Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-458/2018 от 10.04.2018

Дело № 12-458/2018

(В районном суде № 5-1401/2017)              Судья Комаров Ю.Е.

Р Е Ш Е Н И Е

Судья Санкт-Петербургского городского суда Исаева А.В., рассмотрев 12 апреля 2018 года в открытом судебном заседании в помещении суда, с участием прокурора отдела прокуратуры Санкт-Петербурга Махова Е.А., помощника прокурора Приморского района Санкт-Петербурга Смирновой Т.А., при секретаре Москвитиной А.О. протест на постановление судьи Приморского районного суда Санкт-Петербурга от <дата> в отношении

Должностного лица – главы МА МО МО Коломяги Крылова В. Д., <дата> года рождения, уроженца <адрес>, гражданина РФ, зарегистрированного по адресу: <адрес>

У С Т А Н О В И Л :

Постановлением судьи Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 18 сентября 2017 года, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 КоАП РФ в отношении должностного лица главы МА МО МО «Коломяги» Крылова В. Д. прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Прокурор Приморского района Юрасов А.Г. обратился с протестом в Санкт-Петербургский городской суд об отмене постановления судьи Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 18 сентября 2017 года.

В обоснование протеста указал, что постановление судьи районного суда является незаконным и необоснованным, в связи с чем, подлежит отмене.

Так, суд, мотивируя свое постановление, ссылался на то, что в представленных в суд материалах не имеется документов, подтверждающих, что работа по организации работ по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга за счет средств бюджета Санкт-Петербурга проведена Комитетом, а также не содержит перечня мероприятий, относящихся к действиям, подлежащим проведению муниципальным образованием в рамках содействия развитию малого бизнеса на территории муниципального образования, в связи с чем, отсутствуют достаточные основания для привлечения Главы МА МО МО Коломяги В.Д. к административной ответственности.

Данная позиция суда, касающиеся необходимости предоставления доказательств об организации данных работ Комитетом по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга за счет средств бюджета Санкт-Петербурга является несостоятельной, поскольку в данном случае рассматривается вопрос о привлечении к административной ответственности Главы МА МО МО Коломяги Крылова В.Д.

Также следует отметить, что отчет Контрольно-счетной палаты Санкт-Петербурга о результатах проведения выборочной проверки формирования и исполнения бюджета от 22.05.2017 № 2-170/17, в котором перечислены нарушения, допущенные Крыловым В.Д. и иными лицами, в установленном порядке не обжаловался.

Кроме того, в отступление от требований ст. 25.11 КоАП РФ в прокуратуру Приморского района извещение о назначении времени и места рассмотрения дела не поступило, в связи с чем по независящим причинам сотрудники прокуратуры не смогли принять участие в рассмотрении дела.

Прокурор Приморского района Юрасов А.Г., а также Крылов В.Д. в Санкт-Петербургский городской суд не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения протеста, ходатайств об отложении судебного заседания не направили, материалов дела достаточно для рассмотрения протеста, при таких обстоятельствах полагаю возможным рассмотреть протест в отсутствии Прокурора Приморского района Юрасова А.Г. и Крылова В.Д.

Прокурор отдела прокуратуры Санкт-Петербурга Махов Е.А. и помощник прокурора Приморского района Санкт-Петербурга Смирнова Т.А. в судебном заседании доводы протеста поддержали в полном объеме, представили дополнение к протесту прокурора с исправленными техническими опечатками.

Защитник Полочанская Л.П. в судебном заседании возражала против удовлетворения протеста, представила письменные возражения, согласно которым замечание прокуратуры о том, что большая часть информации, полученной в результате исполнения контракта имеется в свободном доступе в федеральном ресурсе Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей и Единого государственного реестра юридических лиц, отражаются в статистической отчетности субъектов малого предпринимательства, а данные о земельных участках – в органах власти, не соответствует действительности в полной мере. Так, из указанного Реестра сведений о находящихся на определенной территории всех субъектов малого бизнеса получить невозможно. Выполнение и оплата работ в рамках контракта выполнена в рамках полномочий местной администрации как органа местного самоуправления. Проведение мониторинга реализовано в рамках реализации мероприятий ведомственной целевой программы на 2016 год в соответствии с положением о содействии развитию малого бизнеса, утвержденного постановлением от 27.01.2016 года № 11, в рамках исполнения решения о бюджете округа на 2016 год. Расходное обязательство звучит как «мероприятия по содействию развитию малого бизнеса МО». Полагает, что протест прокуратуры не подлежит удовлетворению.

Проверив материалы дела, изучив доводы протеста, выслушав участников процесса, считаю, что постановление судьи районного суда от 18 сентября 2017 подлежит отмене по следующим основаниям.

Статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц - от 5 до 25 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению.

Объективной стороной административного правонарушения, предусмотренного ст.15.14 КоАП РФ, является, в том числе, оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным договором (соглашением).

Под бюджетным нарушением согласно п.2 ст. 306.1 Бюджетного кодекса РФ признается действие (бездействие), нарушающее бюджетное законодательство Российской Федерации, иные нормативно правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, совершенное лицом, не являющимся участником бюджетного процесса, и которое влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Главой 30 Бюджетного кодекса РФ установлено, что нецелевое использование бюджетных средств является нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.

Под нецелевым использованием бюджетных средств в силу ст.306.4 Бюджетного кодекса РФ признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

Судом установлено, что в соответствии с постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении заместителя прокурора Приморского района Санкт-Петербурга от 26.07.2017 года, должностным лицом – главой МА МО МО Коломяги Крыловым В.Д. было совершено нецелевое расходование бюджетных средств, а именно:

Прокуратурой Приморского района Санкт-Петербурга на основании отчета Контрольно-счетной палаты Санкт-Петербурга о результатах проведения выборочной проверки формирования и исполнения бюджета № 2-170/17 от 22.05.2017 проведена проверка соблюдения бюджетного законодательства МА МО МО Коломяги.

В соответствии со ст. 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

Согласно ст. 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

В соответствии со ст. 15 Бюджетного кодекса РФ каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет. Бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования. Использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается.

В силу п. 5 ст. 86 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления не вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, установленных соответственно федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Статьей 10 Закона Санкт-Петербурга от 23.09.2009 № 420-79 «Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге» установлен исчерпывающий перечень вопросов местного значения.

К вопросам местного значения в соответствии со ст. 10 Закона Петербурга «Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге» относится, в том числе «содействие развитию малого бизнеса на территории муниципального образования».

Статьей 31 БК РФ определен принцип самостоятельности бюджетов, означающий, в частности, недопустимость установления расходных обязательств, подлежащих исполнению одновременно за счет средств двух и более бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Согласно государственной программе Санкт-Петербурга, утвержденной постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 30.06.2014 № 554 «Развитие предпринимательства и потребительского рынка в Санкт-Петербурге» на 2015-2020 годы, мероприятия по организации проведения мониторинга в области развития сферы торговли и услуг, обеспечению проведения комплексного мониторинга деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге реализуются Комитетом по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга за счет средств бюджета Санкт-Петербурга.

Также, согласно Положению о Комитете по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга, утвержденному постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 27.09.2012 № 1040, Комитет осуществляет полномочия, в том числе по разработке и реализации программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге; осуществлению анализа финансовых, экономических, социальных и иных показателей развития малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге и эффективности применения мер по его развитию, прогноза развития малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге; разработке и реализации региональных программ развития торговли и субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге; проведению информационно-аналитического наблюдения за состоянием рынка определенного товара и осуществлением торговой деятельности в Санкт-Петербурге.

Таким образом, проведение анализа финансовых, экономических, социальных и иных показателей развития малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге отнесено к полномочиям указанного Комитета.

Проверкой установлено, что МА МО МО Коломяги и ИП Сапожников А.А. заключен муниципальный контракт № 119/15/00 от 30.12.2015.

Предмет договора: оказание услуг по проведению мониторинга состояния субъектов малого предпринимательства, осуществляющих свою деятельность на территории МО МО Коломяги в соответствии с техническим заданием.

Цена контракта 50 000 руб.

Указанный вид работ запланирован в рамках вопроса местного значения: «содействие развитию малого бизнеса на территории муниципального образования».

Финансирование отражено в Решении МС МО МО Коломяги «Об утверждении бюджета МО МО Коломяги на 2016 год» № 34 от 06.11.2015 (целевая статья 34500 00103 на сумму 50 000 руб., наименование расходного обязательства: «мероприятия по содействию развитию малого бизнеса на территории МО»), в сводной бюджетной росписи в размере 50 000 руб.

Работы приняты главой МА МО МО Коломяги Крыловым В.Д. в полном объеме 31.05.2016 (акт № 1), 30.11.2016 (акт №2).

Оплата произведена в полном объеме:

-    платежное поручение № 115412 от 07.12.2016, счет №30/11 от 30.1 1.2016, заявка на кассовый расход №МА 00001754 от 07.12.2016 на сумму 25 000 руб.,

-    платежное поручение № 330363 от 08.07.2016, счет №01/07 от 01.07.2016, заявка на кассовый расход №МА00000934.

По результатам анализа предмета муниципального контракта №119/15/00 от 30.12.2015 установлено, что проведение мониторинга состояния субъектов малого предпринимательства согласно техническому заданию и актам оказанных услуг к указанному муниципальному контракту заключалось в осуществлении следующих мероприятий: обход территории муниципального образования с целью составления схемы размещения объектов малого предпринимательства и составление данной схемы, которая представляет из себя таблицу с данными об адресе объекта, ФИО руководителя, типе объекта, виде деятельности, наименовании собственника, штатной численности сотрудников, площади земельного участка, нежилого помещения, договоре аренды земельного участку согласие на участие в программах поддержки малого бизнеса, большая часть которых имеется в открытом доступе в федеральном ресурсе Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей и Единого государственного реестра юридических лиц, отражается в статистической отчетности субъектов малого предпринимательства, а данные о земельных участках, на которых располагаются объекты малого предпринимательства, могут быть получены у соответствующего государственного органа исполнительной власти.

Таким образом, заказчиком приняты и оплачены услуги, не относящиеся к вопросам местного значения МО, не соответствующие Решению МС МО МО Коломяги № 34 от 06.11.2015 «Об утверждении бюджета МО МО Коломяги на 2016 год».

Следовательно, денежные средства в сумме 50 000 рублей, направленные на оказание услуг не связанных с вопросами местного значения (относящиеся к компетенции иных органов), на цели не соответствующие целевому характеру, отраженному в Решении МС МО МО Коломяги №... от <дата>, в рамках указанного договора использованы не по целевому назначению.

В соответствии со ст. 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) использование бюджетных средств получателем бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наступление административной ответственности.

Согласно статье 2.4 КоАП РФ ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения административного правонарушения в связи с ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Платежные документы подписаны главой МА МО МО Коломяги Крыловым В.Д.

Исходя из Устава МО МО Коломяги, администрация МО является исполнительно-распорядительным органом Муниципального образования. Руководит МА МО МО Коломяги - глава МА МО МО Коломяги.

Решением №... от <дата> на должность главы МА МО МО Коломяги назначен Крылов В. Д. (приказ о приеме на работ №08 л/с от 15.10.2014, контракт от 15.10.2014).

В соответствии с п. 2.2.6 контракта от 15.10.2014 глава МА МО Крылов В.Д. обязан обеспечивать целевое и эффективное использование средств местного бюджета муниципального образования, субвенций, предоставляемых местному бюджету муниципального образования из федерального бюджета и бюджета Санкт-Петербурга.

В силу п. 2.1.5 глава МА МО МО Коломяги подписывает и визирует документы в пределах своей компетенции.

С учетом указанных обстоятельств, Крылов В.Д., на момент оплаты договора, обладал организационно-распорядительными и административно-хозяйственными функциями и полномочиями, вследствие этого являлся полномочным должностным лицом МА МО МО Коломяги.

При изложенных обстоятельствах, в действиях должностного лица -главы МА МО Коломяги Крылова В.Д. усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ.

Согласно требованиям ст.ст.26.2, 26.11 КоАП РФ судья, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела на основании доказательств, которые оцениваются по внутреннему убеждению судьи, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.

При рассмотрении дела в соответствии с требованиями ч.2 ст.29.7 КоАП РФ, в том числе, исследуются доказательства по делу.

Однако, в ходе рассмотрения настоящего дела судьей Приморского районного суда Санкт-Петербурга вышеуказанные требования закона выполнены не были.

В соответствии с ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются протокол об административном правонарушении, иные протоколы, предусмотренные Кодексом, объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего, свидетелей, заключения эксперта, иные документы, а также показания специальных технических средств, вещественные доказательства.

В нарушение требований КоАП РФ, в постановлении судьи отсутствует исследование и оценка доказательств, на основании которых судья пришел к выводу об отсутствии признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ в действиях должностного лица – главы МА МО МО Коломяги Крылова В.Д.

В постановлении суда отсутствуют выводы о недопустимости каких-либо доказательств по делу и о причинах признания их таковыми, или о наличии существенных нарушений требований КоАП РФ, допущенных при производстве дела административном правонарушении, которые являются основанием для прекращения производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

При таких обстоятельствах, в ходе рассмотрения настоящего дела судьей Приморского районного суда Санкт-Петербурга не были выполнены требования ст.26.11 КоАП РФ о необходимости всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела, что является существенным нарушением процессуальных требований КоАП РФ, влечет отмену вынесенного постановления.

Кроме того, судьей районного суда не учтены требования ч. 2 ст. 25.11 КоАП РФ, в силу которых прокурор извещается о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, совершенном несовершеннолетним, а также дела об административном правонарушении, возбужденного по инициативе прокурора.

При этом, настоящее дело, возбужденное по инициативе прокурора Приморского района Санкт-Петербурга, рассмотрено судьей районного суда без участия прокурора, в отсутствие сведений о его надлежащем извещении о времени и месте судебного заседания.

Несоблюдение судьей районного суда требований ст. 24.1, 26.1, 26.11 КоАП РФ является существенным процессуальным нарушением, также влекущим отмену обжалуемого постановления судьи.

Принимая во внимание вышеизложенное, нахожу постановление судьи подлежащим отмене в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, дело возвращению на новое рассмотрение, поскольку в силу ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок привлечения к административной ответственности по ст. 15.14 КоАП РФ не истек.

При новом рассмотрении дела судье необходимо установить юридически значимые обстоятельства по делу, и учитывая названные выше нарушения принять законное и обоснованное постановление по делу в соответствии с требованиями КоАП РФ.

На основании изложенного и, руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

Постановление судьи Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 18 сентября 2017 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 КоАП РФ в отношении должностного лица главы МА МО МО «Коломяги» Крылова В. Д. в связи с отсутствием состава административного правонарушения – отменить,

Постановление заместителя прокурора Приморского района Санкт-Петербурга от 26 июля 2017 года о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 КоАП РФ с материалами административного дела, в отношении должностного лица главы МА МО МО «Коломяги» Крылова В. Д. направить в тот же суд на новое рассмотрение, со стадии принятия к производству.

Судья                             А.В. Исаева

12-458/2018

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с возвращением на новое рассмотрение
Истцы
Юрасов А.Г.
Ответчики
Крылов Владимир Дмитриевич
Суд
Санкт-Петербургский городской суд
Судья
Исаева Анна Владимировна
Статьи

КоАП: ст. 15.14

Дело на странице суда
sankt-peterburgsky--spb.sudrf.ru
10.04.2018Материалы переданы в производство судье
12.04.2018Судебное заседание
10.05.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее