Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3470/2019 ~ М-2654/2019 от 17.06.2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 июля 2019 года Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области, в составе судьи Ковригиной Н.Н., при секретаре Ирлица И.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3470/2019 по иску Епифановой В.В. к Государственному Учреждению - Управление Пенсионного Фонда РФ в Центральном районе г.о. Тольятти Самарской области (межрайонное) о включении периодов работы в специальный стаж,

установил:

Епифанова В.В. обратилась в суд с иском к ГУ- Управлению Пенсионного Фонда РФ в Центральном районе г.о. Тольятти Самарской области (межрайонное) о включении периодов работы в специальный стаж, указав, что ДД.ММ.ГГГГ. она обратилась к ответчику для назначения пенсии по старости согласно п.п.19 п.1 ст. 30 ФЗ от 18.12.2013г. №400-ФЗ в связи с педагогической деятельностью. Решением от ДД.ММ.ГГГГ. УПФ в назначении досрочной пенсии было отказано по причине отсутствия специального стажа работы – 25 лет, при этом в ее трудовой стаж не был включен период: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя в детском комбинате совхоза им. <адрес>, так как наименование учреждения Списками не предусмотрено, хотя в этот период она занималась педагогической деятельностью в учреждении для детей с выполнением обязанностей воспитателя, т.е. в должности, которая предусмотрена Списками, что календарно составляет 7 месяцев 10 дней. А также не включены периоды с ДД.ММ.ГГГГ курсы повышения квалификации, что календарно составляет 20 дней. Считает, что в соответствии с законодательством РФ в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам образования должны, включаться все виды педагогической деятельности в учреждениях, и стаж должен учитываться независимо от наименования учреждения, поскольку детский комбинат это учреждение для детей и функциональные обязанности воспитателя в детских учреждениях одни и те же. Просит включить указанные периоды ее работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, лицам, осуществляющим педагогическую деятельность и обязать ответчика назначить ей досрочную пенсию с момента возникновения такого права.

Истец Епифанова В.В. и ее представитель Хамидуллова А.А. в судебном заседании исковые требования поддержали по указанным в иске основаниям, просили его удовлетворить.

Представитель ответчика Махальский Ю.С., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признал, просил истцу в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме, суду пояснил, что для приобретения права на досрочную трудовую пенсию по старости необходимо, чтобы работа имела место в должностях и учреждениях, предусмотренных в соответствующем Списке. При этом, Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на назначение досрочной рудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждении для детей, применяется буквально и расширительному толкованию не подлежит. Истице правомерно не включены спорные периоды в специальный стаж, так как наименования учреждения не соответствуют Списку, утвержденному Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , ни ранее действовавшими Списками. Согласно пунктов 4, 5 и 9 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня. Курсы повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ не включены в педагогический стаж заявителя.

Проверив материалы дела, выслушав пояснения сторон, суд считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии регулируются вступившим в силу с ДД.ММ.ГГГГ Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Частью 1 статьи 4 Федерального закона «О страховых пенсиях» установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом.

Положениями ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (в редакции закона, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) предусмотрено, что право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии по старости определены статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».

В силу пункта 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

В силу ч. 2 ст. 30 Закона о страховых пенсиях, списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30).

В случае изменения организационно-правовой формы и (или) наименований учреждений (организаций), предусмотренных пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, при сохранении в них прежнего характера профессиональной деятельности тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы и (или) наименования соответствующего учреждения (организации), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (ч. 5 ст. 30).

Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 N 665 установлено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии со статьей 30 Федерального закона РФ от 28.12.2013 N 400-ФЗ применяются:

- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;

- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 N 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», с применением положений абз. 3 п. 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.11.1999 по 31.12.2001 включительно;

- Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.01.1992 по 31.12.1999 включительно;

- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ N 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 01.01.1992г.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Епифанова В.В. обратилась в ГУ- Управление Пенсионного Фонда РФ в <адрес> г.о. <адрес> (межрайонное) за назначением досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.

Рассмотрев заявление Епифановой В.В. Управление вынесло решение об отказе в назначении страховой пенсии по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием права, связанного с недостаточностью необходимого педагогического стажа не менее двадцати пяти лет, поскольку в педагогический стаж работы засчитано 24 года 01 месяц 26 дней.

Не засчитан период работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя в детском комбинате совхоза им. <адрес>, так как наименования учреждения Списком не предусмотрены. Не засчитаны в специальный стаж курсы повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Судом установлено, что Епифанова В.В. работала в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя в детском комбинате совхоза им. <адрес>, что подтверждается трудовой книжкой и по существу не оспаривается сторонами.

Доводы представителя ответчика о том, что наименование учреждения – детский комбинат, в котором работала истец в спорный период, не предусмотрены Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в специальный стаж работы, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, утвержденным Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , суд не может принять во внимание по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 19 Конституции РФ равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности.

Применительно к данному случаю это конституционное предписание следует рассматривать как гарантию равенства пенсионных прав преподавательского состава образовательных учреждений (государственных, муниципальных, негосударственных) независимо от того, в чьей собственности они находятся.

Закон РФ «Об образовании» предусматривает, что в РФ могут существовать различные по своим организационно-правовым формам образовательные учреждения: государственные, муниципальные, негосударственные – частные, учреждения общественных организаций и др.

Ст. 43 Конституции РФ закрепляет право каждого на образование. Действие законодательства в области образования распространяется на все образовательные учреждения независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности, причем закон не содержит каких-либо ограничений в статусе и правах ни обучающихся в этих образовательных учреждениях, ни работников, в том числе в их праве на пенсию за выслугу лет (п. 5 ст. 55).

    Согласно п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения установленного законом возраста, периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

Как установлено судом истец работала воспитателем в детском образовательном учреждении – детский комбинат.

Доводы истца о том, что указанные учреждения являются детским образовательным учреждениям, не оспорены представителем ответчика.

    Отсутствие в Списке должностей и учреждений, утвержденном Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ наименования учреждения «детский комбинат», не может служить основанием для отказа засчитать в стаж оспариваемый период, поскольку указанным списком, в графе «наименование должности» предусмотрена должность «воспитатель» и в графе «наименование учреждения» предусмотрены дошкольные образовательные учреждения - детские сады всех наименований; центр развития ребенка - детский сад; ясли-сад (сад-ясли); детские ясли, школы всех наименований, т.е. работа воспитателем в детском образовательном учреждении дает право на пенсию по выслуге лет.

    При этом, из трудовой книжки истца видно, что ДД.ММ.ГГГГ она принята на работу в детский комбинат воспитателем.

Факт работы истца с детьми, т.е. факт осуществления в спорный период педагогической деятельности не оспаривается представителем ответчика.

    Должность «воспитатель» предусмотрена Списком и независимо от того, в каком учреждении осуществлялась педагогическая деятельность, наименование должности «воспитатель» дает право на пенсию по выслуге лет.

    В противном случае были бы нарушены положения ст. 19 Конституции РФ, гарантирующие равенство граждан перед законом.

Учитывая изложенное, суд считает установленным, что истец в спорный период осуществляла педагогическую деятельность, работая воспитателем в детском учреждении дошкольного образования, что предусмотрено Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденным Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, спорный период подлежат включению в специальный трудовой стаж истца.

Епифанова В.В. находилась на курсах повышения квалификации с с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ. Указанные периоды не включены ей в специальный стаж.

В соответствии со ст. 187 ТК РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. За время нахождения заявителя на курсах повышения квалификации работодателем производятся соответствующие отчисления (страховые выплаты) в пенсионный фонд.

Из пояснения представителя истца, следует, что в указанные периоды истица направлялась на курсы повышения квалификации на основании приказов работодателя, что являлось обязательной частью трудовой деятельности. При этом, в указанные периоды за истцом сохранялась заработная плата и производились пенсионные отчисления. Кроме того, из удостоверений об окончании курсов повышения квалификации следует, что указанные курсы являлись циклом усовершенствования знаний.

Суд считает, что указанные периоды, подлежат включению в специальный стаж, так как периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации, являются периодами работы с сохранением ей средней заработной платы, с которой работодателем производилось отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, в этот период она работала в должности и в учреждении, работа в которых засчитывается в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в календарном порядке.

В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Истец просит назначить ей пенсию со дня возникновения права на указанную пенсию, и такие требования являются законными и обоснованными.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12, 56,194-198 ГПК РФ, суд

решил:

    ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░ <░░░░░> ░.░. <░░░░░> (░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░, ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░:

    - ░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░. <░░░░░>.

    - ░ ░░.░░.░░░░. – ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.

    ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 17.07.2019░.

░░░░░

2-3470/2019 ~ М-2654/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Епифанова В.В.
Ответчики
ГУ - ОПФР по Самарской области ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Центральном районе г.о.Тольятти Самарской области (межрайонное)
Суд
Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области
Судья
Ковригина Н.Н.
Дело на сайте суда
centralny--sam.sudrf.ru
17.06.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.06.2019Передача материалов судье
20.06.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.06.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.07.2019Подготовка дела (собеседование)
02.07.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.07.2019Судебное заседание
17.07.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.07.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.01.2020Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
29.01.2020Изучение поступившего ходатайства/заявления
03.02.2020Рассмотрение ходатайства/заявления/вопроса без назначения с.з. и без вызова лиц, участвующих в деле
06.02.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
01.09.2020Дело оформлено
01.09.2020Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее