2-536/2021
УИД 56RS0030-01-2021-000023-30
Решение
Именем Российской Федерации
г. Оренбург 08 февраля 2021 года
Промышленный районный суд г.Оренбурга в составе:
председательствующего судьи Бахтияровой Т.С.,
при секретаре Студеновой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации муниципального образования Бузулукский район Оренбургской области к Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Оренбургской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
установил:
Администрация МО Бузулукского района Оренбургской области обратилась в суд с иском об освобождении от уплаты исполнительского сбора.
В обоснование иска указано, что решением Бузулукского районного суда Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворены исковые требования Дмитриевой А.Н., на администрацию МО Бузулукского района Оренбургской области возложена обязанность по предоставлению ему благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, за счет бюджета Оренбургской области.
В виду того, что решение суда не исполнено, судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании с администрации исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.
Порядок исполнения решений данной категории установлен Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Законом Оренбургской области от 18.03.2013 года №1420/408-V-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Оренбургской области».
Истец полагает, что вина администрации МО Бузулукского района Оренбургской области в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения решения суда об обязании предоставить Дмитриевой А.Н. жилое помещение за счет средств бюджета Оренбургской области отсутствует. Администрацией была проведена полноценная работа по исполнению решения суда в срок.
Истец считает, что им, как должником, были приняты все возможные меры, направленные на исполнение решение суда, связанные с обеспечением Дмитриевой А.Н. жилым помещением в сроки и в порядке, предусмотренном для проведения процедур по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о целенаправленных и последовательных действиях должника и его стремлении выполнить решение суда в рамках требований закона, оснований для взыскания с администрации исполнительского сбора у судебного пристава-исполнителя не имеется.
Просит суд освободить от уплаты исполнительского сбора по исполнительному производству.
Определением суда в порядке подготовки дела к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, была привлечена судебный пристав-исполнитель МОСП по ИОИП УФССП России по Оренбургской области Фаттахова А.А.
Представитель истца, надлежаще извещенный, в судебное заседание не явился, в заявлении просил рассмотреть дело в свое отсутствие, поддержав исковые требования.
Представитель УФССП России по Оренбургской области, судебный пристав-исполнитель МОСП по ИОИП УФССП России по Оренбургской области в судебное заседание не явились, о дне и месте судебного заседания были извещены надлежащим образом, возражений по требованиям не представили.
Неявка представителя истца, ответчиков является их волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных правах, что не противоречит положениям ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, статья 7, 8, 10 Всеобщей декларации прав человека.
Суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон, извещенных о дне и месте судебного заседания надлежащим образом.
Исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу п. 11, 12, 30 ФЗ «Об исполнительном производстве» должнику устанавливается срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе – 5 дней.
Согласно частей 1 и 3 статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества.
Частью 2 ст. 112 этого Закона предусмотрено, что исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. При этом закон не устанавливает каких-либо ограничительных сроков для вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора
В соответствии с частью 6 статьи 112 указанного Федерального Закона должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Согласно п. 75 Пленума Верховного суда РФ от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» при применении положений статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 ГК РФ).
Приобретение жилых помещений осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Из материалов дела следует, что решением Бузулукского районного суда Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворены исковые требования Дмитриевой А.Н., на администрацию МО Бузулукского района Оренбургской области возложена обязанность по предоставлению ему благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, за счет бюджета Оренбургской области.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ указанное судебное решение оставлено без изменения, апелляционная жалоба администрации МО Бузулукского района Оренбургской области без удовлетворения.
На основании исполнительного листа, выданного Бузулукским районным судом Оренбургской области, ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем МОСП по ИОИП УФССП России по Оренбургской области Амангуловой З.О. было вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства №-ИП на основании исполнительного листа от ДД.ММ.ГГГГ. Постановление о возбуждении исполнительного производства получено должником ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно исковому заявлению, ДД.ММ.ГГГГ в рамках исполнительного производства №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора в сумме 50000 рублей и назначен новый срок исполнения. Указанное постановление поступило в адрес администрации ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
В качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).
По смыслу приведенных норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
Следовательно, вопросы об имущественном положении должника, степени его вины в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства, подлежат выяснению при рассмотрении судом требований должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.
Согласно ст. 5 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотренные настоящим законом дополнительные гарантии, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч.2 ст. 72 БК РФ государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, за исключением случаев, установленных пунктом 3 настоящей статьи.
Выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только сначала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета, что предусмотрено ч. 2 ст. 83 БК РФ.
Как следует из материалов дела на момент вынесения решения суда от ДД.ММ.ГГГГ администрация муниципального образования Бузулукский район не располагала свободными жилыми помещениями, которые бы отвечали по площади и качеству требованиям, установленным ст. 2 и ст. 19.1 Закона Оренбургской области от 13.07.2007 № 1347/285-IV-ОЗ «О предоставлении гражданам, проживающим на территории Оренбургской области, жилых помещений жилищного фонда Оренбургской области». Доказательств обратному суду не представлено.
Приобретение жилых помещений осуществляется администрацией муниципального образования в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг да обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Сроки, установленные Федеральным законом от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» необходимые для проведения конкурсных процедур в целях исполнения решения суда по приобретению жилого помещения, превышают пятидневный срок, установленный приставом для добровольного исполнения обязательства.
С учетом п. 6 Правил расходования и учета субвенций, предоставляемых на обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированного жилого помещения, утвержденных постановлением Правительства Оренбургской области от 19.10.2011 года № 1015-п (в редакции от 12.11.2014 года), формирование жилого фонда для осуществления муниципальными образованиями переданных полномочий за счет субвенций производится путем строительства муниципального жилья или приобретение жилья в муниципальную собственность.
После оформления жилого помещения в муниципальную собственность принимается решение о включении жилого помещения в специализированный жилищный фонд, предназначенный для предоставления детям-сиротам по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с п. 11 Правил.
Администрация МО Бузулукский район Оренбургской области в рамках своих полномочий направляла в министерство социального развития Оренбургской области информацию о необходимом объеме средств на обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по решению судов, в том числе и для Дмитриевой А.Н.
Администрацией МО Бузулукский район Оренбургской области выполнена обязанность, установленная в рамках реализации государственных полномочий по ранее вынесенным и вступившим в силу решениям суда по обеспечению жилым помещением детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Администрация МО Бузулукский район Оренбургской области, в соответствии со ст. 2 Закона Оренбургской области от 18.03.2013 № 1420/408-V-ОЗ, формирует и ведет список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Список предоставляется Администрацией в Министерство образования Оренбургской области ежегодно в срок до 01 февраля. Дмитриева А.Н. также была включена в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
На исполнение полномочий по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа из бюджета Оренбургской области в бюджет МО Бузулукский район на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов было доведено субвенций в сумме 18441 000 рублей.
После реализации процедур, предусмотренных Федеральным законом от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», администрацией заключен муниципальный контракт № от ДД.ММ.ГГГГ на приобретение жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. Данное жилое помещение предоставлено Дмитриевой А.Н. на основании договора найма от ДД.ММ.ГГГГ №.
Материалы дела свидетельствуют о том, что истцом принимались необходимые меры к исполнению судебного решения о возложении обязанности предоставить Дмитриевой А.Н. жилое помещение, эти меры при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, были приняты должником в полном объеме.
Суд принимает во внимание то, что решением Бузулукского районного суда Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ не установлен конкретный срок его исполнения.
Также надлежит учитывать, что приобретение жилых помещений осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», сроки государственной регистрации недвижимого имущества составляют более пяти дней, в течение которых истцу было предложено исполнить решение в добровольном порядке. Администрацией МО Бузулукского района Оренбургской области проведена должная работа по предоставлению соответствующего финансирования с целью приобретения жилья для указанной категории лиц, в том числе для Дмитриевой А.Н.
Кроме того, ч.2 ст. 92, ч.1 ст. 99 ЖК РФ предусматривают порядок включения в специализированный жилищный фонд жилых помещений для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, после чего администрация заключает договоры найма специализированного жилого помещения. Также надлежит учитывать сроки государственной регистрации недвижимого имущества.
Таким образом, принимая во внимание, что финансирование реализации государственных полномочий по предоставлению жилых помещений специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений осуществляется за счет средств областного бюджета Оренбургской области, исполнение требований исполнительных документов возможно на основании государственных контрактов на приобретение жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда, заключение которых требует соблюдение установленных процедур, порядка и сроков, и истцом представлены доказательства совершения действий, направленных на исполнение решения суда, суд приходит к выводу об отсутствии вины (противоправного бездействия) должника в неисполнении судебного решения от ДД.ММ.ГГГГ в установленный судебным приставом-исполнителем пятидневный срок.
Согласно постановлению Конституционного суда РФ от 30.07.2001 года № 13-П, взыскание исполнительского сбора производится, если исполнительный документ в установленный срок не исполнен должником без уважительных причин, под которыми необходимо понимать чрезвычайные, объективно непредвиденные, непреодолимые препятствия, находящиеся вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения требований исполнительного документа.
Оценив представленные доказательства, суд, учитывая отсутствие вины должника в неисполнении решения Бузулукского районного суда Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ, приходит к выводу, что истцом принимались все возможные меры к исполнению решения суда, а наличие объективных уважительных причин – процедуры и порядка предоставления квартир детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по договору найма специализированного жилого помещения, исключает возможность исполнения требований исполнительного документа в 5-дневный срок.
В связи с изложенным, исковые требования администрации МО Бузулукский район Оренбургской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора в размере 50000 рублей, взысканного с администрации на основании постановления, вынесенного в рамках исполнительного производства №-ИП, возбужденного ДД.ММ.ГГГГ, подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования администрации муниципального образования Бузулукский район Оренбургской области к Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Оренбургской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора, удовлетворить.
Освободить администрацию муниципального образования Бузулукский район Оренбургской области от уплаты исполнительского сбора в сумме 50 000 рублей, взысканного постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП УФССП России по Оренбургской области Фаттаховой А.А. по исполнительному производству №-ИП, возбужденного ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Промышленный районный суд г. Оренбурга в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.
Мотивированный текст решения суда составлен 10 февраля 2021 года, последний день подачи апелляционной жалобы 10 марта 2021 года.
Судья Бахтиярова Т.С.