Дело № 2-3588/2016
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Усолье Пермский край 06 октября 2016 года
Березниковский городской суд Пермского края
в составе судьи Бабиновой Н.А.,
с участием представителя ответчика Катаевой Л.Л., действующей на основании доверенности № от <дата>
при секретаре Пономаревой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Усолье гражданское дело по иску Нечаевой Т.В. к Администрации Орлинского сельского поселения о признании результатов межевания недействительными, исключения из государственного кадастра недвижимости сведений о границах земельного участка, установлении границы между земельными участками,
у с т а н о в и л:
Истец Нечаева Т.В. обратилась в суд с иском к ответчику Администрации Орлинского сельского поселения о признании результатов межевания недействительными, исключения из государственного кадастра недвижимости сведений о границах земельного участка, установлении границы между земельными участками, в обоснование иска указала, что <дата> между ней и ответчиком заключен договор аренды № земельного участка, расположенного по адресу <адрес>, район <адрес>, кадастровый № До заключения договора семья Нечаевых непрерывно пользовалась земельным участком с <дата> на основании договоров аренды. <дата> ответчику было подано заявление о предоставлении данного земельного участка в собственность. <дата> на данное заявление был предоставлен отказ в предоставлении участка в собственность с разъяснением перечня документов, необходимых для оформления. <дата> ответчику было подано заявление о предоставлении участка в собственность. На данное заявление был предоставлен ответ о проведении торгов на предоставление данного земельного участка в собственность. В рамках проведения данных торгов Нечаевой Т.В. было подано заявление с приложением всех необходимых документов, в том числе предоставлена схема расположения земельного участка на кадастровом плане. По результатам торгов Администрацией Орлинского сельского поселения было вынесено распоряжение № от <дата> в соответствии с которым была утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории с условным номером № и согласовано предоставление участка в собственность Нечаевой Т.В. При проведении межевания данного земельного участка была выявлена невозможность проведения межевания в связи с тем, что происходит наложение границ на соседний участок с кадастровым номером №. В рамках оформления земельного участка в собственность истцом было заказано межевание земельного участка № В настоящее время межевание не завершено по причине того, что происходит наложение границ с отмежеванным смежным участком площадью ..... кв.м, расположенным по адресу пермский край, <адрес>, кадастровый №. При межевании смежного земельного участка кадастровый № была неверно установлена граница данного земельного участка, являющаяся общей с участком, которым пользуется истец, при этом при межевании не учтены фактически существующие границы и не проводилось согласование границ. Смежная граница, установленная по результатам межевания, не соответствует фактическому пользованию земельными участками. Истец о проведении межевания земельного участка с кадастровым номером № не извещался, при межевании данного земельного участка не присутствовал. Граница земельного участка № со стороны земельного участка № обозначена забором. Граница существует более ..... лет. До настоящего времени истец продолжает пользоваться земельным участком в выделенных размерах. Администрация Орлинского сельского поселения провела межевание земельного участка с кадастровым номером № без установки межевых знаков на местности, без согласования межевания с Нечаевой Т.В., несмотря на то, что ее участок является смежным и огорожен забором. Ответчик, имея документы об аренде Нечаевой Т.В. земельного участка с кадастровым номером № зная о намерении оформить данный участок в собственность, имея схему расположения данного земельного участка, провела межевые работы по уточнению границ земельного участка №. Просит признать недействительными результаты межевания земельного участка с кадастровым номером № площадью ..... кв.м, расположенного по адресу <адрес>; установить смежную границу между земельным участком площадью ..... кв.м с кадастровым номером №, расположенным по адресу <адрес> и земельным участком площадью ..... кв.м с кадастровым номером №, расположенным по адресу <адрес> в соответствии с координатами схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории; исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о границе земельного участка с кадастровым номером №, площадью ..... кв.м, расположенного по адресу <адрес>, смежной с границей земельного участка площадью ..... кв.м с кадастровым номером №, расположенным по адресу <адрес>.
В судебное заседание истец Нечаева Т.В. и ее представитель Матюхин И.В. не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены.
Представитель ответчика Катаева Л.Л. в судебном заседании с иском не согласна. Представила письменный отзыв, в котором указала, что оснований для удовлетворения исковых требований не имеется. Просил в иске отказать.
Представитель третьего лица ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Пермскому краю в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Представитель третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель третьего лица Общества с ограниченной ответственностью «Центр землеустроительных работ «Верхнекамье» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, возражений по иску не представил.
Суд, выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Судом установлено, что <дата> между Администрацией Орлинского сельского поселения и Нечаевой Т.В. заключен договор аренды земельного участка № (л.д.....). Предметом договора является земельный участок площадью ..... кв.м, местоположение: <адрес>. Договор заключен сроком до года, с <дата> по <дата> Участок не имеет установленных в соответствии с законодательством границ и не имеет кадастрового номера, так как границы участка на местности не определены и подлежат уточнению при межевании.
В Государственном кадастре недвижимости сведения на земельный участок площадью ..... кв.м, местоположение: <адрес> отсутствуют.
Отсутствуют сведения в ГКН и на земельный участок площадью ..... кв.м с кадастровым номером № расположенным по адресу <адрес>
Распоряжением № от <дата> Администрации Орлинского сельского поселения договор аренды на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> площадью ..... кв.м от <дата> №, заключенный с Нечаевой Т.В. считать расторгнутым с <дата>
Согласно кадастровой выписке о земельном участке в Государственном кадастре недвижимости стоит на учете земельный участок площадью ..... кв.м, кадастровый №, расположенный по адресу <адрес> Границы указанного земельного участка определены на местности в соответствии с требованиями действующего законодательства. Земельный участок передан в аренду ФИО9 на период с <адрес> по <адрес> Земельный участок поставлен на кадастровый учет на основании заявления от <дата> и межевого плана от <дата> подготовленного на основании схемы расположения земельного участка № на кадастровом плане территории, утвержденной <дата> Администрацией Орлинского сельского поселения.
<дата> Нечаева Т.В. обратилась с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в районе дома № для предоставления в аренду для ИЖС с приложением схемы земельного участка площадью ..... кв.м. Извещение было размещено в информационной сети «Интернет». В связи с тем, что по истечении ..... дней больше заявлений от желающих участвовать в аукционе не поступило ответчиком было принято решение о предварительном согласования предоставления земельного участка распоряжением № от <дата> «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории». Торги по продаже права аренды на земельный участок не проводились.
На основании п.3 распоряжения № испрашиваемый земельный участок предоставляется при условии уточнения его границ в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости», т.е. в случае постановки участка на кадастровый учет. При проведении данной процедуры выяснилось что кадастровым инженером схема земельного участка для предварительного согласования подготовлена с нарушениями действующего законодательства, а именно границы сформированного участка пересекли утвержденные границы ранее сформированного участка по адресу <адрес> кадастровый №.
Распоряжением № от <дата> распоряжение № было отменено, Нечаевой Т.В. было предложено провести уточнение границ участка на местности.
Суд считает, что исковые требования Нечаевой Т.В. к Администрации Орлинского сельского поселения удовлетворению не подлежат исходя из следующего.
В соответствии со ст.16 ФЗ РФ «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристики объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10-21 части 2 ст. 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
Согласно ст.22 ФЗ РФ от 24.07.2007 г. «О государственном кадастре недвижимости» если иное не следует из настоящего Федерального закона, необходимые для кадастрового учета документы предоставляются заявителем вместе с заявлением. Необходимыми для кадастрового учета документами являются: межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленным земельным законодательством порядке (если в соответствии со статьей 38 настоящего Федерального закона местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный с учетом настоящего пункта межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ).
Частями 7, 8, 9, 10 ФЗ РФ от 24.07.2007 г. «О государственном кадастре недвижимости» предусмотрено, что местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов. Требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Площадью земельного участка, определенной с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, является площадьгеометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость.
При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Образуемые земельные участки должны соответствовать требованиям гражданского законодательства, земельного законодательства, лесного законодательства, водного законодательства, градостроительного законодательства и иным установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации требованиям к земельным участкам. Если в соответствии с федеральным законом образование земельных участков должно осуществляться с учетом проекта межевания территории, проекта межевания земельного участка или земельных участков или иного предусмотренного федеральным законом документа, местоположение границ данных земельных участков определяется с учетом такого документа.
Согласно со ст. 39 вышеуказанного Федерального закона, местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
Частью третьей указанной статьи предусмотрено, что согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование).
Таким образом, порядок межевания земельного участка предусматривает необходимость истребования согласования всех смежных землепользователей в вопросе установления границы.
В соответствии со ст.40 ФЗ РФ от 24.07.2007 г. «О государственном кадастре недвижимости» результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте графической части межевого плана.
Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей, за исключением предусмотренного частью 3 настоящей статьи случая.
Споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ после оформления акта согласования границ, разрешаются в установленном Земельным кодексом РФ порядке.
Одним из условий предоставления Нечаевой Т.В. земельного участка в аренду является проведение кадастровых работ по межеванию. Данные работы истцом не проведены, в связи с чем истцу отказано в предоставлении земельного участка и предложено провести уточнение границ участка на местности.
Схема расположения земельного участка, которая была утверждена распоряжением № от <дата> «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории» не может служить основанием для установления границ земельных участков, поскольку, для государственного кадастрового учета изменений земельного участка в связи с уточнением местоположения его границ, в соответствии со ст. 22 Закона о кадастре, необходим межевой план оформленный, в соответствии с Требованиями к межевому плану.
В соответствии со ст.3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
По смыслу указанной нормы заинтересованность лица определяется наличием у него материально-правового интереса к актам либо действиям других участников правоотношений, которые в порядке ст.8 ГК РФ порождают или могут порождать определенные правовые последствия.
Истцом Нечаевой Т.В. заявлены требования о признании недействительным результатов межевания земельного участка с кадастровым номером № по адресу <адрес>
Нормы земельного законодательства, не предусматривают возможности отмены межевого плана. Согласно положениям Закона о кадастре, межевание, и как результат произведенной работы по межеванию - межевой план является техническим, а не юридическим действием. Установление границ земельного участка на местности не приводит к правовым последствиям, межеванием непосредственно не создаются и не прекращаются гражданские права и обязанности.
Данное требование не является исковым, представляет собой основание иска, удовлетворение данного требования само по себе не влечет восстановление прав истца, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
Кроме того, в связи с тем, что границы земельного участка истца не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, установить факт наложения земельного участка ответчика на земельный участок истца не представляется возможным, определить координаты характерных точек земельного участка истца в отсутствие межевого плана не представляется возможным.
Суд приходит к выводу, что истцом выбран неверный способ защиты, истцу необходимо ставить на разрешение суда вопрос об установлении границ земельных участков, предварительно проведя землеустроительные работы посредством межевания с оформлением межевого плана и заключением кадастрового инженера.
Для государственного кадастрового учета изменений земельного участка в связи с уточнением местоположения его границ, в соответствии со ст. 22 Закона о кадастре, необходим межевой план оформленный, в соответствии с Требованиями к межевому плану.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственную регистрацию прав на недвижимое Имущество и сделок с ним осуществляют федеральный орган в области государственной регистрации и его территориальные органы.
Таким органом государственной власти, согласно Постановлению Правительства РФ от 01.06.2009 N 457 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии», является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии и его территориальные органы. На территории Пермского края соответствующим органом является Управление Росреестра по Пермскому краю.
Кадастровый учет в связи с внесением сведений о правах, осуществляется на основании документов, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия (ст. 15 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»).
Государственный кадастровый учет, государственный кадастровый учет изменений объекта недвижимости, согласно ст. 16 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», носит заявительный характер.
Исходя из ст. 22 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» предусмотрен состав документов, необходимых для проведения ГКУ. Такими документами являются:
1) межевой план (при кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), оформленный в соответствии с Требованиями к межевому плану, утвержденными Приказом Минэкономразвития РФ от 24.11.2008г. № 412 «Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков»;
2) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается представитель заявителя);
3) копия документа, устанавливающего или удостоверяющего право заявителя насоответствующий объект недвижимости (при учете изменений такого объекта недвижимости).
Таким образом, внести изменения в сведения ГКН возможно в заявительном порядке на основании представленного межевого плана, оформленного в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ.
Между тем, истец не обращался в орган кадастрового учета с заявлением об учете изменений объекта недвижимости.
С учетом изложенного, исковые требования Нечаевой Т.В. к Администрации Орлинского сельского поселения о признании результатов межевания недействительными, исключения из государственного кадастра недвижимости сведений о границах земельного участка, установлении границы между земельными участками, удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования Нечаевой Т.В. к Администрации Орлинского сельского поселения о признании результатов межевания недействительными, исключения из государственного кадастра недвижимости сведений о границах земельного участка, установлении границы между земельными участками оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Березниковский городской суд в течение месяца с момента составления мотивированного решения (<дата>.)
Судья Н.А.Бабинова