Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
13 декабря 2019 года Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области в составе:
председательствующего Марковой Н.В.
при секретаре Кретининой А.Е.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-4948/2019 по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 19 по Самарской области к Шарафан И.Е. о взыскании задолженности по налогу и пени,
у с т а н о в и л:
Межрайонная ИФНС России № 19 по Самарской области обратилась в суд с иском к Шарафан И.Е. о взыскании задолженности по налогу и пени.
В обоснование иска указано, что ответчик состоит на учете в качестве налогоплательщика и обязан уплачивать законно установленные налоги в отношении принадлежащего ему имущества. Поскольку должник не исполнил установленную законом обязанность по уплате налога, ему было направлено требование об уплате налога с предложением добровольно погасить задолженность по налогам и пени. Однако ответчиком уплата начисленного налога произведена не была. Просит взыскать с ответчика транспортный налог за 2017 год в размере 52 065 руб., пени по транспортному налогу за 2016 и 2017 год в размере 1 020,06 руб., налог на имущество физических лиц за 2017 год в размере 1 476 руб. и пени по нему в размере 21,96 руб., земельный налог за 2017 год в размере 1 019 руб., пени по земельному налогу за 2016 и 2017 годы в размере 19,90 руб.
Представитель административного истца Попова А.А., действующая по доверенности, в судебное заседание не явилась, о дне рассмотрения дела извещена надлежащим образом, что подтверждается распиской, будучи опрошенной в предыдущем судебном заседании исковые требования поддержала, пояснив, что в отношении принадлежащего ответчику объекта недвижимости с кадастровым номером № в автоматизированную информационную систему налогового органа внесены изменения в указании вида объекта, данный объект указан не «квартира», а «часть жилого дома». Поскольку назначение объекта не изменилось - «жилое помещение», то и размер начисленного налога на имущество в отношении данного объекта также не изменился.
Административный ответчик Шарафан И.Е. в судебное заседание не явился, о дне рассмотрения дела извещен надлежащим образом, что подтверждается распиской, будучи опрошенным в предыдущем судебном заседании, факт неуплаты налоговых платежей, начисленных за 2017 год, не оспорил, факт неуплаты пени, начисленных на недоимку за 2016 год, также не оспорил. Свою обязанность по уплате земельного налога признал. От уплаты транспортного налога должен быть освобожден, в связи с некачественностью автомобильных дорог. Налог на имущество за 2017 год начислен неверно, поскольку в его собственности находится 1/2 доля в праве на жилой дом, а не на квартиру, как указано в налоговом уведомлении.
В силу п. 2 ст. 289 КАС РФ суд извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного истца и административного ответчика, извещенных о месте и времени рассмотрения дела.
Проверив материалы дела, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
В соответствии со ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В соответствии с ч. 4 ст. 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
Статьей 57 Конституции РФ закреплена обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии со ст. 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками налогов и сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы. Обязанность налогоплательщиков уплачивать законно установленные налоги закреплена ст. 23 НК РФ.
Согласно ст. 357 Налогового Кодекса РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые субъектом налогообложения на основании ст. 358 НК РФ.
В соответствии со ст. 362 Налогового Кодекса РФ сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории РФ.
Налоговая ставка и льготы по транспортному налогу устанавливаются в соответствии с Законом Самарской области от 06.11.2002 года № 86-ГД «О транспортном налоге на территории Самарской области».
Согласно п. 3 ст. 363 Налогового кодекса РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Согласно ст. 399 НК РФ налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территории этих муниципальных образований.
Согласно ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 401 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 403 НК РФ Налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, указанная в государственном кадастре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
В соответствии с законом Самарской области № 107-ГД от 10.11.2014 года «Об установлении единой даты начала применения на территории Самарской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения», в соответствии с ФЗ от 04.10.2014 года № 284-ФЗ «О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц» единой датой начала применения на территории Самарской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц, исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения, установлено 01 января 2015 года.
В соответствии со ст. 65 ЗК РФ, использование земли в Российской Федерации является платным.
Согласно п.1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
В соответствии с п. 1 ст. 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В отношении земельного участка, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на дату постановки такого земельного участка на кадастровый учет.
Согласно п. 4 ст. 391 НК РФ налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговым органом на основании сведений, которые предоставляются в налоговый органы органами, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра, органами, осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и органами муниципальных образований
Согласно ст.393 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.
Согласно п. 1 ст. 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
В силу ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть исполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В соответствии со ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
В соответствии с п.п. 1,5,6 ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок назначенную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику налоговым органом по месту его учета. Требование об уплате налога может быть передано руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под роспись или иным способом, подтверждающим факт и дату получения этого требования. Если указанными способами требование об уплате налога вручить невозможно, оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В соответствии с п. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки. При выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
В соответствии со ст. 75 НК РФ
Пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах для уплаты налога или сбора.
Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ.
В силу п. 1 ст. 104 НК РФ до обращения в суд с заявлением о взыскании налоговой санкции налоговый орган обязан предложить налогоплательщику добровольно уплатить соответствующую сумму налоговой санкции. В случае если налогоплательщик отказался добровольно уплатить сумму налоговой санкции или пропустил срок уплаты, указанный в требовании, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании с данного лица налоговой санкции.
Судом установлено, что на основании сведений государственных регистрирующих органов налоговым органом в адрес налогоплательщика Шарафан Ильи Евгеньевича было направлено налоговое уведомление № 32630686 от 21.09.2017 года о подлежащей уплате сумме налога. Налоговым органом был начислен транспортный налог за 2016 год (2 автомобиля) в общем размере 52 721 руб., налог на имущество физических лиц за 2016 год в размере 1 342 руб. и земельный налог за 2016 год в размере 1 019 руб. Установлен срок оплаты до 01.12.2017 года.
Факт направления в адрес налогоплательщика указанного уведомления подтверждается списком корреспонденции с отметкой Почта России об отправке от 9.10.2017 года.
В связи с неуплатой начисленного налога в полном размере в установленный срок в адрес Шарафан И.Е. было направлено требование об уплате транспортного налога в размере 52 721 руб. и пени по нему в размере 245,59 руб., земельного налога в размере 1 019 руб. и пени по нему в размере 4,74 руб., налога на имущество в размере 1 342 руб. и пени по нему в размере 6,25 руб., с предложением добровольно погасить недоимку до 13.02.2018 года, что подтверждается требованием № 13970 по состоянию на 19.12.2017 года.
Факт направления в адрес налогоплательщика указанного требования подтверждается списком корреспонденции с отметкой Почта России об отправке от 22.01.2018 года.
Налоговым органом в адрес налогоплательщика Шарафан Ильи Евгеньевича было направлено налоговое уведомление № 55610988 от 23.08.2018 года о подлежащей уплате сумме налога. Налоговым органом был начислен транспортный налог за 2017 год (2 автомобиля) в общем размере 52 065 руб., налог на имущество физических лиц за 2017 год в размере 1 476 руб. и земельный налог за 2017год в размере 1 019 руб. Установлен срок оплаты до 03.12.2018 года.
Факт направления в адрес налогоплательщика указанного уведомления подтверждается списком корреспонденции с отметкой Почта России об отправке от 12.09.2018 года.
В связи с неуплатой начисленного налога в полном размере в установленный срок в адрес Шарафан И.Е. было направлено требование об уплате транспортного налога в размере 52 065 руб. и пени по нему в размере 774,47 руб., земельного налога в размере 1 019 руб. и пени по нему в размере 15,16 руб., налога на имущество в размере 1 476 руб. и пени по нему в размере 21,96 руб., с предложением добровольно погасить недоимку до 26.03.2019 года, что подтверждается требованием № 1807 по состоянию на 2101.2019 года.
Факт направления в адрес налогоплательщика указанного требования подтверждается списком корреспонденции с отметкой Почта России об отправке от 19.02.2019 года.
Указанные требования в полном объеме исполнены не были (по требованию № 13970 от 19.12.2017 года не произведена уплата начисленных пени на транспортному и земельному налогу, требование № 1807 от 31.01.2019 года не исполнено в полном объеме), в связи с чем, налоговая инспекция 24.05.2019 года обратилась к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании недоимки по уплате недоимки. 29.05.2019 года мировым судьей судебного участка № 114 Центрального судебного района г. Тольятти Самарской области был выдан судебный приказ, который определением от 24.06.2019 года был отменен на основании заявления Шарафан И.Е.
После отмены судебного приказа налоговый орган обратился в суд с настоящим административным иском о взыскании с ответчика задолженности по налогу и пени. Иск подан в суд 02.09.2019 года, то есть в сроки, предусмотренные ст. 48 НК РФ и ст. 286 КАС РФ.
Суд считает необходимым указать, что срок для обращения с требованиями о взыскании недоимки по пени по требованию № 13970 со сроком уплаты 13.02.2018 года не пропущен, поскольку размер не уплаченных по нему пени составляет сумму менее 3 000 руб., а в силу положений ст. 48 НК налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Административным ответчиком заявлено, что налог на имущество в отношении объекта № исчислен неверно, поскольку данный объект является частью жилого дома, а не квартирой, как указано в налоговом уведомлении, судом не принимаются.
В соответствии с ч. 2 ст. 406 НК РФ в случае определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения налоговые ставки устанавливаются в размерах, не превышающих: 0,1 процента в отношении жилых домов, частей жилых домов, квартир, частей квартир, комнат.
Таким образом, и в отношении квартир, и в отношении частей жилых домов налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости.
Изменение кадастровой стоимости оспариваемого объекта не произведено, следовательно, размер начисленного налога также не изменился.
Также суд отмечает, что стороной ответчика не представлено суду доказательств незаконности начисления транспортного налога на за 2017 год.
Более того, суд отмечает, что указанный налог, начисленный за предыдущий 2016 налоговый период, ответчиком был оплачен.
Также ответчиком были оплачены налог на имущество и земельный налог и пени по налогу на имущество, начисленные за 2016 налоговый период.
Доказательства, опровергающие неуплату ответчиком пени, начисленных по требованию № 13970 от 19.12.2017 года по транспортному налогу в размере 245,59 руб. и по земельному налогу в размере 4,74 руб., ответчиком предоставлены не были, судом данные доказательства не были добыты.
Факт неуплаты в полном размере начисленных по требованию № 1807 от 31.01.2019 года налогов за 2017 год и пени по ним ответчик в судебном заседании не оспорил.
Таким образом, в силу требований налогового законодательства РФ с ответчика подлежит взысканию недоимка в размере 55 621,92 руб., из которых:
- транспортный налог за 2017 года в размере 52 065 руб.,
- налог на имущество физических лиц за 2017 год в размере 1 476 руб.,
- земельный налог за 2017 год в размере 1 019 руб.,
- пени по транспортному налогу за 2016 и 2017 налоговые периоды в размере 1 020,06 руб. (по требованию № 13970 от 19.12.2017 год в размере 245,59 руб., по требованию № 1807 от 31.01.2019 года в размере 774,47 руб.),
- пени по налогу на имущество за 2017 год в размере 21,96 руб.,
- пени по земельному налогу за 2016 и 2017 налоговые периоды в размере 19,90 руб. (по требованию № 13970 от 19.12.2017 год в размере 4,74 руб., по требованию № 1807 от 31.01.2019 года в размере 15,16 руб.)
В связи с тем, что суд пришел к выводу об удовлетворении требований административного истца, освобожденного от уплаты госпошлины, с административного ответчика в силу ч. 1 ст. 114 КАС РФ подлежит взысканию госпошлина в доход федерального бюджета в размере 1 868,66 руб.
На основании изложенного, и, руководствуясь ст. ст. 14, 175-180, 290 КАС РФ, суд
решил:
Взыскать с Шарафан Ильи Евгеньевича в пользу государства недоимку по налогу и пени в размере 55 621 рубль 92 копейки, в том числе:
- транспортный налог за 2017 года в размере 52 065 рублей,
- налог на имущество физических лиц за 2017 год в размере 1 476 рублей,
- земельный налог за 2017 год в размере 1 019 рублей,
- пени по транспортному налогу за 2016 и 2017 налоговые периоды в размере 1 020 рублей 06 копеек,
- пени по налогу на имущество за 2017 год в размере 21 рубль 96 копеек,
- пени по земельному налогу за 2016 и 2017 налоговые периоды в размере 19 рублей 90 копеек.
Взыскать с Шарафан Ильи Евгеньевича в доход государства государственную пошлину в размере 1 868 рублей 66 копеек.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Центральный районный суд г.о. Тольятти в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 20 декабря 2019 года.
Председательствующий: