Дело № 2-1724/13
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г.Щелково 29 апреля 2013 года
Щелковский городской суд Московской области в составе председательствующего федерального судьи Ванеевой Н. В.,
при секретаре судебного заседания Страховой А. М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Трофимова В. В. к Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны РФ, Администрации Щелковского муниципального района о признании незаконным распоряжения Главы администрации Щелковского района, в части, признании права пользования жилым помещением на условиях социального найма, признании права собственности в порядке приватизации,
У С Т А Н О В И Л:
Истец Трофимов В. В. обратился в Щелковский городской суд с иском к Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны РФ, Администрации Щелковского муниципального района о признании незаконным распоряжения Главы администрации Щелковского района от 17 марта 1997 года № 381 – р, в части отнесения квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, к служебному жилому фонду, признании права пользования жилым помещением на условиях социального найма, а также признании права собственности в порядке приватизации на указанное жилое помещение (с учетом уточнений).
В обоснование указал, что на основании ордера № от 17 декабря 1996 года Трофимов В. В. был вселен в квартиру, расположенную по адресу: <адрес>. Указанное жилое помещение было предоставлено Трофимову В. В. решением жилищной комиссии академии ВВА им. Гагарина от 18 сентября 1996 года. 28 ноября 1998 года Трофимов В. В. был исключен из списков нуждающихся в получении жилых помещений, в связи с обеспечением жилым помещением. Уволен с военной службы в связи с зачислением в запас по болезни и сокращением штатов.
Спорное жилое помещение было включено в разряд служебных жилых помещений на основании распоряжения Главы администрации Щелковского района от 17 марта 1997 года № 381 – р, и до настоящего времени ее статус не менялся.
25 апреля 2012 года обратился в Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ с заявлением о заключении договора социального найма, на что получил отказ.
13 октября 2012 года повторно обращался с заявлением о заключении договора социального найма; ответа не последовало.
Считает, что прекращение служебных отношений по состоянию здоровья либо пребывания на государственной должности РФ, государственной должности субъекта РФ, а также увольнение со службы является основанием для прекращения договора найма служебного жилого помещения.
Желает приобрести спорную квартиру в собственность в порядке приватизации.
Указанные обстоятельства нарушают его право на приобретение занимаемого жилого помещения в собственность бесплатно в порядке приватизации.
В судебном заседании представитель истца Вихляев В. В., действующий на основании доверенности (копия в деле), требования поддержал по изложенным основаниям.
Представители ответчиков Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ, Администрации Щелковского муниципального района в судебное заседание не явились, извещены. Определением суда постановлено рассматривать дело в их отсутствие.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В Определении Конституционного Суда РФ от 14.12.1999 N 229-О указано, что «…судам, разрешая вопрос о правомерности распространения на то или иное жилое помещение особого режима, надлежит исходить не только из формального решения о целевом назначении данного помещения, но и из практики и перспектив его целевого использования, наличия соответствующей инфраструктуры, единства статуса жилого фонда социального использования, волеизъявления граждан пожилого возраста и инвалидов на предоставление им жилых помещений из фонда социального использования при заключении с ними соответствующих договоров жилищного найма и т.д. Проверяя в каждом конкретном случае обоснованность ограничения права гражданина на приватизацию жилого помещения».
Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, допускается только после отнесения его к специализированному жилищному фонду решением органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, в соответствии с установленным порядком и требованиями (часть 2 статьи 90 ЖК РФ).
Вопрос о том, является ли конкретное жилое помещение специализированным (в частности, служебным, общежитием, жильем для временного поселения вынужденных переселенцев или лиц, признанных беженцами), решается, в силу статьи 5 Вводного закона, исходя из положений законодательства, действовавшего на момент предоставления данного жилого помещения.
Из изложенного следует, что статус жилого помещения не определяется видом договора или ордером на его занятие, жилое помещение может считаться отнесенным к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда только после того, как соответствующее решение принято уполномоченным на то органом, в соответствии с установленной процедурой действующего законодательства.
Таким образом, в случае несоблюдения порядка включения жилого помещения в специализированный жилищный фонд и отнесения жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, к этому жилому помещению не может применяться правовой режим, предусмотренный для жилых помещений специализированного жилищного фонда.
То есть, к жилым помещениям, не отнесенным надлежащим образом к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, должен применяться правовой режим, установленный для жилых помещений социального использования.
В соответствии со ст. 101 ЖК РСФСР, действовавшего на тот период, служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. Под служебные жилые помещения выделяются, как правило, отдельные квартиры. Аналогичное положение закреплено в ст. 92 ЖК РФ.
Таким образом, статус жилого помещения должен быть определен до его распределения и предоставления.
В соответствии с абз. 12 п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Как следует из материалов дела, Трофимов В. В. являлся военнослужащим. Уволен с военной службы в связи с зачислением в запас по болезни и сокращением штатов, на основании приказа Главнокомандующего ВВС РФ №.
Трофимову В. В. предоставлена квартира, площадью 17, 5 кв. м., расположенная по адресу: <адрес>, что подтверждается копией выписки из протокола № 12 заседания жилищной комиссии академии от 18 сентября 1996 года (л. д. 21).
Согласно представленной копии ордера № от 17 декабря 1996 года, указанная квартира является «служебной» (л.д. 12).
Данная квартира была включена в число служебных жилых помещений на основании Распоряжения зам. Главы Администрации Щёлковского района Московской области от 17. 03. 1997 года № 381 – р (л. д. 13).
Согласно п. 2 Положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 1997 г. № 1301, государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и другие), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания.
Включение жилых строений и жилых помещений в жилищный фонд и исключение из жилищного фонда производится в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Из вышеизложенного следует, что после принятия решения о включении жилой площади в число служебных, спорное жилое помещение должно было быть зарегистрировано в качестве такого в органах, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество. Между тем, сведения о зарегистрированных правах на квартиру в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют (л.д. 39).
На основании Распоряжения Правительства РФ от 17.03.2010 N 349-р Щелковский район пос. Монино был исключен из состава жилищного фонда закрытых военных городков (л. д. 15).
Таким образом, в связи с отсутствием отношений по прохождению военной службы между истцом и собственником жилого помещения и исключением военного городка из перечня закрытых военных городков, истец занимает спорное жилое помещение на условиях социального найма.
Факт принятия решения о передаче служебных жилых помещений, которые находились в государственной собственности, в муниципальную собственность предполагает изменение статуса жилого помещения. Таким образом, при передаче в муниципальную собственность указанные жилые помещения утрачивают статус служебных и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. Соответственно граждане, которые занимают указанные жилые помещения, вправе приобрести их в собственность в соответствии с положениями статьи 2 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".
При этом отсутствие договора социального найма, как и то обстоятельство, что служебные жилые помещения в нарушение установленного порядка не были переданы в муниципальную собственность, не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления предприятиями и органами местного самоуправления соответствующих документов.
В соответствии со ст.1 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 04 июля 1991 года №1541-1 – приватизация жилых помещений – бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилищные помещения, - по месту бронирования жилых помещений.
В силу ст. 2 закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (в редакции от 20 мая 2002 года) предусмотрено право граждан, занимающих жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, приобрести эти помещения в собственность.
В соответствии со ст. 6 Закона от 04.07.1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ» передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Суд приходит к выводу, что отказом в приватизации занимаемого истцом жилого помещения, нарушен основной принцип приватизации жилых помещений, указанный в ст. 11 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ», согласно которому, каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
Таким образом, судом не установлено обстоятельств, которыми может быть ограничена приватизация занимаемого истцом жилого помещения.
В силу ст. 217 ГК РФ, имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные настоящим Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.
В спорном жилом помещении истец постоянно зарегистрирован, в приватизации жилых помещений не участвовал, жилое помещение не относится к категории жилых помещений, приватизация которых запрещена на общих основаниях, в силу ст.4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ», суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований, поскольку истец имеет право на приобретение занимаемого ими жилого помещения в собственность в порядке приватизации.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Трофимова В. В. - удовлетворить.
Признать распоряжение заместителя Главы администрации Щелковского района от 17 марта 1997 года № 381 – р, в части отнесения квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, к служебному жилому фонду, незаконным.
Признать за Трофимовым В. В. право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, на условиях социального найма жилого помещения.
Признать за Трофимовым В. В. право собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, в порядке приватизации.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Щелковский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Федеральный судья Н.В. Ванеева