дело № 2-1797/2015
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 марта 2015 года г. Пушкино
Пушкинский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Курлаевой И.В.,при секретаре Устиновой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Демина С. Б., Спинка Д. В., Королева А. В., Шупиковой М. В. о признании незаконными решений Пушкинского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области об отказе в государственной регистрации права,
у с т а н о в и л :
Заявители обратились в суд с заявлением о признании незаконными решений Пушкинского отдела Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее Управление Росреестра) № от <дата> об отказе в государственной регистрации права собственности на земельные участки с кадастровыми номерами №, расположенные по адресу: <адрес>.
В обоснование заявления указали, что заявителям на праве общей долевой собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 50:13:0010119:002 площадью 25 000 кв.м, расположенный по указанному адресу. <дата> заявители через своего представителя обратились в Пушкинский отдел Управления Росреестра по Московской области с заявлением о государственной регистрации прав на указанные выше земельные участки, образованные в результате раздела земельного участка площадью 25 000 кв.м и прекращения права общей долевой собственности. К заявлениям были приложены требуемые документы. В декабре по окончании срока регистрации представитель заявителей обратился в Пушкинский отдел Управления Росреестра по Московской области за получением готовых документов, но ему были выданы уведомления о приостановлении государственной регистрации, после чего, <дата> представителем заявителей были получены отказы в государственной регистрации По мнению заявителей, оспариваемые решения нарушают их права, в связи с чем они обратились в суд (т. 1, л.д. 3-5).
В судебном заседании представитель заявителя Демина С.Б. по доверенности Смирнова Н.А. заявление поддержала, просила его удовлетворить.
Заявители Спинка Д.В., Королев А.В, Шупикова М.В. в судебное заседание не явились, направили в суд заявления с просьбой о рассмотрении дела в их отсутствие (т. 1, л.д. 137-139).
Представитель Пушкинского отдела Управления Росреестра по Московской области по доверенности Прошина Е.Г. в судебном заседании возражала удовлетворению заявления, поддержала оспариваемые решения.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, находит заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Правоотношения, возникшие между участниками настоящего гражданского дела, носят публично-правовой характер и регулируются нормами главы 25 ГПК РФ, Федеральным законом от 21.07.1997г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее Закон № 122-ФЗ).
Согласно части 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, в силу ст. 255 ГПК РФ относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными ст. 12 ГК РФ.
В ходе рассмотрения дела по существу судом установлены следующие обстоятельства.
Заявители на основании договора купли-продажи доли в праве общей долевой собственности на земельный участок от <дата> являются собственниками земельного участка площадью 25 000 кв.м с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>. Спинка Д.В. принадлежит - 1050/25000 доли; Демину С.Б. - 22025/25000 доли, Шупиковой М.В. - 1050/25000 доли, Королеву А.В. - 875/25000 доли. Право собственности заявителей на указанный земельный участок зарегистрировано в установленном законом порядке. Указанные обстоятельства подтверждаются представленными в материалы дела свидетельствами о государственной регистрации права (т. 1, л.д. 6-9).
До заключения указанного договора купли-продажи собственником данного земельного участка являлся Демин С.Б. на основании договора купли-продажи (купчей) земельного участка от 05.07. 2013 года (т. 2, л.д. 48).
<дата> заявители заключили соглашение о разделе указанного выше земельного участка и прекращении права общей долевой собственности (т. 1, л.д. 156-161).
<дата> заявители через представителя обратились в Пушкинский отдел Управления Росреестра по <адрес> с заявлениями о регистрации прав на земельные участки с указанными выше кадастровыми номерами, расположенные по адресу: <адрес>, вблизи д. Хлопенево; образованные в результате раздела земельного участка площадью 25 000 кв.м с кадастровым номером №, расположенного по этому же адресу (т. 1, л.д. 167-168, 196-197, 215-216, 234-235, 245-246, 256-257, 267-268, 278-279, 289-290, 300-301, 311-312, 322-323, 333-334, 344-345, 355-356, 366-367, 377-378, 388-389, 398-399, 409-410, 420-421, 436-437, 451-452, 463-464).
Согласно выданным заявителю Демину С.Б. распискам в получении документов, им в Управление Росреестра для регистрации права были представлены следующие документы: заявление о государственной регистрации права, кадастровые паспорта земельных участков и квитанции (т. 1, л.д. 152, 240, 251, 262, 273, 284, 295, 306, 317, 328, 339, 350, 361, 372, 383, 393, 404, 415, 426, 442, 457). В отношении регистрации прав на земельный участок площадью 700 кв.м с кадастровым номером № Деминым С.Б. на регистрацию была также представлена доверенность на имя представителя (т. 1, л.д. 415).
Согласно выданной заявителю Королеву А.В. расписке в получении документов, им в Управление Росреестра для регистрации права были представлены следующие документы: заявление о государственной регистрации права, доверенности, кадастровый паспорт на земельный участок, свидетельство о государственной регистрации права, заявление и квитанции (т. 1, л.д. 183).
Согласно выданной заявителю Спинка Д.В. расписке в получении документов, ею в Управление Росреестра для регистрации права были представлены следующие документы: заявление о государственной регистрации права, доверенности, кадастровый паспорт на земельный участок, свидетельство о государственной регистрации права, заявление и квитанции (т. 1, л.д. 202).
Согласно выданной заявителю Шупиковой М.В. расписке в получении документов, ею в Управление Росреестра для регистрации права были представлены следующие документы: заявление о государственной регистрации права, доверенности, кадастровый паспорт на земельный участок, свидетельство о государственной регистрации права, заявление и квитанции (т. 1, л.д. 221).
В соответствии со ст. 17 Закона № 122-ФЗ 1. Основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются:
акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки;
акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;
свидетельства о праве на наследство;
вступившие в законную силу судебные акты;
акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения;
иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Правовая экспертиза представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов, в том числе проверка законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки), проводится органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, на предмет установления отсутствия предусмотренных настоящим Федеральным законом оснований для отказа в государственной регистрации прав.
В силу п. 1 ст. 19 Закона № 122-ФЗ государственная регистрация прав приостанавливается государственным регистратором при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений, а также в случае непредставления документов (сведений, содержащихся в них), запрашиваемых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, по межведомственным запросам. Государственный регистратор обязан принять необходимые меры по получению дополнительных документов и (или) сведений и (или) подтверждению подлинности документов, достоверности указанных в них сведений. В день принятия решения о приостановлении государственной регистрации прав государственный регистратор обязан подготовить в письменной форме уведомление о приостановлении государственной регистрации прав и об основаниях принятия такого решения и выдать или направить его заявителю (заявителям) в порядке, установленном пунктом 5 настоящей статьи. Заявитель (заявители) вправе представить дополнительные доказательства наличия у них оснований для государственной регистрации прав, а также подлинности документов и достоверности содержащихся в них сведений. В случае, если государственная регистрация прав приостановлена по причине непредставления необходимых для государственной регистрации прав документов (сведений, содержащихся в них), запрашиваемых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, по межведомственным запросам, заявитель (заявители) уведомляется (уведомляются) о его (об их) праве представить такие документы по собственной инициативе..
В соответствии с п. 5 ст. 19 Закона № 122-ФЗ Уведомление о приостановлении государственной регистрации прав не позднее рабочего дня, следующего за днем приостановления государственной регистрации прав, должно быть направлено заявителю (заявителям) по указанному в заявлении о государственной регистрации прав или в требовании судебного пристава - исполнителя адресу. Уведомление о приостановлении государственной регистрации прав может быть выдано заявителю (заявителям) лично.
<дата> заинтересованным лицом государственная регистрация была приостановлена на срок до <дата> на основании п. 1 ст. 19 Закона № 122-ФЗ (т 1, л.д. 150-151, 181-182, 200-201, 219-220, 238-239, 249-250, 260-261, 271-272, 282-283, 293, 294, 304-305, 315-316, 326-327, 337-338, 348-349, 359-360, 370-371, 381-382, 391-392, 402-403, 413-414, 424-425, 440-441, 455-456), в связи с тем, что площадь вновь образованных земельных участков составляет менее чем 2,0 га, что нарушает требования ст. 6 Закона Московской области от <дата> № 75/2004-ОЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Московской области». Кроме того, в нарушение положений ст. 16, ст. 18 Закона № 122-ФЗ заявителем Деминым С.Б. на государственную регистрацию не был представлен подлинник доверенности, выданной на имя Смирновой Н.А. Уведомления о приостановлении государственной регистрации были получены представителем заявителей Катасоновым А.В.
В силу ст. 20 Закона № 122-ФЗ в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если: документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
<дата> Пушкинским отделом Управления Росреестра по Московской области были приняты решения об отказе заявителям в государственной регистрации права по основаниям ст. 20 Закона № 122-ФЗ, указанным выше (т. 1, л.д. 148-149, 179-180, 198-199, 217-218, 236-237, 247-248, 258-259, 269-270, 280-281, 291-292, 302-303, 313-314, 324-325, 335-336, 346-347, 357-358, 368-369, 379-380, 389а-390, 400-401, 411-412, 422-423, 438-439, 453-454).
В соответствии с п. 1 ст. 1 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения - сделкам, результатом совершения которых является возникновение или прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, определяет условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность.
Судом установлено, что земельный участок, принадлежащий заявителям имеет категорию земель - земли сельскохозяйственного назначения и вид разрешенного использования - для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» 1. Минимальные размеры образуемых новых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения могут быть установлены законами субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Не допускается образование земельного участка, который входит в состав искусственно орошаемых сельскохозяйственных угодий и (или) осушаемых земель и размер которого меньше установленного субъектами Российской Федерации минимального размера земельного участка для искусственно орошаемых сельскохозяйственных угодий и (или) осушаемых земель.
Требования настоящего пункта не распространяются на случаи выдела земельного участка в счет доли (долей) в праве общей собственности на земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства или осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, если их основной деятельностью является садоводство, овощеводство, цветоводство, виноградарство, семеноводство, птицеводство, пчеловодство, товарное рыбоводство или другая деятельность в целях производства сельскохозяйственной продукции по технологии, допускающей использование земельных участков, размеры которых менее чем минимальные размеры земельных участков, установленные законами субъектов Российской Федерации.
В силу ст. 5 Закона Московской области от 12.06.2004 года № 75/2004-ОЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Московской области» 1. Сельскохозяйственные угодья подлежат особой охране и приоритетному использованию для ведения сельскохозяйственного производства, научно-исследовательских и учебных целей.
2. Предоставление сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения для нужд, не связанных с ведением сельского хозяйства, а также не предназначенных для этих целей, осуществляется после перевода земель в иную категорию в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".
3. К особо ценным продуктивным сельскохозяйственным угодьям относятся:
сельскохозяйственные угодья, кадастровая стоимость которых превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) более чем на 10 процентов;
сельскохозяйственные угодья опытно-производственных подразделений научных организаций и учебно-опытных подразделений профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, государственных сортоиспытательных станций и государственных сортоиспытательных участков;
искусственно орошаемые сельскохозяйственные угодья и осушаемые земли со стационарными оросительными и закрытыми осушительными системами.
4. Использование особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий для несельскохозяйственных нужд, а также для целей дачного строительства, не допускается, за исключением случаев, установленных Федеральным законом от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".
В соответствии со ст. 6 Закона Московской области 1. Минимальный размер образуемых новых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения составляет 2,0 гектара, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 2 и 3 настоящей статьи.
2. Предельный минимальный размер земельного участка, выделяемого из состава искусственно орошаемых сельскохозяйственных угодий и (или) осушаемых земель сельскохозяйственного назначения, составляет 40 гектаров.
3. Нормы минимальных размеров земельных участков, установленные настоящей статьей, не применяются к земельным участкам:
предоставленным для ведения сельского хозяйства либо сформированным в счет долей в праве общей собственности на земельный участок до вступления в силу настоящего Закона;
в случае выдела земельных участков в счет долей в праве общей собственности на земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства или осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии с требованиями пункта 1 статьи 4 Федерального закона;
если земельный участок меньшей площади находится в пределах естественных границ на местности;
в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
5. Не допускается совершение сделок с земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, если в результате таких сделок образуются новые земельные участки, размеры и местоположение которых не соответствуют требованиям, установленным законодательством Российской Федерации и настоящей статьей.
Согласно ст. 1 Федерального закона «О крестьянском фермерском хозяйстве» 1. Крестьянское (фермерское) хозяйство (далее также - фермерское хозяйство) представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии.
2. Фермерское хозяйство может быть создано одним гражданином.
3. Фермерское хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
К предпринимательской деятельности фермерского хозяйства, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила гражданского законодательства, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации или существа правовых отношений.
4. Фермерское хозяйство может признаваться сельскохозяйственным товаропроизводителем в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» Фермерское хозяйство считается созданным со дня его государственной регистрации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Земельный участок с кадастровым номером № площадью 25 000 кв.м был сформирован из земель сельскохозяйственного назначения (пашня), что подтверждается материалами регистрационного дела (т. 2, л.д. 5-107), согласно которому последующие сделки по отчуждению указанного земельного участка не содержат сведений об изменении вида разрешенного использования: для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства.
Доказательств того, что раздел указанного земельного участка произведен с целью ведениякрестьянского (фермерского) хозяйства, заявителями не предоставлено.
Довод заявителей, на то, что они как собственники земельного участка, осуществляют такие виды деятельности, как садоводство, овощеводство, цветоводство, со ссылкой на проверку данных обстоятельств кадастровым инженером, суд находит несостоятельным.
Деятельность кадастровых инженеров регламентирована Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости», в соответствии со ст. 29 которого 1. Кадастровую деятельность вправе осуществлять физическое лицо, которое имеет действующий квалификационный аттестат кадастрового инженера (далее - квалификационный аттестат).
2. Квалификационный аттестат выдается физическому лицу при условии соответствия данного лица следующим требованиям:
1) имеет гражданство Российской Федерации;
2) имеет среднее профессиональное образование по одной из специальностей, определенных органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, или высшее образование, полученное по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам;
3) не имеет непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного преступления.
Стороной заявителей не представлено суд доказательств, что кадастровый инженер, подготовивший межевой план раздела земельного участка, имеет среднее профессиональное образование по специальности, определенной органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, или высшее образование, полученное по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, в области оценки использования гражданами земельных участков в соответствии с их целевым назначением.
То обстоятельство, что земельные участки, образованные в результате раздела земельного участка площадью 25 000 кв. м, поставлены на кадастровый учет, не свидетельствует о наличии безусловных оснований для государственной регистрации права собственности на вновь образованные земельные участки, поскольку регистрирующий орган в силу закона обязан проверять соответствие представленных документов требованиям действующего законодательства.
Заявителями, обратившимся в регистрирующий орган с целью государственной регистрации права собственности на указанные выше земельные участки, не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что они относятся к лицам, осуществляющим деятельность крестьянского (фермерского) хозяйства, в связи с чем законные основания для государственной регистрации за ними права собственности на эти земельные участки, отсутствуют.
В соответствии со ст. 16 Закона № 122-ФЗ при личном обращении в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, физическое лицо предъявляет документ, удостоверяющий его личность, а представитель физического лица также нотариально удостоверенную доверенность, подтверждающую его полномочия, если иное не установлено федеральным законом.
В силу положений ст. 18 Закона № 122-ФЗ Заявление о государственной регистрации права представляется на государственную регистрацию прав в единственном экземпляре-подлиннике и после государственной регистрации права помещается в дело правоустанавливающих документов.
Иные необходимые для государственной регистрации прав документы в форме документов на бумажном носителе (за исключением актов органов государственной власти и актов органов местного самоуправления, а также актов судов, установивших права на недвижимое имущество) представляются не менее чем в двух экземплярах, один из которых - подлинник после государственной регистрации прав должен быть возвращен правообладателю.
В нарушение указанных норм на государственную регистрацию Деминым С.Б. не был представлен подлинник доверенности, выданной заявителем на имя своего представителя Смирновой Н.А., что подтверждается расписками в получении документов, переданных на регистрацию.
С учетом изложенного, решения Пушкинского отдела Управления Росреестра по Московской области от <дата> о приостановлении государственной регистрации и от <дата> об отказе в государственной регистрации приняты государственным регистратором в соответствии с требованиями норм действующего законодательства, приведенных судом выше и в пределах предоставленных должностному лицу полномочий.
Оценив представленные доказательства в порядке ст. 67 ГПК РФ суд приходит к выводу об отсутствии нарушений прав заявителей со стороны Пушкинского отдела Управления Росреестра по Московской области, в связи с чем у суда отсутствуют основания для возложения обязанности на должностное лицо Пушкинского отдела Управления Росреестра по устранению нарушений прав заявителей.
Поскольку на день рассмотрения гражданского дела и принятия по нему решения оснований утверждать о наличии нарушения прав и свобод заявителей и необходимости в связи с этим возложения на должностное лицо обязанности по устранению таких нарушений у суда не имеется, суд в соответствии с ч. 4 ст. 258 ГПК РФ отказывает в удовлетворении заявления.
Иные доводы и пояснения сторон оценены судом в порядке ст.67 ГПК РФ, однако не влияют на существо рассматриваемых правоотношений и выводы суда.
Руководствуясь ст. ст. 194- 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Заявление Демина С. Б., Спинка Д. В., Королева А. В., Шупиковой М. В. о признании незаконными решений Пушкинского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области об отказе в государственной регистрации права оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Пушкинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме - <дата>.
Судья: