Дело № 2-760/2019
24RS0057-01-2019-000828-56
Решение
Именем Российской Федерации
29 августа 2019 года г. Шарыпово
Шарыповский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Бритковой М.Ю.,
с участием помощника Шарыповской межрайонной прокуратуры Мингачевой Т.В. (по поручению прокурора от ДД.ММ.ГГГГ), представителей ответчиков: МБОУ «СОШ №» - Азаренковой Н.А. (на основании приказа №-л от ДД.ММ.ГГГГ); Администрации г. Шарыпово – Гапанюк Ю.С. (по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ),
при секретаре судебного заседания Олейниковой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Шарыповского межрайонного прокурора к МБОУ СОШ № об обязании совершить определенные действия,
Установил:
Шарыповский межрайонный прокурор обратился в суд к МБОУ СОШ № с указанным иском и просит обязать ответчика, в 6-месячный срок со дня вступления решения суда в силу, привести медицинский кабинет, расположенный по адресу: г. Шарыпово, пер. Школьный, 1 в соответствие с требованиями СанПиН 2.4.2.2821-10, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №, Порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в т.ч. в период обучения и воспитания в образовательных организациях, утвержденного Приказом Минздрава России от 05.11.2013 N 822н; обратиться в Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Шарыпово за получением санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии правилам и нормативам медицинского помещения; и передать его в безвозмездное пользование КГБУЗ "Шарыповская ГБ". В обоснование иска прокурор ссылается на то, что прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об охране здоровья детей, в ходе проверки установлено, что в МБОУ СОШ № медицинское обслуживание осуществляется в соответствии с соглашением о сотрудничестве и совместной деятельности, заключенным между общеобразовательным учреждением и КГБУЗ «Шарыповская ГБ». Предметом соглашения является осуществление медицинского обеспечения детей, посещающих общеобразовательное учреждение в объеме, определенном правовыми нормами РФ. Школа обязалась предоставить помещение медицинского кабинета с условиями, отвечающими требованиям действующего законодательства. КГБУЗ "Шарыповская ГБ" приняло обязательство осуществлять медицинское обеспечение учащихся, посещающих общеобразовательное учреждение (доврачебную и первичную медико-санитарную помощь). МБОУ СОШ № до настоящего времени не получено в установленном законом порядке санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным нормам и правилам помещения медицинского кабинета, расположенного в здании школы, в связи с чем, помещение медицинского кабинета медицинскому учреждению по договору о его безвозмездном пользовании в целях медицинского обслуживания учащихся и работников образовательного учреждения не передано. Не приведением медицинского кабинета в соответствие с требованиями законодательства, отсутствием лицензии на осуществление медицинской деятельности в образовательном учреждении нарушаются права несовершеннолетних, обучающихся в МБОУ СОШ №, а также несовершеннолетних, которые в дальнейшем будут обучаться в образовательном учреждении, на получение образования в условиях, гарантирующих охрану и укрепление здоровья (л.д.5-7).
Определениями Шарыповского городского суда от 18.06.2019, 02.07.2019 к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Администрации г.Шарыпово Красноярского края, Управление образованием Администрации г.Шарыпово Красноярского края; в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора КГБУЗ «Шарыповская ГБ» (л.д.65-66, 76-77).
Помощник Шарыповской межрайонной прокуратуры Мингачева Т.В. поддержала заявленные исковые требования по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика МБОУ «СОШ №» - Азаренкова Н.А. (полномочия проверены, л.д.71) в судебном заседании не согласилась с исковыми требованиями, пояснила, что Школа является муниципальным бюджетным учреждением, финансирование осуществляется за счет средств бюджета городского округа г. Шарыпово по утвержденному плану финансово-хозяйственной деятельности учреждения, при казначейской системе исполнения бюджета в строгом соответствии с целевым назначением выделенных денежных средств. Всего на ремонт медкабинета и приобретение оборудования необходимо 500 000 рублей. Ремонт займет длительный период времени, в указанный в иске срок выполнения требований – 6 месяцев не получится устранить недостатки. Ежегодно средства закладываются в проект бюджета Школы, проект направляется в Управление образованием, но в настоящее время денежные средства не выделены. Также проекты смет направляются в Министерство образования края, так как Министерством также выносилось предписание об устранении нарушений СанПиН 2.4.2.2821-10.
Представитель ответчика Администрации г. Шарыпово – Гапанюк Ю.С. (полномочия проверены, л.д.84) в судебном заседании не согласилась с требованиями по доводам, изложенным в письменных возражениях на иск о следующем. Согласно составленным сметам, на текущий ремонт медкабинета (устранение замечаний по лицензированию) МБОУ СОШ № необходимо- I38 577 рублей и на текущий ремонт системы водоснабжения и канализации (Лицензирование медкабинета) МБОУ СОШ № необходимо - 100 808 рублей. В 2017 году посчитана общая стоимость оснащения медицинских кабинетов согласно стандарту в образовательных учреждениях, сумме составляет 3 874 563,00 рублей. Управление образованием Администрации г. Шарыпово регулярно информирует Администрацию г. Шарыпово и Шарыповский городской Совет депутатов о выделении дополнительных средств на соответствующие затраты для исполнения предписаний. При утверждении городского бюджета на 2019 год, данные затраты не были включены по причине дефицита финансирования. В соответствии со ст. 83 Бюджетного кодекса РФ принятие новых расходных обязательств может осуществляться при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) сокращение бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета. Дополнительные источники доходов в бюджет города отсутствуют. Бюджет муниципального образования имеет социальную направленность. Расходы на финансовое обеспечение социальной сферы в общем объеме расходов составляет от 70% до 86%. Большая часть денежных средств, приходится на содержание муниципальных учреждений, на выплату заработной платы работников учреждений, оплату коммунальных услуг, на организацию горячего питания детей в образовательных учреждениях города. Согласно ст. 6 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющее право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распределителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено настоящим кодексом. Из ч. 2, ст. 21 БК РФ следует, что перечень главных распорядителей средств федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, бюджетов государственных внебюджетных фондов, местного бюджета устанавливаются законом (решением) о соответствующем бюджете в составе ведомственной структуры расходов. Главный распорядитель бюджетных средств формирует перечень подведомственных ему распорядителей и получателей бюджетных средств; составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета. ( п. 2, 5, ч. 1, ст. 158 БК РФ). Так, согласно ведомственной структуры расходов бюджета городского округа города Шарыпово на 2019 год и плановый период 2020-2021г.г., Управление образованием Администрации г. Шарыпово является главным распорядителем бюджетных средств. Согласно пп. 7, 28 Порядка и условий формирования муниципального задания в отношении муниципальных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания, утв. Постановлением Администрации г. Шарыпово от 23.10.2015 №, объем финансового обеспечения выполнения муниципального задания рассчитывается с учетом затрат на содержание недвижимого имущества, закрепленного за муниципальным учреждением. Предоставление муниципальному бюджетному учреждению субсидии в течение финансового года осуществляется на основании соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания, заключаемого муниципальным бюджетным учреждением и структурным подразделением Администрации г. Шарыпово, осуществляющим функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения. При корректировке бюджета на очередной финансовый год, бюджетная комиссия контролирует возможность выделения дополнительного финансирования. Исполнение предписаний в полном объеме требует больших финансовых затрат. На основании вышеизложенного просит отказать истцу в удовлетворении исковых требований в части исполнения требований в срок - в течение 6 (шести) месяцев с момента вступления его в законную силу, и установить разумный срок для исполнения требований (л.д.82-83).
Представитель ответчика Управления образованием Администрации г. Шарыпово - Цыпленкова О.Ю. (по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ) в судебное заседание не явилась, надлежащим образом извещена о времени и месте рассмотрения дела, отложить рассмотрение дела не просила, возражений по иску не представила (л.д. 79).
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - КГБУЗ «Шарыповская ГБ» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом (л.д.78)
По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Поэтому лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами по усмотрению лица является одним из основополагающих принципов судопроизводства.
Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения судом дела по существу.
При таких обстоятельствах, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, согласно ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ).
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Статья 46 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод.
В соответствии со ст. 1 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации представляет собой единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории РФ.
Согласно пункту 4 статьи 27, пункту 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В соответствии с ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов, муниципальных образований.
С учетом изложенного, Шарыповским межрайонным прокурором правомочно подан иск в защиту нарушенных прав и свобод неопределенного круга лиц, поскольку меры прокурорского реагирования направлены на цели обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.
В силу части 1 статьи 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья.
В соответствии с п. 3 и п. 6 ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" основными принципами охраны здоровья являются приоритет охраны здоровья детей, доступность и качество медицинской помощи.
На основании ч.ч. 1, 2 ст. 7 закона № 323-ФЗ государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей, дети имеют приоритетные права в сфере охраны здоровья.
Согласно ч. 1 ст. 54 названного выше закона, в сфере охраны здоровья несовершеннолетние имеют право на оказание медицинской помощи, в том числе
в период обучения и воспитания в образовательных организациях, в порядке установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и на условиях, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В силу ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся.
Статьей ст. 41 Федерального закона "Об образовании в РФ» установлено, что охрана здоровья обучающихся включает в себя оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья. Оказание первичной медико-санитарной помощи обучающимся в образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, осуществляется в образовательной организации либо в случаях, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в медицинской организации. При оказании первичной медико-санитарной помощи обучающимся в образовательной организации эта образовательная организация обязана предоставить безвозмездно медицинской организации помещение, соответствующее условиям и требованиям для оказания указанной помощи.
Приказом Минздрава России от 05.11.2013 N 822н (ред. от 03.09.2015) установлен Порядок оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях, который распространяется на образовательные организации и организации, осуществляющие обучение (далее - Порядок).
Согласно п. 3 Порядка, несовершеннолетним в период обучения и воспитания в образовательных организациях, гарантируется оказание медицинской помощи в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, а также на основе стандартов медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в виде первичной медико-санитарной помощи, в том числе доврачебной, врачебной и специализированной.
Согласно п. 4 Порядка организация охраны здоровья несовершеннолетних в период обучения и воспитания (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения медицинских осмотров и диспансеризации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями. Образовательная организация обязана предоставить безвозмездно медицинской организации помещение, соответствующее условиям и требованиям для осуществления медицинской деятельности.
В соответствии с Порядком, при отсутствии отделения медицинской помощи обучающимся первичная медико-санитарная помощь согласно настоящему Порядку может оказываться в кабинетах, здравпунктах медицинской организации или иного юридического лица, осуществляющего наряду с основной (уставной) деятельностью медицинскую деятельность (п. 6). В структуре отделения медицинской помощи обучающимся предусматривается медицинский блок, который размещается в помещениях образовательной организации (п. 7). Медицинский блок отделения медицинской помощи обучающимся состоит из кабинета врача-педиатра (фельдшера) и процедурного кабинета (п. 8). Помещения медицинского блока оснащаются образовательной организацией мебелью, оргтехникой и медицинскими изделиями согласно стандарту оснащения (п. 11).
Согласно Положению об отделении организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях, являющимся Приложением N 1 к Порядку (далее Положение), целью деятельности отделения медицинской помощи обучающимся является оказание обучающимся первичной медико-санитарной помощи в экстренной форме и неотложной форме, в том числе при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, а также профилактика заболеваний (п. 3). Оснащение медицинского блока отделения медицинской помощи обучающимся осуществляется в соответствии со стандартом оснащения, предусмотренным приложением N 3 к Порядку оказания (п. 10). Положения, распространяется на кабинеты, здравпункты медицинской организации или иного юридического лица, осуществляющего наряду с основной (уставной) деятельностью медицинскую деятельность, оказывающие медицинскую помощь несовершеннолетним в возрасте до 18 лет, обучающимся в образовательных организациях, реализующих основные образовательные программы, при отсутствии отделения медицинской помощи обучающимся (п. 15).
В соответствии с Приложением N 3 к Порядку, Стандарт оснащения медицинского блока отделения организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях, предусматривает наличие обязательного количества медицинских изделий и оборудования согласно приведенному перечню.
Из приведенных норм следует, что медицинское обслуживание в образовательном учреждении осуществляется работниками медицинских учреждений, которым образовательное учреждение должно создать для этого необходимые условия, в том числе предоставить помещение, соответствующее установленным требованиям.
В соответствии с ч. 1 п. 46 ФЗ от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежит медицинская деятельность.
В силу ст. 1 ст. 2 ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан.
Согласно п. 1.3. СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность", утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2010 N 58 медицинская деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством РФ. Обязательным условием для принятия решения о выдаче лицензии является представление соискателем лицензии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые соискатель лицензии предполагает использовать для осуществления деятельности. На основании п. 1.6. СанПиН 2.1.3.2630-10 медицинская техника, мебель, оборудование, дезинфекционные средства, изделия медицинского назначения, строительные и отделочные материалы, а также используемые медицинские технологии должны быть разрешены к применению на территории России в установленном порядке.
Согласно п. 3 Положения "О лицензировании медицинской деятельности", утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291, медицинскую деятельность составляют работы (услуги), которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной) медицинской помощи. Требования к организации и выполнению указанных работ (услуг) в целях лицензирования устанавливаются Министерством здравоохранения и социального развития РФ.
Согласно п. 7 пп. "г" Положения "О лицензировании медицинской деятельности" для получения лицензии соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган сведения о наличии выданного в установленном порядке санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений и (или) помещений, необходимых для выполнения соискателем лицензии заявленных работ (услуг).
В соответствии с п. 8 Положения "О лицензировании медицинской деятельности" при намерении лицензиата осуществлять медицинскую деятельность по адресу места ее осуществления, не указанному в лицензии, в заявлении о переоформлении лицензии указывается новый адрес.
В соответствии со ст.9 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится, помимо прочего обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Согласно п.13 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.
В соответствии с п.3 ч.1 ст. 17 Федерального закона N 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают полномочиями по осуществлению финансового обеспечения деятельности казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными и автономными муниципальными учреждениями, а также по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского поселения относится составление и рассмотрение проекта бюджета поселения, утверждение и исполнение бюджета поселения, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета поселения.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Закона «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами).
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предпринимателя и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
На основании ч. 2 статьи 2 Федерального закона № 52-ФЗ органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Как установлено в судебном заседании, 11.02.2014 ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае» было выдано заключение № о том, что на основании результатов экспертизы о соответствии (несоответствии) санитарным правилам и нормативам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, используемых для оказания медицинской деятельности в медицинском кабинете МБОУ СОШ №, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>: 1) при оказании первичной, в том числе доврачебной, врачебной и специализированной, медико-санитарной помощи организуются и выполняются следующие работы (услуги): при оказании первичной доврачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по : вакцинации (проведение профилактических прививок), сестринскому делу в педиатрии; 2) при оказании первичной врачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях: по педиатрии не соответствуют требованиям действующих санитарных норм и правил (л.д. 38-47).
03.08.2015 между МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №» и КГБУЗ «Шарыповская городская больница» было заключено соглашение о сотрудничестве и совместной деятельности, согласно п.1 которого, стороны устанавливают между собой долгосрочные отношения сотрудничества в сфере медицинского обеспечения детей, посещающих общеобразовательное учреждение в соответствии с правовыми нормами РФ (л.д.30-33).
Согласно п.2 Соглашения, МБОУ СОШ № обязуется предоставить оборудованный, в соответствии с требованиями СанПиНов медицинский кабинет. Обеспечить медицинский кабинет необходимыми лекарственными препаратами базового ассортимента и медикаментами для оказания неотложной помощи в соответствии с Информационным письмом Министерства здравоохранения РФ «Формирование базового ассортимента лекарственных средств, для медпунктов детских дошкольных и школьных учреждений», от 04.02.1991 г. Обеспечить медицинский персонал необходимыми канцелярскими принадлежностями, для ведения документации (л.д.30-33).
Министерством образования Красноярского края было выдано предписание директору МБОУ СОШ № Азаренковой Н.А. № от ДД.ММ.ГГГГ об устранении выявленных нарушений лицензионных требований, предъявляемых к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности, в котором предписано МБОУ СОШ № обеспечить принятие мер по предоставлению безвозмездно медицинской организации помещения, соответствующего условиям и требованиям для оказания первичной медико-санитарной помощи обучающимся МБОУ СОШ №, предписание подлежит исполнению в срок не позднее 25.03.2020 (л.д.94-96).
05.04.2019 года директором МБОУ СОШ № Азаренковой Н.А. было направлено письмо руководителю Управлением образования Администрации г. Шарыпово ФИО6 о том, что санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии правилам и нормам медицинского помещения отсутствует в связи с тем, что на основании результатов экспертизы о соответствии (несоответствии) санитарным правилам и нормам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, используемых для оказания медицинской деятельности в медицинском кабинете МБОУ СОШ №, не соответствует требованиям действующих санитарных норм. Для получения санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии правилам и нормам медицинского помещения были предприняты следующие меры: после получения экспертного заключения о несоответствии требованиям действующих санитарных норм в 2014 г. в Управление образованием Администрации г. Шарыпово были написаны письма о направлении специалистов для составления смет на устранение выявленных нарушений; специалистами Управления образованием составлены сметы на ремонт медицинского и процедурного (прививочного) кабинетов, установку источника горячего водоснабжения в процедурный (прививочный) кабинет, установку в медицинский кабинет локтевого крана, установку умывальной раковины в медицинском кабинете; суммы, указанные в составленных специалистами сметах ежегодно вносятся в проекты смет расходов МБОУ СОШ №, также самостоятельно устранены следующие замечания: сделан косметический ремонт в прививочном кабинете, края линолеума у стен подведены под плинтус, лампы накаливания в медицинском прививочном (процедурном) кабинетах заменены на люминесцентные (л.д.97).
Шарыповской межрайонной прокуратурой было вынесено предписание МБОУ СОШ № № от 10.04.2019 об устранении нарушений законодательства об охране здоровья детей, так как в ходе проверки установлено, что в МБОУ СОШ № медицинское обслуживание осуществляется в соответствии с соглашением о сотрудничестве и совместной деятельности, заключенным между общеобразовательным учреждением и КГБУЗ «Шарыповская ГБ». Предметом соглашения является осуществление медицинского обеспечения детей, посещающих общеобразовательное учреждение в объеме, определенном правовыми нормами РФ. Школа обязалась предоставить помещение медицинского кабинета с условиями, отвечающими требованиям действующего законодательства. КГБУЗ "Шарыповская ГБ" приняло обязательство осуществлять медицинское обеспечение учащихся, посещающих общеобразовательное учреждение (доврачебную и первичную медико-санитарную помощь). МБОУ СОШ № до настоящего времени не получено в установленном законом порядке санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным нормам и правилам помещения медицинского кабинета, расположенного в здании школы, в связи с чем, помещение медицинского кабинета медицинскому учреждению по договору о его безвозмездном пользовании в целях медицинского обслуживания учащихся и работников образовательного учреждения не передано. Не приведением медицинского кабинета в соответствие с требованиями законодательства, отсутствием лицензии на осуществление медицинской деятельности в образовательном учреждении нарушаются права несовершеннолетних, обучающихся в МБОУ СОШ №, а также несовершеннолетних, которые в дальнейшем будут обучаться в образовательном учреждении, на получение образования в условиях, гарантирующих охрану и укрепление здоровья (л.д.22-27).
08.05.2019 руководителем Управления образованием Администрации г. Шарыпово ФИО6 на вышеуказанное предписание был дан ответ о том, что для приведения медицинских кабинетов в соответствие правилам и нормативам, а также получения санитарно-эпидемиологического заключения МБОУ СОШ № необходимы денежные средства. В связи, с чем разработаны планы «дорожная карта» по срокам выполнения. Для передачи медицинскому учреждению в безвозмездное пользование медицинские кабинеты Управление образованием направило письмо на имя главного врача КГБУЗ «Шарыповская ГБ». Из представленного ответа главного врача ФИО7 следует, что больница готова принять в безвозмездное пользование помещения, лишь соответствующие условиям и требованиям для осуществления медицинской деятельности, согласно стандарту оснащения Порядка Приказа МЗРФ №-н, для проведения дальнейшей работы по получению лицензии на осуществление медицинской деятельности в данных организациях. Для приведения медицинских кабинетов в соответсвие стандарту оснащения Порядка Приказа МЗРФ №-н на имя Главы г. Шарыпово было направлено письмо на выделение дополнительных средств, в сумме 5 873 243, рублей. Город Шарыпово является дотационным, денежных средств в бюджете города на данные мероприятия нет. По мере выделения денежных средств медицинские кабинеты будут оснащаться согласно Порядку, и передаваться медицинской организации (л.д.28-29).
Согласно информации по медицинскому сопровождению общеобразовательных учреждений КГБУЗ «Шарыповская ГБ», у МБОУ СОШ №, расположенного по адресу: <адрес>, лицензия отсутствует, закрепленный медицинский работник медицинская сестра-ФИО8, режим работы медицинского кабинета с 08.00-16.42, обед 12.00-13.00 (л.д.36).
27.05.2019 директором МБОУ СОШ № Азаренковой Н.А. было направлено письмо в прокуратуру о том, что в Школе отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии правилам и нормам медицинского помещения и медицинский кабинет не передан в безвозмездное пользование КГБУЗ «Шарыповская ГБ» по следующим причинам: 11.02.2014 ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае» было выдано экспертное заключение о несоответствии санитарным правилам и нормативам помещений, используемых для оказания медицинской деятельности в медицинском кабинете (копия прилагается), в котором указаны нарушения, требующие финансовых вложений. Для устранения нарушений необходимо провести: текущий ремонт медицинского кабинета и текущий ремонт системы водоснабжения и канализации в медицинском и процедурном кабинетах. Специалистами технического отдела Управления образованием составлены дефектные ведомости, на основании которых разработаны локально-сметные расчеты (пересчитаны на 1 квартал 2019 года). В настоящее время средства не выделены.
Кроме того, 28.05.2019 директором Школы в адрес Управления образованием было направлено письмо о том, что МБОУ СОШ № не может получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, так как имеется предписание № от 05.10.2018, выданное Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора о Красноярскому краю в городе Шарыпово, в котором указанные нарушения, часть которых своими силами устранить не представляется возможным. Специалистами технического отдела Управления составлены дефектные ведомости, на основании которых разработаны локально-сметный расчеты, пересчитанные на 1 квартал 2019 года, согласно которым на текущий ремонт медицинского кабинета необходимо 138 577 руб., на текущий ремонт системы водоснабжения и канализации в медицинском кабинете - 100 808 руб.(л.д.98-100).
Согласно локальному сметному расчету № на текущий ремонт системы водоснабжения и канализации (Лицензирование медкабинета) МБОУ СОШ №, составленного в текущих ценах по состоянию на 1 квартал 2019 г. необходимо 100 808 руб. (л.д.48-55). Согласно локальному сметному расчету № на текущий ремонт медкабинета (устранение замечаний по лицензированию) МБОУ СОШ №, составленного в текущих ценах по состоянию на 1 квартал 2019 г. необходимо 138 577 руб. (л.д.56-58).
Вышеизложенное следует из проектов бюджета Школы на 2019, также в проекте указана стоимость оборудования для медицинского кабинета – 239 234 рубля (л.д. 85-88).
Согласно пункту 1.5 Устава МБОУ СОШ №, с учетом дополнений (изменений), учредителем и собственником имущества Учреждения является муниципальное образование «город Шарыпово Красноярского края». Функции и полномочия Учредителя осуществляет орган местного самоуправления - Управление образованием администрации города Шарыпово.
В соответствии с п.1.10 медицинское обслуживание обучающихся в Школе, обеспечивается медицинским персоналом, который закреплен за Школой органом здравоохранения города Шарыпово. Медицинский персонал наряду с администрацией и педагогическими работниками Школы несет ответственность за проведение лечебно - профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенические норм, режима и контроля качества питания обучающихся. Школа предоставляет помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников.
На основании п. 3.1 Устава финансовое обеспечение деятельности Школы осуществляются путем предоставления субсидии на выполнение муниципального задания и цели (л.д.8-21).
Таким образом, факт неисполнения вышеуказанных требований законодательства об охране здоровья детей подтверждается исследованными доказательствами по делу.
Невыполнение требований истца нарушают права несовершеннолетних обучающихся в МБОУ СОШ №.
Отсутствие денежных средств не освобождает ответчиков от соблюдения указанных требований действующего законодательства, обеспечивающих гарантированное Конституцией РФ право несовершеннолетних на охрану здоровья. Бюджетное законодательство не исключает внесения изменений в бюджет муниципального образования в части внесения в него указанных расходов.
Таким образом, в силу вышеприведенных правовых актов, обязанность обеспечить соблюдение требований законодательства об охране здоровья детей является общей обязанностью органов местного самоуправления и образовательных организаций.
Суд учитывает, что допущенные нарушения требований носят длящийся характер, на момент рассмотрения дела не устранены, отсутствует реальная перспектива их устранения при отсутствии финансирования со стороны Администрации г. Шарыпово и Управления образованием Администрации г.Шарыпово. Доказательств иного указанными ответчиками не представлено.
При таких обстоятельствах, суд находит обоснованным и правомерным возложение обязанности по финансированию мероприятий по устранению нарушений требований законодательства, как на Администрацию г. Шарыпово Красноярского края, а также на Управление образованием Администрации города Шарыпово.
В силу ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если возложенная судом обязанность совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, может быть исполнена только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд, оценивая предложенный истцом шестимесячный срок устранения допущенного нарушения, считает указанный срок недостаточным и реально неисполнимым, учитывая большой объем работ и проведение указанных работ в летний период, когда дети находятся на летних каникулах, кроме того больших финансовых вложений. Устранение нарушений законодательства в 10-ти месячный срок суд находит обоснованным и подтвержденным материалами дела.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Решил:
Удовлетворить исковые требования Шарыповского межрайонного прокурора об обязании совершить определенные действия.
Обязать МБОУ СОШ № в течение десяти месяцев, со дня вступления решения суда в законную силу, устранить допущенные нарушения законодательства, а именно: привести медицинский кабинет, расположенный по адресу: <адрес> в соответствие с требованиями СанПиН 2.4.2.2821-10, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. №, Порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в т.ч. в период обучения и воспитания в образовательных организациях, утвержденного Приказом Минздрава России от 05.11.2013 N 822н; обратиться в Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Шарыпово за получением санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии правилам и нормативам медицинского помещения; передать медицинский кабинет в безвозмездное пользование КГБУЗ "Шарыповская ГБ".
Обязать Управление образованием Администрации города Шарыпово и Администрацию города Шарыпово профинансировать МБОУ СОШ № для устранения указанных нарушений законодательства.
Взыскать с МБОУ СОШ № в доход местного бюджета государственную пошлину 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Шарыповский городской суд Красноярского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Шарыповского городского суда
Красноярского края: М.Ю.Бриткова