Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-355/2015 ~ М-3620/2014 от 19.01.2015

Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации

17 марта 2015 года г.Тулы

Советский районный суд г.Тулы в составе

председательствующего судьи Бездетновой А.С.,

при секретаре Щепотине П.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-355/15 по исковому заявлению ФИО4 к министерству социальной защиты <адрес>, администрации муниципального образования <адрес> о восстановлении права, нарушенного бездействием органов опеки и попечительства, включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения,

у с т а н о в и л :

ФИО4 обратился в суд с иском к министерству социальной защиты <адрес>, администрации муниципального образования <адрес> о восстановлении права, нарушенного бездействием органов опеки и попечительства, включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения. В обоснование заявленных требований указал, что является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его мать ФИО1 решением Суворовского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ была лишена родительских прав, его отец ФИО2 решением Суворовского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ лишен родительских прав. Постановлением Главы администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ 1 над ним и его братом ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, была учреждена опека, опекуном назначена тетя ФИО3. По достижении 18-летнего возраста он не вселялся в жилое помещение, где был зарегистрирован: <адрес>, д. Зеленино, <адрес>, так как это собственность его бабушки ФИО8, и там проживает его отец ФИО2, лишенный родительских прав. В администрацию муниципального образования <адрес> за разрешением жилищного вопроса он не обращался, так как никто его не уведомил о наличии у него такого права. В настоящее время он проживает в <адрес> на съемных квартирах. ДД.ММ.ГГГГ письмом министерство труда и социальной защиты уведомило его брата ФИО5 о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Он с братом не общался, в связи с чем узнал о своем праве только летом 2014 года. ДД.ММ.ГГГГ он обращался в органы опеки и попечительства <адрес>, где ему посоветовали написать заявлением о включении в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. ДД.ММ.ГГГГ им было написано такое заявление, однако распоряжением заместителя министра-директора департамента министерства труда и социальной защиты <адрес> ФИО9 от ДД.ММ.ГГГГ № 138-р ему было отказано в связи с достижением на момент обращения двадцатитрехлетнего возраста. Считает отказ незаконным и необоснованным, а действия (бездействие) работников органов опеки и попечительства нарушающими его права и законные интересы в связи с тем, что в соответствии с п. 2 ст. 8.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 820-ЗТО «О порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда <адрес>» в случае неподачи законными представителями (либо самими лицами, указанными в ч. 6 ст. 3 данного Закона) заявления и (или) необходимых документов в срок, установленный настоящей частью, орган исполнительной власти области, уполномоченный в сфере опеки и попечительства, в течение 30 календарных дней со дня истечения срока подачи указанного заявления принимает меры по сбору документов для решения вопроса о включении указанного лица в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Вместе с тем, по мнению истца, должностные лица органов опеки и попечительства министерства труда и социальной защиты <адрес> и муниципального образования <адрес> вопреки вышеприведенным требованиям законодательства не исполнили свою обязанность и не произвели обязательных действий по сбору необходимых документов и включению его в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями, не уведомили его о праве на обеспечение жильем, чем нарушили его право на надлежащую защиту его интересов и лишили его права на обеспечение жилым помещением. В связи с этим истец просил признать незаконными и нарушающими права действия (бездействие) органов опеки и попечительства, которые не исполнили свою обязанность по защите его прав и законных интересов и не произвели обязательных действий по сбору необходимых документов и включению его в список детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, признать незаконным и отменить распоряжение заместителя министра-директора департамента министерства труда и социальной защиты <адрес> ФИО9 от ДД.ММ.ГГГГ № 138-р об отказе во включении в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, обязать ответчика внести его в данный список.

В судебном заседании истец ФИО4 и его представитель по ордеру адвокат ФИО10 заявленные требования поддержали и просили иск удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика министерства труда и социальной защиты <адрес> по доверенности ФИО11 не признала, просила в удовлетворении иска отказать, ссылаясь на то, что постановлением главы администрации муниципального образования <адрес> от 04.10.2001ДД.ММ.ГГГГ за ФИО4 была закреплена жилая площадь по адресу: <адрес>, д. Зеленино, <адрес>, где истец с момента рождения до настоящего времени зарегистрирован по месту жительства. В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ, <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 1336-ЗТО «О защите прав ребенка» и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 902-ЗТО «О жилищном фонде <адрес>» предусматривалось предоставление жилых помещений жилищного фонда <адрес> по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, не имеющим закрепленного жилого помещения, в связи с чем мера социальной поддержки по обеспечению жилой площадью по нормам вышеприведенных законов не распространялась. Согласно ст. 8-<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в редакции <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 1868-ЗТО установлен порядок признания невозможным проживания в ранее занимаемых жилых помещениях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа. ФИО4 имел статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер, и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении. Однако по достижении возраста 23 лет указанные граждане не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Законом меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки. Впервые с заявлением о предоставлении жилого помещения как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обратился только ДД.ММ.ГГГГ г., то есть по достижении ФИО4 23-летнего возраста, в связи с чем получил обоснованный отказ. По достижении 18-летнего возраста истец являлся полностью дееспособным, мог своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, однако в органы местного самоуправления и в органы опеки и попечительства он не обращался. Просила в иске отказать.

Представитель ответчика администрации муниципального образования <адрес> в судебное заседание не явился, в письменном ходатайстве просил о рассмотрении дела в его отсутствие и вынесении решения на основании представленных доказательств в соответствии с действующим законодательством.

Выслушав участников процесса, показания свидетеля, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Как установлено в ходе рассмотрения дела и следует из представленных документов, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, его родителями являются ФИО1 и ФИО2.

Вступивши в законную силу ешением Суворовского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 лишена родительских прав в отношении сыновей ФИО4 и ФИО5

Вступившим в законную силу решением Суворовского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 лишен родительских прав в отношении сыновей ФИО4 и ФИО5

Решением Суворовского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 признана безвестно отсутствующей.

Согласно постановлению администрации <адрес> от 25.08.1999г. несовершеннолетние ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, направлены в детский дом <адрес>, за несовершеннолетними закреплена жилая площадь по месту жительства матери в дер. Зеленино.

Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ главы муниципального образования «<адрес>» над братьями ФИО4 и С.А. учреждена опека, опекуном назначена ФИО3

Согласно выписке из домовой книги от ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>. 63 д. <адрес> по месту жительства зарегистрированы бабушка истца ФИО8, отец истца ФИО2, истец ФИО4, брат истца ФИО5

Договорами найма жилого помещения по <адрес> подтверждается совершение ФИО4 найма указанной квартиры с целью временного проживания в ней.

Из справок Управления Росреестра по <адрес> и Тульского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» следует, что в отношении ФИО4 отсутствуют сведения о правах на недвижимое имущество.

Из выписок из журналов регистрации обращений граждан по личным вопросам и регистрации входящей переписки по обращениям граждан территориального отдела по <адрес> Министерства труда и социальной защиты <адрес> за период с ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО4 обращался в отдел по вопросу оказания помощи в сборе доказательств для постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении ДД.ММ.ГГГГ г., а ДД.ММ.ГГГГ им было подано письменное заявление, что также подтверждается копией заявления, представленной в материалы гражданского дела.

Согласно показаниям свидетеля ФИО12 в судебном заседании, работающей в должности главного специалиста территориального отдела по <адрес> министерства труда и социальной защиты <адрес>, ей известна семья ФИО15. С момента достижения истцом ФИО4 совершеннолетия он в отдел опеки и попечительства <адрес> ни по каким вопросам не обращался. ДД.ММ.ГГГГ в отдел опеки обратилась его теща ФИО13 по поводу предоставления жилья своему зятю ФИО4 Ей было разъяснено, что он должен явиться лично. ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 обратился в отдел опеки. Ему был разъяснен порядок подачи заявления о включении в список на предоставление жилого помещения. ДД.ММ.ГГГГ он обратился с соответствующим заявлением и предоставил к нему документы. Однако в связи с тем, что к моменту обращения он достиг 23-летнего возраста, во включении в список ему было отказано. Брат истца ФИО5, моложе истца на 1 год, был включен в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ДД.ММ.ГГГГ До этого он обращался в отдел опеки по вопросу обеспечения жильем, ему разъяснили порядок, он сделал так, как ему сказали, и он представил все документы своевременно. Зная о том, что братьев ФИО15 двое, специалисты опеки просили, чтобы он передал брату о возможности встать на учет, тот пояснил специалистам отдела опеки, что брату передал, но ему никто не поверил.

Давая оценку заявленным требованиям, суд приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилища.

В соответствии с ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилое помещение по договору социального найма предоставляется детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно ст. 49 и ч. 1 ст. 57 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.

Абзац четвертый статьи 1 названного Закона определяет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.

Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта РФ, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. В силу п. 4 ст. 8 названного Закона проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц их числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, в том числе, в случае проживания на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц, лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с ч. 3 ст. 72 Жилищного кодекса РФ).

В силу п. 2 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 902-ЗТО «О жилищном фонде» предусматривает предоставление жилых помещений жилищного фонда <адрес> по договорам социального найма вне очереди детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Жилые помещения жилищного фонда <адрес> по договорам социального найма предоставляются гражданам в соответствии со сводными списками на основании решения уполномоченного органа.

Таким образом, дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ, в том числе и на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространялись на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.

По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

Кроме того, судом установлено, и не оспаривалось истцом то обстоятельство, что до достижения возраста 23 лет он за постановкой на учет по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не обращался.

Как следует из преамбулы ФЗ РФ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от ДД.ММ.ГГГГ, а также из ст. 1 указанного Закона, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.

Признавая необходимость государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ст. 39 Конституции РФ предполагает создание для соответствующей категории граждан условий, обеспечивающих их достойную жизнь.

Вместе с тем, закрепление в Конституции РФ обязанности государства по защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не подразумевает право этих граждан на получение мер социальной поддержки без ограничения каким-то сроком, в течение которого социально незащищенная категория граждан требует особого внимания.

Указанное обстоятельство связано и с тем, что осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социальной защиты своих граждан должно согласовываться, в том числе, и с имеющимися у государства на данном этапе социально-экономического развития финансовыми и иными средствами и возможностями.

На необходимость учета имеющихся у государства ресурсов при оказании помощи детям указывает и Конвенция о правах ребенка от ДД.ММ.ГГГГ.

Статья 27 Конвенции признает право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка, и закрепляет, что государства - участники принимают необходимые меры по оказанию помощи в соответствии с национальными условиями и в пределах своих возможностей.

Таким образом, исходя из положения ч. 3, 4 ст. 49, ч. 1 ст. 57 ЖК РФ, а также статуса лица, оставшегося без попечения родителей, следует, что гарантируемая детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа, социальная поддержка, в том числе внеочередное обеспечение жилой площадью, должна быть реализована до достижения ими 23-летнего возраста.

По смыслу перечисленных выше правовых норм, только до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений по месту регистрации (месту жительства), поскольку после достижения указанного возраста они не относятся ни к одной из категорий лиц, названных в Федеральном законе "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Таким образом, дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ, в том числе и на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространялись на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.

Однако предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.

Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.

Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

Таким образом, суд приходит к выводу, что статус лица, оставшегося без попечения родителей, истец, достигший к моменту обращения 23 лет, утратил и положения ФЗ РФ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" на него не распространяются.

Судом не установлено наличия у ФИО4 каких-либо объективных причин, препятствующих его обращению для реализации права на обеспечения жилого помещения как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, напротив, как следует из представленных документов и объяснений истца, его обращения по этому поводу в различные органы имели место, начиная с июля 2014 г., то есть по достижению им возраста 23 лет (ДД.ММ.ГГГГ года рождения).

Доводы истца и его представителя по ордеру адвоката ФИО10 о том, что органами опеки и попечительства нарушены права истца, а именно не выполнена обязанность, предусмотренная п. 2 ст. 8.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 820-ЗТО «О порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда <адрес>», поскольку при отсутствии его обращения, вопрос о постановке его на учет как нуждающегося в предоставлении жилого помещения как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должен быть разрешен самостоятельно органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере опеки и попечительства, являются несостоятельными и основаны на неправильном толковании законодательства.

Из буквального содержания нормы ст. 8-<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 820-ЗТО в редакции <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 1868-ЗТО во взаимосвязи с положениями ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 15-ФЗ в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые должны быть обеспечены жилыми помещениями, подлежат включению лица этих категорий, начиная с 14-летнего возраста, до достижения 23 лет. При этом заявление о включении в список в отношении несовершеннолетних лиц из числа данной категории должно быть подано законным представителем несовершеннолетнего, а при неподачи законным представителем этих лиц заявления и (или) необходимых документов в срок, установленный <адрес>, принятие мер по сбору документов для решения вопроса о включении данных лиц в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями возлагается на орган исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченный в сфере опеки и попечительства. Именно в данной части меры социальной поддержки данной категории лиц по сравнению с положенными тех же нормативных актов в редакциях, действующих до ДД.ММ.ГГГГ г., расширены и уточнены.

В отношении совершеннолетних лиц из числа данной категории, не достигших возраста 23 лет, нормативные положения, регулирующие порядок включения в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями, не изменились и предусматривают возможность самостоятельного обращения с заявлениями об обеспечении жилыми помещениями и предоставления соответствующих документов до достижения ими 23-летнего возраста. Данные нормы находятся во взаимосвязи с положениями ГК РФ, предусматривающего наступление полной дееспособности, то есть способности своими действиями осуществлять права и обязанности, с 18-летнего возраста. Лишь в отношении ограниченно дееспособных и недееспособных лиц, к числу которых истец не отнесен, предусмотрена обязанность опекунов и попечителей на представление их интересов.

Положения ст. 8-<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 820-ЗТО в редакции <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 1868-ЗТО, предусматривающие возможность для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если они не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до ДД.ММ.ГГГГ г., самостоятельного обращения, не расширяет круг лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, поскольку распространяется лишь на лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, понятие лиц данной категории раскрывается в ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ, относящей к этим лицам достигших 18-летнего возраста до достижения 23 лет.

Доводы истца и его представителя о нарушении его прав и законных интересов со стороны органа опеки и попечительства, выразившихся в неразъяснении истцу его прав, являются необоснованными. Так, на момент достижения истцом совершеннолетия у него имелось закрепленное жилое помещение по адресу: <адрес>, д. Зеленино, <адрес>, в связи с чем жильем по условиям законодательства на тот период времени он был обеспечен. Положения Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 820-ЗТО, предусматривающие предоставление жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возвращение которых в закрепленное жилое помещение невозможно в связи с проживанием в нем лиц, лишенных в отношении них родительских прав, были введены в действие с ДД.ММ.ГГГГ г., то есть к данному моменту истец достиг 18 лет и не достиг 23 лет, и до этого события истец в органы опеки и попечительства не обращался, а по объяснениям свидетеля ФИО12 информация о возможности постановки на учет для получения жилья передавалась через родного брата истца. Не доверять показаниям данного свидетеля у суда оснований не имеется, поскольку свидетель предупрежден об уголовной ответственности по ст.ст. 307-308 УК РФ. К тому же, действующее законодательство не предусматривает каких-либо обязанностей органов опеки и попечительства по розыску совершеннолетних полностью дееспособных граждан с целью разъяснения их жилищных прав. Сведений о том, что ФИО4 обратился в органы опеки до достижения 23 лет по вопросу обеспечения жильем, и ему не была оказана необходимая консультативная помощь в отделе опеки и попечительства, не имеется, и данное обстоятельство истец не оспаривает.

В связи с изложенным оснований для удовлетворения заявленных ФИО4 требований не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

в удовлетворении иска ФИО4 к министерству социальной защиты Тульской области, администрации муниципального образования <адрес> район Тульской области о восстановлении права, нарушенного бездействием органов опеки и попечительства, включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения отказать.

Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд через Советский районный суд г.Тулы в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Председательствующий подпись

Копия верна.

Судья А.С. Бездетнова

Секретарь

2-355/2015 ~ М-3620/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Старчевой Дмитрий Александрович
Ответчики
Министерство труда и социальной защиты Тульской области
Администрация МО "Суворовский район Тульской области"
Суд
Советский районный суд г. Тулы
Судья
Бездетнова Александра Сергеевна
Дело на сайте суда
sovetsky--tula.sudrf.ru
12.01.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.01.2015Передача материалов судье
12.01.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.01.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.01.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.02.2015Судебное заседание
25.02.2015Судебное заседание
17.03.2015Судебное заседание
17.03.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.03.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.03.2015Дело оформлено
20.04.2015Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее