Дело № 2-416/2020
44RS0001-01-2019-005642-13
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 мая 2020 года г. Кострома, ул. Долматова, д. 14
Свердловский районный суд г. Костромы в составе
председательствующего судьи Скрябиной О.Г.
при секретаре Секановой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области к Вавилову Алексею Валентиновичу о понуждении к проведению работ по сохранению объекта культурного наследия,
УСТАНОВИЛ:
Инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области обратилась в суд с исковым заявлением к Вавилову Алексею Валентиновичу.
С учетом уточнений просят:
Обязать Вавилова Алексея Валентиновича исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в натуре, а именно:
1) организовать разработку и согласование в установленном законодательством порядке проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой, кон. XIX в.», расположенного по адресу: <адрес>, в течение 6 (шести) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу;
2) организовать выполнение противоаварийных мероприятий по пристройке сеней со стороны западного фасада основного объема объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой, кон. XIX в.», расположенного по адресу: <адрес> в течение 9 (девяти) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу;
3) организовать проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой, кон. XIX в.», расположенного по адресу: <адрес>, сдачу работ по акту приемки выполненных работ, и установить информационную надпись на указанном объект культурного наследия, в течение 30 (тридцати) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Свои требования мотивировали тем, что Вавилов А.В. с <дата> является собственником здания по адресу: <адрес>, которое является объектом культурного наследия регионального значения «Дом жилой, кон. XIX в.». В связи со сменой собственника Объекта <дата> инспекцией утвержден Акт технического состояния объекта культурного наследия №, содержащий План работ по сохранению Объекта и его территории. Акт технического состояния направлен в адрес Вавилова А.В. (исх. от <дата> №) заказным письмом с уведомлением о вручении (№ почтового идентификатора №), получен адресатом <дата>. Возражений относительно условий акта технического состояния Объекта от Вавилова А.В. в Инспекцию не поступало. В результате контрольного мероприятия установлено следующее. Объект не используется. Доступ во внутрь не ограничен, через оконный проём с северной стороны. Фундаменты, конструкции кровли, внутренние помещения не обследовались. Отмостка. Со стороны северного, восточного и южного фасадов роль отмостки выполняет тротуарная плитка, с западного фасада - отсутствует. Наблюдается повсеместное прорастание травянистой растительности. Цоколь краснокирпичный, со стороны южного фасада - оштукатурен. Наблюдается деструкция кирпичной кладки, вывалы, выкрашивание отдельных кирпичей. Фасады. Стены первого этажа краснокирпичные, не оштукатурены. С южной стороны оштукатурено, наблюдается отслоение штукатурного слоя, вертикальные и косые трещины по штукатурке и кладке. Со стороны восточного угла наблюдается локальный участок крена, трещина с раскрытием ~ до 20 см. Оконные заполнения (5 шт.) закрыты досками. На фасаде размещён электрораспределительный щиток. Со стороны западного фасада наблюдается локальный участок разрушения кирпичной кладки на месте входного проёма (частично заложен), 1 оконный проём заложен кирпичом, 1 закрыт деревянными досками, 1 оконное заполнение деревянное. С северной стороны наблюдается деструкция кирпичной кладки, вывалы, выкрашивание отдельных кирпичей. Трещина с раскрытием у восточного угла. Четыре оконных проёма из пяти закрыты фанерными листами, 1 открыт. С восточной стороны пристройка не обследовалась, законсервирована фанерными листами и баннерной плёнкой с печатным рисунком. Междуэтажный карниз закрыт металлическими, кровельными листами, наблюдается коррозия, раскрашивание металла, отсутствие отдельных листов. Наблюдается повсеместное разрушение декора фасада с южной стороны: разрушение междуэтажного пояса, штукатурных наличников. Фасады второго этажа тесовые, не обследовались, закрыты банерной плёнкой с печатным рисунком. Крыша двускатная, покрытие-волнистые кровельные листы. Наблюдается замшелость, прорастание травянистой растительности. Покрытие имеет многочисленные повреждения, из чего можно сделать вывод о систематическом попадании атмосферных осадков во внутрь Объекта. Кровельное водоотведение отсутствует. Сохранены первоначальные водоприёмные воронки. 10.04.2019 года в инспекцию поступило заявление ООО «Строй Стандарт» (вх. №) о согласовании проектной документации по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой, кон. XIX в.» по адресу: <адрес>. <дата> инспекцией в адрес ООО «Строй Стандарт» направлено уведомление об отказе в предоставлении государственной услуги, ввиду наличия замечаний по представленной проектной документации. До настоящего времени откорректированная проектная документация на согласование в инспекцию не поступала. Разрешений на производственные работы по сохранению Объекта инспекцией не выдавалось.
В судебном заседании представитель истца Инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области по доверенности Коновалов А.С. уточненные исковые требования поддержал по указанным в иске основаниям, просил требования удовлетворить в полном объеме.
Ответчик Вавилов А.В. в судебном заседании не участвует, извещался о времени и месте рассмотрения дела, просит рассмотреть дело в свое отсутствие с участием своего представителя по доверенности Харитоновой А.А.
Представитель ответчика Вавилова А.В. по доверенности Харитонова А.А. в суде не высказала возражений относительно удовлетворения уточненных требований истца. Пояснила, что Инспекцией на сегодняшний день рассмотрены Историко-архитектурные и библиографические исследования и корректировка предмета охраны по объекту культурного наследия регионального значения «Дом жилой, кон. XIX в.», расположенного по адресу: <адрес>. Сроки, указанные в уточненных требованиях представитель ответчика полагает разумными. Не возражают против удовлетворения уточненных требований.
Третье лицо ООО «СтройСтандарт» в суд своего представителя не направили, извещались, просят рассмотреть дело в отсутствие своего представителя. Ранее в судебных заседаниях генеральный директор ООО «СтройСтандарт» Громыко Н.П. пояснила следующее. ООО «Строй Стандарт» в 2018-2019 гг. была разработана и <дата> передана на согласование в инспекцию по охране объектов культурного наследия Костромской области проектная документация на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой, кон. IXX в.», расположенного по адресу: <адрес>. <дата> было получено уведомление об отказе в предоставлении государственной услуги о согласовании проектной документации, одним из пунктов которого было несогласие Инспекции с заключением государственной историко-культурной экспертизы, в частности: 1. Нарушение предмета охраны объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой, кон. IXX в.», утвержденного приказом инспекции по охране объектов культурного наследи Костромской области от <дата> №. В ходе разработки проектной документации, ООО «Строй Стандарт» были произведены комплексные научные исследования по объекту культурного наследия регионального значения «Дом жилой, кон. IXX в.», что послужило основанием к расширению и дополнению Предмета охраны объекта. По результатам проведения историко-архивных изысканий и натурного осмотра объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой, кон. IXX в.», в составе раздела II «Комплесные научные исследования», ООО «Строй Стандарт» был разработан подраздел 1 «Историко-архивные и библиографические исследования. Корректировка предмета охраны». <дата> подраздел был предоставлен в инспекцию по охране объектов культурного наследия Костромской области, и на данный момент находится там на рассмотрении. После утверждения предмета охраны в новой редакции, ориентировочные сроки по корректировке проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой, кон ЛХХ в.» составят шесть месяцев.
Дело рассмотрено при имеющейся явке.
Выслушав представителей истца и ответчика, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что здание по адресу: <адрес> является объектом культурного наследия регионального значения «Дом жилой, кон. XIX в.» Объект принят на государственную охрану постановлением главы администрации Костромской области от <дата> № «Об объявлении находящихся на территории Костромской области объектов, имеющих историческую, культурную и научную ценность, памятниками истории и культуры». Объект зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и ему присвоен регистрационный №.
В соответствии с выписками из ЕГРН от <дата> помещения в Объекте находятся в собственности гражданина Вавилова Алексея Валентиновича с <дата>.
Приказом Инспекции от <дата> № утверждено охранное обязательство собственника или иного законного владельца Объекта. Копия приказа направлена в адрес предыдущего собственника Объекта ЗАО «Бастион» (исх. от <дата> №) заказным письмом с уведомлением о вручении (№ почтового идентификатора №).
В связи со сменой собственника Объекта <дата> истцом утвержден Акт технического состояния объекта культурного наследия №, содержащий План работ по сохранению Объекта и его территории. Акт технического состояния направлен в адрес Вавилова А.В. (исх. от <дата> №) заказным письмом с уведомлением о вручении (№ почтового идентификатора №), получен адресатом <дата>.
Возражений относительно условий акта технического состояния Объекта от Вавилова А.В. в Инспекцию не поступало.
В соответствии с Планом работ собственнику Объекта необходимо:
п. 1.1 в срок до <дата> выполнить противоаварийные мероприятия перестройке сеней, со стороны западного фасада основного объёма.
п. 1.2 в срок до <дата> разработать и согласовать в установленном законодательством порядке проектную документацию с предоставлением положительного заключения историко-культурной экспертизы.На основании ст. 11 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 73-ФЗ), в связи с истечением срока действия срока действия акта технического состояния объекта культурного наследия, срока выполнения работ по сохранению объекта культурного наследия, установленного планом работ по сохранению объекта культурного наследия начальником инспекции выдано задание от 07.10.2019 № Р192-19 на осуществление мероприятий по контролю за состоянием Объекта.
Согласно доводам истца, в результате контрольного мероприятия установлено следующее. Объект не используется. Доступ во внутрь не ограничен, через оконный проём с северной стороны. Фундаменты, конструкции кровли, внутренние помещения не обследовались. Отмостка. Со стороны северного, восточного и южного фасадов роль отмостки выполняет тротуарная плитка, с западного фасада - отсутствует. Наблюдается повсеместное прорастание травянистой растительности. Цоколь краснокирпичный, со стороны южного фасада - оштукатурен. Наблюдается деструкция кирпичной кладки, вывалы, выкрашивание отдельных кирпичей. Фасады. Стены первого этажа краснокирпичные, не оштукатурены. С южной стороны оштукатурено, наблюдается отслоение штукатурного слоя, вертикальные и косые трещины по штукатурке и кладке. Со стороны восточного угла наблюдается локальный участок крена, трещина с раскрытием ~ до 20 см. Оконные заполнения (5 шт.) закрыты досками. На фасаде размещён электрораспределительный щиток. Со стороны западного фасада наблюдается локальный участок разрушения кирпичной кладки на месте входного проёма (частично заложен), 1 оконный проём заложен кирпичом, 1 закрыт деревянными досками, 1 оконное заполнение деревянное. С северной стороны наблюдается деструкция кирпичной кладки, вывалы, выкрашивание отдельных кирпичей. Трещина с раскрытием у восточного угла. Четыре оконных проёма из пяти закрыты фанерными листами, 1 открыт. С восточной стороны пристройка не обследовалась, законсервирована фанерными листами и баннерной плёнкой с печатным рисунком. Междуэтажный карниз закрыт металлическими, кровельными листами, наблюдается коррозия, раскрашивание металла, отсутствие отдельных листов. Наблюдается повсеместное разрушение декора фасада с южной стороны: разрушение междуэтажного пояса, штукатурных наличников. Фасады второго этажа тесовые, не обследовались, закрыты банерной плёнкой с печатным рисунком. Крыша двускатная, покрытие-волнистые кровельные листы. Наблюдается замшелость, прорастание травянистой растительности. Покрытие имеет многочисленные повреждения, из чего можно сделать вывод о систематическом попадании атмосферных осадков во внутрь Объекта. Кровельное водоотведение отсутствует. Сохранены первоначальные водоприёмные воронки.
<дата> в инспекцию поступило заявление ООО «Строй Стандарт» (вх. №) о согласовании проектной документации по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой, кон. XIX в.» по адресу: <адрес>.
<дата> инспекцией в адрес ООО «Строй Стандарт» направлено уведомление об отказе в предоставлении государственной услуги, ввиду наличия замечаний по представленной проектной документации.
До настоящего времени откорректированная проектная документация на согласование в инспекцию не поступала.
Разрешений на производственные работы по сохранению Объекта инспекцией не выдавалось.
Возражений от ответчика в этой части не поступило.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что доводы истца о нахождении Объекта в неудовлетворительном состоянии, и необходимости принятия безотлагательных мер по сохранению Объекта, обоснованы.
Условия пунктов 1.1, 1.2 Плана работ по сохранению Объекта и его территории Акта технического состояния объекта культурного наследия от <дата> № собственником Объекта не исполнены. (Акт осмотра от <дата> №).
В соответствии со ст. 33 Федерального закона № 73-ФЗ объекты культурного наследия, включенные в реестр, подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
Согласно ст. 47.2 Федерального закона № 73-ФЗ требования к сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, предусматривают консервацию, ремонт, реставрацию объекта культурного наследия, приспособление объекта культурного наследия для современного использования либо сочетание указанных мер.
В соответствии со ст. 47.1 Федерального закона № 73-ФЗ: ограничениями (обременениями) права собственности, других вещных прав, а также иных имущественных прав на объекты культурного наследия, включенные в реестр, устанавливаемыми в целях обеспечения сохранности указанных объектов, обеспечения доступа граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства к объектам культурного наследия, включенным в реестр, являются установленные пунктами 1-3 статьи 47.3 Федерального закона № 73-ФЗ требования к содержанию и использованию объектов культурного наследия, включенных в реестр.
В силу пп. 1 п. 1 ст. 47.3 Федерального закона № 73-ФЗ при содержании и использовании объекта культурного наследия в целях поддержания его в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния собственник обязан осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с положениями п. 3 ст. 27 Федерального закона № 73-ФЗ на собственниках (пользователях) объекта культурного наследия лежит обязанность по установке на объект информационных надписей и обозначений.
Таким образом, собственник принимает на себя обязательства по сохранению объекта культурного наследия, которые являются ограничениями (обременениями) права собственности на данный объект.
Собственником Объекта на протяжении длительного периода времени игнорируются требования Инспекции о проведении работ по сохранению Объекта. В свою очередь, Объект требует принятия безотлагательных мер по его сохранению.
Статьей 7 Федерального закона № 73-ФЗ гражданам Российской Федерации гарантируется обеспечение сохранности объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.
Одной из особенностей использования объекта культурного наследия является обременение пользователя таким объектом обязательствами по его сохранению.
Статьей 307 ГК РФ предусмотрено, что обязательства возникают из договоров и других сделок, вследствие причинения вреда, вследствие неосновательного обогащения, а также из иных оснований.
В силу требований п. 3 ст. 307 ГК РФ при исполнении обязательств стороны обязаны действовать добросовестно, учитывая права и законные интересы друг друга, взаимно оказывая необходимое содействие для достижения цели обязательства, а также предоставляя друг другу необходимую информацию.
При этом согласно ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий в силу ст. 310 ГК РФ не допускаются.
Указанные обстоятельства в соответствии с п. 6 ч. 6 ст. 11 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ являются основанием для обращения Инспекции с настоящим исковым заявлением о понуждении Вавилова А.В. исполнить обязательства по сохранению объекта культурного наследия.
Уклонение от проведения работ по сохранению является неисполнением взятого Ответчиком на себя обязательства перед Обществом и Государством по сохранению Объекта, имеющего историческую, архитектурную, градостроительную и эстетическую ценность и может привести к его утрате.
Согласно пункту 61 Положения об Инспекции, утвержденного постановлением Губернатора Костромской области от 16.11.2015 № 206 «Об инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области» заявитель представляет в судах всех уровней государственные интересы в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.
Принимая во внимание отсутствие возражений ответчика по фактическим обстоятельствам и срокам исполнения, суд полагает требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования Инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области к Вавилову Алексею Валентиновичу о понуждении к проведению работ по сохранению объекта культурного наследия удовлетворить.
Обязать Вавилова Алексея Валентиновича исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в натуре, а именно:
1) организовать разработку и согласование в установленном законодательством порядке проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой, кон. XIX в.», расположенного по адресу: <адрес>, в течение 6 (шести) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу;
2) организовать выполнение противоаварийных мероприятий по пристройке сеней со стороны западного фасада основного объема объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой, кон. XIX в.», расположенного по адресу: <адрес> в течение 9 (девяти) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу;
3) организовать проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой, кон. XIX в.», расположенного по адресу: <адрес>, сдачу работ по акту приемки выполненных работ, и установить информационную надпись на указанном объект культурного наследия, в течение 30 (тридцати) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Свердловский районный суд г. Костромы в течение месяца с момента изготовления полного текста решения суда.
Судья
Скрябина О.Г.
Полный текст решения изготовлен 26 мая 2020 года.