Решение в мотивированном виде
изготовлено 27 декабря 2021 года.
Дело № 2-1894/2021
25RS0035-01-2021-002813-27
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
23 декабря 2021 года город Большой Камень
Шкотовский районный суд Приморского края в составе:
председательствующего судьи Федоровой Е.В.,
при помощнике судьи ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к администрации Штыковского сельского поселения, администрации Шкотовского муниципального района <адрес>, третье лицо Большекаменский межмуниципальный отдел Управления Росреестра по <адрес> о признании состоявшейся приватизации имущества, признании права собственности на объект недвижимости,
установил:
ФИО1 обратилась в суд с названным исковым заявлением, указав, что ДД.ММ.ГГГГ между ней, ее мамой ФИО3 и агентством по приватизации жилья был заключен договор на передачу и продажу квартир (домов) в собственность граждан №, передана квартира площадью 56,7 кв.м, расположенная по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 умерла.
Истец является единственным наследником по закону.
Истец обратилась к нотариусу с заявлением о принятии наследства, заведено наследственное дело №.
В исковом заявлении указывает, что лишена возможности получить свидетельство о праве на наследство в виде ? доли в праве на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, поскольку договор в установленном законом порядке не зарегистрирован.
ДД.ММ.ГГГГ администрацией Штыковского сельского поселения выдана справка №, согласно которой ФИО3 по день смерти ДД.ММ.ГГГГ была зарегистрирована и проживала по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ году КГКУ «УЗИ» направлено уведомление об отсутствии в реестровых книгах сведений о праве собственности на вышеуказанный объект недвижимости.
С учетом уточнений просит признать приватизацию имущества по договору на передачу и продажу квартир (домов) в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ № в виде квартиры, расположенной по адресу: <адрес> кадастровым номером 25:24:080101:1206 кадастровой стоимостью 621 385,16 рублей состоявшейся; признать право собственности на имущество в виде квартиры, расположенной по адресу: <адрес> кадастровым номером 25:24:080101:1206 кадастровой стоимостью 621 385,16 рублей в размере ? доли за ФИО1; признать право собственности на имущество в виде квартиры, расположенной по адресу: <адрес> кадастровым номером 25:24:080101:1206 кадастровой стоимостью 621 385,16 рублей в размере ? доли за ФИО1 в порядке наследования по закону.
Определением суда к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация Шкотовского муниципального района <адрес>.
В судебное заседание истец, представители администрации Штыковского сельского поселения, Большекаменского межмуниципального отдела Управления Росреестра по <адрес> не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, суду причины неявки не известны. От администрации Штыковского сельского поселения, Большекаменского межмуниципального отдела Управления Росреестра по <адрес> в суд поступили ходатайства о проведении судебного заседания в отсутствие представителей.
В судебном заседании представитель истца по доверенности ФИО4 на удовлетворении исковых требований настаивала, полагая, что право собственности на спорное имущество не зарегистрировано в установленном законом порядке, в связи с чем истец лишена возможности принять наследство.
В судебном заседании представитель ответчика Шкотовского муниципального района <адрес> по доверенности ФИО5 возражала против удовлетворения исковых требований, указала, что спора о том, что приватизация не состоялась нет, договор зарегистрирован в установленном законом порядке, действующем на дату его заключения, внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости является правом заявителя в силу закона, право собственности истца, а также наследодателя на указанное помещение никто не оспаривает, просила в удовлетворении заваленных требований отказать.
Выслушав представителей сторон, исследовав представленные суду материалы дела, в том числе журнал учета и отчета о приватизации жилья в <адрес>, договор от ДД.ММ.ГГГГ №, суд приходит к следующему.
В силу статьи 1113 Гражданского кодекса РФ со смертью гражданина открывается наследство, в состав которого входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности (статья 1112 Гражданского кодекса РФ).
В соответствии с частью 2 статьи 218 Гражданского кодекса РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
При этом для приобретения наследства наследник должен его принять (часть 1 статьи 1152 Гражданского кодекса РФ).
Согласно части 2 статьи 1152 Гражданского кодекса РФ принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.
Истец ДД.ММ.ГГГГ, то есть в пределах срока, установленного статьей 1154 Гражданского кодекса РФ, обратилась к нотариусу с заявлением о принятии наследства по закону в виде жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ между истцом, ее мамой ФИО3 и агентством по приватизации жилья был заключен договор на передачу и продажу квартир (домов) в собственность граждан №, передана квартира площадью 56,7 кв.м, расположенная по адресу: <адрес>.
Согласно пункту 6 договора покупатель приобретает право собственности на квартиру с момента регистрации договора в исполнительном комитете Большекаменского Совета народных депутатов.
Суду на обозрение представителем ответчика – администрации Шкотовского муниципального района <адрес> представлен подлинник договора от ДД.ММ.ГГГГ № с отметкой о его регистрации в день заключения (ДД.ММ.ГГГГ) в исполнительном комитете Большекаменского Совета народных депутатов, на документе имеется соответствующая печать, подпись, указано о взыскании государственной пошлины при его регистрации, указан номер регистрации. Также суду представлен подлинник журнала учета и отчета о приватизации жилья в <адрес>, из содержания которого также следует, что вышеуказанный договор зарегистрирован в установленном законом порядке.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 умерла.
В исковом заявлении истец указывает на то, что обратилась к нотариусу с заявлением о принятии наследства, заведено наследственное дело №, но она лишена возможности получить свидетельство о праве на наследство в виде ? доли в праве на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, поскольку договор приватизации в установленном законом порядке не зарегистрирован.
Также истцом указано, что 29 сентября 2021 году КГКУ «УЗИ» направлено уведомление об отсутствии в реестровых книгах сведений о праве собственности на вышеуказанный объект недвижимости.
Между тем при обращении в суд истцом не учтены положения статьи 8 Федерального закона от 30 ноября 1994 года № 52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», которыми установлено, что до введения в действие закона о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним применяется действующий порядок регистрации недвижимого имущества и сделок с ним.
31 января 1998 года вступил в силу Федеральный закон от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», действовавший до 1 января 2017 года - даты вступления в силу Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», пунктом 1 статьи 6 которого ранее предусматривалось, что права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу названного федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной названным федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
Указанное положение утратило силу с 1 января 2017 года.
Однако, частью 1 статьи 69 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» установлено, что права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.
Таким образом, если право на объект недвижимого имущества, в данном случае право собственности на спорный объект недвижимости, возникло до 31 января 1998 года - даты вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», то момент возникновения такого права не связан с его государственной регистрацией, такое право признается юридически действительным и при отсутствии его государственной регистрации.
Поскольку истцом и ее мамой договор приватизации зарегистрирован до 31 января 1998 года - даты вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», а именно 6 апреля 1992 года, право собственности на объект недвижимости по адресу: <адрес> является зарегистрированным.
Пунктом 7 статьи 11 Закона РСФСР от 19 июля 1968 года «О поселковом, сельском Совете народных депутатов РСФСР» (утратил силу в связи с изданием постановления Верховного Совета РСФСР от 6 июля 1991 года № 1551-I «О порядке введения в действие Закона РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР») предусматривалось, что в области планирования, учета и отчетности поселковый, сельский Совет народных депутатов ведет по установленным формам похозяйственные книги и учет населения и представляет отчетность в вышестоящие государственные органы.
В силу положений статьи 7 Закона РСФСР «О приватизации жилого фонда в РСФСР» от 4 июля 1991 года № 1541-I, действующей на момент заключения договора приватизации от 6 апреля 1992 года, а именно в период с 11 июля 1991 года по 10 января 1993 года, право собственности на приобретенное жилье возникает с момента регистрации договора в исполнительном органе местного Совета народных депутатов.
Согласно положениям статьи 135 Гражданского кодекса РСФСР право собственности (право оперативного управления) у приобретателя имущества по договору возникает с момента передачи вещи, если иное не предусмотрено законом или договором.
Если договор об отчуждении вещи подлежит регистрации, право собственности возникает в момент регистрации.
Инструкцией о порядке регистрации строений в городах, рабочих, дачных и курортных поселках РСФСР, утвержденной Приказом МКХ РСФСР 21 февраля 1968 года № 83 (утратила силу 16 ноября 2020 года) установлено, что строения, расположенные в сельской местности, регистрации не подлежали (параграф 3 раздела 1).
Таким образом, принимая во внимание, что договор приватизации между истцом, ее мамой и агентством по приватизации жилья заключен 6 апреля 1992 год, из условий данного договора следует, что право собственности на объект недвижимости приобретается с момента его регистрации, а согласно представленным документам и в силу вышеприведенных положений закона данный договор зарегистрирован в установленном законом порядке, действовавшем на момент его заключения, - в исполнительном комитете Большекаменского совета народных депутатов, принимая во внимание положения статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», части 1 статьи 69 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», а также указание представителя администрации Шкотовского муниципального района об отсутствии спора о праве, стороны данный договор не оспаривают, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований о признании приватизации имущества по договору на передачу и продажу квартир (домов) в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ № в виде квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, состоявшейся за отсутствием оснований.
Довод истца, что вышеназванный договор от 6 апреля 1992 года не зарегистрирован в установленном законом порядке, не соответствует действительности, опровергается вышеприведенными положениями закона. Заключенный между сторонами договор от 6 апреля 1992 года № 5 никем не оспорен, действующий, зарегистрирован в установленном законом порядке.
Дополнительно признавать приватизацию состоявшейся при отсутствии спора и наличии предусмотренной законом регистрации договора у суда оснований не имеется.
По вышеуказанным основаниям суд также не находит оснований для удовлетворения требований истца о признании за ней права собственности на имущество в виде ? доли квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.
Право собственности истца на спорное имущество ни кем не оспорено, зарегистрировано в установленном законом порядке, действующем на момент заключения договора (ДД.ММ.ГГГГ).
Отсутствие записи в Едином государственном реестре недвижимости сведений о праве собственности истца на ? долю спорного объекта недвижимости не является основанием для удовлетворения заявленного требования в силу вышеназванных положений закона, в том числе части 1 статьи 69 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости». Право истца на объект недвижимости признается юридически действительным при отсутствии его государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.
Также истцом заявлено требование о признании за ней права собственности имущество в виде ? доли квартиры, расположенной по адресу: <адрес> порядке наследования по закону.
Между тем судом установлено, что право собственности на объект недвижимости, расположенный по адресу: <адрес> за истцом и ее мамой зарегистрировано в установленном законом прядке, действовавшем на момент заключения договора ДД.ММ.ГГГГ.
Договор зарегистрирован в установленном законом порядке, ни кем не оспорен, является действующим.
Отсутствие записи в Едином государственном реестре недвижимости сведений о праве собственности ФИО3 на спорный объект недвижимости не свидетельствует об отсутствии такого права.
Инструкцией о порядке регистрации строений в городах, рабочих, дачных и курортных поселках РСФСР, утвержденной Приказом МКХ РСФСР ДД.ММ.ГГГГ № (утратила силу ДД.ММ.ГГГГ) установлено, что строения, расположенные в сельской местности, регистрации не подлежали (параграф 3 раздела 1), в связи с чем не передавались о спорном объекте недвижимости сведения в АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» по <адрес> и, как следствие, в КГКУ «УЗИ». Указанные сведения содержатся в журнале учета и отчета о приватизации жилья в <адрес> № под реестровым номером 86, что не противоречит закону.
Таким образом, право собственности мамы истца – наследодателя ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на объект недвижимости, расположенный по адресу: <адрес> зарегистрировано, ни кем не оспаривается.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 умерла.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась к нотариусу с заявлением о принятии наследства, открывшегося после смерти ее мамы, то есть в предусмотренный законом срок для принятия наследства.
В заявлении истца указано, что наследство состоит из вышеуказанной квартиры.
Как разъяснено в пункте 8 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О судебной практике по делам о наследовании», при отсутствии надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности наследодателя на имущество, судами до истечения срока принятия наследства (статья 1154 Гражданского кодекса РФ) рассматриваются требования наследников о включении этого имущества в состав наследства, а если в указанный срок решение не было вынесено, - также требования о признании права собственности в порядке наследования.
В данном случае право собственности наследодателя - ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на объект недвижимости, расположенный по адресу: <адрес> зарегистрировано, при отсутствии подлинного договора у истца, второй экземпляр подлинного договора находится в администрации Шкотовского муниципального района <адрес> с отметкой о его регистрации в установленном законом порядке, истец с заявлением о принятии данного наследства обратилась к нотариусу в предусмотренные законом сроки.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что основания для признания права собственности в виде ? доли квартиры, расположенной по адресу: <адрес> порядке наследования по закону в судебном порядке не имеется, поскольку истец обратилась к нотариусу с заявлением о принятии наследства в предусмотренные законом сроки, а право собственности наследодателя на спорный объект недвижимости зарегистрировано в установленном законом порядке.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
исковое заявление ФИО1 к администрации Штыковского сельского поселения, администрации Шкотовского муниципального района Приморского края, третье лицо Большекаменский межмуниципальный отдел Управления Росреестра по Приморскому краю о признании состоявшейся приватизации имущества, признании права собственности на объект недвижимости – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Шкотовский районный суд Приморского края в течение месяца с даты изготовления решения в мотивированном виде.
Председательствующий Е.В. Федорова