РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 февраля 2016 года г.Владивосток
Советский районный суд г. Владивостока Приморского края в составе председательствующего судьи Юлбарисовой С.А.,
при секретаре Быковой А.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Мальцева И.И. к Департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края о признании права на предоставление земельного участка без проведения аукциона, признании отказа в предоставлении земельного участка незаконным, возложении обязанности подготовить для подписания проект договора купли-продажи земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Мальцев И.И. обратился в суд с иском к Департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края (далее Департамент), указав, что постановлением администрации города Владивостока от 23.09.2005 № 1034 НО ТСЖ «Радуга» предоставлен в аренду сроком на 10 лет земельный участок с кадастровым номером <номер> площадью 22 500 кв.м., расположенный в районе <адрес> для строительства и эксплуатации малоэтажных жилых домов. Распоряжением Департамента от 28.03.2011 № 903 земельный участок с кадастровым номером <номер> был разделен на 17 земельных участков, в том числе на участок с кадастровым номером <номер>, который на основании соглашения от 23.01.2012 с НО «Радуга» передан ему для строительства и эксплуатации малоэтажных жилых домов в границах, указанных в кадастровом паспорте. Жилой дом был построен, 10.04.2012 на него в установленном законом порядке зарегистрировано право собственности, присвоен адрес: <адрес>. Решением Думы г.Владивостока от 12.10.2012 № 934 «О внесении изменений в приложение к решению Думы г.Владивостока от 07.04.2010 № 462 «Об утверждении Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа», вид использования земельного участка, на котором расположен жилой дом, изменен с Ж-3 на Ж-1 «зона застройки индивидуальными жилыми домами». Как член некоммерческой организации НО ТСЖ «Радуга», который земельный участок был предоставлен для застройки индивидуальными жилыми домами, и как физическое лицо, имеющее в собственности строение, расположенное на земельном участке, находящемся в муниципальной собственности, он имеет право на приобретение этого земельного участка без проведения торгов. В целях реализации этого права, 24.07.2015 он обратился в Департамент с заявлением о передаче в собственность вышеуказанного земельного участка с приложением пакета необходимых документов. 28.09.2015 он представил дополнительный пакет документов: кадастровый паспорт жилого дома, оригинал нотариально оформленного согласия супруги, перечень зданий и сооружений, находящихся на земельном участке. Однако, письмом от 06.10.2015 Департамент отказал в предоставлении земельного участка по следующим основаниям: заявление не соответствует по форме, и не указаны основания предоставления земельного участка без проведения торгов; отсутствует оригинал нотариально оформленного согласия супруги на предоставление земельного участка; отсутствует документ, подтверждающий право на земельный участок; отсутствуют сведения о кадастровом номере жилого дома. Считает, что заявление оформлено в соответствии с нормами действующего земельного законодательства, предусматривающего предоставление земельных участков без проведения торгов. Те основания, которые указаны в оспариваемом отказе, не входят в перечень, предусмотренный ст. 39.16 ЗК РФ. Кроме того, указание на отсутствие необходимых документов, не соответствует действительности. Оригинал нотариального согласия супруги на приобретение земельного участка, кадастровый паспорт жилого дома приложены к заявлению от 28.09.2015, что подтверждается распиской КГАУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Приморском крае» о приеме документов от 28.09.2015. К заявлению от 23.07.2015 приложены документы, подтверждающие право на земельный участок, а именно копия договора аренды земельного участка, копия акта приема-передачи земельного участка, копия соглашения о передаче прав и обязанностей относительного земельного участка, что также подтверждается распиской от 24.07.2015. Само заявление о предоставлении земельного участка соответствует требованиям ст. 39.17 ЗК РФ – в нем указаны анкетные, паспортные данные, сведения о регистрации, данные о правах на земельный участок, жилое строение. Считает, что отказ Департамента в предоставлении земельного участка от 06.10.2015 является незаконным, нарушающим его права, предусмотренные Земельным кодексом РФ. Просит признать право на предоставление в собственность без проведения аукциона земельного участка с кадастровым номером <номер> площадью 1 316 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, для дальнейшей эксплуатации; признать незаконным отказ Департамента, оформленный письмом от 06.10.2015 № 20/03/02-06/34566, о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером <номер> площадью 1 316 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, для дальнейшей эксплуатации; возложить на Департамент обязанность в срок до 10 суток после вступления решения суда в законную силу подготовить и предоставить для подписания заявителю договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером <номер> площадью 1 316 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>
В судебном заседании представитель истца по доверенности Рябов В.В. иск поддержал в полном объеме по доводам и основаниям в нем изложенным. Пояснил, что в Департамент были предоставлены все документы, которые предусмотрены действующим законодательством, для предоставления земельных участков без аукциона, однако, Департамент безосновательно отказал истцу в предоставлении земельного участка. Полагает, что Департамент оспаривает право истца на предоставление земельного участка для эксплуатации жилого дома без проведения аукциона. Кадастровый паспорт земельного участка не содержит сведений о каких-либо ограничениях по режиму использования.
Представитель Департамента Галицкая В.В. иск не признала, пояснив, что письмо от 06.10.2015 не является отказом в предоставлении земельного участка истцу, а является ответом на заявление, в котором предложено устранить недостатки заявления, представив недостающие документы. На момент рассмотрения обращения заявителем не был представлен оригинал нотариального согласия супруги, кадастровый паспорт на объект недвижимости. Недостающие документы были сданы заявителем в КГАУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Приморском крае» 28.09.2015, а ответ Департамент дал на заявление от 15.09.2015, к которому был приложен не полный пакет документов. Кроме того, из представленного заявителем кадастрового паспорта земельного участка усматривается, что он весь расположен на землях Владлесхоза. Пакет документов заявителю не возвращен, находится в Департаменте, при поступлении дополнительных документов из КГАУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Приморском крае», заявление будет рассмотрено с принятием решения.
Выслушав мнение сторон, исследовав материалы дела, суд считает, что иск удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
В соответствии с положениями статьи 39.2 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.Порядок предоставления земельных участков без проведения торгов предусмотрен ст. 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей с 1 марта 2015 года) в течение десяти дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган возвращает это заявление заявителю, если оно не соответствует положениям пункта 1 данной статьи, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предоставляемые в соответствии с пунктом 2 данной статьи. При этом уполномоченным органом должны быть указаны причины возврата заявления о предоставлении земельного участка.
В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации (далее - Минэкономразвития России) от 12 января 2015 г. N 1 утвержден перечень документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов (далее - Приказ).
Пунктом 2 Приказа предписано, что в случае приобретения земельного участка в собственность одним из супругов к заявлению о приобретении прав на земельный участок прилагается нотариально заверенное согласие супруга на приобретение в собственность земельного участка (решением Верховного Суда Российской Федерации от 08.10.2015, вступившим в законную силу 22.12.2015, данное положение пункта 2 Приказа признано недействующим).
В соответствии с п.6 Перечня к заявлению о предоставлении участка без проведения торгов должны быть приложены: сообщение заявителя (заявителей), содержащее перечень всех зданий, сооружений, расположенных на испрашиваемом земельном участке, с указанием их кадастровых (условных, инвентарных) номеров и адресных ориентиров; кадастровый паспорт здания, сооружения, расположенного на испрашиваемом земельном участке.
Из материалов дела следует, что Мальцев И.И. является собственником жилого дома в <адрес>, расположенного на земельном участке с кадастровым номером <номер>.
23.07.2015 Мальцев И.И. обратился с заявлением в Департамент о предоставлении в собственность без проведения аукциона земельного участка с кадастровым номером <номер> площадью 1 316 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, для дальнейшей эксплуатации жилого дома (л.д. 6-7).
Письмом от 06.10.2015 Мальцеву И.И. было указано на недостатки заявления, а именно отсутствие некоторых документов, предусмотренных Перечнем (оригинал согласия супруги, кадастровый номер объекта недвижимости, перечень всех зданий, строений на земельном участке).
28.09.2015 дополнительно к заявлению были представлены следующие документы: кадастровый паспорт жилого дома – копия; выписка из ЕГРП относительно участка – копия; выписка из ЕГРП относительно жилого дома – копия; согласие супруги на приобретение участка – оригинал; копия доверенности представителя (л.д. 8-9).
Таким образом, на момент ответа на заявление Мальцева И.И. – 06.10.2015 у Департамента отсутствовали документы, предусмотренные Перечнем, следовательно, принять решение о предоставлении земельного участка Департамент не мог, о чем и было сообщено заявителю.
В статье 39.16 Земельного кодекса РФ предусмотрены основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Ни одного из оснований, указанных в данной статье, письмо Департамента от 06.10.2015 не содержит.
Суд считает, что заявителю не было отказано в предоставлении земельного участка, а письмо от 06.10.2015 носит разъяснительный и рекомендательный характер.
Департамент не отказывал Мальцеву И.И. в предоставлении земельного участка на том основании, что он не вправе получить его без проведения аукциона, поэтому требование истца о признании права на предоставление в собственность земельного участка без проведения аукциона не может быть рассмотрено судом, поскольку не представлено доказательств нарушения прав истца.
Поскольку судом не установлено наличие отказа Департамента в предоставлении Мальцеву И.И. земельного участка без проведения аукциона, суд не вправе, подменив собой уполномоченный орган, принять решение о возложении обязанности на Департамент подготовить и предоставить для подписания проект договора купли-продажи земельного участка Мальцеву И.И.
Устранив указанные в ответе от 06.10.2015 замечания, Мальцев И.И. не лишен возможности вновь обратиться в Департамент за разрешением вопроса о предоставлении земельного участка в собственность.
Так как ответ Департамента от 06.10.2015 не содержит ссылок на ограничения по соблюдению режима использования земельного участка с кадастровым номером <номер>, а имеющийся в материалах дела кадастровый паспорт земельного участка также не содержит таких сведений, суд считает возможным не вдаваться в обсуждение данного вопроса с учетом предмета и основания иска. Исковые требования в порядке ст. 39 ГПК РФ истцом не изменялись и не уточнялись.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 197-198, ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ – ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 15.02.2016.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░