Дело № 2-503/2013
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
**.***. 2013 года город Псков
Псковский городской суд Псковской области в составе
председательствующего судьи Захаровой О.С.,
при секретаре Листовой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственного казенного учреждения Псковской области «Центр занятости населения г. Пскова» к Петренко А.А. о взыскании суммы государственной субсидии и процентов за пользование чужими денежными средствами,
УСТАНОВИЛ:
ГКУ Псковской области «Центр занятости населения г. Пскова» (далее - ЦЗН г. Пскова) обратилось в суд с иском о взыскании с Петренко А.А. суммы неосновательного обогащения в размере 58800 руб. и процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 13421 руб.
В обоснование заявленных требований указано, что с **.***. 2010 года Козлова А.А. (в настоящее время после регистрации брака – Петренко) была в установленном законом порядке признана безработной с назначением пособия по безработице. В целях оказания содействия безработным гражданам на основании заявления Петренко А.А., которая изъявила желание заняться предпринимательской деятельностью с получением безвозмездной субсидии, **.***. 2010 года между ЦЗН г. Пскова и Петренко А.А. был заключен договор, по условиям которого последней была предоставлена безвозмездная субсидия в сумме 58800 руб., что является 12-кратным максимальным пособием по безработице.
В соответствии с условиями заключенного договора ответчица обязалась осуществлять предпринимательскую деятельность не менее одного года с момента подписания договора, в течение трех месяцев со дня поступления финансовой помощи представить документа, подтверждающие расходование полученной субсидии.
В нарушение условий договора Петренко А.А. занималась предпринимательской деятельностью менее года. Поскольку Петренко А.А. прекратила предпринимательскую деятельность **.***. 2010 года, о чем не сообщила ЦЗН г. Пскова, истец полагал, что ответчица обязана возвратить полученную по договору субсидию и уплатить проценты за пользование чужими денежными средствами в размере, указанном в иске.
Представитель истца Хачатрян К.М. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, в обоснование иска привела указанные в заявлении доводы.
Ответчица в судебном заседании исковые требования не признала, указав в возражениях, что полученная ею субсидия была полностью направлена на цели, предусмотренные договором, все полученные денежные средства потрачены ею на организацию крестьянского фермерского животноводческого хозяйства, однако **.***. 2010 года указанную деятельность ей пришлось прекратить по объективным причинам, в связи с гибелью скота. Полагает, что субсидия была ей предоставлена на безвозмездной основе. Просила в иске отказать.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с п. 1 ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
В силу ст. 431 ГК РФ при толковании условий договора судом принимаются во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условий договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.
В соответствии со ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В силу п. п. 3 п. 1 ст. 7.1 Закона РФ от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» к полномочиям Российской Федерации в области содействия занятости населения, переданным для осуществления органам государственной власти субъектом Российской Федерации, относится в частности, оказание в соответствии с законодательством о занятости населения государственных услуг по содействию самозанятости безработных граждан.
Постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2009 года № 1011 «О предоставлении в 2010 и 2011 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам РФ на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации» (в редакции действовавшей на момент предоставлении субсидии), утверждены Правила предоставления в 2010 и 2011 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов РФ.
Согласно п. 13 указанных Правил размер субсидии, предоставляемой бюджету субъекта РФ на реализацию дополнительных мер по содействию самозанятости безработных граждан рассчитываются по формуле исходя из суммы 12-кратной максимальной величины пособия по безработице, то есть 58 800 рублей.
Во исполнение Постановления Правительства РФ от 14 декабря 2009 года № 1011 Постановлением Администрации Псковской области от 24 декабря 2009 года № 538 «Об утверждении областной долгосрочной целевой программы «О дополнительных мероприятиях, направленных на снижение напряженности на рынке труда Псковской области, на 2010 год» предусмотрен комплекс социально-экономических, организационных и других мероприятий, направленных на поддержание занятости населения и снижение социальной напряженности на рынке труда Псковской области, одним из которых являются мероприятия, направленные на содействие самозанятости безработных граждан и стимулирования создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан.
Согласно п. 5 Положения о порядке финансирования мероприятий областной долгосрочной целевой программы "О дополнительных мероприятиях, направленных на снижение напряженности на рынке труда Псковской области, на 2010 год», утвержденного Постановлением Администрации Псковской области от 20.01.2010 N 8, в соответствии с заключенными между ГУ ЦЗН и организациями-участниками программы договорами на предоставление субсидий и договорами на оказание услуг организации-участники программы в пределах выделенных ассигнований осуществляют расходы за счет средств консолидированного бюджета по содействию самозанятости безработных граждан и стимулированию создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан - на перечисление на счет безработного гражданина суммы, 12-кратной максимальной величине пособия по безработице в соответствии с заключенными договорами на основании представленных документов.
Контроль за целевым использованием средств, правильностью использования средств ГУ ЦЗН возложен на Государственный комитет Псковской области по труду и занятости населения (п. 10 указанного Положения).
Согласно п.п. 7, 10 Постановления Администрации Псковской области от 17.06.2011 № 225 «О порядке предоставления из областного бюджета субсидий юридическим и физическим лицам, субсидий местным бюджетам на реализацию мероприятий ведомственной целевой программы "О дополнительных мероприятиях, направленных на снижение напряженности на рынке труда Псковской области, на 2011 год» в случае несоблюдения условий договоров возврат субсидии осуществляется в добровольном порядке либо взыскивается в судебном порядке. Субсидии носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.
Из материалов дела следует, что ответчик Козлова (после регистрации брака – Петренко) А.А. состояла на учете в отделе ЦЗН г. Пскова с **.***. 2010 года, с указанной даты она была признана безработной, и ей было назначено пособие по безработице согласно приказам от **.***.2010 года №№ ***; *** /л.д.8, 9/.
Петренко А.А., желая воспользоваться условиями указанной выше Целевой программы, изъявила желание заняться предпринимательской деятельностью с целью получения безвозмездной субсидии. Подготовленный Петренко А.А. бизнес-план крестьянско-фермерского хозяйства был одобрен заключением эксперта от **.***.2010 года как имеющий высокую степень возможности реализации /л.д. 14-18, 19-20/.
**.***. 2010 года ответчик обратилась в ЦЗН г. Пскова с заявлением о предоставлении субсидии для организации предпринимательской деятельности /л.д. 11/.
**.***. 2010 года между Петренко А.А. и ГКУ Псковской области ЦЗН г. Пскова был заключен договор № *** на предоставление субсидии для организации содействия самозанятости безработных граждан, создания дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан (далее - договор) /л.д.12-13/.
Во исполнение п. 2.1.4. указанного договора **.***. 2010 года Петренко А.А. зарегистрировалась в качестве индивидуального предпринимателя в Межрайонной ИФНС России № 1 по Псковской области, что подтверждается свидетельством о регистрации /л.д. 21-22/.
Согласно п. 2.1.1. договора ответчик организовала предпринимательскую деятельность в виде крестьянского фермерского хозяйства.
В соответствии с областной долгосрочной целевой программой «О дополнительных мероприятиях, направленных на снижение напряженности на рынке труда Псковской области, на 2010 год», на основании п.п. 2.2.2, 2.2.4. договора № *** Петренко А.А. была перечислена сумма 12-кратной максимальной величины пособия по безработице на организацию самозанятости в размере 58 800 рублей на расчетный счет ответчика в ОСБ № *** г. Пскова на основании приказа ЦЗН г. Пскова № *** от **.***.2010 г. /л.д. 23-24/.
Факт получения денежных средств ответчиком не оспаривался.
В соответствии с п.п. 2.1.7., 2.1.12 договора ответчик обязана была заниматься предпринимательской деятельностью не менее одного года с момента подписания настоящего договора, в течение 30 дней сообщить о прекращении предпринимательской деятельности.
Согласно п. 2.1.8. договора Петренко А.А. обязалась в течение трех месяцев со дня поступления финансовой помощи на ее лицевой (банковский) счет предоставить в ЦЗН г. Пскова документы, подтверждающие расходование полученных финансовых средств.
Из пояснений Петренко А.А. в судебном заседании и представленных истцом документов следует, что полученная субсидия была израсходована Петренко А.А. на приобретение скота и комбикормов, что подтверждается договорами купли-продажи, квитанциями /л.д. 50-63/.
Целевое расходование субсидии представителем истца не оспаривалось, отчет о расходовании в соответствии с условиями договора был предоставлен Петренко А.А. в ЦЗН г. Пскова.
Согласно свидетельству о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя **.***. 2010 года Петренко А.А. прекратила заниматься предпринимательской деятельностью /л.д. 25/.
Из пояснений Петренко А.А. известно, что прекращение деятельности было связна с падежом скота. В подтверждение суду представлены акты, выписки из амбулаторных журналов Псковской городской станции по борьбе с болезнями животных /л.д. 40-47/. После прекращения предпринимательской деятельности она уплатила налоги, страховые взносы в пенсионный фонд, сдала отчеты. Несообщение в ЦЗН г. Пскова информации о прекращении предпринимательской деятельности обосновала незнанием закона.
Согласно п.2.1.14 договора обязанность возвратить полученную субсидию в полном объеме предусмотрена в случае невыполнения гражданином ее получившим п. 2.1.5 договора, предусматривающего обязанность представить в ЦЗН г. Пскова в течение 30 дней копию свидетельства о государственной регистрации в качестве предпринимателя.
Тот факт, что Петренко А.А. не осуществляла предпринимательскую деятельность в течение 12 месяцев с момента подписания договора, связан с невозможностью ведения животноводческого хозяйства, вызванной падежом скота. Нарушение данного условия договора со стороны Петренко А.А. не указано в условиях договора в качестве основания для возврата полученной субсидии.
После прекращения предпринимательской деятельности ответчик не была признана безработной, следовательно, пособие по безработице не получала.
Как следует из положений ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Поскольку правовая природа данного вида финансовой помощи и ее цели соответствуют названной норме закона, суд полагает, что Петренко получила субсидию взамен пособия по безработице, которое она не получала после заключения договора, так как субсидия имеет ту же цель - предоставление социально необеспеченным гражданам средств к существованию.
С учетом установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств суд приходит к выводу, что полученная Петренко А.А. субсидия была использована по целевому назначению, что исключает возможность требования ее возврата.
Поскольку суд отказывает в удовлетворения требования о взыскании субсидии, требование о взыскании процентов в соответствии со ст. 395 ГК РФ удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, суд не находит законных оснований для удовлетворения требований истца, поэтому оставляет исковые требования без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 194- 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░» ░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ **.***. 2013 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.