Дело № 2-427/2015
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Онгудай 18 августа 2015 года
Онгудайский районный суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи Кыдыева А.В.,
при секретаре Кызановой Д.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации МО Шашикманское сельское поселение об уменьшении размера исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Администрация МО Шашикманское сельское поселение в лице представителя по доверенности ФИО3 обратилась в Онгудайский районный суд с исковым заявлением об уменьшении размера исполнительского сбора указав в обоснование требований, что по решению Онгудайского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ администрация МО Шашикманское сельское поселение обязана была провести инвентаризацию выбросов и инвентаризацию отходов образующихся в результате деятельности организации, получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, разобрать проекты нормативов предельно допустимых выбросов (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Для исполнения решения заключен договор с ЗАО «Федеральный центр благоустройства и обращения с отходами» от ДД.ММ.ГГГГ. Определением Онгудайского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ предоставлена отсрочка решения на срок до ДД.ММ.ГГГГ. Проект нормативов предельно допустимых выбросов (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (ПДВ) утвержден в ДД.ММ.ГГГГ. В дальнейшем истец заключил договор № возмездного оказания услуг от ДД.ММ.ГГГГ с ЦБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РА» на выдачу санитарно-эпидемиологического заключения. Платежным поручением № от ДД.ММ.ГГГГ перечислено на счет ЦБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РА» <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ получено экспертное заключение №. На основании, которого выдано санитарно-эпидемиологическое заключение от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом Онгудайского РОСП по РА вынесено постановление о взыскании с администрации МО Шашикманское сельское поселение исполнительного сбора в размере <данные изъяты>. Полагает, что указанные обстоятельства являются основанием для уменьшения размера исполнительского сбора по постановлению от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании исполнительского сбора с <данные изъяты> до <данные изъяты>.
В судебном заседании представитель истца администрации МО Шашикманское сельское поселение ФИО3, действующая на основании доверенности поддержала исковые требования в полном объеме по основаниям, указанным в исковом заявлении.
Представитель Онгудайского РОССП УФССП России по Республике Алтай, извещенный о времени и месте судебного заседания не явился. Судом принято решение о рассмотрении дела в его отсутствии.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч.ч. 1, 3 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительный сбор устанавливается для должника-организации в случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера в размере пятидесяти тысяч рублей.
Согласно ч. 6 ст. 112 вышеназванного Закона № 229-ФЗ должник вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава- исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
В силу ч. 7 ст. 112 Закона № 229-ФЗ суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора. При отсутствии установленных Гражданским кодексом РФ оснований ответственности за нарушение обязательства, суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Основания ответственности за нарушение обязательства предусмотрены ч. 1 ст. 401 ГК РФ, которая устанавливает, что лицо, не исполнившее обязательство несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности). Лицо признается виновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30.07.2001 г. N 13-П, правоприменитель во всяком случае обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленного срока исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности по исполнению исполнительного документа.
В силу положений ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В судебном заседании установлено, что решением Онгудайского районного суда Республики Алтай от ДД.ММ.ГГГГ по делу № удовлетворены исковые требования заместителя прокурора Онгудайского района Республики Алтай, возложена обязанность на администрацию муниципального образования Шашикманское сельское поселение в срок четыре месяца с даты вступления решения суда в законную силу: провести инвентаризацию выбросов и инвентаризацию отходов образующихся в результате деятельности организации; получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; разработать проекты нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Решение суда сторонами не обжаловалось и вступило в законную силу.
Постановлением судебного пристава-исполнителя Онгудайского РОССП ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство № в отношении администрации муниципального образования Шашикманское сельское поселение и установлен 5-ти дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии постановления.
Определением Онгудайского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ исполнение решения суда от ДД.ММ.ГГГГ отсрочено до ДД.ММ.ГГГГ в связи, с чем постановлением судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ исполнительное производство приостановлено на срок по ДД.ММ.ГГГГ.
Неисполнение должником в установленный срок в добровольном порядке требований, содержащихся в исполнительном документе, послужило основанием для вынесения судебным приставом-исполнителем ФИО4 постановления от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании с должника администрации МО Шашикманское сельское поселение исполнительского сбора в размере <данные изъяты>.
Из материалов дела следует, что должник - администрация МО Шашикманское сельское поселение не смогло исполнить требования исполнительного документа в пятидневный срок в связи с тяжелым материальным положением. Так, из объяснений судебному приставу-исполнителю главы администрации сельского поселения ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ следует, что был заключен договор на разработку природоохранной документации, по которому необходимо перечислить денежные средства в сумме <данные изъяты>. Перечисление средств не представляется возможным осуществить по причине отсутствия финансов. Кроме того, из материалов исполнительного производства видно, что ДД.ММ.ГГГГ получено экспертное заключение №, на основании которого ДД.ММ.ГГГГ выдано санитарно-эпидемиологическое заключение №. Затем ДД.ММ.ГГГГ руководителем управления Росприроднадзора по Алтайскому краю и республике Алтай утвержден Проект предельно допустимых выбросов (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (ПДВ) администрации Шашикманского сельского поселения Онгудайского района.
Оценив представленные сторонами доказательства с позиций ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом положений частей 6 и 7 ст. 112 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", принимая во внимание тяжелое имущественное положение должника, а также то, что требования по исполнительному производству исполнены, суд приходит к выводу о возможности снижения размера подлежащего взысканию исполнительского сбора.
Из положений ст. 112 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" следует, что законодатель не установил закрытый перечень обстоятельств, которые могут явиться основанием для уменьшения размера исполнительского сбора, и отнес установление данных обстоятельств к компетенции суда, а установленный Федеральным законом размер взыскания (семь процентов от взыскиваемой суммы) представляет собой лишь допустимый его максимум, верхнюю границу, и с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств может быть снижен правоприменителем.
Таким образом, учитывая, что степень вины ответчика в просрочке исполнения требований исполнительного документа незначительна, принимая во внимание тяжелое имущественное положение должника, незначительный период просрочки исполнения требований исполнительного документа перед взыскателем по уважительной причине, отсутствие негативных последствий в результате нарушения срока, установленного для добровольного исполнения, суд считает, что взыскание исполнительского сбора в установленном первоначально размере означало бы наложение на должника денежного взыскания без учета существенных обстоятельств и находит возможность уменьшения должнику размера исполнительского сбора на одну четверть от подлежащей взысканию суммы исполнительского сбора.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования администрации МО Шашикманское сельское поселение удовлетворить.
Уменьшить на одну четверть размер исполнительского сбора взыскиваемого с администрации МО Шашикманское сельское поселение на основании постановления судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству № с <данные изъяты>. до <данные изъяты>
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Алтай в течение одного месяца со дня его вынесения в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Онгудайский районный суд Республики Алтай.
Судья: А.В. Кыдыев
Мотивированное решение изготовлено 24.08.2015 года.
Судья А.В. Кыдыев