наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями может осуществляться только законодателем – федеральным или субъекта Российской Федерации – и только в форме закона с учетом установленного Конституцией Российской Федерации разграничения предметов ведения полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статья 71,72 и 73).
Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В соответствии с ч.6 ст.19 названного Закона, федеральный закон, закон субъекта Российской Федерации, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, должны содержать: вид или наименование муниципального образования, органы местного самоуправления которого наделяются соответствующими полномочиями; перечень прав и обязанностей органов местного самоуправления, а также прав и обязанностей органов государственной власти при осуществлении соответствующих полномочий; способ (методику) расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации для осуществления соответствующих полномочий, включая федеральные или региональные государственные минимальные социальные стандарты; перечень подлежащих передаче в пользование и (или) управление либо в муниципальную собственность материальных средств, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, или порядок определения данного перечня; порядок отчетности органов местного самоуправления об осуществлении переданных им отдельных государственных полномочий; порядок осуществления органами государственной власти контроля за осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, и наименования органов, осуществляющих указанный контроль; условия и порядок прекращения осуществления органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий.
В развитие указанных предписаний Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации. Из приведенных законоположений следует, что обеспечение детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями не ниже установленных социальных норм может быть возложено на органы местного самоуправления только в случае наделения их соответствующими полномочиями в порядке, установленном Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Согласно п.1 ст.4 Закона Амурской области от 11 апреля 2005 года № 472- ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых ими жилых помещениях признается невозможным, однократно предоставляются органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов области (далее - органы местного самоуправления) за счет средств областного бюджета благоустроенные применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилые помещения (жилые дома, квартиры) специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления, с учетом положений федерального законодательства.
По смыслу изложенного, расходные обязательства, связанные с предоставлением жилья детям-сиротам на условиях специализированного найма и возникающие у муниципального образования в связи осуществлением переданных ему государственных полномочий исполняются за счет субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации, лишь в пределах материальных средств, передаваемых органам местного самоуправления.
В качестве доказательств не поступления в бюджет района из бюджета Амурской области необходимого объема денежных средств для приобретения жилья детям - сиротам, и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, истцом предоставлены следующие письменные доказательства:
- соглашение № 13 от 01.03.2019 года, заключенное между Министерством социальной защиты населения Амурской области и администрацией Бурейского района, о предоставлении из областного бюджета и федерального бюджетов в 2019 году бюджету муниципального образования субвенций на предоставление жилых помещений детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений в сумме 2171400 рублей 00 копеек;
- ходатайство от 23.11.2018 года адресованное Губернатору Амурской области Министерству социальной защиты населения Амурской области о выделении дополнительных денежных средств на приобретение квартир детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей на территории Бурейского района, с целью исполнения решения суда;
- ходатайство от 26.10.2018 года адресованное Министерству социальной защиты населения Амурской области о выделении дополнительных денежных средств на приобретение квартир детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей на территории Бурейского района, с целью исполнения решения суда;
- ходатайство от 14.03.2019 года адресованное Министерству социальной защиты населения Амурской области о выделении дополнительных денежных средств на приобретение квартир детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей на территории Бурейского района, с целью исполнения решения суда;
- сообщения Министерства социальной защиты населения Амурской области от 24.12.2018 года, от 25.04.2019 года, 19.06.2019, от 17.09.2018 года, от 14.11.2018 года на имя Главы Бурейского района Амурской области о том, что средства, предусмотренные Бурейскому району на 2018 год на обеспечение государственных полномочий, связанных с приобретением жилья для детей – сирот, использованы в полном объеме. Дополнительные средства в текущем году не предусмотрены, что в соответствии с распределением субсидий, предусмотренным федеральным бюджетом на 2019 год, объем субсидий бюджету Амурской области составляет 121,2 млн.рублей; что в 2019 году предусмотрено 2171400 рублей 00 копеек, на обеспечение государственных полномочий, связанных с приобретением жилья для детей –сирот, на выделенные средства планируется обеспечить жильем двух человек. Выделение дополнительных средств на обеспечение государственных полномочий, связанных с приобретением жилья для детей –сирот, администрации Бурейского района, как отдельно взятому муниципальному образованию, не предоставляется возможным. Дополнительные средства на указанные цели могут быть перераспределены только за счет экономии, сложившейся по результатам конкурсных процедур, в 2019 году;
- сообщение Министерства социальной защиты населения Амурской области от 07.08.2018 года руководителям органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Амурской области о том, что в Амурской области более 2-х тысяч детей-сирот имеют право на получение жилого помещения. Потребность в бюджетных ассигнованиях на указанные цели составляет 2,95 млрд.рублей; по информации министерства финансов Амурской области, выделение бюджетных ассигнований на выполнение государственного полномочия по предоставлению жилых помещений детям-сиротам в 2018 году в объеме потребности невозможно в виду отсутствия финансовых ресурсов областного бюджета по его обеспечению, что выделение дополнительных бюджетных ассигнований бюджетам муниципальных образований Амурской области на реализацию указанных полномочий, возможно только при увеличении общего объема субвенции;
- сообщения Администрации Бурейского района на запросы Министерства социальной защиты населения Амурской области от 17.09.2018 года, от 11.06.2019 года о том, что до конца 2018 года имеется возможность приобрести три жилых помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа; что в 2019 году на территории муниципального образования Бурейский муниципальный район возможно приобрести четыре квартиры на вторичном рынке при условии выделения дополнительных средств до конца текущего года в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 года № 44 – ФЗ;
- справка финансового отдела Администрации Бурейского района от 17.12.2018 года о том, что за 2018 год поступило из областного бюджета Амурской области и израсходовано 830752,89 рублей субвенции. На средства субвенции на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений приобретена 1 квартира. Средства субвенции использованы в полном объеме;
- справка финансового отдела Администрации Бурейского района от 15.10.2019 года о том, что по состоянию на 15.10.2019 года поступило из областного бюджета Амурской области и израсходовано 2167153 рубля 89 копеек субвенции, приобретено три квартиры. Средства субвенции использованы в полном объеме;
- уведомления № 17.5 от 18.01.2018 года, № 17.9 от 30.08.2018 года, от 25.12.2018 года № 17.2, от 05.09.2019 года № 17.9 о том, что за 2017 год предоставлена субвенция бюджету муниципального образования Бурейского района в сумме 1085700 рублей 00 копеек. Данная субвенция была израсходована на приобретение одного специализированного жилого помещения в целях исполнения решения Бурейского районного суда; в 2019 году предоставлена субвенция бюджету муниципального образования Бурейского района из бюджета Амурской области в сумме 2 171 400 рублей 00 копеек. Данная субвенция была израсходована на приобретение трех специализированных жилых помещений в целях исполнения решения Бурейского районного суда.
Из письменного ответа Администрации Бурейского района на требование ОСП по Бурейскому району от 27.11.2018 года следует, что 14.11. 2018 года в адрес администрации Бурейского района поступило письмо с Министерства социальной защиты населения Амурской области о том, что средства, предусмотренные Бурейскому району на 2018 год на обеспечение государственных полномочий, связанных с приобретением жилья для детей – сирот, использованы в полном объеме. Дополнительные средства в текущем году не предусмотрены. Дополнительные средства на указанные цели в 2019 году могут быть перераспределены только за счет экономии, сложившейся по результатам конкурсных процедур. ФИО2 состоит в списке очередников под № 11. Администрация Бурейского района в 2018 году не может исполнить государственные полномочия по приобретению жилых помещений детям-сиротам, в связи с отсутствием финансирования на приобретение жилья для ФИО2 в 2018 году.
Из письменного направления информации Администрацией Бурейского района в ОСП по Бурейскому району от 13.03.2019 года следует, что 06 марта 2019 года судебным приставом-исполнителем ОСП по Бурейскому району ФИО8 администрации Бурейского района было предъявлено требование на основании исполнительного листа № ФС 025053557 от 10.05.18 об исполнении решения Бурейского районного суда № 2-118/2018 о предоставлении жилого помещения ФИО2, в срок до 30 апреля 2019 года. Администрацией Бурейского района распределение жилых помещений осуществляется согласно Списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, формируемого Министерства социальной защиты населения Амурской области. По состоянию на 04.03.2019 года очередь истца, в указанном списке под № 11. Жилое помещение для Майкова А.В. планируется приобрести не ранее 30 июля 2019 года.
Списком детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, включенных в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории Бурейского района по состоянию на 01.10.2019 года (на основании информации Министерства социальной защиты населения Амурской области), сообщением МКУ КУМИ от 18.09.2019 года подтверждено, что по состоянию 01.09.2019 года в указанный список включено 79 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории Бурейского района, 16 из которых подлежат обеспечением жилыми помещениями во внеочередном порядке в соответствии с решениями суда.
Ходатайством Администрации Бурейского района к Министерству социальной защиты населения Амурской области от 27.09.2019 года с указанием списка детей-сирот подтверждено, что по состоянию на 01.10.2019 года администрация Бурейского района является должником по 15 (пятнадцати) исполнительным производствам, возбужденных постановлениями на основании исполнительных листов выданных Бурейским районным судом по следующим детям-сиротам. 13.09.2019 года главе администрации Бурейского района было вручено, вынесенное судебным приставом-исполнителем ОСП по Бурейскому району постановление, о взыскании исполнительского сбора в сумме 50 000 рублей на вышеперечисленных детей-сирот, всего на сумму 600 000 рублей. Причиной взыскания указано, что исполнительный документ не исполнен Администрацией Бурейского района в срок для добровольного исполнения. Администрация Бурейского района ходатайствует о выделении дополнительных денежных средств на приобретение квартир детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, так как лимиты в бюджете Бурейского района на расходы по исполнительскому сбору не предусмотрены.
В силу Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» приобретение жилых помещений возможно только путем открытых аукционов в электронной форме.
В целях реализации полномочий и использования денежных средств администрацией Бурейского района были проведены аукционы по приобретению жилых помещений для детей-сирот, в порядке Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
После проведения аукциона квартиры были распределены между детьми сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений.
В первую очередь квартиры были предоставлены гражданам по исполнительным документам, в порядке очередности по дате вступления решения суда в законную силу, согласно списку лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предъявивших требование о предоставлении им жилого помещения по договору специализированного найма.
Согласно списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, включенных в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории Бурейского района по состоянию на 01.09.2019 года, на 01.10.2019 года, ФИО2 значится под номером 8 и 9 соответственно.
Исполнить решение Бурейского районного суда от 02.04.2018 года по делу № 2-118/2018, не предоставляется возможным, несмотря на предпринятые должником меры, в связи с недостаточным объемом финансирования для исполнения, возложенных на орган местного самоуправления обязанностей по обеспечению детей - сирот специализированными жилыми помещениями.
Таким образом, учитывая вышеизложенное, представленные должником доказательства, суд полагает, что администрацией Бурейского района предпринимались все необходимые меры для исполнения судебного акта, однако исполнение решения суда в установленный срок должником невозможно по не зависящим от должника причинам, поскольку обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется не за счет собственных средств органа местного самоуправления, а за счет субвенций, перечисляемых из областного бюджета местному бюджету.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ должником представлены доказательства, что исполнить решение Бурейского районного суда от 02 апреля 2018 по делу № 2-118/2018, не предоставляется возможным, несмотря на предпринятые должником меры, в связи с недостаточным объемом финансирования для исполнения, возложенных на орган местного самоуправления обязанностей по обеспечению детей - сирот специализированными жилыми помещениями.
Таким образом, учитывая вышеизложенное, представленные должником доказательства, суд полагает, что администрацией Бурейского района предпринимались все необходимые меры для исполнения судебного акта, однако исполнение решения суда в установленный срок должником невозможно по не зависящим от него причинам, поскольку обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется не за счет собственных средств органа местного самоуправления, а за счет субвенций, перечисляемых из областного бюджета местному бюджету.
Поскольку исполнение решения суда было поставлено в прямую зависимость от перечисления денежных средств из областного бюджета на указанные выше цели, а Администрация Бурейского района проявила ту степень заботливости и осмотрительности, какая требовалась от должника по характеру обязательства, должником Администрацией Бурейского района предприняты все меры для надлежащего исполнения обязательства, суд приходит к выводу, что Администрация Бурейского района объективно была лишена возможности исполнить решение Бурейского районного суда от 02.04.2018 года по делу № 2-118/2018, в установленный судебным приставом-исполнителем срок.
Обстоятельств, повлекших невозможность исполнения указанного исполнительного документа по вине должника, которое можно расценивать как бездействие по неисполнению решения суда, судом не установлено.
Обстоятельств, повлекших невозможность исполнения указанного исполнительного документа по вине должника, которое можно расценивать как бездействие по неисполнению решения суда, судом не установлено и ответчиками в соответствии со ст.56 ГПК РФ не представлено.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о возможности освобождения должника – Администрации Бурейского района от взыскания исполнительского сбора в рамках исполнительного производства № 20966/18/28006-ИП от 16.10.2018 года.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Администрации Бурейского района Амурской области удовлетворить.
Администрацию Бурейского района Амурской области освободить от взыскания исполнительского сбора в сумме 50 000 рублей по постановлению заместителя начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава ОСП по Бурейскому району УФССП по Амурской области ФИО8 от 10.09.2019 в рамках исполнительного производства № 20966/18/28006-ИП от 16.10.2018 года по исполнению исполнительного документа № ФС 025053557 от 10.05.2018, выданного Бурейским районным судом Амурской области по гражданскому делу № 2-118/2018.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Бурейский районный суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.
Председательствующий (подпись)
Мотивированное решение составлено 29 октября 2019 года.
Копия верна:
Судья Бурейского районного суда Л.В.Шевчик